Проповедь абсолютной истины в релятивистском обществе

Современный мир

Самая главная нужда христианской церкви сегодня — в истинной проповеди; и если это великая и самая необходимая нужда церкви, то, соответственно, — и великая нужда всего мира.1

Эта небольшая статья является продолжением предыдущей статьи, посвященной вопросу авторитета Библии, и обращается она к некоторым проблемам проповеди библейской истины в постмодернистском (явления в мировой общественной жизни и культуре после второй половины XX века[ — прим.ред.) мире. Легко заметить, что как в академических, так и в популярных изданиях постмодерн, постмодернизм и производные от них слова стали модными терминами для характеристики самого духа современной западной культуры.2 Постмодернизм, поставивший под сомнение ценности эпохи модерна и просвещения, субъективно подходит к знанию, не одобряет метанарративы (универсальная система понятий, знаков, символов, метафор и т.д., направленная на создание единого типа описания — прим.ред.), восхваляет субъективизм и питает отвращение к абсолютным ценностям.3 Как это не удивительно, но этот широкий и стремительный тренд проник в церкви, и особенно за кафедру. Хотя не все в постмодерне плохо само по себе,4 отдельные побочные эффекты постмодернизма нуждаются в серьезной критической оценке, особенно субъективизм, который, приходя к своему логическому завершению, становится разрушительным в плане понимания Библии и провозглашении истины. Поэтому проповедь, верная Библии, вынуждена сталкиваться с вызовами культуры постмодерна в его множественных проявлениях.

Обращаясь к современной аудитории, проповедники и учителя должны обращать внимание на некоторые дилеммы, предложенные постмодерном.

Объективное против субъективного

Хотя субъективность, чувства и эмоции играют важную роль в религиозном опыте, Бог в Своем слове раскрывает объективную и пропозициональную истину. Тенденция придавать большее значение чувствам ценой умаления мышления и познания, действительно может подчас принести немедленный успех, но, в конечном счете, она может разрушить теологическую идентичность церкви. Некоторые стили проповедования сосредоточены на сентиментальном и релятивистском (от лат. relativus — относительный) изложении Слова Божьего. Служения стали больше похожи на развлечение, без затрагивания реальных нужд грешников. В некоторых случаях, авторы сомнительной ортодоксальности могут влиять на проповедников в большой степени, чем апостолы Петр и Павел.5 Темы, как быть хорошим христианином, как заботиться о своей семье, или как развивать хорошие взаимоотношения, являются действительно важными, заслуживающими того, чтобы на них обращали внимание с кафедры. Однако? когда подобные темы освещаются вне рамок авторитета Библии или, когда они рассматриваются как основа и центр вести, планы проповедей и их содержание необходимо сбалансировать: «и горе мне, если не благовествую!» (Первое послание к Коринфянам 9:16).6

Общехристианское против сугубо адвентистского

Некоторые проповедники искушаемы сглаживать отличительные особенности веры адвентизма для того, чтобы избежать неловкости и сохранить дружественные отношения с аудиторией. Намного удобнее проповедовать на общехристианские темы, чем обращаться к таким конкретным вопросам, как соблюдение Субботы, христианский образ жизни, христианские отношения или доктрина о святилище и о следственном суде. Безусловно, общехристианские темы важны, но служители не должны пренебрегать проповедью на темы наших отличительных доктрин, иначе церковь рискует потерять свою идентичность и миссию. Время от времени, членам церкви необходимо напоминать о том, что составляет миссию Адвентистов седьмого дня, и почему эта церковь существует как отдельная и самостоятельная деноминация. Поэтому нам нужно выстраивать проповедование и преподавание Библии в русле нашей миссии и ответственности по отношению к миру. Эффективная проповедь позволяет Библии говорить в полную силу обо всех аспектах истины: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Послание к Евреям 4:12).

Глобальное против локального

Начиная с середины двадцатого столетия, католики и протестанты сталкиваются с появлением, особенно в Южном полушарии, так называемых контекстуальных теологий. Различные виды теологий освобождения претендуют на то, чтобы сделать Библию значимой для людей, живущих в особом социальном, этническом и экономическом контексте.7 За подобными теологиями, однако, могут стоять идеологии, вступающие в конфликт с основами библейского учения.8 По общему признанию, контекстуализация необходима для того, чтобы сделать весть уместной в конкретных культурах и обстоятельствах. Разумная контекстуализация, однако, не подрывает Библейскую истину. В действительности, теология, провозглашаемая церковью, является транскультурной и универсальной, и не должно быть никаких локальных или обстоятельственных адвентистских теологий. Есть одна церковь и одна теология, которая должна провозглашаться с каждой кафедры, и которой нужно учить на каждом собрании, где бы то ни было, по всему миру. Нужды и проблемы могут быть разными, в зависимости от места; какой-то из аспектов истины может иметь большее значение в некоторых местах, но адвентистская теология остается неизменной. Три ангела не изображены трубящими над какими-то особыми регионами мира. Они летят «по средине неба» (Откр. 14:6; ср. ст. 8 и 9), что наглядно указывает на универсальность Евангелия, которое должно быть провозглашено «всякому колену и языку, и народу, и племени» (Откр. 5:9).

