Печальная история Лота — комментарий к ежедневной главе

Собом и Гоморра1. Два ангела — В еврейском подлиннике сказано: «Пришли те два ангела». Приведенные слова свидетельствуют о том, что это были ангелы, посетившие Авраама в тот же день (Быт.18:22). Прямо об этом не говорится, что они пришли в тот же день, но это видно из 27 стиха. Расстояние от Хеврона до Содома было, по крайней мере, 27 миль по гористой местности, и путешествие их могло занять 7 — 8 часов. Так как ангелы покинули Авраама во второй половине дня, то они могли, идя пешком добраться только к ночи.

Лот сидел у ворот — Лот, прежде поставивший свои шатры вблизи Содома (Быт.13:12) к этому времени успел построить дом внутри города. В древних городах общественная жизнь сосредотачивалась у городских ворот. Здесь были расположены рыночные площади (4Цар.7:1, Неем.13:19) и тут же заседали старейшины города (Втор.21:19, 22:15, 25:7, Ис.Нав.20:4, Руф.4:1 и т.д.). Так Давид сел у ворот, желая говорить с народом (2Цар.19:8), у ворот так же обсуждались события дня (Пс.69:12, Пр.31:31) и делались все публичные объявления (Пр.1:21, 8:3). Почему Лот сидел у ворот города, не сказано. Ясно одно, что он ожидал пришельцев, которым он мог оказать гостеприимство, и которых мог бы защитить от содомлян. Некоторые толкователи считают, что он был в этом городе поставлен судьей. Такой вывод не обязательно следует из Быт.19:19, но вполне возможен, особенно учитывая его родственный связи с Авраамом, который однажды спас весь город от рабства.

Лот увидел и встал — Увидев пришельцев Лот, как и Авраам, немедленно предложил им свое гостеприимство. Его приветствие во всем было похоже на Авраамово (Быт.18:2-5).

2. Мы ночуем на улице — Приглашение Авраама ангелы приняли тут же, но на приглашение Лота они медлили. Они испытывали Лота, желая видеть, продиктовано ли приглашение его только холодной вежливостью или сердечным желанием. Из древних летописей видно, что нередко странники проводили ночь в открытой местности (Быт.23:11). Если бы не жители Содома, то ночлег на улице не представлял бы большого неудобства, так как в городах долины был субтропический климат. Забота Лота о других сделалась средством его собственного спасения. Он проявил дух противоположный духу жителям Содома (Матф.25:34-40).

3. Он же сильно упрашивал их — Видя в Лоте человека праведного, но, не желая пока открыться ему, ангелы согласились остаться под его гостеприимным кровом. Много веков после этого Христос так же не открывался по дороге в Эмаус двум идущим туда ученикам (Лук.24:28-30).

4. Весь народ — Это выражение, вероятно, символизирует большое число людей, представителей всех классов общества.

5. Где люди — Нечестивые жители Содома, что видно из их поступков (Быт.13:18,21). Весть о прибытии странников быстро облетела весь город. Жители города собрались вокруг дома Лота, намереваясь попрать Восточный обычай гостеприимства ради удовлетворения своих низких страстей. О значении слова «познать» см. Быт.4:1. Слово, употребленное здесь, указывает на отвратительный разврат, описанный ап.Павлом в послании к Римлянам 1:27. Согласно археологическим данным этот грех, который по Моисееву закону наказывается смертью (Лев.18:22) был сильно распространен среди хананеев. Слова Моисея, что от мала до велика — все собрались у дверей дома Лотова, показывает, сколь праведен был Бог, решивший предать эти города полному истреблению (Быт.6:5-8).

7. Не делайте зла — Лот вышел из дома, тщательно запрев за собой дверь, чтобы нечестивая толпа не могла войти и стал усиленно просить своих сограждан не делать никакого зла.

8. У меня две дочери — Видя, что его слова не действуют на них, он решился на крайность, чтобы спасти своих гостей от бесчестия. Его вера в высокий долг гостеприимства, так высоко почитаемый среди восточных народов объясняет, однако никак не оправдывает его решения. Тот, кто принял странника под свой кров, должен был защитить его даже жертвой своей жизни. В некоторых странах Ближнего Востока долг гостеприимства по-прежнему рассматривается очень высоко. Отношение Лота к своим гостям можно оправдать или, по крайней мере, извинить, ссылаясь лишь на восточный обычай. Целомудрие и непорочность его двух дочерей в таком городе как Содом — свидетельство его заботы, которую он проявил в их воспитании и доказательство того, что данное предложение ему было высказать нелегко. Восточный обычай оберегать женщин от бесчестия показан на примере сынов Иакова (см. Быт.34). Тот факт, что Лот сделал необдуманное предложение, доказывает, что он испробовал средства, чтобы избежать зла и был в отчаянном предложении. Ему были хорошо известны разврат и нечестие жителей города (2Петр.2:7-8).

