2. Разве я Бог — Неразумные слова любимой жены, естественно возбудили в Иакове гнев. Он отказался принять на себя вину за то положение, которое мог изменить только Бог. Рахиль так же знала, что Один Бог в состоянии исцелить ее от бесплодия (ст.6), но зависть к Лии на мгновение ослепила ее. Ответ Иакова так же свидетельствует о недостаточной его духовности. Почему он не предложил своей разочарованной и огорченной жене обратиться к Богу в молитве, как это сделали его собственные родители до него? Вместо этого он согласился на предложение, которое в сущности было грехом.
3. Вот служанка моя Валла — Предложение Рахили, которое принял Иаков и исполнил, было столь же греховным, как и предложение Сарры (гл.16:2) с той только разницей, что в данном случае она не имела извинения, так как у Иакова не возникало никакого вопроса о наследнике, даже если бы он имел эту причину, то все равно нельзя было бы оправдать его поступка, так как за это был осужден сам Авраам.
Пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее — Эти слова многими толкователями рассматриваются как еврейский оборот речи, выражающий усыновление (Быт.50:23). Возможно, что данное выражение имеет свои корни в древне-восточном обычае, согласно которому при рождении ребенка, который должен быть усыновлен, усыновляющий его должен принять его как самого родного. Рахиль вероятно имела ввиду один из этих обычаев и решила усыновить ребенка со дня рождения.
4. И вошел к ней Иаков — Распущенность Иакова в брачном вопросе началась с многоженства и кончилась наложницами. Хотя Бог использовал для умножения семени Израиля, Он, однако, ни в коем случае не одобрял распущенного обычая.
6. Нарекла ему имя: Дан — Рахиль, которая считала свое бесплодие несправедливостью ввиду плодовитости Лии, видела в рождении Дана Божественное возмездие за недостойное поведение последней. Это свое убеждение она выразила в словах: «Судил мне Бог». По этой причине она нарекла рожденному имя «Дан» т.е. «судья». Из ее последующих слов «и услышал голос мой» видно, что она либо молилась об этом вопросе, либо считала рождение Дана ответом Божиим на свое горькое сетование.
8. И нарекла ему имя: Неффалим — После рождения Дана Иаков либо стал считать Валлу, как одну из своих законных жен, либо вновь согласился с предложением Рахили иметь еще сына от служанки. При рождении второго сына, которого Рахиль по договоренности считала своим, она сказала: «Боролась борьбою сильною» буквально «Борьбою Божьей» со своей сестрой и превозмогла. Посему она нарекла ему имя Неффалим, что значит «моя борьба».
9. Лия увидела — Лия, привыкшая рожать сыновей каждый год, теперь, когда ей показалось, что она перестала рожать, стала сильно беспокоиться. Лию не волновало то, что Рахиль приобретала сыновей от служанки до тех пор, пока она надеялась иметь своих собственных. Теперь же она сделалась жертвой зависти как в свое время Рахиль. Средство, которое использовала Рахиль, чтобы иметь расположение Иакова, возбудили в Лии ревность и эта ревность побудила ее применить то же средство, что и Рахиль. Но Лия, видимо, хорошо сознавала, что действует в этом случае по своей воле, потому что при рождении Велфой обоих сыновей, она не упоминает имени Божьего. Что же касается Иакова, то достойно удивление, с какой легкостью он согласился с хитрым советом своих жен, с тем, чтобы увеличить их потомство. Если он в какой-то степени оправдывал себя за Валлу, которую взял, чтобы угодить своей возлюбленной Рахили, не имевшей собственных детей, то чем он мог успокоить свою совесть, согласившись с предложением Лии, уже имевшей четырех сыновей? Вступив на путь неправды, он видимо не думал ни о своем греховном поведении, ни о возможных последствиях. С другой стороны, невозможно не согласиться, что, поступая так, он следовал обычаям своего времени. Из закона Хамурании и других клинописных документов нам известно, что такой обычай разрешался законом, не считался предосудительным, особенно если бесплодие было препятствием к деторождению. Существование данного обычая, вероятно, было главной причиной, в силу которой ни Авраам, ни Иаков не видели ничего позорного в том, что своих служанок они брали в качестве наложниц.
