Зноя дневного — Это выражение, вероятно, обозначает полдень (1Цар.11:11), а «прохлада дня» буквально «ветер» дня или вечера. Обычное еврейское слово, обозначающее «сохраним» (Быт.43:16) состоит из двух частей. Буквальное его значение «двойное время» т.е. «самый яркий свет». Приведенные выше слова в поэтической форме обозначают полдень, полный рассвет дня (Прит.4:18), так как в это время солнце находится в зените. А у Авраама был обеденный перерыв и по прибытию необычных посетителей ему необходимо было заняться приготовлениями, чтобы оказать им достойный прием.
2. Три мужа стоят против него — Этими словами начинается рассказ о шестом явлении Господа Аврааму (Быт.17:1). Некоторые толкователи рассматривают этих трех мужей как три личности Божества. Такой взгляд не оправдан, поскольку о двух из них говорится как об ангелах (Быт.19:1,19, 1:15, Евр.13:2) и о людях (Быт.19:10, 12:6). Поэтому разумнее всего в этих трех мужах видеть Господа и двух ангелов.
Увидев — Авраам сначала не мог определить кто они такие, он видел только трех уставших с дороги странников, желающих подкрепится и отдохнуть. С настоящим восточным гостеприимством он выбежал навстречу им, чтобы принять их в свой дом как гостей, кланяясь им, как это было принято на Востоке. В его приветствии не было ни какого намека на то, что в числе трех мужей он узнал Господа. Таким же образом Авраам приветствовал своих соседей — хеттов (Быт.23:7-12). Так же и Иаков поклонился Исаву (Быт.33:3), Иосиф — своему отцу (Быт.48:12), Соломон — своей матери (3Цар.2:19) и сыны пророков — Елисею (4Цар.2:15).
4. Владыка — В этих словах приглашениях, направленных Авраамом к одному из странников, некоторые толкователи видят намек на то, что в одном из них он узнал Господа. Возможно что один из троих превосходил других своим видом, или что один из них выступил вперед, вследствие чего Авраам обратился именно к нему. Следует подчеркнуть, что еврейское слово, переведенное здесь словом «Владыка», это не священное для евреев «Яхве», а «Адонеэ», подобное слову «господин», выражающее вежливую форму приветствия.
Если я обрел благоволение — Эти слова были формой обращения одного лица к другому, стоящему выше него по положению или к тому, которого он хотел почтить особым образом. Из приведенных слов, однако, не видно, чтобы одного из них Авраам признал Богом. С этими же словами Лаван в свое время обратился к Иакову (Быт.30:27), Иаков к Исаву (Быт.32:5, 38:8, 10:15), Сихем к Иакову (Быт.34:11), египтяне к Иосифу (Быт.47:29). Еще много других примеров показывает, что эти слова были обычной формой обращения и приветствия.
Не пройди мимо — С обычным Восточным гостеприимством Авраам пригласил странников остаться у него в доме и подкрепиться. Авраам очевидно, был одним из тех, «кто не зная, оказал гостеприимство ангелам» (Быт.13:2). Приведенный пример показывает, что Авраам привык оказывать гостеприимство странникам. Хотя люди были ему совсем не знакомы, однако он приветствовал их с той же почтительностью, что и тех, которые наперед извещали его о своем посещении. Кто всегда готов оказать милость странникам и пришельцам, тот неожиданно может быть удостоен присутствия гостей, которые способны излить особые благословения (Лук.24:29).
4. Омоют ноги ваши — Авраам прежде всего говорит о воде, чтобы омыть ноги утомленным путникам — необходимый знак гостеприимства в некоторых восточных странах и по сей день. Пока они отдохнут под деревом, он приготовит им пищу. После этого они с миром будут продолжать свой путь.
6. Поскорей замеси — Подобно бедуину — шейху наших дней, Авраам повелел своей жене взять три меры лучшей муки и испечь хлеба. Хлеба обычно пеклись на горячих камнях. Вместо масла служила сыворотка, считающаяся и в наши дни во многих восточных странах лучшим лакомством. Меню, перечисляемое как в этом, так и в двух последующих стихах, указывало на обильную трапезу. Авраам предложил путникам лучшее, что у него было.
8. Они ели — Небесные посланники действительно вкушали пищу, которую Авраам приготовил для них, подобно тому, как и Христос после воскресения, этим показал подлинность Своего воскресения (Лук.24:21-43). Участие Христа и ангелов в гостеприимстве, которое им оказал Авраам, по-видимому убедило Авраама в том, что их посещение в дубраве Мамре было не видением, а действительностью.
