Исаак и его дети — комментарий к ежедневной главе

Иаков и Исаак1. И взял Авраам еще жену — Хотя смерть Сарры навеивала ему чувство одиночества и сознание приближающейся старости (гл.24:1), все же он сумел сохранить в себе физические и умственные силы и еще жил 38 лет. Брак Исаака, вероятно, сделал его еще более одиноким и побудил его взять себе жену, чтобы утешиться в последние годы. Тот факт, что его новая жена Хеттура «фимиам» названа подобно Агари (ст.6) наложницей, еще не значит, что он имел ее женой еще при жизни Сарры, хотя это не исключено. Из контекста же видно, что Авраам взял Хеттуру после смерти Сарры.

2. Она родила — Аврааму при смерти Сарры было 137 лет, а во время брака Исаака и Ревекки — 140 лет. Тот, Кто благословил состарившегося патриарха на сотом году жизни рождением сына, теперь даровал ему еще радость в рождении новых сыновей и дочерей. Ничто так не могло украсить в последние дни жизни жителя востока и обрадовать его сердце, как многочисленная и счастливая семья. За исключением одного сына Хеттуры от Авраама, насколько известно ее сыны поселились в Аравии. Подобно Измаилу они совершили свое переселение к югу и востоку от Негеба.

Зимран — Вероятно, означает «антилопа». Это имя отдаленно можно отождествлять с арабским городом «Заврам», расположенном между Меккой и Мединой.

Иокшан, Медан, Мадиан — Хотя о первых двух сыновьях неизвестно ничего, кроме имен, однако, третье колено Мадиана часто упоминается как в Библии, так и в надписях. Это колено переселилось в северной части Синайского полуострова, а так же частично на северо-западе Аравии, вдоль Акабского залива. Впоследствии среди жителей его Моисей нашел убежище в доме Иофора, чтившего истинного Бога. Во дни Судей Мадианитяне неоднократно теснили Израильтян (Суд.6).

Ишбак и Шуах — Ишбаком можно предполагать народ «Ясбуку», упоминаемый в клинописях. Шуах, по-видимому, был родоначальником племени, к которому принадлежал Вилдат, один из друзей Иова (Иов.2:11, 3:1 и т.д.). Если это так, то обитатели племени Шуах поселились не в Аравии, а в северной Месопотамии наряду с другими сыновьями Хеттуры. В клинописных текстах упоминается страна «Ситу» к югу от Каршемиша, расположенного на реке Евфрат.

3. Шева и Дедан — Потомками окшана, Шевы и Дедана нельзя считать южно-арабские племена под теми же названиями, упоминаемыми в гл.10:7, происходящими от Хама. Непонятно, почему Моисей относит происхождение этих племен в одном месте к Хушу хамиту, в другом — к Авраам — семиту. Сказать что-либо определенное о них трудно.

Ашурим — Это племя упоминается в минейских надписях, найденных в северо-западной Аравии. О двух других племенах Дедана — Летушиме и Леюмила неизвестно ничего.

4. Сыны Медиана — Ефа, сын Мадиана, по-видимому, стал родоначальником арабского племени, встречающегося в клинописях под именем «Шаафа». О других сыновьях точных данных пока нет.

6. И отослал их — В конце жизни Авраам назначил Исаака своим законным наследником (Быт.15:4) и завещал ему большую часть своих владений. Сыновьям же Агари и Хеттуры он дал памятные подарки. Будучи богатым и имея в своем распоряжении сотни рабов (Быт.14:2, 14:14) Авраам мог свободно дать каждому из семи сыновей рабов и часть стад, не нанося ущерба наследию Исаака. Видимо каждый из сыновей получил достаточно имущества, чтобы благоустроить свою жизнь. Отослав этих сыновей еще при жизни, Авраам поступил предусмотрительно, опасаясь после своей смерти споров о праве Исаака на землю Ханаанскую.

8. Скончался Авраам — см. гл.17, 35:29.

И приложился к народу своему — см.гл.15:15.

9. И погребли его Исаак и Измаил — Как главный наследник Авраама, Исаак упоминается первым. Участие Измаила в последнем обряде погребения своего отца свидетельствует о примирении братьев между собой (Быт.35:29). Сыновья Хеттуры не упоминаются. Их отдаленное место обитания не позволяло им вовремя прибыть на погребение Авраама в Хеврон.

