4. Чтобы благословила тебя душа моя — Поскольку его брат Измаил был старше его на 14 лет, то его собственные немощи, усиливающиеся с возрастом, навивали ему, по-видимому, мысль о приближающейся смерти. Невзирая на указания Божии относительно обоих детей до их рождения, и, не обращая на продажу Исавом первородства и его брак на хананеянках, Исаак явно предпочитал Исава. Это предпочтение, укрепившиеся в нем благодаря его любви к дичи (Быт.25:28) побудило его послать своего сына за дичью, чтобы отметить знаменательный случай.
5. Ревекка слушала — Что побудило ее на этот поступок? Ей казалось, что избранию Богом Иакова угрожает опасность. Намерение Исаака было определенным. Но оно противоречило воле Божией. Очевидно она решила, что переубедить его будет невозможно. Чувствуя, что Бог крайне нуждается в ее помощи, она взяла дело в свои руки. Она поступила в отношении одного неправедно в надежде оправдать другого. Опасность казалась ей реальной и угрожающей. Чувствуя себя на смертном одре, Исаак решил передать право первородства Исаву. Послав Исава в поле за дичью, он фактически приступил к делу, которое, будучи окончено, не могло уже быть отменено. Что ей оставалось делать? В ее власти было предотвратить то, что ей казалось, могло быть роковой ошибкой. Ей представилась последняя возможность — действовать, и она воспользовалась ею, иначе всякая надежда будет потеряна. Удержаться от личного вмешательства, когда в ее власти было поправит положение, и просто уповать на Господа, когда все это Он совершит Сам наилучшим образом, казалось ей невозможным. Таким путем она старалась убедить себя в том, что для достижения желанной цели, любые средства оправданы. Разве она не поможет Господу исполнить его явно выраженное намерение? И если при этом она совершит грех, разве бог не обязан простить ей? Когда люди замышляют какое-то дело, несоответствующее строгому мерилу праведности, то их неразумные сердца погружаются во мрак. Белое кажется черным, несправедливое — справедливым, тогда лукавый искуситель торжествует победу (Быт.3:6, Рим.1:21-22, Ис.5:20, Мих.3:2).
12. На себя проклятие — Ревекка заглушила страх Иакова в том, что проклятие отца может пасть на него, если откроется обман. Она согласилась принять проклятие на себя. Она была столь же тверда в своем намерении, как и Исаак. Горя желанием добиться того, что ей казалось в высшей степени ценным, и что могло ускользнуть из ее рук, она теперь не думала о расплате. Теперь было важно одно. Она была так уверена в успехе своего замысла, что ничуть не страшилась возможного проклятия.
14. Он пошел — Иаков согласился с ее планом и принес козлят. Они не были обычной европейской породы, шкуры которых была бы в данном случае непригодной. Это были козлята восточной верблюжьей породы, черная шелковистая шерсть, которая иногда служила людям вместо волос. Возражения Иакова показывают, что он не столько был озабочен неправильностью поступка, сколько возможностью быть обличенным. Растленная человеческая природа меньше сожалеет о грехе, чем о его последствиях. Только дух Иисуса Христа может дать человеку смиренное сердце, способное творить добро и полагаться на Бога ради будущего блага (2Кор.7:10, Мих.7:8). В течении нескольких лет Иаков вынашивал в себе мысль о том, как добиться желанного благословения, и теперь, когда оно готово было ускользнуть от него, понадобилось со стороны Ревекки немногих убедительных слов, что бы его нерешительность сменилась действием. Его собственные неосвещенные желания сделались легкой добычей искусителя.
19. Я Исав — Убедить своего отца было делом далеко нелегким. Известив о своем приходе, Иаков оказался перед необходимостью отвечать на некоторые вопросы отца, которые смутили его. Для достижения цели пришлось прибегать к одному обману за другим. Он назвал себя Исавом, а мясо козленка дичью. Свое нескорое возращение он объяснил благословением Божиим.
24. Ты ли сын мой Исав? — Чувства осязания Исаака сильно притупились его немощами в столь преклонном возрасте. С другой стороны, его слух был более исправным и голос Иакова заставил его насторожиться. Но запах полей и лесов, исходивший от одежды Исава (ст.15) казалось подтверждал прикосновение волосатых рук сына. Наконец ароматный запах приятного кушанья (ст.9) разбудил его аппетит, и он прогнал от себя все подозрения. Он не мог видеть, но осязания, вкус и запах взяли вверх над слухом. Первоначальная ошибка, которая привела к этому обману, происходила от Исаака. Больше того, он сознательно стремился осуществить свой план — наделить Исава первородством, вопреки Божественному повелению. И Бог допустил, чтобы он был обманут. (1Цар.28:6, 3Цар.14:1-6, Деян.5:1-11).
