1. И встал Иаков и пошел в землю сынов востока — Эти слова свидетельствуют о том, что он освободился от состояния, пережитого ночью. Таким образом, ободрившись духом, Иаков продолжал свой путь в землю сынов Востока (имеется в виду Верхняя Месопотамия к востоку от реки Евфрат). Сюда относится так же и Аравийская пустыня. В Библии народы Востока — это исключительно племена, обитающие в Месопотамии или поблизости от нее. Евреи довольствовались лишь приблизительным обозначением направления. Под «востоком» можно понимать и любое направление между северо-востоком и юго-востоком.
2. И увидел: вот, на поле колодезь— После странствования, которое заняло почти три недели, Иаков прошел 450 миль и достиг окрестностей Харрана (ст.4). Замечание о том, что камень, положенный возле устья колодца, был большим, не говорит о том, что для того, чтобы отвалить его от устья, требовались усилия многих пастухов, так как Иаков справился с этим один (ст.10). Он указывает скорее на соглашение между пастухами поить свои стада из этого колодца. Сцена у колодца настолько соответствует как древним, так и нынешним обычаям Востока, что сходство данного рассказа с рассказом из Быт.24:11 не является странным. Больше того, этот колодец был устроен иначе, чем тот, у которого Елиезер встретил Ревекку. Там черпали воду из открытого колодца и разливали в корыта для скота, стоящие рядом, как это делается у большинства колодцев на Востоке и поныне, тогда как в данном случае колодец был закрыт камнем и не слова ни говорится о водоносах и корытах.
4. Иаков сказал им [пастухам]: братья мои! откуда вы? — Из вопроса Иакова видно, что колодец не был расположен поблизости от Харрана. Узнав, что они из Харрана, он спросил о Лаване, сыне Нахора. Фактически Лаван был правнуком Нахора (Быт.24:15,29). Пастухи, которые коротко ответили на его вопрос, потому что он был для них чужестранец, теперь сообщили ему о прибытии Рахили, дочери Лавана. Имя Рахили означает «овца».
9. Пришла Рахиль [дочь Лавана]— Очевидно она не была воспитана с обычаем, по которому молодые женщины дозамужества сидели дома и не выходили. Не считалось так же позором, когда девушка из богатой семьи черпала воду изколодца, как это делалаРевекка или пасти овец, как это делала Рахиль. Честный труд не только не унижает, но напротив, является делом чести как благородных, так и простых людей. Каждый сын и каждая дочь должны научится тому, что труд не является делом унизительным, напротив, он — преимущество способствовать благу своей семьи.
11. И поцеловал Иаков Рахиль— Из того, что Рахиль не возмутилась смелостью Иакова видно, что она догадалась, что он приходится ей родственником.
12. И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее и что он сын Ревеккин— Подобно тому, как Лот назвал братом Авраама, хотя в действительности он приходился ему племянником (Быт.13:8), так и Иаков говорит о себе как о брате Лавана. По-видимому, в тех случаях, где не требовалось точности, слово «брат» указывало на близость родства.
13. Он рассказал Лавану всё сие— Лаван так же гостеприимно встретил своего родственника, как он в свое время 97 лет назад, встретил приезд Елиезера (Быт.24:30-31). Мы видим то же радушие и гостеприимство. Под словом «все сие» вероятно следует понимать наставление матери, которые она дала ему, чтобы он мог подтвердить свою родственную связь, а также указать причину и цель своего отлучения из родного дома. Если бы он не рассказал истинную причину и цель своего отлучения из дома, то как мог бы он объяснить свою бедность? Почему он — сын богатых родителей, пришел в Харран пешим, без даров и слуг? Как отличался приезд раба Авраамова в прошлом от потерпевшего прибытия Иакова!
15. Скажи мне, что заплатить тебе?— Погостив у дяди своего один месяц, в течение которого он оказался в доме весьма полезным человеком, Иаков был признан Лаваном ценным помощником. Имея корыстолюбивый нрав, Лаван решил использовать трудолюбие Иакова для своего обогащения. Чтобы Иаков не заметил корыстолюбивых стремлений Лавана, последний тщательно скрыл свой эгоизм под видом радушия и справедливости. Чтобы избежать всех будущих претензий со стороны племянника, он предложил ему плату обычного работника.
17. Лия была слаба глазами— с тех пор, как Семьдесят толкователей избрали этот перевод, большинство нынешнихтолкователей продолжают придерживаться его и в наши дни. Еврейское слово «рак» означает также «деликатный, нежный, приятный» и позволяет предположить, что большинство толкователей здесь не правы вполне. Однако тот факт, что Иаков не чувствовал влечения к Лии, так же как всему ее облику недоставало той лучезарности и теплоты, которые особенно ценятся на Востоке.