11. Исаак жил при Беэр-лахай-рои — Бог почтил Исаака как наследника Авраама и вновь возвестил ему обетования и благословения, предназначенные Аврааму. После смерти Авраама Исаак некоторое время жил при Лахай-рои, где провел последние годы жизни его отец и где он впервые увидел Ревекку (Быт.24:62). Со дней этого памятного события прошло 35 лет и его собственным сыновьям, Иакову и Исаву, уже было по 15 лет (ст.26).

12. Вот родословие Измаила — Прежде, чем перейти к своей основной теме — родословию Исаака — Моисей коротко останавливается на родословии старшего сына Авраама, Измаила.

13. Вот имена сыновей — Тот факт, что именами сыновей Измаиловых названы некоторые племена и географические районы, видно из ст.16. Некоторые из них вновь встречаются в Библии, другие обозначают название местностей в северной Аравии.

Наваиоф, Кедар — Эти имена так же встречаются в Ис.60:7. Имя «Кедар» отдельно встречается в Библии еще несколько раз. Им названо одно из арабских племен.

Адбеел — В других местах Библии не упоминается. По-видимому это племя «Идибиил», обитающее на границе с Египтом. О нем упоминается в клинописных надписях Тиглатпалассара III.

14. Мишма — Согласно надписям Ашурбанапала, под этим именем следует иметь в виду арабское племя «Исамм».

Дума — По-видимому имеется в виду северо-арабский оазис «Дума», многократно упоминаемый в древних текстах. Его нынешнее название «Эль-Дижуф».

Масса — Под этим именем следует понимать одно из северных арабских племен, которое в Месопотамских клинописях названо «Масу».

15. Хадад — В клинописных надписях это имя звучит «Кудаду».

Фема — Это имя встречается так же и в Иова 6:19, Ис.21:14, Иер.25:23. Это нынешний город Фема в северо-западной Аравии. В древнее время это был важный торговый центр, а так же в течение ряда лет столица Вавилонского царя Набонида, отца Валтасара.

Иетур, Нафиш — В 1Пар.5:19 мы видим это племя, ведущим войну с племенами Гада, Манассии и Рувима. Некоторые считают, что Итурея, упоминаемая в Лук.3:1, как район, расположенный к югу от горы Ермон, происходят от имени «Иетур», но это утверждение спорно.

17. Лет же жизни Измаиловой — Своей долгой жизнью Измаил, несомненно, был обязан жизненной силе, которую он унаследовал от своего отца Авраама. О выражениях «скончался» и «приложился к народу своему» см.ст.8, а так же 15:15.

18. От Хавилы до Сура — Месторасположение племени «Хавила» точно не установлено. По этой причине невозможно точно определить восточной арабской границы измаильтян. Их западной границей был Сур (Быт.16:7, 20:1), расположенный неподалеку от земли египетской.

Как идешь к Ассирии — Эти слова не говорят о том, что именно владения измаильтян простирались до Ассирии. Скорее здесь речь идет о протяжении их в северном направлении. Следовательно, их владения на западе граничили с Египтом, на юго-востоке с Хавилой, на севере простирались вплоть до северной Аравийской пустыни.

Они поселились пред лицем всех братьев своих — Слово «нафал» — пасть. Здесь так же можно перевести словами «расположиться станом», как, например, в Суд.7:12-13. Приведенный перевод, верно согласуется с пророчеством Быт.16:12.

19. Вот родословие Исаака — Моисей возвращается к основной теме своего повествования — истории избранного народа. Некоторые события, описанные в последующих стихах, произошли во дни Авраама, поскольку Авраам прожил 175 лет (Быт.25:7), а при рождении Исаака ему было 100 лет, то при рождении Исава и Иакова ему было уже, по-видимому, 160 лет (Быт.25:26), а последним при его смерти по 15 лет. Измаил умер в возрасте 137 лет (ст.17), значительно позднее, когда Иакову и Исаву было по 63 года. Измаил был на 14 лет старше Исаака (Быт.16:16). Поэтому при рождении обоих сыновей Исаака ему было уже 74 года. Это родословие, приведенное здесь, кажется нам не совсем уместным, но оно вполне объяснимо и логически оправдано, если учесть, что Моисей в своем рассказе ставит целью показать непрерывную историю жизни Исава и Иакова.

20. Вафуил Арамеянин — Внук Фарры (Быт.20:20-28) был подобно Аврааму потомком Арфаксада, сына Сима, родоначальника Арамейцев (Быт.10:22). Он назван здесь арамеянином лишь потому, что семья Фарры поселилась на Арамейской территории и постепенно ассимилировалась с арамейцами. О Вафуиле и Лаване Моисей говорит как о арамейцах (арамеянах).