Экзегетическое против «Дух сказал мне»

Фактически, не должно быть никакого противостояния между экзегезой (истолкование, объяснение какого нибудь места в Свящ. писании — прим.ред.) и установкой «Дух сказал мне» при подготовке к проповеди. В конце концов, нам необходимо освящение и сила Святого Духа для того, чтобы глубоко изучать Библию, а затем трансформировать результаты исследования в проповедь. Очевидный контраст, представленный здесь, призван обратить внимание на то, что иногда мы полагаемся больше на собственное понимание, красноречие и креативность, вместо того, чтобы серьезно исследовать Библию. Нередко приходится слышать, как люди с высокомерным видом и высоким самомнением утверждают, что им не нужно знать еврейский или греческий, чтобы готовиться к своим проповедям; кто-то отзывается о теологии так, как будто этот термин относится к бесполезным спекуляциям по ничего не значащим вопросам.9 Подобное отношение (к счастью, редкое среди адвентистов) выдает антиинтеллектуальные предубеждения, столь характерные для современной культуры. Фактически, экзегеза или тщательное изучение Библии (конечно же, в меру способностей проповедника), играет ключевую роль в подготовке эффективной и честной проповеди. Если мы серьезно беремся за изучение Библии, мы будем проповедовать весть, основанную на Библии. Зрелая теология, будучи вовсе не роскошью, предназначена стать незаменимым основанием для сохранения целостности вести и предупредить пастора от проповеди полу-истины и ереси.10 «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (Второе послание к Тимофею 2:15).

Библейское против современного

Библейская проповедь может показаться непривлекательной для современного слушателя. Поэтому некоторые проповедники, чтобы удержать внимание аудитории, ограничивают свои проповеди возникающими нуждами. Тем не менее, если мы полагаемся на Духа Божьего при совершении Его работы, мы осознаем, что Библия остается чрезвычайно важной и актуальной.11 На самом деле, нет никакой дихотомии (раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой — прим.ред.) между библейской проповедью и ее уместностью в современном мире, пока пасторы полагаются на Святого Духа и не пренебрегают своими экзегетическими задачами. Фактически, современному проповеднику приходится делать двойную экзегезу. Он должен толковать Библию, чтобы понимать Божью волю, раскрытую в ней, и в то же время, должен «толковать» людей, которых он хочет достичь Словом Божьим. Другими словами, он должен понимать ситуацию и нужды людей, чтобы показать силу и актуальность Библии. По существу, «пастор должен любить делать две вещи. Он должен любить изучать Слово и любить людей«.12

Интеллектуальное против духовного

Должно быть ясно, что эти два качества ни в коем случае не являются взаимоисключающими. Кто-то может иметь искушение оправдывать интеллектуальную небрежность, обращаясь к духовному, но, когда дело доходит до проповеди, изучение и молитва должны идти рука об руку. Сталкивание духовности и интеллектуальности выдает неполное и неадекватное восприятие служения. Фактически, для современного проповедника является опасностью пренебрежение как интеллектуальной, так и духовной ответственностью. Зависание в интернете, бесконечная переписка и другие посторонние действия могут отнять у пастора драгоценное время, которое он мог бы посвятить изучению Библии и молитве. Как бы то ни было, нет никакого оправдания пренебрежению интеллектуальной работой, о чем Павел четко высказался в своем совете Тимофею: «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (Первое послание к Тимофею 4:13), «Вникай в себя и в учение…» (1 Тим. 4:16).

Профессионализм против призвания

В проповеди и служении, безусловно, есть место для профессионализма, если этот термин понимается в смысле образовательного, эффективного и дисциплинированного действия. Однако если основной мотив проповеди исходит из чего-то менее значимого, чем любовь и угождение Богу, первой жертвой становится истина, поскольку такое служение базируется на лжи. Как утверждает Wittgenstein «истина может произноситься тем, кто живет в ней, а не тем, кто все еще живет во лжи, и только иногда протягивает руки к правде«.13 Проповедь истины в современном мире требует проповедника/служителя с твёрдым осознанием того, что его призвал Бог. Только такой служитель будет проповедовать о том, в чем нуждаются люди, а не только о том, что они хотят. Апостол Павел был твёрдо убежден в Божественном призвании и в том, что это значит для него (Гал. 1:15, 16), предоставляя образец для современного проповедника: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Послание к Гала-там 2:19,20).

