Сон Иакова — комментарий к ежедневной главе

1. И призвал Исаак Иакова — Согласившись с предложением Ревекки Исаак послал Иакова в Месопотамию (Быт.25:20). Знал или не знал Исаак о заговоре Исава, он все равно сознавал, что будет благоразумнее для Иакова и Исава разлучится друг с другом до тех пор, пока напряженное положение в доме не ослабеет.

4. И да даст тебе благословение Авраама — Семейная нить официально должна была сохраниться через Иакова. Следовательно, благословения, неоднократно обещанные Аврааму, ныне были переданы Иакову (Быт.17:2-3, 22:16-18). Он покинул свой дом с сознанием вины, но вместе с тем и благословением отца.

5. И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина — см. гл.25:20. Моисей сознательно ставит имя Иакова впереди имени Исава, поскольку отныне Иакову принадлежит не только первородство, но и благословение Авраама.

9. И пошел Исав к Измаилу — В благословении, которое Иаков получил от Исаака, а также в повелении Иакову взять себе жену из родственников в Месопотамии, Исав увидел глубоко укоренившуюся неприязнь, какую его родители питали к его хеттейским женам. Без сомнения, намереваясь угодить родителям, он отправился взять себе жену из семейства своего деда Аврама, подобно тому, как Иакову было велено выбрать жену из семейства Лавана, дяди по материнской линии (Махалафа или Васемаха, см. гл.36:3), которую Исав взял себе в жены, доводилась Исааку, как жена Иакова Рахиль — его матери Ревекке. Исав взял племянницу своего отца в жены Иакова — племянницу своей матери. Выражение «Пошел Исав к Измаилу» следует понимать «к семейству Измаилову», так как Измаил умер 14 лет назад (Быт.25:19,27).

10. Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран — Иаков отправился в согласии с желанием матери и повелением отца (Пр.1:8). Хотя ему было уже 77 лет (Быт.27:1) однако он продолжал считаться с родителями и повиноваться их авторитету. С него может взять пример каждый достойный сын своих родителей, если конечно его поступки не будут противоречить верности Божией (Пр.6:20, Мал.1:6).

Конечным пунктом странствования Иакова должен был стать знаменитый город в северной Месопотамии. Это было место, где остановился Фарра, выйдя из Ура (Быт.11:31). Во время посещения Елиезером приблизительно 100 лет назад, семья Вафуила, включая Лавана, жила в городе Нахора, который был расположен неподалеку от Харанна (Быт.24:10). Приведенные слова свидетельствуют о том, что после замужества Ревекки семейство Вафуила переселилось в Харран. Совет Ревекки идти Иакову прямо в Харран, а не в город Нахора (Быт.27:48) показывает, что в Вирсавии было известно о том, что семья Лавана переселилась.

11. И пришел на одно место — На исходе второго дня Иаков достиг окрестности Луз (ст.19), находящегося в 50 милях к северу от Вирсавии. Он решил не ночевать в самом городе из-за страха от хананеев. Мнение Иосифа Флавия о том, что Иаков не захотел войти в город из ненависти к ним, по-видимому не стоит выдвигать на первый план («Книга древностей» Иосиф Флавий).

И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем — Буквально «место головы». Поэтому Иаков взял камень и положил его себе под голову. Изголовье было неизвестно. Во многих восточных странах люди делает себе изголовье из дерева, глины, камня или металла. Образцы древних изголовий сохранились в Египте по сей день, поскольку все они были изготовлены из тяжелых металлов, но не было надобности брать их с собой в путь. Гладкий камень был обычно для этого достаточен. Поэтому сон Иакова на камне не представлял для Иакова каких-либо неудобств. Камень упоминается здесь в сявзи с использованием его для определенной цели, о чем пойдет речь в последующем рассказе (ст.23).