Из Месопотамии — Местоположение этой страны неясно. О ней говорится только в Быт.23:2,5-7, 31:18). Под этой страной подразумевают часть территории, входящей в состав Арам-Нахареина (Быт.24:10). Это может быть и «Харран», поскольку слова «Падан» и «Харан» в ассирийском языке близки по своему значению.

21 И молился Исаак Господу — Подобно своему отцу Исаак так же должен был познать, что дети обетования не просто дети, данные по природе, но прежде всего дар благодати. После 19 летнего брака с Ревеккой (Быт.20:26) оставаясь бездетным, Исаак стал молиться об этом Богу. Он счел лучше уповать на милость Божию, чем расчитывать на собственную хитрость, как это сделал Авраам (Быт.16:3).Его доверие к Богу не оказалось напрасным — ждать пришлось не долго, пока вера не стала действительностью.

22. Сыновья в утробе ее стали биться — Ревекка стала опасаться за здоровье детей. В своем огорчении она обратилась к Богу за разъяснением. Вопреки древним и современным толкователям, эти слова не обязательно указывают на обращение к посреднику, каким могли быть Мелхиседек, Авраам или Исаак. Вполне возможно, что она просто обратилась в молитве непосредственно к Господу. Почему бы ей лично не поговорить с Ним? Он ведь не взирает на лица.

23. Два племени во чреве твоем — Ангел открыл Ревекке в общих чертах будущее обоих сыновей, которым предстояло появиться на свет. Казалось, они уже боролись за первенство. Предсказание ангела исполнилось в позднейшей истории потомков Исава и Иакова в истории Едомлян и Израильтян. Оба братские племена постоянно враждовали друг с другом, из которых Израиль обычно выходил победителем. Давид похоронил идумеев (2Пар.8:14, 3Цар.11:16), а царь Амасия впоследствии окончательно разбил их (4Цар.14:7, 2Пар.25:11-12). Асмонийский царь Иоанн Гиркан I окончательно лишил их независимости в 126 году до Р.Хр. заставив принять их обряд обрезания и закон Моисеев, а так же подчиниться иудейскому царю. Провидение Божие, выразившееся, что Он видел характер Исава и Иакова и их будущее еще до их рождения, позволило Ему избрать Иакова как наследника первородства, как своего постоянного представителя, из недр которого произойдет Христос (Рим.3:29, 9:10-14).

25. Красный — По-еврейски «адомони». По-видимому, от корня этого слова произошло имя «Едом» (см.ст.30). Это же еврейское слово употребляется для описания внешности Давида (1Цар.15:12,17,42). Оно по смыслу сходно с латинским «рефус», имя, которое носили две личности из Нового Завета (Марк.15:21, Рим.18:13). Волосатость Исава, заметная при рождении стала впоследствии отличительной чертой его внешности.

И нарекли ему имя: Исав — Оба родителя считали это имя для него подходящим. Контекст побудил некоторых исследователей предположить, что происхождение этого имени от неизвестного корня со значением «быть покрытым волосами». Впрочем, из имеющихся источников его значение определить невозможно.

26. И наречено ему имя: Иаков — Еврейское слово «пята» «акеб», родственное глаголу «акаб», что значит «взять за пяту» в переносном смысле «обмануть». Личное имя Иакова, означающее «он держится за пяту» или «обманывает» таким образом, точно соответствует его личности. Оно не только напоминает о случае при рождении, но и пророчески предсказывает его характер и его будущее. О возрасте Исаака при рождении его обоих сыновей см. ст.19-21.

27. И стал Исав человеком, искусным в звероловстве — Когда оба отрока подросли, разница в их характерах стала очевидной. Исав обнаружил грубый, своенравный характер. Ему нравилась дикая, полная опасностей жизнь полей и лесов (Быт.27:3).

А Иаков человек кротким — Еврейское слово «там», переведенное здесь «кроткий», обозначает доброго, благочестивого и благовоспитанного человека. Однообразная семейная жизнь с ее бесконечными обязанностями, так раздражающая Исава, казалась «кроткому человеку» Иакову вполне естественной. В то время как Исав никогда полностью не вышел из юношеского возраста с его неопределенностью и непостоянством, Иаков развил в себе твердый характер и здравое суждение, свойственное зрелому уму.

28. Исаак любил Исава — Слепая привязанность Исаака к своему первенцу, несмотря на особенности его характера, произвела в семье разделение. В результате зло, несчастье и несправедливость омрачили отношения между братьями и их потомками в течение многих веков. Привязанность Исаака к Исаву можно объяснить, по крайней мере, частично, его любовью к дичи. Удивительно и вместе с тем весьма прискорбно видеть, до какой степени патриарх позволил своему аппетиту господствовать над его любовью, чувством справедливости и благополучием. Больше того, его опыт служит для нас предостережением. Предпочтение одного ребенка другому неизбежно приведет к ревности, распри, злу и несчастью.

