Рождение Исаака — комментарий к ежедневной главе

Авраам и Сарра с Исааком1. Призрел Господь на Сарру — Этот Божественный акт благодати назван «посещение» Господне. Глагол, переведенный здесь «посещать», когда речь идет о посещении Господа, может означать либо Его пришествие как Судьи для наказания людей (Ис.21:21, Иер.9:25, Ос.12:3) либо Его пришествие, чтобы помиловать их (Быт.50:24, Руфь 1:6, 1Цар.2:21).

Рождение Исаака противоречило законам природы (естественным законам природы) (Гал.4:23, Евр.11:11). Время от времени действия Божии с Его избранным народом являли пред нами чудеса Его Божественной силы и руководства с тем, чтобы вселить в них полное доверие к Нему (Иоан.15:11). Эти чудеса достигли своего апогея в величайшем чуде всех времен — воплощение совершенной жизни, посреднической смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа (1Тим.3:16).

2. Во время, о котором говорил ему Бог — Подобно многим Божиим обетованиям, это исполнилось в точное время (Быт.17:21, 18:10-14). Пришествие потопа, избавление детей Божиих от Египетского рабства, рождение Мессии наряду с другими событиями, предсказанными Даниилом и Иоанном, исполнились в пророчествах (Быт.6:3, Исх.12:41, Дан.9:25, Гал.4:4). Из всех обетований, данных Аврааму о рождении сына, только те из них указывали на точное время, которые были даны непосредственно перед этим событием. В начале Аврааму было просто сказано, что у него будет сын. Позднее он узнал о том, что Сарра родит ему сына. И только впоследствии ему было сказано, когда именно у него родится сын.

3. Исаак — Бог заранее избрал имя для младенца (Быт.17:19). Имя Исаака, означающее «он смеется» должно было постоянно напоминать о радостном событии, когда вера стала действительностью (Быт.17:17, 18:12, Пс.126:2). Рождение Самуила и рождение Иоанна Крестителя — оба в подобных обстоятельствах стали радостным событием (1Цар.2:1, Луки.1:58).

4. Обрезал Авраам Исаака — За год до этого Авраам и Измаил и все домочадцы его мужского пола были обрезаны. Знак завета теперь был дан Исааку, сыну завета (Быт.17:10- 14:23).

5. Авраам был ста лет — Со времени первого обетования о рождении сына прошло 25 лет (Быт.12:1-4). Не ясно, где родился Исаак, в Герраре или в Вирсавии (Быт.20:15, 21:3).

6. Смех сделал мне Бог — год назад в смехе Сарры отразились цинизм и неверие, теперь же — радость. Постоянство Авраама через все долгие годы разочарования теперь было вознаграждено. Для них рождение Исаака означало рассвет нового дня (Пс.30:5). Это было знамением того, что обетование в целом — пришествие Мессии. Евангелие всем народам и вечная родина в Ханаанской земле — в конечном итоге исполнятся (Быт.22:18, Гал.3:16, Евр.11:9-10). Об этом радостном событии напоминают библейские писатели (Ис.54:1, 51:2-3, Гал.4:4,22-28). Подобно Сарре радуется ныне «вышний Иерусалим», «матерь всем народам», когда у него рождаются дети веры (Ис.66:10, Лук.15:1).

8. И отнято от груди — У восточных женщин отнятие от груди происходит позднее, чем у женщин, живущих в странах Запада. Согласно 2Мак.7:27, матери-иудеянки вскармливали своих детей в течение трех лет (см. так же 2Пар.31:16). Самуил был приведен во святилище вскоре после его отнятия от груди, когда он сделался способным служить Господу (1Цар.1:22-28). По восточному обычаю отнятие младенца от груди сопровождалось празднеством, во время которого он впервые должен был есть твердую пищу. Это означало конец младенчества.

9. Насмехается — Некоторые толкователи переводят еврейское слово «месашек» (насмехается), словом «играет». И делают вывод, что слова Сарры, высказанные ею в следующем стихе объясняются ее завистью. По их мнению она не могла вынести мысли о том, что Измаил будет наследником Авраама. Другие толкователи присоединяются к объяснению ап.Павла в том, что Измаил был изгнан из отцовского дома за то, что гнал Исаака (Гал.4:29-30).

