Женитьба Исаака — комментарий к ежедневной главе

Ревекка и Елиезер1. Авраам был уже стар — События, о которых рассказывается в этой главе, произошли три года спустя после смерти Сарры (Быт.23:1), так как Сарре при рождении Исаака было 90 лет, а Исааку во время его брака с Ревеккой — 40 (Быт.25:20). В это время Аврааму было 140 лет (Быт.17:17).

2. Рабу своему старшему — Самым доверительным рабом в доме Авраама был Елиезер, который полвека до этого был избран Авраамом как будущий наследник (Быт.15:2). Теперь его Авраам призвал для выполнения очень важного дела.

Руку твою под стегно мое — Эта древняя церемония, сопровождаемая торжественной клятвой, упоминается еще только в Быт. 47:29. И в том и в другом случае участвующий в клятве дает обещание тому, кому он клянется после его смерти обращаться с его потомками добросовестно. Смерть одного не освобождала от клятвы другого. Этот обычай толкователями объясняется по-разному. Имея в виду под словами «стегно» и «чресла» (см. Быт.35:11, 46:26, Исх.1:5) источник потомства, толкователи относят это слово к будущему потомству Авраама, а именно ко Христу как обетованному семени. Если так, то клятва произнесена. Тем или от имени Того, Кто должен придти. Другие в слово «стегно» видит символ авторитета или власти, а положение руки под стегно рассматривают как выражение клятвы верности хозяину.

3.Не возьмешь сыну моему жены — Хотя Аврааму предстояло прожить еще 35 лет (Быт.25:7,20), но все это время он чувствовал себя очень слабым (ст.1). Повеление, данное Елиезеру в избрании жены, предполагает покорность со стороны Исаака, которому было уже 40 лет. В древнее время (на востоке и теперь) родители сами подбирали для своих детей женихов и невест и устраивали для них свадьбы. Это не говорит о том, что желание молодых людей при этом не учитывается. Авраам долго не решался на брак своего сына Исаака. Причина этого была, по-видимому, его боязнь того, что Исаак может взять в жены женщину хананеянка, а так же тот факт, что до сих пор ему не удалось подобрать ему жены из Харрана. Смерть Сарры видимо ускорила решение этого вопроса.

Хананеев — Сознавая растущую распущенность и идолопоклонство хананеев и приближающуюся к ним роковую участь, Авраам желал сохранить чистоту обетованного семени. Его личный опыт с Агарью, а так же жизнь Лота и Измаила научили его видеть опасности в заключении союзов с языческими народами. Более того, Бог уже запретил семейные браки с хананеями. Этот запрет позднее вошел в кодекс Моисеевых законов (Исх.34:16, Втор.7:8).

4. В землю мою — Имеется в виду не Ур Халдейский, а Харран. Оба эти города находились в Месопотамии. Хотя и не свободные от идолопоклонства родственники Авраама, однако, имели до некоторой степени верное понятие о служении истинному Богу (Быт.31:19, Ис.Нав.24:2). Поэтому невестка, взятая из их семейств, казалась Аврааму более подходящей, чем невестка из развращенных хананеев.

6. Не возвращай сына моего туда — Авраам торжественно поручил Елиезеру не возвращать Исаака в Месопотамию. Он чувствовал, что ни он, ни его сын, не могут даже ради кратковременного посещения возвращаться туда. Это чувство и также его преклонный возраст (ст.1) вероятно удерживали его от личного посещения тех мест с целью приобретения жены для его сына.

7. Он пошлет Ангела Своего — Это выражение нежного доверия Божественному руководству открывает нам непоколебимое убеждение Авраама в то, что он и его жизнь находятся под руководством Божиим и Его охраной. Та же уверенность в Божественном руководстве, данная Елиезеру, позднее была выражена как обетование народу израильскому (Исх.23:20), а так же христианской церкви (Евр.1:14).

8. Ты будешь свободен — Ввиду священного и непреложного характера этой клятвы, Елиезер справедливо хотел знать свою ответственность в том случае, если ни одна женщина не пойдет с ним в Ханаан. Авраам заверил Елиезера в том, что Бог, Который вел их доселе, не оставит их и теперь. Елиезер мог отправиться с уверенностью в успешном завершении поручения. Но если вопреки всему случится обратное, он должен считать себя свободным от клятвы, кроме одного условия: ни в коем случае не должен позволить Исааку идти в Месопотамию и таким образом помешает исполнению божественного обетования, вернее — намерения.

10. Десять верблюдов — О применении домашних верблюдов во дни Авраама см.гл.12:16. Авраам доверил исполнение вышеуказанного поручения своему испытанному слуге Елиезеру. Слова «в руках у него были так же всякие сокровища господина его» показывают, что это был человек опытный и благоразумный. С Авраамом он был уже боле полувека (Быт.15:2, 16:3).