29. И сварил Иаков кушанье — Различие в характере обоих братьев вскоре обнаружилось при одном необычном обстоятельстве, которое стало поворотным пунктом в их жизни. Иаков приготовил кушанье из чечевицы. Красная чечевица по сей день является в Палестине излюбленным кушаньем. Она приготавливается с луком, чесноком, рисом и оливковым маслом. Обычно к ней добавляют и масло.

30. Дай мне поесть — Это слово «поесть» встречается только в одном месте, означая «есть с жадностью» или «поглощать».

От сего дано ему прозвание: Едом — От «адом», т.е. «красный». Нет никакого разногласия в том, что с одной стороны его имя объясняют его внешним видом, а с другой — цветом чечевицы. Таким образом, его имя дважды соответствует его личности. Арабы по сей день любят давать знаменитым людям свои прозвища. В египетских и ассирийских надписях едомляне упоминаются чаще израильтян. В египетском языке имя «Едом» читается «Адума», а в клинописях «Удуму».

31. Продай мне теперь же твое первородство — Иаков знал о себе и о своем брате пророчество ангела, изреченное до рождения. Теперь он воспользовался, как ему казалось, вполне благовидным, хотя и необычным случаем. По Моисееву закону преимущества первородного были следующие:

  1. Наследование отцовской власти. Наследование двойной доли отцова имения.
  2. Преимущество быть в семье священником (Исх.22:29, Числ.8:14:17).

Для потомков Авраама первородство также означало:

  1. Наследование обетования относительно земного Ханаана и других благословений завета.
  2. Честь быть носителем обетованного семени.

Предложение Иакова было нечестным и достойным презрения. Оно показывает так же дух нетерпения во всемогущее Провидение Божие, дух подобный тому, который был проявлен Авраамом в его браке на Агари (Быт.16:3). Сделка Иакова была требовательной, эгоистичной и низкой. Принцип, по которому цель оправдывает средства, небом не одобряется (Матф.4:3-4). Бог не мог одобрить самого поступка, но Он в конечном итоге использовал его для исполнения Своего намерения.

32. Вот, я умираю — Согласно раннему переводу слова Исава означают «я умираю от голода, если сейчас же не поем». В этом случае от моего первородства мне не будет никакой пользы. Поэтому лучше для меня получить кушанье и жить без первородства, чем умереть тут же, имея при себе первородство. Многие толкователи придерживаются примерно такого же рассуждения. Согласно же другому толкованию, приведенный текст значит: «Рано или поздно я умру. Поэтому не имеет значения, имею я первородство или нет». Будучи безразличным к благословениям, которые должны принадлежать ему, Исав пренебрег ими и потому сделался недостойным их.

33. Поклонись мне — Поведение Иакова в этой сделке оправдать трудно. Его поведение и слова показывают, что свои действия он обдумывал заранее. Опережать Проведение в том, что оно само исполнит Божественное намерение, не прибегая к человеческой хитрости, значит совершить опасную, иногда непоправимую ошибку.

34. И пренебрег Исав первородство — Для Исава главным было немедленное удовлетворение аппетита. Духовные благословения казались ему далекими и нереальными. В этом он проявил себя как человек, чуждый религии (Евр.12:16). Нечувствительный к духовному, он заботился только об удовлетворении своего чувственного желания. Подобно животному он свои решения принимал только под влиянием момента. В какой степени человек готов пожертвовать своими настоящими желаниями ради будущего блага, свидетельствует об уровне его чувственной и духовной зрелости. Если вопрос рассматривать с этой стороны, то только христианин может достичь полной зрелости, ибо только он готов пожертвовать своей жизнью ради того, чтобы удостоится жизни в будущем (см. 1Кор.4:17-18, Фил.3:7-15, Деян.20:24, Лук.20:34-35, Евр.11:10). Легкомыслие, с каким Исав продал свое первородство за чечевичную похлебку, показывает его непригодность быть наследником славных обетований Божиих. В то время, как ни в коей мере нельзя сочувствовать поступку Иакова, поведение Исава заслуживает самого сурового осуждения. Иаков раскаялся и был прощен. Исав же остался без прощения. Потому что его прощение заключалось только в сожалении по поводу необдуманного своего поступка, а не самого поступка (Евр.12:16-17).

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version