Глагол «масашек» (насмехаться) — от того же корня, что и Исаак «смеяться». Здесь он выражает больше, чем просто смех, скорее — насмешку. Зятьям Лота казалось, что он шутит или насмехается над их здравым суждением (Быт.19:14). Жена Потифара, говоря об Иосифе, применяет то же слово «ругаться» или «насмехаться» над милостивым отношением ее мужа к нему (Быт.39:14-17). Пиршество Израильтян перед золотым тельцом так же описано с помощью того же слова «смеяться» (Исх.32:6). Филистимлян не посылали за слепым Самсоном для того, чтобы он «позабавил их» (Суд.16:25). Единственный случай, когда это слово встречается в положительном смысле, описан в Быт.26:8, где рассказывается о том, как Исаак ласкал Ревекку. Исходя из большего числа примеров, где приведенный глагол употребляется в форме эмфазы, можно заключить, что в данном случае Измаил насмехается над Исааком. Измаил был на 14 лет старше Исаака. Когда Исаак был отнят от груди, ему было уже 17 лет (Быт.16:3, 21:5). Он без сомнения всегда считал себя старшим сыном и наследником Авраама. Рождение Исаака и праздник по случаю его отнятия от груди говорили о том, что сын Сарры должен вытеснить его. И в результате у него родилась зависть. Неудивительно поэтому, что Измаил насмехался над Исааком, как над младшим и следовательно, не имеющим право на первородство.

10. Выгони эту рабыню — Слова Сарры, в которых отразились зависть и презрение, вряд ли подобают тому, кто предложи Аврааму жениться на Агари (Быт.16:2-3). Сарра говорит об Агари как о рабыни, а об Измаиле — как о сыне рабыни. Сарра имела право требовать, чтобы положение ее сына было конкретно определено законом с тем, чтобы после смерти Авраама не могло возникнуть каких-либо недоразумений. Поэтому Сарра требовала от мужа, чтобы он изгнал Агарь и лишил наследия ее сына.

11. Показалось это Аврааму весьма неприятным — В глазах Сарры Агарь и Измаил были посторонними: она египтянка из низшего сословия, рабыня, он молодой человек, наполовину чужой, который постоянно будет причинять неприятности. Авраам же, вполне понятно, не мог разделить этих чувств. Он не сомневался в преимуществах своего сына Исаака, как обетованного наследника, но Измаил так же был его сыном. В течение целого ряда лет он считал своим наследником его, а не Исаака. Измаил был его плотью и он любил этого юношу, который был для него утешением всего 14 лет. Уступить желанию Сарры для Авраама казалось невозможным.

12. Слушайся голоса ее — С человеческой точки зрения кажется странным то, что Бог одобрил эгоистическую просьбу Сарры. Хотя Бог был готов благословить Измаила (см. Быт.16:10, 21:13) и прямо не осудил Авраама за его Агарь, все же Он никогда не признавал его брака с ней. Пред Богом она всегда оставалась рабыней, а не женой. Непрерывное насмехательство Измаила (см.ст.9) показывало, что он и впредь будет нарушать мир и единство дома во все дни жизни Авраама, а после его смерти вероятно силой постарается завладеть первородством. Было ясно, что дальнейшее пребывание Измаила в доме Авраама будет угрожать исполнению намерения Божия в отношении Исаака. Авраам не советовался с Богом, когда взял в жены Агарь, и этот поспешный поступок теперь понуждал его к изгнанию сына, которого он горячо любил. В то время Бог утешил Авраама заверением в том, что Измаил, как его потомок, будет иметь участие в обетованиях, данных ему, и от него произойдет великий народ.

14. Хлеба и мех воды — Слово «хлеб» на еврейском языке — это собирательное обозначение (термин) всякого рода пищи. Мех, сделанный из козьей шкуры, вероятно содержал в себе достаточное количество воды, необходимое для расхождения во время перехода от одного источника до другого. Во время своего первого побега — Агарь направлялась в Египет (см. Быт.16:7) и теперь она видимо собиралась отправиться туда же. Великодушие Авраама и его любовь к Измаилу побудили Авраама приготовить для их странствования достаточное количество провизии. По-видимому бедствие их постигло позднее, когда они сбились с пути и бесцельно блуждали по пустыни, пока не иссяк запас воды. Бегство Агари и Измаила в Египет не отвечало намерениям Божиим, так как его обетование относительно юноши не могло исполнится там. Блуждание в пустыне, по-видимому, было провидением Божиим (см. Деян.21:26).

И отрока — Из этих слов видно, что Агарь наряду с хлебом и водой должна была нести и Измаила. Тот факт, что Измаилу к этому времени исполнилось 17 лет, исключает всякое предположение о том, что она могла нести его (Быт.21:8-9). Поэтому приведенные слова следует принимать в том смысле, что Авраам возложил часть провизии на плечи Агари, а часть на плечи Измаила. Изгнание одного из сыновей, видимо причинило Аврааму большую скорбь. Но помня о своей ответственности за сложившееся положение он безропотно покорился воле Божией. Судьба Агари и Измаила кажется жестокой, но они сами сделали ее неизбежной своим отношением к Исааку. Если бы они согласились занять подчиненное положение, то возможно бы они остались в доме Авраама до тех пор, пока не подрос Измаил. Тогда Измаил вышел бы из дома, обзавелся семьей и получил часть наследства от отца. Как часто неразумное поведение не только отнимает у нас благословение, принадлежащее нам по праву, но и причиняет нам большие страдания (Иер.5:25).