9. А где Сарра? — Авраам стоял рядом (ст.8) в то время, как странники ели под деревом. Во время трапезы они осведомились о Сарре. Этот вопрос никак не соответствовал восточному обычаю: они не могли знать ее имени испрашивать о ней. Знание ее имени подсказывало Аврааму, что это не простые люди, и что их посещение связано с Саррой. Из последующей беседы Аврааму сделалось понятным, кто они. По обетованию, которое он вновь услышал, он сразу узнал Того, Кто явился ему уже пять раз. Здесь впервые Сарра убедилась лично в Божественном откровении, данном ее мужу. Аврааму было уже ясно, кто был перед ним и он поверил (Рим.4:19-20). Из этих фактов, а так же из Быт.18:9-15 видно, что это посещение было специально предназначено для того, чтобы приготовить Сарру к самому важному событию в ее жизни — к рождению ее первого и единственного ее сына.
10. Сарра слушала — Сарра слушала стоя у входа в шатер, что было обычаем арабских женщин с давних времен. Арабским женщинам было запрещено свободное общение с мужским полом, в том числе и с гостями, особенно если они были странниками. Тем не менее, горя желанием знать, о чем говорят собеседники, они не редко стоят у входа в шатер, но так, чтобы их не было видно. Упоминание имени Сарры, по-видимому, весьма удивило как Сарру, так и Авраама. С каким пристальным вниманием, должно быть она слушала о том, что будет у нее сын.
11. Авраам же и Сарра были стары — Как Авраам во время своего прежнего видения, так и Сарра теперь не могла поверить, что обетование, данное ей, когда-то исполнится. Вновь и вновь она слышала те же обетования в течение 25 лет и ей уже казалось, что все сроки прошли, а ни одно из видений Авраама так и не исполнилось. В результате видения, которое он получил накануне (Быт.17), его сомнение сменилось верой. И на этот раз, как указывает ап.Павел, в его вере и не было и тени сомнения (Рим.4:19-20).
12. Сарра рассмеялась — Во время своего прежнего видения Авраам рассмеялся (см. Быт.17:17). Теперь рассмеялась Сарра, в смехе которой выразилось горечь признания своей части и неверии в то, что ее несчастное положение может когда-либо изменится. Ее мысль выразилась в полунасмешливых, полу тоскливых словах: «Мне ли иметь сие утешение»! (см.Иез.12:22-28).
Господин мой — Несмотря на явные недостатки Сарры, ее почтительная покорность Аврааму заслуживает похвалы. Даже беседуя с собой, она назвала его «Мой господин», что в Новом Завете отмечено как пример добродетели женщины-христианки (1Петр.3:6).
14. Есть ли что трудное? — Покрывало неизвестности теперь снимается окончательно и говорящий предстает пред нами как Господь. Здесь интересно заметить, что хотя посещение было в первую очередь предназначено для Сарры, а не для Авраама, поскольку ему уже было открыто, и он поверил, все же Господь не обращается лично к Сарре до тех пор, пока она сама не обратилась к Нему. Прежде, чем говорить с Саррой, Господь спрашивает Авраама: «Есть ли что трудное для Господа?». Эти слова должны были рассеять сомнения Сарры и укрепить ее веру. Там, где человеческая мудрость и сила оказываются бессильными, и где изнемогающий человек не способен действовать, там Бог проявляет Свое могущество и совершает то, что угодно Его Божественной воле. Нередко Он допускает для нас безвыходное положение, в котором отчетливо проявляется человеческое бессилие в сравнении с Его могуществом.
15. Сарра же призналась — Непризнание Сарры показывает, что ее смех и слова (ст.12) были едва заметны, и она подумала, что ее не слышат. Теперь она обратилась прямо к странникам, не меняя своего положения у входа в шатер или войдя в среду собеседников. Страх обидеть гостей и открыть им свои сокровенные чувства удержали ее от признания. Неожиданное сознание того, что ее заметили, вызвало в ней растерянность, которую она старалась скрыть под видом обмана.
Ты рассмеялась — С той же определенностью, с какой Бог некогда обратился к первым грешникам Едемского сада Он торжественно и непоколебимо заявил ей, что она говорит неправду. Последующее молчание Сарры свидетельствует о сознании ее вины, а не значение о ее раскаянии и прощении, которое она получила от Господа.
16. Встали те мужи Отдохнув подкрепившись, трое небесных путников приготовились в путь. Теперь указана цель их дальнейшего странствования. Если Содом и соседние города находились в долине, которую ныне занимает южная часть Мертвого моря (Быт.14:3), то они были приблизительно в 25 милях от Хеврона, что составляет один день ходьбы. Поскольку гости посетили Авраама в полдень и, по всей видимости, провели у него несколько часов, то в дальнейший путь они отправились к вечеру.