18. Семь лет за Рахиль— Иаков, сильно полюбивший Рахиль, был тотчас готов согласиться на условия дяди. Положение Иакова частично исходило из того, что в данный момент он не может уплатить обычное приданное, а частью из того, что положение в доме видимо требовало его дальнейшего пребывания в доме Лавана. Согласие Лавана объяснялось исключительно его корыстолюбием, которое со временем еще больше усилилось.
20. Он любил ее— Иаков доказал свою привязанность к Рахили не только тем, что согласился служить за нее семь лет, но более всего духом своего бескорыстия, с каким он трудился для своего скупого дяди. Время, которое прошло прежде, чем Рахиль стала невестой Иакова, показалось ему незаметным, потому что он любил ее. Слова, которые использует Моисей с тем, чтобы передать всю глубину чувства Иакова, выражают нежность и чистую любовь.
21. И сказал Иаков Лавану: дай жену мою— Интересно отметить, что Иакову пришлось напомнить Лавану об истечении семи лет. По обычаю, был приготовлен большой пир, длившийся вероятно целую неделю. Лаван мог легко обмануть Иакова, так по обычаю невесту, окутанную вуалью, приводили жениху «вечером». Хотя девушкам обыкновенно почти не приходилось выбирать жениха, все же согласие Лии в данном случае для успеха нечестного предприятия было необходимо. Она, по-видимому, сама любила Иакова, если согласилась участвовать в нечестном заговоре, чтобы выйти замуж за того, кто ее не любил, и таким образом причинить скорбь как своей сестре, так и своему будущему мужу.
Двуличье Лавана привело к соперничеству сестер на свою жизнь (Быт.30:14-16).
24. И дал Лаван служанку свою Зелфу— Дав дочери своей личную служанку Зелфу, Лаван исполнил существующий на Востоке обычай (Быт.24:59). Значение ее имени неизвестно.
25. Что это сделал ты со мною?— На утро Иаков, будучи обманщиком, сам увидел себя жертвой обмана. За его хитрость неизменная справедливость воздала ему вдвое. Защищаясь, Лаван сослался на обычай. Но если бы это действительно было обычаем Харрана, как некоторых других древних городов, то он должен был известить об этом Иакова, когда последний согласился трудиться за Рахиль. Однако обет Иакова, принесенный Богу в Вефиле, а также его привязанность к Рахили, побудили его остаться у Лавана и не отвергать своего брака с Лией, что он имел бы полное право сделать.
27. Окончи неделю этой — Свадебные пиры обычно длились целую неделю (Суд.14:12) и Иаков должен был получить Рахиль в конце празднества по случаю его брака с Лией (Быт.28:28-30). Лаван несомненно хотел сохранить свое доброе имя. Поэтому, созвав на пир всех людей города, он тщательно постарался скрыть от них свой обман (ст.22). Его проведение открывает одно низкое побуждение за другим. Хотя он придавал мало значения чувствам и счастью дочери, за то он высоко ценил способности Иакова как пастуха. Иакову пришлось согласиться и на это условие. Таким образом Лаван завербовал Иакова не на 7, а на 14 лет, и в то же время освободил себя от обязанности материально заботиться о Лии, которую в противном случае трудно было бы выдать замуж.
28. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену— Ясно, что Иакову не пришлось служить Лавану еще другие семь лет, прежде чем Рахиль сделалась его женой. Это произошло в конце празднества по случаю замужества Лии. Двоеженство Иакова нельзя судить согласно позднейшему предписанию Моисеева закона, который запрещал брак на обеих сестрах одновременно (Лев.18:18). В то же время двоеженство нельзя оправдать на основании того, что благословение Божие сделало его средством умножения семени Иакова, и таким образом исполнилось обетование Божие. Бог просто был выше всех ошибок человеческих. Даже эти ошибки помешали исполнению его намерения (Пс.76:10). Двоеженство, которое получилось в результате обмана Лавана и любви Иакова к Рахили, принесло обоим домам только горечь и раздоры. Пройдя эту школу испытания, Иаков понял, что путь беззакония жесток (Пр.13:15). Ревность и несчастье, сопровождающие подобные браки, объясняют специальное предписание Моисеева закона, направленное на вступление в брак с двумя сестрами одновременно (Лев.18:18).
29. И дал Лаван служанку свою Валлу в служанки дочери своей Рахили — Как и Лии, Рахили также дана была служанка. Ее имя, по-видимому, означает «страх». Но это только предположение.