Пошел в Месопотамию — Еврейское выражение «Аврам-нареин» переведенное здесь «Месопотамия» буквально звучит «Арам двух рек». Это земля, на которой во дни Моисея расцветала культура Митании, египтянами называлась «Нарина». Она расположена к северу от Месопотамии, между верхним Евфратом и рекой Кобур.

Город Нахора — До последнего времени исследователи считали это название другим названием города Харрана (Быт.27:43, 28:10). Однако, в клинописных табличках XVIII века до Р.Хр., недавно найденных в Мари, одном из аморрейских городов центрального Евфрата, упоминается о Тил-Напри, городе Нахора как о городе, расположенном в районе Харрана. Город Нахора не был таким образом самим Харраном. Это было отдельное поселение, основанное Нахором и названное его именем (Быт.11:31).

11. Когда выходят женщины черпать — О самом странствовании, которое длилось, вероятно, много дней, не сказано ничего. Моисей продолжает рассказ, когда Елиезер уже прибыл в назначенное место. Караван из десяти верблюдов прибыл к колодцу вне города Нахора. Здесь они могли отдохнуть в ожидании питья. Женщины черпали воду и несли домой либо в кувшинах, либо в мехах (Исх.2:6, 1Цар.9:11), что было восточным обычаем издавна. Елиезеру представился удобный случай наблюдать молодых незамужних женщин города и выбрать из них подходящую жену для своего господина.

12. Господи, Боже — Воспитанный в религии своего господина и будучи сам твердо верующим в истинного Бога, Елиезер про себя молился о ниспослании свыше мудрости руководства и успеха. Этот молящийся слуга является добрым плодом неустанной заботы Авраама о своих домочадцах (Быт.18:19). Это первая упоминаемая в Библии молитва, выражающая собой детскую веру. Елиезер чувствовал за собой и большую ответственность вернуться с девушкой, которая будет помощницей мужу своему и не соблазном к его падению. Поэтому он желал бы иметь знак, которым он мог бы руководствоваться при выборе. Поскольку черпание воды для утоления жажды десяти верблюдам было делом нелегким, то выдвинутое условие было действительным испытанием характера. Елиезер хотел иметь уверенность в том, что женщина, которую он приведет в дом Авраамов, имела добрый нрав, а так же любовь к труду и готовность поспешить на помощь к другому.

15. Вышла Ревекка — Проведение, а не случай было в том, что на его молитву пришел ответ, прежде чем она была окончена. Это не единственный случай, когда ответ от Бога приходил мгновенно (Дан.9:23, Ис.65:24). Он всегда готов услышать искреннюю молитву, произнесенную с верой. Значение имени «Ревекка» неясно. О ее родстве см. Быт.22:23.

И кувшин ее на плече ее — У некоторых восточных народов распространен обычай носить кувшин с водой на голове. Палестинские и сирийские женщины носят его на плече.

16. Прекрасна видом — Моисей знакомит своего читателя сразу с Ревеккой, как ее имя появляется в рассказе. Как и Сарра (Быт.12:11) и Рахиль (Быт.29:17) Ревекка была весьма привлекательной. Ее девственность подчеркивается дважды, как по истине важная добродетель той, которая должна сделаться матерью целого народа.

Она сошла к источнику — Колодец был естественным источником, о чем свидетельствует еврейское слово «аин». Источники обычно находились в русле рек, высыхающих по времени, тогда как города строились на холмах. Поэтому для пополнения запасов воды людям приходилось спускаться вниз к источнику.

19. Черпать и для верблюдов твоих — Ревекка, к которой усталый путник обратился с единственной просьбой «напиться воды», тотчас проявила свое доброе расположение. Ее готовность напоить была добровольным согласием, но не предписанием обычая. В ее готовности выразилось искреннее желание помочь тем, которые нуждались. Не следует забывать о том, что ее доброта была использована провидением Божием как доказательство того, что Он избрал ее быть женой Исаака. Ее желание помочь могло быть ответом на молитву Елиезера только в том случае, когда это желание было естественным отражением ее характера.

21. Смотрел на нее с изумлением — Елиезер был так заворожен искренним желанием Ревекки помочь, что позволил ей самой напоить десять верблюдов (Быт.29:10, Исх.2:17). Он был изумлен точностью, с какой Провидение ответило на его молитву. На мгновение он задумался: неужели это правда? Точно так же удивились ученики, когда перед ними неожиданно явился Петр, после того, как ангел освободил его из темницы. Хотя они молились о его спасении, они не могли сразу уразуметь ответа, который пришел к ним на их молитву (Деян.12:1-17).