12. И увидел во сне — Когда Иаков лежал там, уставший, одинокий и огорченный, его сердце обратилось в молитве к Богу. Таково было его душевное состояние во время сна. Только после двух дней, в течение которых он имел возможность размышлять о своем поступке, видеть собственную немощь, Бог явился к нему. Промедление в плане Божием нередко является средством, очищающим душу и побуждающим человека полностью положиться на милость Божию. Лестница была видимым символом действительного и постоянного общения Бога, обитающего на небе, с Его народом, обитающим на земле. Ангелы восходят на небо, представляя перед Богом нужды человеческие, и нисходят на землю неся с собой обетования Божьей помощи и защиты. Лестница, касалась земли, где лежал Иаков, одинокий, лишенный всего и покинутый всеми людьми. Там вверху на небе находился Господь, открывшийся Иакову, как Бог его отцов. Он не только повторил ему все обетования, данные его отцам — владение Ханаанской земли, многочисленное потомство и благословение над народом (Быт.12:23,13-17, 15:6-7, 17:2-6 и т.д.), но и обещал ему Свою охрану во время странствования и безопасное возращение домой. Так как исполнение обетования относилось к далекому времени, данного Иакову, то Бог твердо заверил его следующими словами: «Я не оставлю тебя и доколе не исполню того, что Я сказал тебе».

16. Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! — Слова Иакова не являются доказательством того, как полагают некоторые толкователи, что Иаков видел Бога в определенных посвященных местах, и что в данном случае он как раз оказался на одном из таких мест. Он с радостным удивлением увидел, что там, где он считал себя одним, он находился фактически в общении с Богом. Слова Иакова в известном смысле являются самообвинением. Он признал, что именно недостаток веры поверг его в уныние. Ощущая свое одиночество, он увидел, что теперь Бог ближе к нему, чем когда-либо.

17. Как страшно сие место! — Те, которые удостаиваются иметь откровения от Бога, чувствуют в своем сердце глубокий страх и благоговение. К пророку Исаии пришло сознание вины настолько сильное, что он боялся за свою жизнь (Ис.6:5). Подобное переживание привело Иакова к глубокому сознанию своего недостоинства и глубокого греховного состояния. Но несмотря на свой страх, он знал, что это место «дом Божий» обитель мира и безопасности.

18. И встал Иаков рано утром, и взял камень — Камень, который послужил ему изголовьем, теперь сделался памятником откровения, которое он получил от Бога. Он возложил для посвящения в память о милости, явленной ему (Исх.30:26-30). Этот камень не был ни в коем случае предметом поклонения. Поклонение камням распространено у жителей Ханаана, но Богом оно было строго запрещено (Лев.26:1, Втор.16:22) Позднее, правда, израильтяне нарушили этот божественный запрет и воздвигли статуи как предмет для поклонений (3Цар.14:23, 4Цар.18:4, 23:14, 2Цар.14:3, 31:1, Ос.10:1-2, Мих.5:13). Это, однако, не значит, что каждый такой камень содержал в себе культовый смысл. Иаков воздвиг еще такой камень в память о мирном договоре с Лаваном (Быт.31:45) и еще один в память о погребении Рахили (Быт.32:20). Авессалом впоследствии воздвиг один из таких камней в память о себе (2Цар.18:13).

19. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль — Или «дом Божий». Это имя впоследствии было дано соседнему городу Луз. Вефилем было прежде названо место, где стоял памятник Иакова, а не Луз. Это видно из книги Иисуса Навина, где оба места явно отличны друг от друга. Правда в других местах Писания Вефиль известен как более позднее наименование древнего города Луз (Быт.35:5, И.Нав.18:13, Суд.1:23). Это наименование было дано лишь после того, как Израильтяне заняли город. Он и по сей день сохраняет свое арабское название «Вентин».

20. И положил Иаков обет — Здесь впервые говорится об обете. Принимая обет, человек возлагает на себя обязанность совершить то-то или то-то. Поскольку исполнение Иакова зависело от силы Божией и поскольку он предназначен был Богу, то он был принесен в виде молитвы. Он был совершен не в виде сделки, а в духе благодарности, смирения и доверия.

