Смерть Сарры — комментарий к ежедневной главе

Авррам1. Жизни Сарриной — Как мать всех верующих (Ис.51:2, Петр.3:6) Сарра — единственная женщина во всем Писании, которой указан срок жизни. Когда она умерла Исааку было 37 лет (Быт.17:1,17, 21:5).

2. Кириаф-Арбе — Авраам пришел на свое прежнее место обитания, к Хеврону (Быт.13:18, 18:1). Прожив почти 40 лет в земле филистимской (Быт.40:1, 21:31-34, 22:19) он теперь вернулся в Ханаан, что Моисей отмечает особо. Кириат-Арба, что значит «город Арбы» (Ис.Нав.14:15, 15:13, 21:11) так назван по имени одного из сынов Енака, исполина, основавшего, по-видимому, этот город. Название «Хеврон» было дано городу позднее.

Рыдать по Сарре и оплакивать ее — Вероятно, это единственный из погребальных обрядов, который исполнил Авраам. Позднее оплакивание превратилось в сложный обряд, состоявший из таких церемоний, как раздирание одежды, сбривание волос на голове, ношение вретища и посыпание головы пеплом (2Цар.3:31, Иов 1:20, 2:12).

3. И говорил сынам Хетовым — Жители этого района названы сыновьями Хета или хеттеи (ст.10). Во время своего первого пребывания в Хевроне им владели аморреи (см. Быт.20:1). Возражение критиков по поводу того, что уже в этот ранний период жили Хеттеи в Палестине, согласно последним археологическим данным не подтверждается. Особенности обычая, о котором говорится в этой главе, можно объяснить в свете хеттейских законов (Быт.11:17).

4. Я у вас пришелец — Здесь обращает на себя внимание обращение Авраама с хеттеями (Быт.23:12-15). Он открыто признал себя пришельцем и не выдвинул никаких претензий на владение землей (Евр.11:13). Бог обещал ему весь Ханаан. С сотней своих домочадцев он разбил объединенные силы месопотамских царей (Быт.14:1-13). Несмотря на это, Авраам не приступил к ним с какими-то требованиями, он поступил скромно — попросил у них приобрести у них небольшой участок земли в собственность, и то за деньги.

Место для гроба — Здесь впервые упоминается о гробе. Кремация практиковалась у многих языческих народов древности, но иудеи предпочитали погребение. Желание быть погребенным в своей земле свойственно народам всех времен, рас и культур.

6. Ты князь Божий — На просьбу Авраама хеттеи ответили любезно, помня о его учтивом отношении к ним. Не обращая внимания на его собственные слова, о том, что он «пришелец», они признали в нем «князя Божия». Считая Авраама князем Божиим, хеттеи видели в нем человека, к которому благоволил Бог. Никто из них не откажет тебе — они охотно согласились исполнить просьбу Авраама. Прежде всего, они предложили для погребения собственную землю — знак истинного благородства.

7. Авраам встал — Здесь при заключении договора между Авраамом и сынами Хеттовыми мы видим обычай восточной вежливости, что было обычным восточным приветствием. Не встретив возражения на свою просьбу, выраженную в общих словах, Авраам приступил к делу более конкретно.

8. Попросите за меня Ефрона — По типичному восточному обычаю Авраам не прямо обратился со своей просьбой к Ефрону, а попросил старших города использовать свое влияние с тем, чтобы приобрести для него избранный им участок земли. При заключении договора они были его посредниками. Это способствовало скорейшему заключению договора и устранению возможных неприятностей. Доброе имя всего общества будет залогом честного договора и оградит как Авраама, так и Ефрона от необоснованного осуждения.

9. Махпелу — Это название объясняется по-разному. Некоторые считают его именем собственным, другие видят в его названии описание некоторой особенности пещеры. Название пещеры происходит от корня «кафал», что значит «удваивать», что позволяет предположить, что пещера была, по-видимому, двойной или с двумя входами. Первое объяснение здесь более обоснованно. В этой пещере были захоронены остатки Сарры, Авраама, Исаака, Ревекки, Лии и Иакова (Быт.25:9, 49:31, 50:13). Только из всей этой многочисленной семьи патриарха отсутствует одна Рахиль (Тыт.35:19). Под Махпелой предполагают две пещеры, одну над другой, расположенные под магометанской мечетью на склоне холма, близ Хеврона. Доступ к ним был закрыт в течение веков. Только в 1882 году было сделано исключение для английского короля Георга V и его брата. После первой мировой войны некоторым христианам было разрешено посетить верхнюю пещеру, где находятся каменные плиты с именами Авраама, Сарры, Исаака, Иакова, Ревекки и Лии. Эти плиты указывают на могилы, расположенные в нижней пещере, высеченной из скалы. Соответствует ли эта древняя традиция фактическим данным, сказать трудно, пока не будет проведено научное исследование в нижней пещере.