9. Вот пришелец и хочет судить — Попытка Лота расстроить их злые намерения возбудила в них еще большую ярость. Они не допускали, чтобы кто-то учил их, а особенно пришелец. Если Лот был у них судьей, можно предположить из ст. 2, то они теперь увидели, что наступил момент избавиться от него. Из их слов видно, что Лот как судья или просто как гражданин города призывал оставить их злые пути. В своей слепой ярости они стали угрожать за это Лоту еще большей расплатой, чем с его гостями, если он и дальше будет мешать им. Только сдерживающая сила Божия и нерешительность наложить руки на того, чей благочестивый пример пробудил в их развращенных душах чувство уважения, помешали разъяренной толпе разорвать его на куски.

11. Слепотою — Бог позволил Лоту попытаться изменить злые намерения Содомлян с тем, чтобы он мог убедиться в степени их падения. Когда все его ни к чему не привели, тогда вмешались божественные вестники, ограждая его и себя от беды. Еврейское слово, переведенное здесь «слепотою» встречается в Ветхом Завете еще только один раз (4Цар.6:18-20). В обоих случаях оно обозначает сверхъестественную слепоту. По-видимому, это не было безвозвратной потерей зрения, а только временным мраком, который окутал их взор. Выражение: «Они измучились, искав выхода», указывает не только на их физическое ослепление, но и на их умственное замешательство. Если бы они были ослеплены в буквальном смысле, то вряд ли они стали бы упорствовать в своем нечестивом намерении.

12. Кто у тебя еще здесь? — Теперь Лот убедился в сверхъестественной природе своих посетителей. Пришло время открыть ему намерения Божии, и они самым ясным образом открыли ему нависшую опасность истребления всего города. Хотя семейные дети Лота казалось свыклись с образом жизни содомлян, однако ангелы хотели спасти их ради Лота, если они пожелают оставить город. Хотя они участвовали в грехах Содома, но только их личный выбор сделал неизбежным их истребление.

14. Вышел Лот — Отсутствие упоминания здесь сынов и дочерей не говорит о том, что Лот имел только зятьев, равно не говорит и о том, что эти зятья были молодыми людьми, готовящимися вступить в брак с его двумя незамужними дочерями. Лот поверил словам ангелов и приложил все старания к тому, чтобы убедить детей покинуть город ради своего спасения. Но они только смеялись над его словами о том, что Бог может истребить целый город.

15. Взошла заря — Очевидно Лот уговаривал своих детей ночью. Когда же взошла заря, то небесные ангелы стали торопить его вместе с его женой и двумя дочерями выйти из города. Выражение: «Которые у тебя» свидетельствует о том, что у Лота были и другие дочери, не пожелавшие выйти вместе с ним из нечестивого города.

16. Как он медлил — Лот и его жена поверили ангелам, но им было трудно расстаться со своими владениями. Растерявшись Лот медлил, не зная, что взять с собой. Ангелы, не проявившие никакого интереса к их владениям, с силой вывели и «по милости к нему Господней». Слабость человеческой натуры может быть крайне велика, так что даже благочестивый человек может быть до такой степени привязан к тому миру, что ему оторваться от него невозможно. Он уподобляется путнику, застигнутому снежным бураном, чувствующему как коченеет его тело, и все же готов покориться смертельному сну. Необходимо, что бы кто-то встряхнул его и вывел на безопасное место.

17. Спасай душу свою — Тот, перед Которым ходатайствовал Авраам накануне, теперь присоединяется к ангелам за воротами города и настойчиво предостерегает их спасаться. Если Самому Христу пришлось присоединиться к ангелам, чтобы убедить Лота и его жену, то это показывает, что Лот и его жена еще не решились оставить все и выйти из города. Разве истребление нельзя отсрочить на некоторое время, чтобы успеть спасти богатство? Если будет дано время, то они постараются убедить других последовать за ними. К чему такая спешка? Но Христос повелевает: «Спасай душу свою».