Цифровое против аналогового

Происходящие в культуре и обществе перемены обычно сопровождаются технологическими инновациями. Тесное переплетение культуры и технологий породило новые вызовы и возможности, которые больше чем когда-либо требуют адаптации и креативности. То есть, для того, чтобы передавать истину способами, более привлекательными и уместными для настоящего поколения, нам, возможно, придется адаптировать или даже отказаться от некоторых старых «аналоговых» методов, и вооружиться более привлекательными и убедительными «цифровыми» методами провозглашения абсолютной истины обществу, буквально пропитанному достижениями технологии и новыми способами мышления и действий. Подобные методологические новшества, однако, не должны выставлять абсолютные истины Библии как относительные. Новые методы представляют ценность, если они способствуют более доступному, эффективному и уместному донесению библейского повествования до современного слушателя. «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как не-мощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (Первое послание к Коринфянам 9:19-23).

Библейски корректное против политически корректного

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. — прим.ред.) и самоудовлетворение постмодерна питает отвращение к оценочному суждению на основе каких-то абсолютных норм. Однако, не смотря на его враждебное отношение к истине, постмодернизм иронично и непроизвольно восстанавливает истину посредством того, что принято называть «политкорректностью«.14 В терминах постмодернизма политкорректность означает, между прочим, принимать и мириться с любым стилем жизни, в ущерб абсолютной истины. В некоторых местах такая «политкорректность» проникла в законодательство, и любое неполиткорректное поведение может привести к серьезным санкциям. Можно предположить, что в некоторых ситуациях быть политически корректным равносильно тому, чтобы быть библейски корректным. Тем не менее, могут возникнуть ситуации, в которых конфликт между политической и библейской корректностью возрастает, особенно когда это касается очень важного вопроса донесения миру нашей вести и миссии. В подобных ситуациях проповедник/служитель, который отважился быть библейски корректным, рискует получить штраф, тюремное заключение и даже угрожающие жизни санкции. Хотя служители и должны быть всегда благоразумны и относиться уважительно к законам своей страны, конфликт между «библейской корректностью» и «политической корректностью» имеет место быть, и те, кто попадает в подобные дилеммы, должны вспомнить отважное отношение друзей Даниила к этой проблеме. Эти три молодых человека не склонились перед могущественным царем Навуходоносором. Когда под страхом смерти они отказались совершить «политкорректный» поступок, они смело выбрали остаться «библейски корректными». Вот как звучит эта вдохновляющая история: «И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Даниил 3:16-18). Еще один пример мужества в подобных обстоятельствах показал Петр и другие апостолы. Столкнувшись с врагами евангелия, они смело сказали: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).

Универсальное против частного

Постмодерн осуждает универсальные объяснения, как деспотические, делая сильный акцент на конкретных, локальных и личных историях. Должно признать, что в подобной перспективе присутствуют некоторые зерна истины.15 С одной стороны, тоталитарный режим использует метанарративы для утверждения господства;16 а с другой стороны, Библия отрывает Бога, заинтересованного в личных историях и задействованного в восстановлении сломанных жизней. Более того, в своем перевоплощении Бог связал Себя ограничениями пространства, времени и культуры. Однако, когда мы провозглашаем Евангелие и духовно питаем церковь, мы не должны забывать о том, что личные истории и опыты находят свой высший смысл в великой истории универсального Божьего плана спасения. Хотя личные истории и опыты могут присутствовать в проповеди, проповедники должны соотносить их с библейским повествованием о Великой борьбе и ее завершении новым творением. Восстановление сломанных жизней — в условиях конкретного пространства, времени и культуры — схоже с великой Божьей историей в целом. Вот как прекрасно выразил это Иоанн в книге Откровение: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:1-5).

Заключение

На плечах тех, кто был призван проповедовать Божью истину современному миру, лежит важная ответственность. В обществе, которое делает истину относительной и требует того, что называется «политкорректностью», эффективно провозглашать Слово Божье далеко не просто. Тем не менее, верные проповедники призваны провозглашать весть спасения миру, пребывающему в состоянии отчаяния и тревоги. Такое проповедование доносит до слушателей целостную картину вечного и всемирного Божьего плана, призванного спасти людей из каждого «колена, языка и народа, и племени», чтобы сделать их «царями и священниками Богу нашему» (Откр. 5:9,10).