В пустыне Вирсавии — Вирсавия, южная часть города Негеб, столицы семиаридов, был центром караванных путей, ведущих из Трас Иордании к побережью, и из Палестины в Египет. Пустыня была расположена к югу от города.

15. Оставила отрока — Как было отмечено выше, Измаил уже не был младенцем. Это уже был отрок. Агарь положила Измаила под тенью дерева — все, что она могла сделать для него, чтобы облегчить его страдания.

16. Вдали — Тот факт, что Агарь оставила Измаила, позволяет предположить, что от сильной жажды отрок начал бредить. Ее нахождение рядом с ним могло лишь усилить ее страдания, но ни чем ни облегчить его страдания.

17. Услышал Бог голос отрока — Еврейское слово «голос» может означать либо внятные, либо нечленораздельные слова, произнесенные в молитве или отчаянии. Но оно так же может означать стенание и прерывистое дыхание. То же еврейское слово употребляется для описания раската грома, шелеста листьев, блеяния агнцев и звучания трубы (Исх.20:18, 1Цар.15:14, 2Цар.5:24). Что бы то ни было, но Бог услышал и послал ангела Своего к Агари, чтобы утешить ее и исцелить ее сына.

19. Бог открыл глаза ее — Бог показал Агари колодец с водой, находившийся поблизости от нее, тот самый, который был там издавна. Он не сотворил ей воду, но просветил ей очи. Водные источники Палестины представляли собой искусственные водоемы вырытые в земле, куда собиралась вода из ручьев. Их отверстия покрывались камнями, чтобы заблудшие животные не могли случайно свалиться туда. Агарь просто не подозревала о существовании такого источника, пока Божественное проведение не указало ей на него.

20. Сделался стрелком из лука — Под неустанным надзором Божиим Измаил вырос и сделался стрелком из лука, стал добывать средства к жизни, как для себя, так и для своей матери.

21. В пустыне Фаран — Эта пустыня расположена между заливом Акава и Суэцким заливом, к югу от Кадес-Варны. Хотя Агарь вероятно вновь посетила свою родину, чтобы взять оттуда жену для своего сына, все же она вернулась в пустыню Фаран для того, чтобы там Измаил был огражден от развратной жизни Египта. Кроме того, северная часть этой страны входит в землю обещанную Аврааму Богом.. вероятно помня об этом и избрала эту часть страны местом своего обитания.

22. В то время Речь идет, видимо, о событиях описанных в предыдущей главе, об изгнании Агари и Измаила, или же о женитьбе последнего.

С тобою Бог — Увидев небесные благословения сшедшие на Авраама, сначала Тераре, затем в Вирсавии, Авимелех счел выгодным заключить союз с ним. Более тесный контакт с этим человеком обещал и ему принести благополучие. Посчитав себя сначала выше Авраама, теперь Авимелех признавал, что он намного ниже его. Поэтому Авимелех и его военоначальник Фихол по-видимому, еврейское имя, означающее «уста всех» т. е. Тот, кто как военоначальник отдавал приказы всей армии Авимелеха. Но можно себе представить так же, что это филистимское имя неизвестного происхождения.

Тот факт, что «Бог с нами», не может долгое время таиться от других. Благословение Божие на Его верных представителях вызвали уважение к ним в глазах тех, которые являются свидетелями их благочестивой жизни. Самый скромный христианин окружен атмосферой достоинства и сил.

25. Авраам упрекал Авимелеха — Прежде, чем заключить мирный договор, Авраам высказал свой протест по поводу, что люди Авимелеховы незаконно отобрали у него один из колодцев. Хотя конкретно не сказано, но видно, что при заключении договора этот колодец опять перешел в собственность Авраама (ст.28-36).

27. Заключили союз — Куда бы ни шел Авраам он всюду поступал благоразумно: старался жить в мире со своими соседями (см. Иер.29:7, Рим.12:18). Так он в свое время заключил союз с аморейскими вождями: Мамре, Анером и Эшколом при Хевроне (Быт.14:13). Благодаря его великодушию царь Содомский во многом обязан ему (Быт.14, 23). Теперь он был готов дружественный договор и с филистимским царем. Крупный и мелкий рогатый скот, упоминаемый здесь, вероятно не был даром Авимелеху, но был необходим для церемоний при заключении договора (Быт.15:9-17).