Если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем — Эти слова ни в коем случае не говорят о том, что Иаков сомневался в исполнении Божьих обетований или что он ставил условия Богу. Он верил Господу по Слову Его. Так как Он обещал милостиво быть с ним и благословить его, то он со своей стороны желает быть верным Ему. В глубоком благоговении мысли Иакова обратились к Тому, каким образом он может выразить Ему свою верность.

Даст мне хлеб есть и одежду одеться — Иаков, который до сего времени не колебался использовать самые низкие средства для того, чтобы добиться более выгодной доли наследства, теперь в смирении своем ничего не просил, кроме защиты, пищи, одежды и мирного возращения в дом своего отца. Он будет счастлив, имея лишь насущные средства жизни. Его стремление к богатству и роскоши, чести и силе — исчезло. Какой урок смирения и как Иаков научился из него!

21. И я в мире возвращусь в дом отца моего — В его мыслях Бог был Богом его отцов. Он уже давно принял Господа как своего Бога. Если раньше он во многом полагался на богатство и незыблемость отчего дома, то теперь обстоятельства заставили его искать более тесной личной зависимости от Бога во всем, что он, не задумываясь привык считать своим. Это не было его первое сближение с Богом. Это было более глубокое понимание и зрелость того, что значит быть в общении с Ним.

С этого момента Иаков стал проявлять свою верность Богу. Он подчинился Божественному руководству и отдал Богу свое благодарение, свое благодарное, любящее сердце. Какой прогресс совершился в его жизни за 20 лет между Вефилем и Ненуелем! В его сердце теперь царила благодать, но борьба не была окончена. Его наклонности ко злу остались, и он иногда уступал им. Но принципы праведности теперь заняли прочное место в его жизни, и он вернулся в Ханаан, имея глубокое доверие к Богу. Под неустанным надзором Божиим, он постоянно продолжал возрастать в вере, пока наконец, не был наречен «князем Божиим».

22. То этот камень, который я поставил памятником — Иаков заявил о своем намерении воздвигнуть на этом месте жертвенник для поклонения Богу. Это свое решение он выполнил несколько лет спустя, после успешного возвращения к себе на родину.

И из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть — Авраам и Иаков — оба понимали значение десятины и регулярно возвращали от своих доходов десятую часть (Быт.14:20). Слова Иакова говорят о том, что в прошлом он этого не делал. Быть может, он теперь не многое считал своим. Возможно его алчный дух заставил его забыть про десятину. Как бы там ни было, но возвращать десятину, не ожидая никакого вознаграждения от Неба, а в знак смирения и признательности Богу за то прощение и милость, которые оказаны ему … Дословно его обещание звучит так: «Давая я буду давать». Другими словами, он обещал постоянно давать десятину со всех своих доходов. Судя по его будущей жизни, в которой он оставался верным Богу, нет никакой причины сомневаться в том, что он добросовестно исполнит свой обет. Об этом свидетельствует и обильное благословение, какое Иаков получил от Бога в последующие годы (Мал.3:8-11). Он, который 77 лет не платил десятину, теперь покинул Ханаан бедным странником, не имея ничего в руках, кроме одного посоха, но вернулся через 20 лет со множеством скота, слуг и многочисленной семьей.

Этот жизненный опыт Иакова может служить хорошим примером каждому христианину. Во дни несчастья он должен подумать, не удержан ли небесные благословения за его неверность в уплате десятины (Амос.1:6-11). Опыт Иакова подтверждает, что никогда не поздно начать новую жизнь в этом отношении не для того, чтобы заслужить милость от Бога, в знак преданности и любви к Нему. Благословения Неба могут излиться в этом случае на искреннего верующего, как они были излиты на Иакова.

Всякое общение Бога с человеком преследует собой величественную цель — развить в нем характер, достойный Творца.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version