30. И любил Рахиль больше — Лии, как участнице заговора вместе с Лаваном, так и не удалось добиться расположения своего мужа. В результате в его доме царили постоянная зависть, ревность и борьба. Целые годы Иаков трудился, терпеливо ожидая того дня, когда он счастливо будет жить со своей возлюбленной Рахилью, но с горечью видел перед собой только ссорящихся жен (Быт.30:1-2, 8-15). Как отличались ранние годы брачной жизни его отца Исаака, над домом которого не висела тень многоженства со всеми его пагубными последствиями! (Быт.24:67). Горький опыт Иакова показывает мудрость Авраама, запретившему Исааку идти в Месопотамию (Быт.24:6).
31. Лия была нелюбима — Взятые вместе ст.30:20,31 и 34 проявляют значение слова «не любима». Они свидетельствуют просто о том, что он любил ее меньше. Отношение Иакова с Лией показывает, что у него не было к ней антипатии в том смысле, как мы это понимаем сегодня. Он просто меньше уделял ей теплоты и ласки, чем ее сестре. Слова «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Мал.1:2-3, Рим.9:13) следует понимать в этом смысле. Бог проявил больше любви к Иакову и его потомству, чем к Исаву и ко всему роду его. Бог избрал одного из них быть особым средством благословения для мира. И это избрание не было произвольным — всю роль играл характер (Втор.7:6-8).
Отверз утробу ее — Как в свое время Господь посетил Сарру (Быт.211) и принял молитву о Ревекке (Быт.25:21), так теперь он вступился за Лию. Благословил Лию детьми в то время, как Рахиль некоторое время оставалась бесплодной. Бог стремился пробудить в сердце Иакова любовь к Лии. Таким путем было восстановлено некоторое равновесие: в то время, как Иаков любил Рахиль за ее личные женские качества, он так же научился любить и Лию.
32. Рувим — Каждый из сыновей Иакова получил имя, соответствующее душевным переживаниям в момент его рождения. Все эти имена отражают соперничество двух сестер. Каждое имя созвучно какому-нибудь слову, произнесенному матерью при рождении сына. Так, например, первый слог имени «Рувим», означающий «смотри сын», взят от слова «ра а те» — «видеть», которое она произнесла наряду с другими словами при рождении сына: «Господь призрел на бедствие мое». Для Лии ее первый ребенок был доказательством милости Господней, и она могла надеяться через него завоевать любовь Иакова. В порыве материнской ревности она почувствовала в себе уверенность, что сердце Иакова теперь обратится к ней.
33. Симеон — С рождением Рувима, по-видимому, не совсем исполнились ожидания Лии в отношении Иакова. Второго сына, родившегося примерно через год спустя, она нарекла Симеоном, что значит «услышал», быть может наконец Бог услышал, что она не любима.
34. Левий — Третий сын Лии, рожденный следом за вторым, был назван Левием, что значит «привязанность» в надежде, что теперь-то, ее муж действительно привяжется к ней. В восточном гареме именно мать, родившая ребенка мужского пола, которому предназначено стать наследником, почитается больше остальных женщин. Лие было непонятно, почему любовь Иакова от ее бесплодной сестры не перешла к ней?
35. Иуда — При рождении четвертого сына Лия воскликнула: «Теперь-то я восхвалю Господа», как будто она заранее знала, что от него произойдут цари Израиля и Сам Мессия. Таким образом она нарекла ему имя «Иуда», т.е. «хваление», «достойный хвалы». Желание Лии было удовлетворено.
Перестала рождать— Имеется в виду переменно. Иаков невольно стал ценить Лию как мать четырех детей, хотя продолжал любить ее меньше, чем нужно любить жену, чтобы Лия не возгордилась своим успехом сверх меры и не забыла, что Бог благословил ее, и чтобы Рахиль совсем не пала духом, Бог снова вступился. Вероятно, таким образом было достигнуто известное равновесие.
Лия была, по-видимому, благочестивой женщиной, преданной женой и благоразумной матерью. По свидетельству Священного Писания она трижды называла Имя Господа при рождении первых трех сыновей. Хотя она была из языческой семьи, однако приняла религию своего мужа и стала искренне верить в Бога. Напротив, обращение Рахили скорее произвело в ней внешнюю перемену. В то время, как внешне она также приняла религию своего мужа, но ее сердце было по-прежнему привязано к идолам той семьи, в которой она воспитывалась, до такой степени, что когда наступило время расстаться с отчим домом, она украдкой взяла их с собой (Быт.31:19). В разных случаях ее поведение противоположно поведению Лии и отражает более эгоистичный дух (см.гл.30:1-3, 8-15).
Несомненно, что великодушный характер Лии, равно как и ее искренность и благочестие, в конечном итоге обратили к ней сердце Иакова (см.гл.31:14, 49:31).
По материалам библейского комментария АСД