Иегова-Ире — комментарий к ежедневной главе

Авраам и Исаак1. После сих происшествий — Прошло уже 17 лет с тех пор, как Бог не говорил с ним. Исааку было уже 20 лет (Быт.21:14). Вдруг Авраам услышал слова, которые ставили его перед величайшим испытанием, которые когда-либо выпадали на долю человека.

Бог искушал Авраама — Переводчики ранней еврейской Библии слово «ниссаа» (испытывать) переводят следующим образом:

  1. Когда один человек испытывает или проверяет другого. Царица Савская пришла к Соломону «испытать его загадками», чтобы видеть, столь ли велика его мудрость, как об этом говорят в народе (3Цар.10:1).
  2. Когда Бог испытывает или проверяет человека (Исх.16:4, Втор.8:2,16, 13:3, 2Пар.32:31).
  3. Когда человек искушает Бога, стараясь склонить Его к действиям в согласии со своими намерениями от веры (Исх.17:2-7, Числ.14:22, Ис.7:12).

Поскольку слово «искушать» в наши дни больше употребляется в отрицательном смысле, то здесь более уместно заменить его словом «испытывать». Бог не искушает никого (Иак.1:13).

Вот я — Это видение, во время которого Бог беседовал с Авраамом, по счету восьмое (Деян.7:2, Быт.12:1,13:14, 15:1, 17:1, 18:1, 21:12). Прежние опыты научили Авраама узнавать голос Божий, и он был готов отвечать. Эти краткие вводные слова на еврейском языке состоят только из двух слов, в отличие от аналогичных случаев в прошлом.

2. Возьми сына своего — Если эти слова были сказаны тихо, что вполне возможно, то Авраам, должно быть, в начале почувствовал гордость за своего сына, страх и благоговение. Повторение этих слов должно было вызвать у Авраама его родительскую любовь к своему сыну и приготовить его к предстоящему суровому испытанию. Назвав имя Исаака, единственного сына Авраама, Бог показал, что только Исаак может считаться противоположным наследником. Эти слова противоположны по смыслу записанным в гл.21:1-13, где Бог называет Измаила «сыном рабыни».

Землю Мориа — Название Мориа встречается в Библии дважды, здесь и во 2Пар.3:1. Согласно последнему стиху Соломон построил свой храм на горе Мориа, к северу от города Давидова и к западу от Кедронской долины. Земля Мориа была таким образом гористой местностью вокруг Иерусалима. Это наименование довольно редкое.

Принеси его — Принесение в жертву людей, особенно детей, в древнее время было обычным делом. Как Библия, так и археология подтверждает, что хананеи придерживались этого обряда. Мысль о принесении в жертву первородного сына в честь какого-либо божества Аврааму не казалось чем-то странным. В то время как Бог ясным образом запретил приносить такие жертвы (Евр.18:21). Неизвестно, получил ли Авраам подобные указания. Только исходя из того, что ему было ничего неизвестно о божественном запрете, можно объяснить тот факт, что он не оказал никакого противоречия повелению Божию принести сына в жертву.

3. Рано утром — Авраам, по-видимому, привык вставать рано (Быт.19:27, 21:14). Он был человеком действия. И теперь, когда он услышал слова Бога, его единственной мыслью было немедленное повиновение. Как же он мог спать, имея на сердце такое бремя! Каким невозможным делом это ему казалось! Какие сомнения терзали ему душу! Не рискуя задержаться и опасаясь возможного вмешательства Сарры, он немедленно отправился к назначенному месту. В этом величайшем испытании, в течение всей своей долгой жизни Авраам повиновался Богу беспрекословно, без тени сомнения, не ища совета у человека. Там, где речь идет о принципе, зрелый христианин руководствуется только пониманием своего долга. Его сотрудничество с Богом исходит из сердца, переполненного любовью и послушанием. Он живет как бы в присутствии Божием, не взирая на мнения людей, могущим поколебать его понятия об истине и долге. Однако, в данном случае, какая должно быть происходила борьба в сердце «Друга Божия»! Дело не в том, повиноваться Ему или нет, а в том, не обманывает ли его собственные чувства и разум.

Оседлал осла своего — Краткие, но выразительные слова данного стиха точно передают обдуманное намерение и непоколебимый героизм, с которым патриарх собрался исполнить Божественное повеление. Его спокойный голос и твердость рук ни в чем не выдавали внутреннего волнения его израненного надломленного сердца. Все необходимое для долгого странствования было им быстро приготовлено. Признаков былой слабости не было и следа. Как доблестный герой веры, прошедший необходимую школу воспитания, Авраам тот час откликнулся на зов, когда пришел час его испытания. Это была вершина его духовных опытов. Он без колебания поднялся на высоту, на какую никогда не поднимался ни один смертный, и за это был назван «отец верующих».

4. На третий день — Два дня пути привели путников — Авраама, Исаака и двух слуг в землю Мориа. Две бессонные ночи прошли в молитве. Поднявшись на рассвете третьего дня, Авраам увидел Божественный знак, облако славы, указывающие на гору, на которой должна быть принесена жертва.