Авраам пошел с ними — В согласии с древним обычаем гостеприимства, который сохранился и в новозаветное время (Рим.15:24, 1Кор.16:11, Деян.20:33), Авраам проводил своих гостей в путь. В восточных странах по сей день принято при уходе гостей сопровождать их некоторое время в дороге. Чем дальше хозяин сопровождает гостей, тем большую степень уважения он желает показать им. Авраам шел с гостями до горы Кафар-Баруха, расположенной в 4 или 5 милях к северо-востоку от Хеврона, откуда открывается вид на Мертвое мору. Возможно, с этого места Авраам и его гости увидели цветущие города долины.
17. Утаю ли Я от Авраама — Авраам назван в Библии другом Божиим (2Пар.20:7, Ис.41:8). Поскольку он был высоко оценен в очах Божиих и пользовался Его щедрой милостью, то Бог нашел его достойным, чтобы ближе посвятить в Свои намерения и действия. Подобным образом Он открывал Свои намерения и пророкам, о которых Он говорит, что они стоят в совете Его (Иер.18:22, Амос.3:7). В особенности, когда говорится о судах Божиих, готовящихся поразить землю.
18. Народ великий и сильный — Повторяя обетования, данные Аврааму прежде (Быт.12:2). Бог разъясняет ему, почему необходимо знать о судах, которые постигнут города Содомские. По обетованию вся земля принадлежала Аврааму. Если Бог, как Старший представитель Завета, предлагал Аврааму действовать, чтобы принять участие в его исполнении, то он как Его верный и испытанный помощник, должен был посвящен в Его планы. Авраам со своей стороны должен был оценить и одобрить план, который Господь собирался привести в исполнение, поскольку дело касалось и его семьи, некоторые члены которой вскоре должны были потерять жизнь.
19. Ибо Я избрал его — Аврааму можно было доверять: он не обманывает Бога. Блаженные слова престарелому патриарху! Сознательное исполнение божественного поручения требовало, чтобы он был посвящен в Его намерения. Потомки Авраамовы так же должны были знать о правде Божьей, чтобы их не постигла участь Содома и Гоморры. Авраам должен был передать грядущим поколениям то, что он знал о действиях Божиих по отношению к человеческому роду. Нравственные и церемониальные законы, которые вошли в его священное наследие, он так же должен был передать будущему потомству. Авраам не только совершал моления в кругу своей семьи, но и ходатайствовал за членов ее как священник. Этому обычаю следовали и другие патриархи и мужи древности (см. Иов.1:5). Как пророк он учил членов своей семьи знанию и практическому исполнению религии, обращая особое внимание на практические дела. Будучи примерным мужем, отцом и наставником он благоразумно управлял общественной и религиозной жизнью своей многочисленной семьи.
Бог мог положиться на Авраама, потому что он руководил семьей не диктаторскими методами, а ясными повелениями и добрым примером. Каждое слово, каждый взгляд и поступок в воспитании детей имеет значение. Многие семейства нуждаются в правильном воспитании с помощью наставлений и добрых примеров. Родители ответственны за воспитание детей, и подобно Аврааму, должны в своем воспитании соединить твердость с любовью. Ответственность за воспитание нельзя переложить ни на кого другого, ни на опекуна, ни на учителя, в противном случае нам угрожает опасность потерять их. Влияние хороших учителей не должно собой подменять домашнее воспитание. Скорее оно должно дополнять его. И то и другое должно быть на своем месте и друг без друга они не полноценны.
20. Вопль Содомский и Гоморрский — Эти слова свидетельствуют о чрезвычайной развращенности народов долины (см.Быт.13:13). Чаша долготерпения Божия наполнилась. Хотя жизнь людей этих городов долгое время оставалась нечестивой, все же Бог даровал им период благодати, в течение которого Он не оставался без верных свидетелей. Праведная жизнь Лота служила им примером, как они должны жить, но его пример не оказывал на них никакого влияния (2Петр.2:7-8). Их общение с Авраамом привело к знакомству с истинным Богом (Быт.14:22). Но все то оказалось напрасным. Их нечестие, которое было «весьма тяжелым» взывало к небу об отмщении. Мир нашего времени опустился в своем нечестии почти до той же глубины падения (см. Лук.17:28-32).
21. Сойду и посмотрю — это не говорит о том, что Бог не знал, что происходит в Содоме (Быт.13:13). Как и при строительстве Вавилонской башни Бог хотел сохранить в сознании людей верное представление. И Его решение истребить Содом исходит не от произвола, а из необходимости. Поэтому никакого разногласия между намерение Божиим лично осмотреть Содом и Его решением, выраженном в ст.17 нет.
22. Авраам же еще стоял — Два небесных посланца уже покинули Авраама и спустились в долину (Быт.19:1), Господь же остался беседовать с Авраамом.