22. Золотую серьгу — Следует заметить, что этот подарок был не приданным, а знаком признательности со стороны Елиезера. Догадываясь, что она должна стать женой Исаака, Елиезер даже не знал ее имени, ни тем более ее родословных связей с семьей Авраама. Слово, переведенное здесь «серьга» происходит от еврейского «незем», что значит — кольцо для ношения в носу. С давних времен бедуинские женщины носят носовые кольца с одной стороны ноздри, либо по средине носа (Ис.3:21, Иез.16:11-12). У бедуинов до сих пор носовое кольцо, согласно древнему обычаю, является даром во время помолвки. Золотая серьга, вероятно, весила около одной пятой унции, а два золотых браслета 4 или 5 унций. В нашем денежном выражении их общая стоимость составляла 169 рублей. Естественно, что Лаван был изумлен (ст.30).

25. Есть место для ночлега — Елиезер был убежден, что молодая женщина, с которой он познакомился столь необычным образом, избрана Самим Богом сопровождать ее в Ханаан. Гостеприимство в доме Ревекки было давним обычаем. Иначе она не могла так свободно приглашать чужестранца на ночлег.

26. И преклонился человек тот — Верный слуга Авраама был одним из тех счастливых людей, которые не только молятся о помощи, но и благодарят за получение ее. Он прославил Бога за успех, который он увидел при исполнении своего поручения. Елиезер является для нас замечательным примером как добрый хранитель семейных уз. Авраам никогда не считал религию только своей принадлежностью, но жил ею, учил других этой религии (Быт.18:18) и сделал членов своей многочисленной семьи участниками требований и преимуществ божественного завета (Быт.17:23). Они учились верить в истинного Бога и подражать примеру Авраама в его безупречном служении Ему. Две молитвы Елиезера у колодца города Нахора подчеркивают ценность миссионерской работы в семейном очаге.

28. В доме матери своей — Имеется несколько объяснений того, почему именно Ревекка пошла в дом матери своей, а не в дом отца своего:

  1. Ее мать была главой семьи. Это мнение не основательно, поскольку вопрос, о котором идет речь, решали мужчины (ст.31-50);
  2. Ее отца Вафуила не было в живых. Этим именем в ст.50 назвался брат его;
  3. Во многих восточных странах женщины имеют отдельные комнаты, и Ревекка, естественно, сначала отправилась туда поделится пережитым событием;
  4. Выражение «в доме матери своей» фактически «доме бабушки» согласно обычаю у семитов, у которых бабушка может быть названа матерью. Поскольку везде упоминается только имя Милки, бабушки Ревекки (ст.15,24,27), то из этого видно, что ее матери не было в живых. Таким образом, Ревекка, по-видимому, жила со своей бабушкой Милкой, которая будучи вдовой, имела отдельное жилище. Последнее объяснение видимо наиболее верно.

29. Лаван — Т.е. белокурый, вероятно младший брат Ревекки (ст.22-23). Его не совсем благородный характер, появившийся позднее в его обращении с Иаковом, очевиден из того, что он, увидев богатые дары своей сестры, тотчас выбежал встречать Елиезера.

31. Благословенный Господом — Оставаясь идолопоклонником (Быт.31:30) Лаван все же знал, что значит служить истинному Богу. Рассказ Ревекки о своей необычной встрече с Елиезером у колодца несомненно напомнил ее братьям о божественном призвании Авраама поселиться в Ханаане и его успехе, который Бог даровал ему там.

33. Не стану есть — По обычаю восточной учтивости сначала подавалась пища, а затем после трапезы разбиралось всякое дело. Однако, чувствуя, что дело, ради которого он пришел, большой тяжестью лежит на его сердце, и исход его неизвестен, Елиезер даже отказывается от еды, пока не будет решен этот волнующий его вопрос. Его усердие, проявленное здесь, свидетельствует о том, что вера Авраамова в него полностью подтвердилась.

49. Скажите мне — Рассказав о богатстве своего господина, о рождении Исаака, о своей клятве найти для него жену среди родственников своего господина, а так же о том, каким чудным образом Провидение привело его в дом Ревекки, Елиезер ожидал услышать определенный ответ.

50. От Господа пришло это дело — В согласии с восточным обычаем Лаван и Вафуил должны были одобрить брак Ревекки с Исааком. Поскольку Сам Господь решил это дело, то им ничего другого не оставалось как согласиться. Они не могли оспаривать решение Господа, и Елиезер мог свободно взять с собой Ревекку в Ханаан.

