1. И был голод в земле — Голод, подобный тому, который был во дни Авраама (Быт.12:10). Более плодородный Герарский район не был поражен в такой степени, как был поражен Негеб семиаридский. В присутствии филистимлян в это время в Ханаанской земле (см.Быт.21:31) не ясно, являются ли Авимелех и Фихол (Быт.26:26), упоминаемые так же в Быт.20:2 и 21:22, теми же лицами или это просто титулы, обозначающие царя и военачальника. Вероятно, последнее более правдоподобно (Быт.20:2, 21:22).
2. Господь явился ему — Здесь впервые мы узнаем, что Исаак получил откровение от Господа. Обетования, данные ранее Аврааму, теперь были изречены Исааку (Быт.12:3, 15:5, 22:17-18).
5. Авраам послушался — Послушание отца здесь приведено как условие тех благословений, которые изольются на сына. В этих словах есть так же намек на то, что подобный образ жизни со стороны Исаака приведет к подобным результатам. Иаков объясняет, что вера Авраама, вызвавшая справедливую похвалу из уст ап.Павла (Рим.4:1-5), была достигнута посредством послушания (Иак.2:21-23). Ни вера, ни послушание не могут быть друг без друга совершенными.
Гласа Моего — Всякий раз, когда говорил Бог, Авраам повиновался без промедления (Быт.12:1-4, 22:1-3).
Что Мною заповедано было соблюдать — Заповеди относятся к наставлениям, которые дает Бог (1Цар.13:13, 3Цар.13:21) или учитель. Такая заповедь ходить непорочно перед Богом была дана Аврааму в возрасте 90 лет (Быт.17:1).
Уставы Мои — Речь идет о Божественных законах, как о церемониальных (Исх.13:10, Числ.9:4), так и о нравственных (Втор.4:5,8-14, 6:24).
Законы Мои — То есть нравственные наставления, равно как и церемониальные и духовные предписания (Иов.22:22, Ис.8:16-20).
В приведенном стихе заключена большая часть еврейских слов, обозначающих божественные законы или повеления. Авраам старательно соблюдал все эти законы, независимо от того, исходили они непосредственно от Бога или дошли до него от прошлых поколений. Он положил в сердце своем повиноваться Богу беспрекословно. Там, где он отступал, он приближался к Богу с жертвой раскаяния на жертвеннике своего сердца (Евр.7:25, 8:1-4). Он оставил свою родину, принес в жертву своего сына, исполнил обряд обрезания, уплатил десятину. Так же верен он был и в исполнении остальных заповедей Божественного закона, специально не упомянутых в истории его жизни. Приведенное здесь свидетельство Божие удостоверяет нас, например, в том, что Авраам хранил верность в соблюдении субботы, так и в других вопросах, таких как уплата десятины.
7. Это сестра моя — Как в свое время Авраам назвал свою жену сестрой, так сделал и Исаак (Быт.12:11-12). Но охрана, которой Бог хранил Ревекку, была иной, чем та, которую Он послал Сарре. Никто даже не прикасался к ней. В жизни Исаака упоминается только два случая отклонения от правды (Быт.25:28). Стыдясь своего поступка, Авраам, по-видимому, ничего не сказал об этом своему сыну Исааку. Но более вероятно, что Авраам рассказал, но как часто случается, Исаак на своем горьком опыте должен убедиться в неразумии своего поступка. Как часто грехи родителей наследуются детьми! Но наследственная слабость никогда не освобождает детей от их личной ответственности за свои собственные ошибки (Иез.18:20).
12. Во сто крат — Хотя патриархи жили можно сказать полукочевой жизнью, однако их привычки значительно отличались от привычек нынешних бедуинов. Последние не возделывают землю, не содержат больших стад скота, какие имели в свое время патриархи. Хотя Герарская долина является исключительно плодородной, однако стократный урожай для Палестины, где обычно собирают от тридцати до пятидесяти крат, — это рекордный урожай (Матф.13:23). На Исааке излилось особое благословение Божие.
15. Все колодези — Возросшее богатство и влияние Исаака возбудило зависть филистимлян и они постарались причинить ему ущерб. Колодцы, засыпанные филистимлянами, царь Герарский торжественно обещал Аврааму сохранить неприкосновенными (Быт.21:25-32). Пользование колодцами в южной пустынной части Палестины в жизни скотоводства занимает немалое место. Не имея этой возможности, они вынуждены искать пастбища в других местах.