27. И благословил его — Само благословение со всеми подобными изречениями (Быт.49, Втор.33) свойственно еврейскому поэтическому языку. Эти поэтические изречения состоят из параллельных предложений, которых произношение и грамматика свойственны исключительно поэзии. Запах полей и лесов на одежде Иакова нарисовал перед взором престарелого патриарха зажиточное будущее сына. Исаак видел его владеющим обетованной землей, пользующимися всеми благословениями Божьими. Особо упоминается «роса небесная», так как в восточных странах, где выпадает мало дождей, роса необходима для произрастания плодов земли. Она часто упоминается как источник благословения. (Втор.33:13,28, Ос.14:5, Зах.8:12).
29. Да послужат тебе народы — Иаков должен господствовать не только над братьями своими, но в более широком смысле, над всеми своими родственниками и другими народами. Это благословение содержит в себе мысль о всемирном господстве, которое было первоначальным намерением Божиим для Израиля (Втор.4:6, 23:10, Песн.пес.9:22-23, Пс.126:3, Зах.2:11, 8:22-23, 14:16).
32. Кто ты? — Только Иаков получил благословение и вышел от отца, как возвратился Исав. Удар, должно быть, для Исаака оказался слишком ошеломляющим, но он увидел в происшедшем вмешательство Провидения и решил, что дальнейшее сопротивление Божьей воле с его стороны будет бесполезной. Он знал, что бессилен. Поэтому он не станет отнимать благословение от Иакова и изрекать на него проклятия. Исаак видно осознал свою ответственность за сложившееся неприятное положение. Зачем ему осуждать Иакова? Как Исав действовал независимо от родителей в избрани жены, так и Исаак поступил независимо от Бога в своем старании избрать наследника. Подобно Валааму Исаак оказался бессильным отнять благословение Божие у того, кому оно предназначено (Числ.22:35, 23:8, 11:22).
36. Не потому ли дано ему имя: Иаков? — О значении имени Иаков см.гл.25:26. Исав горько жаловался на то, что Иаков дважды обманул его. Да, Исав продав свое первородство Иакову. Но теперь, когда было слишком поздно, он понял свое неразумие. Теперь, когда Иаков взял верх над ним, он увидел себя обделенным, а в Иакове — обманщика.
38. Неужели, отец мой, одно у тебя благословение? — Без сомнения, у Бога много благословений, которые он готов излить щедрой рукой. Если бы Исав понял, что его непригодный характер лишит его возможности получить благословение, и что ему необходимо исправиться, то он бы сделался участником благословений, данных Богом Аврааму и Исааку (Иер.18:7-12), но Исав, когда говорил, думал другое. Он стремился получить благословение, не думая принять обязанности, связанные с ним. Подобно старшему сыну в притче о блудном сыне, он из зависти не хотел, чтобы была проявлена милость к его младшему брату (Лук.15:29).
И возвысил Исав голос свой, и заплакал — В ответ на дальнейшую просьбу Исава: «Благослови и меня, отец мой», Исаак повторил по существу благословение, изреченное на Иакова и сказал, что для него он ничего не может более сделать. Когда даже отец его, лучший друг, казалось отвернулся от него, тогда Исав наконец с ужасом увидел свое отвержение Богом. Его слезы выражали сожаление о потерянном, но не о поведении, которое сделало эту потерю неизбежной. Слезы его были бесполезны, потому что не был более способен на истинное покаяние (Евр.1:17).
Подобно непроходимой пропасти его несовершенный характер стоял между и осуществлением того, что казалось ему теперь бесконечно ценным (Иер.8:20, Лук.16:26).
39. Отвечал Исаак, отец его — тронутый плачем своего любимого сына, Исаак согласился ответить на его просьбу. Еще раз изрек Исаак, видимо, под действием Духа, будущее своего сына Исава. Это было скорее не благословение, а проклятие.
От тука земли будет обитание твое — Согласно раннему переводу, благословение Исава в общих чертах напоминает собой временное благословение, данное Иакову. Конечно, есть и некоторые важные изменения, такие как например, отсутствие выражения: «Обилие хлеба и вина и имени Божия».
С грамматической точки зрения здесь так же возможен вариант раннего перевода, согласно которому приведенное выражение имеет такой смысл: «Вдали от тука земли будет обитание твое и вдали от росы небесной» Эти слова следует понимать так: «В сравнении с Ханаанской землей — родиной Едома, будет неплодородная местность». Такое толкование не только согласуется с еврейской предложенной конструкцией, но и соответствует контексту и историческим данным.
- Оно весьма удачно передает довольно унылый и пустынный ландшафт Идумеи, родины потомков Исава. О том, что все благословения он изрек уже Иакову и не может взять их обратно.