5. Останьтесь вы здесь — Торжественная обязанность, которую Авраам готовился выполнить, казалось ему для постороннего слуха и взгляда слишком священной. Никто, кроме Бога, не уразумеет. Два дня он старался скрыть свои мысли и чувства. Исаак был первым, который должен был узнать об этом, и единственный, который должен был разделить с ним этот торжественный час.

Я и сын — каждый из трех глаголов стоит с личным местоимением «мы». Хотя Авраам не понимал намерения Божия, но он верил, что Бог воскресит Исаака из мертвых (Евр.11:19). Разве Бог не обещал, что Исаак будет его наследником (Быт.21:12). Авраам не расчитывал, что его сын будет пощажен и смерть не коснется его, но верил, что Бог силен воскресить его. Поэтому он с верой сказал: «Возвратимся к вам». Он и не думал возвращаться один, что бы сказать людям, что он собственными руками лишил жизни своего сына, принося его в жертву Богу, не мог бы вернуться к Сарре без Исаака. Величие его духовного опыта видно не только в безоговорочном послушании, но и в непоколебимой вере в непреложность божественных обетований.

6. Пошли — Отец и сын начали подниматься на гору молча. Авраам в раздумье и молитве. Исаак недоумевая над необычной сдержанностью отца по поводу их цели странствования. Оставшись наедине с отцом и не видя поблизости жертвенного агнца, Исаак не мог удержаться от удивительного восклицания:

7. Отец мой! — Эти нежные слова для Авраама были душераздирающими. Слова, с которыми обратился Исаак, воспитанный юноша из семитской семьи, показывают, что он имел желание спросить. Ни один воспитанный сын не решался задавать вопросы или высказываться в присутствии родителей, пока не разрешал на это разрешение. Такое разрешение Авраам дал своему сыну, говоря: «Вот, я сын мой».

Где же агнец? — В этом прямом вопросе выразилось лишь удивление. Ни что в рассказе не говорит о том, что Исаак, хотя бы туманно догадывался о том, что он должен заменить собой недостающего агнца. Его вопрос прозвучал просто, без всякого подозрения.

8. Бог усмотрит — Ответ Авраама является пророческим изречением, на которое способен лишь герой веры, сумевший достичь духовной высоты. Его вера указывала на овна (см. ст.13) и на Агнца Божия, которые в данный момент были ему не ведомы. Если бы не сознание того, что он исполняет волю Божию, и что его единственный сын будет возвращен к нему, Авраам не мог бы вынести страданий при мысли о разлуке с Исааком. Тем не менее, вопрос сына с острой болью пронзил сердце отца. Поймет ли его Исаак?

9. И устроил там Авраам жертвенник — Придя на место, где в следующие столетия был построен храм, отец и сын соорудили жертвенник. Салим, город Мелхиседека, находился к югу всего на расстоянии одного выстрела из лука. Далее, к юго-западу, находились гора, впоследствии известная под именем «Голгофа».

Связав сына своего Исаака — Когда все было приготовлено и оставалось только на жертвенник жертву, Авраам с дрожью в голосе рассказал Исааку обо всем, что Бог открыл ему, присовокупив сюда свою веру в воскресение сына. Трудно представить себе, какие чувства боролись в груди Исаака — это были изумление, ужас, покорность, и, наконец, вера и полное доверие. Если такова воля Божия, то он сочтет для себя честью отдать свою жизнь. Двенадцатилетний молодой человек легко мог бы воспротивиться. Но вместо этого он ободрил своего отца в последние роковые для него минуты. Тот факт, что Исаак разделял веру своего отца и понимал его чувства, говорит о благородном воспитании, которое он получил в детстве и юношестве. Таким образом, Исаак стал подходящим прообразом Сына Божия, Который так же покорился воле Своего Отца (Матф.26:39). В том и другом случае отец жертвовал Своим сыном.

10. Взял нож — Положив связанную жертву на дрова, Авраам готовился сделать последний шаг — убить своего сына и поджечь дрова. Будучи прообразом совершенного Агнца Божия, Исаак не оказал никакого сопротивления и не произнес никакого ропота (Ис.53:7).

11. Но Ангел Господень воззвал — Если до этого Бог Сам беседовал с Авраамом, то теперь Он послал Своего Ангела (Деян.7:2,Быт.12:1,13-14, 15:1, 17:1).

12. Не поднимай руки твоей — Патриарх проявил полную веру и послушание, и полностью исполнил требования Божии. Господь не хотел смерти Исаака, Ему были неугодны никакие жертвы. Но Он всегда желает видеть от Своих служителей послушание (1Петр.15:22, Ос.6:6). Поскольку воля и намерения отца и сына были едины, жертвоприношение было совершенным. Бог принял посвящение их сердец как ценный дар, и в их намерении видел действие (Евр.11:7). Библия свидетельствует об отвержении Богом человеческих жертвоприношений (Втор.12:31, 4Цар.17:17, 2Цар.28:3, Иер.19:5, Иез.16:20-21). Утверждения критиков Библии о том, что иудеи при совершении обрядов приносили в жертву людей, что было обычаем у хананеев и других народов древности, лишено основания. Впрочем, в периоды отступления иудеи действительно придерживались этого обычая, но это было прямым нарушением повелений Божиих (Пс.106:37-38, Ис.57:5 и т.д.).