Не оглядывайся назад — Поскольку едва хватало времени на то, чтобы избежать огня, то дальше медлить было нельзя. Если бы Лоту было дано по его просьбе дополнительное время, для него оказалось бы чрезвычайно трудным его расставание с накопленным богатством. Разве что при таком богатстве он бы решил остаться совсем. Его единственное спасение заключалось в немедленном и окончательном разрыве с тем, что привязало его сердце к Содому. Точно так же обстоит дело и теперь.

Спасайся на гору — Местность, которая некогда была столь привлекательной на вид и плодородной, сделалась самым опасным местом на земле. Отсюда нужно было бежать. Каким роковым было решение Лота сделать этот район своим местом жительства! (Быт.13:11) Теперь ему пришлось искать убежища в горах (Пс.121:1). Здесь в горах и расселинах скал он будет безопасен от лавины огня, который вскоре изольется на прекрасную долину.

18. Нет, владыка — Вместо того, чтобы с радостью сотрудничать с Божьим планом спасения его собственной жизни, Лоту пришлось положиться на великую милость Божию. Говоря о том, что он не может бежать в горы, он просит позволения укрыться в небольшом соседнем городе Бела (Быт.14:2), нынешний Сигор. Лоту не хотелось менять уютную и обеспеченную городскую жизнь на неустроенное и неопределенное существование.

22. Сигор — Единственно оставшиеся развалины времен Авраама, найденные в Содомской долине — это развалины Бабед-Дара. Это место, обнаруженные археологической экспедицией под руководством Кайля и Олбрайта в 1924 году недалеко от юго-восточного побережья Мертвого моря, по всей видимости есть прежний Сигор.

24. Серу и огонь — Суд, произнесенный ангелами, свершился неожиданно (Лук.17:28-29). Хотя здесь упоминается только Содом и Гоморра, видно, что и другие города долины, в том числе Адма и Севоим так же были истреблены (Втор.29:33, Ос.11:8, Иуды.1:7). Только небольшой город Бела (Сигор) был пощажен, и то на короткое время (Быт.19:30).

Выражение «огонь и сера» — обычное идиоматическое выражение в еврейском языке в значении «горящая сера». Чудеса, посредством которых Бог вмешивается время от времени в естественные явления, состоят в использовании природных сил и стихий необычным образом. И поныне южный район Мертвого моря богат асфальтом (см. Быт.14:3-10). Из щелей земли продолжают выходить легко воспламеняющиеся газы. Асфальт, поднимающийся на поверхность в Южной части Мертвого моря, послужил поводом в классические времена назвать это озеро «асфальтовым озером». Массивные глыбы асфальта, плавающие на поверхности, нередко способны удержать в воде сразу несколько человек. В этом районе с давних пор добывают асфальт, серу и другие горячие вещества и экспортируют в другие страны. Арабы, живущие по соседству, используют асфальт для охраны садов от различных вредителей, а так же в медицинских целях. Какое бы средство ни было использовано, чтобы предать города огню, ясно одно, что этот огонь был сверхъестественным, ибо истребление обрушилось в точно назначенное Богом время. В течение веков засушливый пейзаж этой местности остается немым свидетелем катастрофы, которая превратила некогда цветущую долину в место запустения. На примере Содома Моисей показывает, чем может стать Израиль в результате непослушания (Втор.29:21-24). Писатели классического периода дают нам красноречивое описание района в южной части Мертвого моря, представляющего собой ныне глыбы выжженной земли и пепла. Они упоминают так же о разрушенных городах долины. То, что ныне является частью Мертвого моря, в библейские времена было сушей. За последние времена, конкретные годы — уровень моря, не имеющего стока, значительно поднялся и покрыл большую часть территории. Из воды торчат голые деревья, подобно прозрачному лесу. Некоторые исследователи стараются отождествлять истребленные города с развалинами в Темлат-Эль-Гассул на северном побережье Мертвого моря. Но на основании многочисленных данных видно, что катастрофа произошла в южной части Мертвого моря. Память о страшном событии сохранилась в народе до сего дня этого района. Это видно, например, из арабского наименования Мертвого моря «Барет Лут», что значит «Озеро Лота», а так же из названия горного хребта, граничащего с юго-западным побережьем озера «Иевель Усдум», означающее «Гора Содома».

25. Ниспроверг города сии — Это выражение напоминает землетрясение, но употребляется так же для описания городов, разрушенных настолько, что они уподобляются Содому и Гоморре («Цар.10:3, Ис.13:19). Об этой катастрофе неоднократно упоминается в Ветхом Завете (Втор.29:23, Ис.1:9, Иер.49:18, 50:40, Ам.4:11).