17. И Исаак удалился оттуда — Как подобает благочестивому человеку, Исаак не стал спорить, но поставил свои шатры к востоку от города, в той же долине, по имени которой назван Герар.
22. Он двинулся оттуда — Будучи человеком миролюбивым, Исаак не хотел иметь неприятности из-за колодцев, которые выкопали его люди, и всякий раз, когда его права оспаривались, он удалялся. Третий колодец оказался от филистимлян достаточно далеко, и они оставили его в покое. По этой причине он дал ему название «Реховоф», что значит «широкое пространство» или «пространное место». В этом колодце узнают нынешний источник «Эр-рушеба», расположенный в 20 милях к юго-западу от Вирсавии. Он по сей день сохранил имя, которое дал ему Исаак.
23. Оттуда перешел он в Вирсавию — По неизвестной причине через некоторое время Исаак двинулся к северу и поселился в Вирсавии, где некогда жил Авраам (Быт.21:33, 22:19). Здесь Господь явился Исааку и возобновил с ним обещанный завет.
26. Пришел к нему из Герара Авимелех — При заключении прежнего мирного договора Исааку было около трех лет (Быт.21:8,22). Второй мирный договор был заключен примерно 97 лет спустя (Быт.25:26, 26:34). Возможно поэтому, что Авимелех их Быт.26:26 и Авимелех из Быт.21:22 — не одно и то же лицо. Когда поступки человека угодны Богу, то даже его враги находятся в мире с ним (Пр.16:7). Новый царь Герара предложил мирный договор, который в сущности был возобновлением прежнего договора между Авраамом и прежним царем Герарским. Невзирая на несправедливость, какую Исаак потерпел от руки их, он как миролюбивый человек, рад был заключить с Авимелехом новый мирный договор. Можно представить себе когда Авимелех бесстыдно хвастался, как чувствовал себя Исаак, когда Авимелех хвастался своей честностью и справедливостью. Тот факт, что не произошло никакого насилия, когда рабы Авимелеховы разорили несколько колодцев и лишили Исаака по крайней мере двух из них, объясняется исключительным миролюбием Исаака. Хотя Исаак не мог забыть об этой горькой несправедливости, однако он не сказал ни слова. Он имел щедрое сердце, был великодушным человеком. При заключении договора, хотя здесь об этом не упоминается, были принесены в жертву животные и совершены необходимые церемонии (Быт.21:27).
33. И он назвал его: Шива — Рабы Исаака рассказали ему о том, что им посчастливилось в тот же день вырыть новый колодец. Он дал ему название «клятва», в память о мирном договоре с Авимелехом. Слово «посему имя городу сему Беэр-Шава» нисколько не противоречат тому, что Авраам уже назвал данную местность этим именем (Быт.21:31). Появилась еще одна веская причина увековечить имя, данное сему месту 100 лет назад. Так как договор между Авимелехом и Исааком был лишь возобновлением прежнего договора, то имя «Шив», данное Исааком новому источнику было лишь подтверждением прежнего имени «Вирсавия».
34. Был Исав сорока лет — В дополнение к переживаниям от филистимлян прибавились домашние тяжести, которые причинили Исааку глубокую скорбь. Исав, который уже успел проявить свое безразличие к религиозным принципам, не нашел теперь нужным посоветоваться с родителями в выборе жены или с этой целью отправиться к своим родственникам в Месопотамию. Когда ему исполнилось 40 лет /а его отцу в это время было 100 лет/ (Быт.25:2,26), то он взял в жены двух женщин хеттеянок. Поступив так, он бросил открытый вызов родительской опеке, запрещавшей вступать в брак с язычниками и иметь много жен.
Имена жен Исава, так же как имена их отцов, — семитского происхождения «Иегудиф» означает «прославленная». «Безра» — «мой источник», «Васемафа» — «благоухание и «Елон» — «сильный». Эти имена позволяют предположить, что обе хеттейские семьи, по-видимому, некоторое время жили в Ханаане и усвоили язык хананеев. О присутствии хеттеев в это время в южной Палестине см.гл.20.
35. Они были в тягость — Обе женщины стали в тягость родителям Исава. Их развратный образ жизни, языческая религия и плотской характер причинили как Исааку, так и Ревекке большую боль. У людей в этом мире нет большей скорби, чем та, какую им причиняют их собственные дети.
По материалам библейского комментария АСД