52. Поклонился Господу до земли — Это уже третья молитва Елиезера во время его краткого пребывания в городе Нахора (Быт.15:26). Видно, что каждый случай в жизни, предоставлявший ему возможность помолиться либо о ниспослании руководства свыше, либо как знак признательности за услышанную молитву. Люди смело могут полагаться на Бога. Насколько больше успеха мы могли бы иметь во всех наших земных делах, если бы мы подобно Елиезеру, во всех своих поступках видели руку Божию!

54. Отпустите меня — Елиезер торопился исполнить свое поручение и известить Авраама об успехе, иначе задержка могла причинить ему большое беспокойство. Как и следовало ожидать, родственники Ревекки заволновались при мысли о неожиданной разлуке с ней. Они беспокоились, что у них недостанет времени, чтобы проводить ее должным образом. По восточному обычаю это должно было занять несколько дней, в течение которых совершалось пирование.

55. Не удерживайте меня — Настойчивость Елиезера и согласие Ревекки побудили Лавана отпустить Ревекку. Быть может она жертвовала удовольствием нескольких днях в доме юности своей с тем, чтобы угодить своему будущему мужу и его отцу? Ее охотный и незамедлительный ответ свидетельствует о зрелости суждения, бескорыстном духе и признании того, что отныне ее первый долг будет по отношению к мужу.

60. Да родятся от тебя — Семья Ревекки изрекла на нее благословения, обещанные Богом Аврааму, многочисленное потомство на Востоке и по сей день считается благословением. Поэтому главным пожеланием Лавана и братьев его для Ревекки было это благословение. О том, что ее потомство овладеет жилищами врагов ее см. гл.22:17.

62. А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои — Как и о странствовании в Месопотамии, ничего не говорится об обратном пути в Ханаан. Моисей сразу переходит с сцене встречи ее в будущем доме. Это событие произошло у источника, который Агарь назвала Лахай-рои (Быт.16:14) вблизи Негеба, к югу от Вирсавии (Быт.12:9) после смерти Сарры, которая произошла в Хевроне (Быт.23:2), Авраам видимо еще раз сменил место жительства.

63. Исаак вышел в поле поразмыслить — Точное значение еврейского слова «суач», переведенного «размышлять» не ясно. В таком значении это слово передано в древнейших, несимитских переводах этого текста, в переводе Семидесяти и Вульгате. В древнейших семитских переводах, в самарийском Пятикнижии и др. это слово переведено «молится». Этот перевод одобрен так же великим европейским грамматистом средних веков — Кимчи, Лютером, великим реформатором и некоторыми другими толкователями. Тот факт, что Ревекка стала утешением для Исаака в те дни, когда он еще оплакивал смерть своей матери (ст.67), побудило некоторых толкователей перевести слово «суач» словом «оплакивать». Поскольку точное значение этого слова остается невыясненным, лучше всего пока держаться древних переводов. Возможно Исаак размышлял или молился об успешном возвращении Елиезера с его нареченной невестой. Он ожидал скорого их возвращения из Месопотамии. Его будущее счастье будет зависеть в значительной мере от того, какую жену привезет ему Елиезер. Именно теперь самое время было Исааку преклонить колени и молиться Богу, чтобы Он благословил его семейный очаг! Те мужья и жены, которые своим брачным союзом обязаны молитве к Богу, будут друг для друга самым большим благословением.

65. Она взяла покрывало — Ревекка с нетерпением ожидала встречи с Исааком, но обычай ее страны не позволял жениху до свадьбы видеть лицо своей невесты (Быт.29:23-25). Ее воспитанность проявилась и в следующем. Впервые встречая своего будущего мужа, она решила сойти с верблюда на землю.

66. Раб же сказал Исааку все, что сделал — Хотя здесь об Аврааме ничего не говорится, но видно, что он принял невестку самым учтивым образом и обильными благословениями. Рассказ Елиезера о том, что он нашел Ревекку, должно быть принесло ему глубокое чувство удовлетворения. Не трудно предположить, что по этому случаю Авраам совершил благодарственное служение Богу.

67. В шатер Сарры, матери своей — Возможно в этот же день или на следующий Исаак ввел Ревекку в шатер своей матери. Оставаясь пустым в течение трех лет, он теперь сделался жилищем Ревекки и ее служанок. Из сказанного видно, что в доме Авраама Ревекка заняла место Сарры. Церемония брака, по-видимому, была простой. Она состояла из оглашения в присутствии свидетелей намерений Исаака женится не Ревекке (Руфь 4:10-13).

И он возлюбил ее — Исаак имел все основания любить Ревекку. Она была не только красива (ст.16), но и доброй, жизнерадостной и учтивой. Одним словом, она была образцом женской добродетели (см.Пр.31:10-31, 1Петр.3:1-6, Титу 2:3-5). О благородном воспитании Исаака и его кротости уже было сказано в Быт.9:22. Союз Исаака и Ревекки оказался весьма счастливым.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version