Истребление города служит примером окончательного наказания огнем всех нечестивых (2Петр.2:6, Иуды 7).

26. Жена же Лотова оглянулась — Ангелы вывели всех четырех из обреченного города и дали им ясное указание о том, что делать и чего избегать, чтобы сохранить свою жизнь. Только выйти из города было не достаточно, необходимо было исполнить все указания. Жена Лотова оглянулась назад, чтобы видеть, где остался ее дом, богатство и некоторые из детей. Ее закостенелое сердце стало постоянным предостережением тем, которые, желая быть спасенными, довольствуются полумерами, которые как будто готовы оставить мир, но сердца их привязаны к нему. Не выдержав испытания до конца, они не могут получить спасения (Матф.24:12, Фил.1:6). Нам нужно помнить торжественный призыв нашего Господа: «Вспоминайте жену Лотову» (Лук.17:32). Если бы Лот тотчас послушал ангелов и в этом проявил большую твердость, то это привело бы к спасению его жены. Ангелы вывели ее из города, но они не могли вопреки ее желанию спасти ее. Она была человек далекий от религии, урожденная хананеянка, она предпочла лучше умереть, чем покинуть Содом. Ныне мы оплакиваем ее участь. Давайте же научимся на ее примере.

Соляным столпом — Трудно сказать, сколько времени этот соляной столб, образованный из ее тела, оставался видимым столпом. В некоторых местах юго-западного побережья Мертвого моря встречаются соляные глыбы, некоторые из них напоминают человеческие фигуры. Тот или другой из них путешественникам напоминает «жену Лотову», но утверждать, что один из них «точно жена Лотова», было бы ошибочно.

27. Рано утром — Горя желанием знать результаты своего ходатайства перед Богом, Авраам вернулся к северо-востоку от Хеврона, на то место, где он расстался с Господом. Как велико, должно быть, было его разочарование, когда он увидел долину, охваченную огнем, где дым поднимался к небу!

29. вспомнил Бог об Аврааме — Не имея возможности спасти города, о которых ходатайствовал Авраам, Господь все же вознаградил его искреннюю молитву, пощадив тех, которые пожелали выйти из города. Ради Авраама, как здесь сказано, семье Лота было дано спасение.

30. И вышел Лот из Сигора — В страхе Лот вскоре покинул Сигор, опасаясь, что его постигнет та же участь, что и четыре Содомских города.

36. Беременными от отца своего — Это состояние дочерей Лотовых свидетельствует о развращенном влиянии Содома. Они выросли в стране, где процветало пьянство и все виды разврата. В результате их служение притупилось, совесть умерла. Лот сумел оградить своих дочерей от нашествия садомлян (см.гл.8), но ему не удалось воспитать в их сердцах здравые принципы. Они скорее вызывают у нас сожаление, нежели осуждение, потому что сам Лот сделался участником их греха. Он был виновен, что не препятствовал тому, что вело ко греху и даже согласился пить вино, поданное ему его дочерями (Быт.9:21). Несколько лет, проведенных Лотом в Содоме, обошлось ему очень дорого: он потерял всю семью. Его потомки стали моавитяне и амаликитяне — языческие народы.

37. Моав — «От отца моего» — буквально это имя по переводу семидесяти. Моав — предок моавитян. Будучи братьями израильтян, моавитяне однако всегда оставались во вражде с ними. Первоначально они обитали между Арноном и Шаредом, к Востоку от Мертвого моря. Со дней Давида и до дней Ахава они оставались данниками своим западным соседям, но обрели независимость при царе Месе (4Цар.3:4-5), который расширил пределы своего царства к северу.

38. Бен-Амми — Имя родоначальника амонитян, вероятно означает: «сын моего народа». Этими словами его мать показывает, что его отец и мать были из одной семьи. Ее сын был в действительности ее единственным братом. Но их предки были злющими. Амонитяне сделались кочевым народом. Они обитали в восточной части района, расположенного между Яввоком и Арноном. Название их главного крепостного города «Раббат Аммон», который в настоящее время является столицей королевства Иордании.

История Лота и его семьи трагична. Позорное пятно в его жизни служит напоминанием всем покалениям. Его грех прощен, но многолетняя приверженность его к удовольствиям и наживе осталась долгое время жить в его потомках.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version