Глагол, переведенный здесь «заключили» тот же, что и в главе 15:18, означающий буквально «рассечь». Он означает рассечение животных, между частями которых должны были пройти участники договора. Такой обычай существовал среди семитских народов вплоть до дней Иеремии (Иер.34:18-19). Авраам и Авимелех так же исполнили его, как здесь говорится об этом.

28. Семь агниц — Эти агницы не были предназначены для утверждения завета. Они были либо добровольным даром, либо платой за колодец, который хотя и был выкопан Авраамом, все же находился на территории Авимелеха. Принятие Авимелехом агниц должно было свидетельствовать о правах Авраама на этот колодец.

31. Вирсавия — В память о дружественном договоре Авраам назвал это место «Вирсавия», что значит «колодец клятвы» или «колодец сами». Неизвестно, входило ли число семь в церемонию заключения древнего договора. На древнееврейском языке оба слова «семь» и «клятва» — по крайней мере по написанию одинаковы. Тот факт, что Авраам дал Авимелеху «семь агниц» во свидетельство своей клятвы возможно указывает на слово «семь» (шеви) как имеющее отношение к самому действию клятвы (шаба). И все же это единственный случай, встречающийся в Библии, когда дар семи животных был принесен в подтверждение клятвы, то мы не можем со всей достоверностью утверждать, что это был установленный обычай. В древности Вирсавия был самым южным городом Ханаанской земли. Выражение «от Дана до Вирсавии» (Суд.20:1, 2Цар.24:2 и т.д.) или » от Вирсавии до Дана» (1Цар.21:2) означало «по всей стране». Со времени Авраама Вирсавия осталась населенным городом и сохранила свое древнее название до настоящего времени. В городе по сей день имеются два колодца. Город принадлежит государству Израиль.

32. Землю Филистимскую — Слова о том, что Авимелех и Фехол возвратились в землю Филистимскую после заключения союза с Авраамом в Вирсавии показывают, что этот район вокруг города филистимлянам не принадлежал. В то время он был видимо под владычеством князя Герарского, иначе не возникло бы спорного вопроса о владении колодцем.

Здесь впервые в Библии упоминается «земля Филистимская». Большинство толкователей в этих словах видят историческую ошибку, допущенную более поздним автором. ПО их мнению филистимляне поселились в Палестине только после XIII века до Р.Хр., много времени спустя после Авраама. И в то же время нет веских оснований сомневаться в присутствии филистимлян в Палестине во дни патриархов. О них говорится в документах северного сирийского прибрежного города Угарита до XV века до Р.Хр. Тот факт, что в египетских источниках филистимляне упоминаются только около 1200 года до Р.Хр. не говорит о том, что до этого времени их в Палестине не было. Он показывает, что они не играли столь выдающейся роли как во времена Рамзеса III, когда они наряду с другими приморскими народами были так многочисленны, что угрожали захватить весь Египет (Исх.13:17).

33. Насадил Авраам рощу — Слово «роща», напоминающая собой идолопоклоннические места Палестины (Втор.16:21, Суд.6:26 и т.д.) позволяет предположить, что Авраам насадил подобную святую рощу в честь истинного Бога. Но перевод «роща» от «эшел» ошибочен. Слово «эшел» встречается в той же форме в южно-арабском, египетском и арамейском языке, означает разновидность тамариска, кустарникового дерева, распущенного на земле семиаридов, как например в окрестностях Негеба. Оно растет очень медленно, но долговечно. Авраам насадил это дерево исключительно с той целью, что бы оно постоянно напоминало о договоре, заключенном относительно колодца. Памятные деревья нередко сажают и в наши дни.

Призвал там имя Господа — Как и в других местах, Авраам совершил здесь открытое богослужение (Быт.12:7-8,13, 4:18). Предметом его поклонения был «Вечный Бог» — буквально «Бог вечности» в сравнении с языческими божествами, которые являются изделием тех, которые поклоняются им (Ос.8:6). Авраам славил вечного Свидетеля Завета, вечный источник благословений, которые сопровождали его всю жизнь, а так же вечно живущего Отца, Который никогда не изменяет Своим детям.

34. Жил Авраам в земле Филистимской — Эти слова как будто противоречат написанному в ст.32 о том, что Вирсавия не принадлежала филистимлянам. Видимо либо Филистимская земля (страна) не имела определенных границ со стороны пустыни, а Авимелех мог считать Вирсавию своей территорией, либо этот город был расположен на границе с филистимлянами, и Авраам часто пас свои стада вдоль границы.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version