13. Авраам пошел, взял овна — Увидев овна, и считая это еще одним знаком провидения Божия, Авраам не стал ждать указаний от Бога в отношении того, как поступить с овном. Здесь был агнец, о котором Авраам сказал, что Бог усмотрит (ст.8). Дрова, огонь, нож и жертвенник не были приготовлены напрасно.

14. Иегова-ире — Вспомнив теперь о своих собственных пророческих словах, сказанных Исааку, Авраам назвал это место «Иегова-ире» — «Господь усмотрит». Это имя по словам Моисея, вошло в пословицу. «На горе Иеговы усмотрится». Значение этой пословицы не совсем ясно. По-видимому, она отражает веру Авраама в то, что на горе, назначенной Самим Богом, Он Сам усмотрит средства спасения. В этой пословице выразилась мессианская надежда независимо от того, насколько ясен был ее смысл для ее составителей. На этом священном месте во святом-святых Соломонова храма, впоследствии стала обитать осеняющая слава Божия. Рядом с этой горой произошло отвержение иудейскими вождями истинного Агнца Божия.

15. Ангел Господень — После принесения в жертву овна, возвысил свой голос. До события, описанного в гл.12, Бог лично беседовал с Авраамом семь раз (см.ст.1). Это последнее откровение Божие, данное Аврааму. Бог принял его верность и послушание и еще раз подтвердил данные ему ранее обетования.

16. Мною клянусь — Цель клятвы утвердить сказанное. Люди, чтобы подтвердить свою невиновность, призывают в свидетели Бога. Но так как выше Бога никого нет (Евр.6:13), то Он клянется Самим Собою (Ис.45:23, Иер.12:5, 49:13). Ради человека, следуя обычаю, принятому у людей, Бог клянется, чтобы убедить их в том, что Он зависим от Своих обетований.

17. И овладеет семя твое городами врагов — Из всех обетований только здесь говорится о том, что семя Авраамово одолеет врагов своих. Это пророческие слова о том, что в будущем, при завоевании Ханаана, его потомки выйдут победителями над врагами своими. Кроме того, имеется в виду победа истины над языческими религиями, т.е. обращение язычников благодаря миссионерскому труду духовных детей Авраама.

20. Аврааму возвестили — Неизвестный вестник пришел в Вирсавию от Нахора, брата Авраамова, жившего в Харране. Эта весть состоит в краткой родословной потомков Нахора. Это родословие приведено здесь с тем, чтобы показать происхождение Ревекки, которая вскоре должна стать женой Исаака.

Милка — Это дочь Арана, которая вышла замуж за своего дядю Нахора (Быт.11:29), родила семеро сыновей, имена который перечисляются в следующих списках. В приведенном стихе не говорится о том, что Милка только недавно стала рожать детей (Быт.11:30). Имеется в виду, что много лет прошло с тех пор, как Авраам имел вести о семье Нахора.

21. Уца, первенца его — Это имя встречается так же при перечислении сыновей Арама (Быт.10:23). Это два разных лица.

Вуза, брата сему — Наряду с Деданом и Теманом, Вуз причислялся к племенам арабов (Иер.25:25). Елуй был «вузитянином» (Иов.32:3,6). Земля «Вазу» согласно ассирийским надписям Эссардона, была, по видимому местом обитания этого племени. Действительно ли племя Вуза произошло от Нахора, достоверно не установлено.

Кемуил — В других местах Библии не упоминается. Впрочем его имя носил один из ефремских вождей во времена Исхода и один из Левитов во дни Давида (Числ.34:24).

Отца Арамова — Этот правнук Нахора не является родоначальником Арамейцев (Быт.10:22), но он мог быть назван в честь Авраама, сына Сима.

23. От Вафуила родилась Ревекка — Кроме Вафуила — младшего сына Нахора, о других его сыновьях ничего неизвестно. Вафуил важен для нас как отец Лавана и Ревекки (Быт.24:15, 24:47, 50:25, 20:28, 2:5). Имя «Вафуил» — буквально означает «жилище Бога», указывает, вероятно, на то, что он был человеком благочестивым. Отсутствие в этом списке имени Лавана говорит о том, что он еще не родился.

24. Техаша и Мааху — О Тевахе и Гахаме неизвестно ничего, кроме имен. Потомки Тахаша были рассеяны вплоть до Ливана, а потомки Мааха — до горы Ермон (2Цар.10:6-8, 1Цар.19:7 и т.д.) 12 сыновей у каждого из трех потомков Фарры — Нахора, Измаила и Иакова, рассматриваются критиками как искусственно придуманная аналогия. Но они не объясняют, почему же тогда у таких выдающихся людей, как Авраам и Исаак не было такого числа сыновей.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version