- В этом последнее согласуется со словами Исава, вышеупомянутыми в Быт.33:37.
- Это толкование объясняет игру слов «тук» и «роса», использованные здесь для описания будущей жизни Исава в противоположность будущему Иакова (ст.23).
40. И ты будешь жить мечом твоим — Образ жизни и занятия Едомлян соответствовали их стране. Это пророчество нашло свое исполнение в жестоком и воинственном характере едомлян, добывавших средства для жизни охотой и разбойничьим промыслом на проезжих дорогах.
И будешь служить брату твоему — Обетование, данное Исаву, указывало на постоянную, но в общем на безуспешную борьбу за свободу от зависимости Иакова. Это Божественное предсказание является повторением того, которое было изречено при рождении братьев (Быт.25:23). История Едома — это во многом история и капитуляция его перед властью Израиля, история восстаний и последующего подавления их Израилем. После продолжительного периода независимости Едомляне потерпели поражение от Саула (1Цар.8:14). Несмотря на попытки поднять восстание при Соломоне (3Цар.11:14-22) они остались подвластны Иуды до Иорама, при котором они снова возмутились (4Цар.8:20-22). Он вновь были покорены царем Амасией (4Цар.14:7-10, 2Пар.25:11-14) и остались под властью Озии и Иофама (4Цар.14:22, 2Пар.26:2). Господство над Елафом на побережье Акабского залива было равносильно господству над всем Едомом. Только при царствовании Ахаза идумеяне наконец сбросили с себя иго иудейских царей (4Цар.16:6, 2Пар.28:16-17). Но в конечном итоге они были завоеваны Джоном Гирканом около 126 года до Р.Хр., который заставил их принять обрезание и примкнуть к иудейскому царству. Книга древностей, Иосиф Флавий. В более поздний период идумейская династия в лице Антипатера и Ероя управляла Иудеей с одобрения Рима.
Таким образом пророчество Исаака точно исполнилось (Евр.11:20). Благословение каждому сыну заключало в себе пророчество. Хотя Исаак, когда говорил об Иакове, был обманут, тем не менее то, что он сказал, было под вдохновением Святого Духа и относилось к Иакову (Быт.27:33). Но это не говорит о том, что Бог одобряет обман, так как для исполнения своей воли Он не зависит от человеческой хитрости. Бог не узаконил обман, но победил его. Благословение пришло к Иакову не благодаря обману, но напротив, независимо от него.
Родители и сыновья все поступали несправедливо. И каждый за это по-своему был наказан. Участники обмана разлучились навсегда. Ревекка вынуждена была послать любимого сына из отцовского дома в чужую землю, не имея надежды увидеть его когда-либо снова. Иаков пострадал за свой грех против брата и отца, находясь 20 лет в изгнании, в течение которых он сам был многократно обманут и разочарован. Больше того, он, покинув дом, не взял с собой ничего. Исаак через хитрость Иакова был наказан за свою упрямую привязанность к Исаву, несмотря на волю Господа. Он должен был разлучиться с тем, которым пренебрег, постоянно имея пред глазами образ жизни того, которого он так слепо любил. За свое пренебрежение Богом и религиозным воспитанием Исав навсегда лишился преимущества быть руководителем дома, которое принадлежало ему по праву первородства. И несмотря на все человеческие замыслы и хитросплетения, Божие намерение исполнилось.
41. Приближаются дни плача по отце моем — Отчаяние Исава вскоре перешло в смертельную ненависть к брату. Но из-за уважения отца он решил подождать, чтобы на его глазах не совершать позорного братоубийства и не причинить ему скорби, думая, что болезнь отца вскоре окончится смертью, он отложил план убийства. Он конечно не мог знать, что его отец выздоровеет и проживет еще 13 лет.
43. Встань, беги [в Месопотамию] к Лавану, брату моему, в Харран — Видимо, среди домашних Исав пользовался авторитетом и некоторые были посвящены в его заговор. Когда один из них донес Ревекке о намерении Исава, она посоветовала Иакову отправиться в добровольное изгнание «на несколько дней» думая, что за это время бурный гнев Исава успокоится. Больше того, бегство Иакова будет молчаливо свидетельствовать о его ошибке и позволит Исаву в момент смерти отца наследовать все владения.
45. Для чего мне в один день лишиться обоих вас? — Если Исав убьет Иакова, то его ближний родственник должен по обычаю убить Исава. Вероятно, Исав рассчитывал, что его собственный авторитет в семье оградит его от такого исхода, особенно после смерти отца.
46. И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских — Чтобы получить согласие Исаака на свой план в отношении Иакова, и вместе с тем не ранить его сердце сообщением об убийстве, задуманном Исавом, она положила в основу своих рассуждений совсем другие, и в то же время не менее веские доводы.
По материалам библейского комментария АСД