11. Я даю тебе поле — Все подобные дела решались у городских ворот (Быт.34:25, Руфь 1:1). Теперь выступает Ефрон, очевидно, один из знатных представителей города. Он предложил Аврааму поле, на котором находилась пещера, просто даром. Это предложение соответствует доброму восточному обычаю, который в некоторых местах сохранился и поныне. Но каждому было известно, что предложение Ефрона нельзя принимать буквально. Одну пещеру без поля Ефрон продавать не желал. Намерение Ефрона продать всю собственность, а не только часть ее, соответствует хеттейским законам, которые допускают освобождение от феодальной повинности только в том случае, если продается все поле, а не по частям. Поэтому, если бы Авраам приобрел у Ефрона только пещеру, то подать не была бы снята с него, тогда как при полной купле собственность переходила на Авраама.

13 Я даю тебе за поле серебро — Видя в словах Ефрона согласие продать ему пещеру, если он купит при этом все поле, Авраам поклонился ему с почтением. Он естественно отказался принять это от Ефрона как дар и просил его назначить цену, которую он готов был уплатить.

15. Четыреста сиклей серебра — О сиклях см. гл.20:16. Ефрон назвал цену, намекая на то, что для такого богатого человека как Авраам, это сущий пустяк. Хотя с современной точки зрения эта цена кажется умеренной, во дни Авраама она казалась непомерно высокой. Из Вавилонских летописей видно, что поля в то время в среднем продавались по 4 сикля за гектар, а самые плодородные сады по 40 сиклей за гектар. Согласно Вавилонскому уровню цен Авраам за свои деньги мог купить поле в 100 гектар. Хотя площадь поля, проданного Ефроном нам не известна, все же из слов Моисей видно, что Ефрон воспользовался затруднительным положением Авраама, чтобы обогатиться. Иначе он не стал бы предлагать Аврааму поле вместе с пещерой (ст.11).

16. Отвесил Авраам — Не желая сеять чувств вражды, Авраам, вынужденный просить милости у хеттеев, не стал торговаться, а безоговорочно уплатил назначенную цену. И раньше, и теперь, этот обычай распространен на востоке. Ефрон имел право надеяться, что Авраам поступит согласно обычаю. Как «князь Божий» Авраам со всем своим богатством считал торговаться для себя низким делом или вообще не хотел прослыть скупым торгашом. Он тут же уплатил сполна, согласно существующим ценам, о чем свидетельствует и выражение «как ходит у купцов».

17. Поле — Здесь указаны некоторые из условий договора, которые более подробно перечислены при заключении его. Многочисленные договора такого рода в те дни, заключавшиеся в доме Авраама, Уре и других местах Месопотамии, позволяют нам ясно представить себе форму такого договора. Договор Авраама без сомнения содержал в себе описание владения и его расположение с перечислением деревьев и других предметов, включая пещеру. Если бы, например, деревья не были бы специально оговорены, тогда Ефрон мог бы претендовать на ежегодный сбор урожая с этих деревьев.

Это еще одна интересная деталь, показывающая, что хеттеи наряду с Авраамом были участниками договора. Точное перечисление деревьев по их фактической стоимости является характерной особенностью хеттейских деловых документов.

19. Авраам похоронил Сарру — Пещера была расположена против Мамре, где жил Авраам до рождения Исаака. Перед рощей, которая была их обителью так много лет, где они вместе делили радости и горе, надежды и разочарования, Авраам похоронил свою возлюбленную жену.

Против Мамре — Еврейское выражение, переведенное «против» иногда следует понимать в значении «к востоку». Указывающий направление людей, обычно имел себя в виду «обращенным к востоку», который таким образом был напротив него (Зах.14:8, Иоил.2:20, Втор.11:24). Мамре не было другим обозначением Хеврона, просто эта роща располагалась в окрестности Хеврона (Быт.13:18).

В земле Ханаанской — Эти слова, как и видно из ст.2 подчеркивают, что Сарра обрела свой окончательный покой в земле, данной Аврааму по обетованию, в земле Ханаанской.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version