Элиас Бразил де Соза, помощник директора ИБИ

1Martin Lloyd-Jones, Preaching and Preachers (Zondervan: Grand Rapids, 1971), 9.
2См. David Harvay, The Condition of Postmodernity: An Enquiry into the Origins of Cultural Change (Cambridge, MA: Blackwell, 1990).
3R. Scott Smith, Truth and the New Kind of Christian: The Emerging Effects of Postmodernism in the Church. Wheaton, IL: Crossway Books, 2005.
4Опозитивнойоценкепостмодернизмасм. James K.A. Smith, Who’s Afraid of Postmodernism? : Taking Derrida, Lyotard, and Foucault to Church. The Church and Postmodern Culture. Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2006. См. также Graham Ward, The Politics of Disciple-ship: Becoming Postmaterial Citizens. The Church and Postmodern Culture (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2009).
5См. Phil A. Newton, «Biblical Preaching», Reformation and Revival 9:1 (2000), 14. Phil A Newton, «Biblical Preaching», Reformation and Revival 9:1 (2000), 13.
6Библейские цитаты из версии New King James.
7См. Sharon E. Heaney, Contextual Theology for Latin America: Liberation Themes in Evangelical Perspective (Milton Keynes: Colorado Springs, CO, 2008); полезнодляобобщения, см. также: H. M. Conn, «Liberation Theology» ib New Dictionary of Theology, напр.: Sinelair B. Ferguson и J.I. Packer (Downers Grove, IL.: Inter Var-sity Press, 2000), 387-391; K. Bediako, «African Christian Theology» in ibid. 8-9: Bediako, «Black Theology» in ibid. 103-105.
8См. Amin A. Rodor, «The Concept of the Poor in the Context of the Ecclesiology of Liberation Theology». Th.D. diss., Andrews University, 1986.
9John Hannah высказывается о подобной ситуации следующим образом: «в наши дни теология рассматривается как неуместная, даже разрушительная тема для здоровья церкви. Прихожане более настроены на быстрые, простые решения их проблем и вопросов — удовлетворение чувственных нужд, и блестящие и быстрые ответы — вместо боли раздумий и умственного напряжения. Пасторы, боящиеся наскучить Божьему стаду или невольно расколоть его, подходят к теологии с особой осторожностью, даже с опаской, акцентируя внимание на темах, которые вряд ли являются центральными в Божьем откровении. Поэтому, хотя говорить об этом неприятно, но зачастую современные проповеди посвящены психологическим проблемам, а не изучению Божьего характера, ведущего к поведению, которое является плодом зрелой теологии. («The Place of Theology in the Postmodern World: Is the study of Theology and History an Antiquated Discipline?» Reformation and Revival 11:1 [2002], 12).
10Catherine Hilkert, «Preaching and Theology: Rethinking the Relationship», Worship 65:5 (1991), 404.
11″Возможно одна из проблем, которая повлекла за собой размывание истины за кафедрой, является поверхностное богословие о Святом Духе. Вместо того, чтобы верить в Духа Божия, способного проникать в огрубевшие умы, проповедники прибегают к различным приемам и ухищрениям, чтобы убедить слушателей» (Newton, 20).
12Victor Gordon, «The Calling of the Preacher», Reformation and Revival 9:1 (2000), 57.
13 «Nur der kann sie sagen, der schon in ihr ruht: nicht der, der noch in der Unwahrhiet ruht, und nur einmal aus der Unwahrhiet heraus ihr langt» (Ludwing Wittgenstein, Culture and Value [Chicago: University of Chicago Press, 1984], 35). Translated by Philip D. Kenneson «There‘s No Such Thing as Objective Truth, and It’s a Good Thing, Too», Culture and Value, Christian apologetics in the Postmodern World, ed. By Timothy R. Phillips and Dennis L. Okholm (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1995), 170.
14David K. Clark, «Narrative Theology and Apologetics, «Journal of the Evangelical Theological society 36:4 (1993), 497; D.A. Carson, The Gagging of God: Christianity Confronts Pluralism (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011), 13-54.
15См. John D. Caputo, What Would Jesus Deconstruct? The Good News of Postmodernism for the Church. The Church and Postmodern Culture (Grand Rapids, MI: Baker Academic), 2007.
16См. Doris L. Bergen, Twisted Cross: The German Chris-tian Movement in the Third Reich (Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1996). См. также Eric Metaxas, Bonhoeffer: Pastor, Martyr, Prophet, Spy (Nashville, TN: Thomas Nelson, 2010).

Элиас Бразил де Соза, помощник директора Института Библейских Исследований ГК
По материалам сайта Института Библейских Исследований ГК АСД

Exit mobile version