23. Подошел Авраам — Авраам приблизился к Господу, вот о чем говорят эти слова «подошел Авраам». Эти слова говорят, что Авраам приблизился к Господу не только в буквальном, физическом смысле. Еврейское слово «приблизится» употребляется иногда в значении: «приблизится к Богу в смирении сердца и ума для поклонения» (Исх.30:20, Ис.29:13, Иер.30:21). Та же мысль выражена и в Новом Завете (см.Евр.4:16, 10:22, Иак.4:8).
Неужели Ты погубишь? — Личная забота о своих ближних — одна из благородных черт характера Авраама. Ходатайств, подобных этому, у Авраама не мало (Исх. 32:11-32, Иова. 42: 10, Иез.14:14,Дан.9:3-19)Луки 23:34. Деян.7:60.)
Авраам был движим не только заботой о Лоте, но более того, глубоким сострадания к жителям Содома, с многими из которых он успел лично познакомиться, спасая их от руки месопотамских царей. Авраам, по-видимому, надеялся, что на некоторых обитателей долины его прежнее служение и ходатайство ради них, оказало свое влияние. Речь также идет о Лоте, хотя имя его не упоминается. Сострадание Авраама
усилилось при воспоминании о прежних случаях из своей жизни, когда он также испытывал нужду в милости Божией.
Этот вопрос указывает на то, что Бог, согласно Своему намерению, (Быт.18:17) объявил Аврааму Свое решение истребить города Содомские. Ходатайствуя перед Богом, Авраам думал не только про сохранение благочестивого остатка, который мог оказаться в городах обреченных, но и в продлении времени испытания для всех жителей этих городов. Убедившись в том, что намерение Божие истребить богатые, но нечестивые города неизменно, Авраам продолжает неотступно, но в духе смирения просить Господа об избавлении праведных при общей гибели нечестивых. Здесь Авраам всецело взывает к милости Божией и Его прощению.
25. Судия всей земли — Судьей всей земли является только Бог. Слова, с которыми Авраам обращается к Богу, показывают, что он видел перед собой Верховное Существо… Здесь он взывает не к милостью Божией и Его прощению, а к Его правосудию. Исходя из правосудия, Бог продлил срок испытания для Амореев на 400 лет. «мера их беззакония еще не наполнилась» (Быт.15:16). Соглашаясь пощадить Содом если в нем найдется только десять праведников, Бог придерживался того принципа.
26. Пощажу — Бог согласился принять условия Авраама не только из сознания справедливости, но из чувства милости. Справедливость требовала сохранения праведных, но нечестивых могла пощадить только милость. По-видимому, жизнь 50-ти праведников могла привести к обращению многих нечестивых. Бог пожелал вникнуть в рассуждения Авраама и оказать милость тем, которые не заслуживали «ради пятидесяти праведников».
27. Прах и пепел — Авраам использует два еврейских слова «афар» и «вафер», сходные по своему звучанию и своему значению. Эти слова показывают глубокое смирение души, чувства, которые испытывал Авраам в присутствии Божием. Он хорошо понимал скромность своего положения и тот факт, что он должен вернуться в прах, из которого взят (Быт.3:17-19).
28. Может быть — Патриарх приступает к Богу весьма тактично, как это принято на Востоке. Желая иметь положительный ответ, он несколько завышает число благочестивых содомлян, предполагая, что их столько. Но видя, что их число слишком высоко, он опять применяет тактичность. Вместо того чтобы умолять о спасении ради 45 праведников, он протестует мысли, что город может быть истреблен за недостатком пяти. Ободренный милостью Божьей, он стал просить смелее, постепенно снижая число праведников, ради которых, по его мнению, город может быть пощажен.
Авраам не просто просил пощадить город. Он просил пощадить его на определенных условиях. Трудно сказать, к чему привело бы его ходатайство, если бы он в своем перечислении назвал число менее десяти. По-видимому, Авраам удовлетворился числом, которое он назвал последним. Кроме Лота и двух дочерей его, были конечно и другие замужние дочери Лота с их семьями (Быт.19:14-15). Начав свое перечисление праведников с того числа, на которое Авраам надеялся иметь положительный ответ от Бога, он сознательно уменьшал до тех пор, пока надеялся на милость Божию. И эту милость он получил без промедления: его ходатайство было удовлетворено.
Авраам же возвратился — Кто истинно любит своего Бога, тот будет любить и ближнего своего и жертвовать ради него, и если необходимо будет содействовать его благополучию. Мы не можем удержать людей от греха, но мы можем ходатайствовать и молиться за них. Бог доволен таким ходатайством, потому что в нем отражается Его Божественная любовь. Как много может усиленная молитва праведника! Когда Авраам с любовью и верой приблизился к своему Богу, смиренно ходатайствуя перед Ним за грешников, тогда и Бог в Своей любви приблизился к нему, милостиво соглашаясь исполнить его просьбу. Такие же опыты будут иметь те, которые следую по стопам отца всех верующих.
По материалам библейского комментария АСД