11. И нарекла ему имя: Гад — Согласно раннего перевода, слова Лии, сказанные при рождении Зелфой сына: «идет войско», основаны на иудейской традиции позднее библейского периода. Фактически ее слова означают «ко флагу». Такого перевода придерживаются Семьдесят толкователей, а точнее Вульгата.
13. И нарекла ему имя: Асир — Второй сын Зелфы назван был Асир, т.е «блаженный», «который несет счастье». Буквально она сказала так: «Ко благу моему, ибо блаженною называют меня женщиной, как мать множества детей». При рождении трех сыновей Лия признала Господа (гл.29:3-33,35). Теперь при рождении от служанки она как будто забыла о Нем. Рождение последних было успешным результатом ее собственных планов.
14. Мандрагоровые яблоки — В Верхней Месопотамии жатва пшеницы наступает в мае и июне. Мандрагор — трава из семейства пасленовых. Цветущая белым и красноватым цветом. Его желтоватые душистые плоды по размере и форме напоминают небольшое яблоко. Ныне, как и в древности, плоды его считаются на ближнем Востоке способствующие плодородию. Женщины востока и по сей день приготовляют из плодов этого растения любовный напиток, который, по их мнению, усиливает чувственное желание и способствует зачатию.
15. Неужели мало тебе завладеть мужем моим — Рахиль, по-видимому, хотела иметь мандрагоры как средство от бесплодия. Лия возмутилась при одной только мысли о том, что Рахиль хочет лишить ее этого средства, чтобы с его помощью еще больше овладеть любовью Иакова. Рахиль, в противоположность Лии, казалось имела больше веры в мандрагоры, чем с силу Божию. В конечном итоге она научилась более полагаться на Бога, чем на мандрагоры (Быт.30:22, Пс.127:3).
18. И нарекла ему имя: Иссахар — «Бог услышал Лию». Эти слова показывают, что жизнь приходит не от мандрагоров, а от Бога — Источника жизни. Лия видела в рождении своего пятого сына воздаяние Божие за то, что она отдала служанку мужу своему, вероятно, как доказательство самоотречения, рожденного завистью. Имя Исахар содержит в себе мысль о награде. Однако не ясно, как понимать заключенный в нем смысл. Есть два предположения:
- «Вот награда»
- Согласно раввинской традиции «Он несет награду».
Следует заметить, что ни Моисей, а Лия увидела в рождении Иссахара «награду» за свой греховный поступок.
20. И нарекла ему имя: Завулон — Назвав своего шестого сына Завулон, т.е. «обитель», Лия выразила надежду на то, что теперь Иаков будет иметь ее более своей бесплодной сестры. Она претендовала на первое место в его любви, желая занимать место, в брачной жизни, первой жены.
21. И нарекла ей имя: Дина — Это имя означает «возмездие». Она не была единственной дочерью Иакова (Быт.37:35, 46:7). Здесь она упоминается в связи с будущим рассказом о ее несчастии в гл.34. Слово «потом» указывает на то, что после рождения Завулона прошло некоторое время. Дина была единственной дочерью Иакова во время его возвращения в Ханаан (Быт.34:1).
22. И вспомнил Бог о Рахили — В конце концов свое переживание Рахиль решилась высказать Господу в молитве. Ее просьба была услышана, и вера получила то, чему мешали нетерпение и неверие.
23. Снял Бог позор мой — В стране древнего Востока неплодная женщина вызывала не сочувствие, а презрение, бездетность считалась позором и проклятием. Из этого видно, почему женщины, подобно Ревекке, Рахили и Анне, так остро переживали свое несчастье, когда они оказывались бездетными. Среди иудеев бесплодие оправдывало развод, многоженство и наложничество.
24. И нарекла ему имя: Иосиф — Что значит «он снимает» как намек на то, что Бог снял с нее позор или «он прибавит» как выражение надежды Рахили на то, что к первому сыну Бог прибавит второго. Это было возможно, потому что Бог снял с нее позор бесплодия.
25. После того — После рождения Иосифа Иаков просил Лавана отпустить его в Ханаан. Согласно от 25-28 Иосиф родился в конце 14 года служения Иакова Лавану, 7 лет спустя после брака с Лией. Не совсем ясно, когда у Иакова родилось 11 сыновей, либо в течении семи лет между браком и 14 годами служения Лавану, либо часть из них родилась в течение шести оставшихся лет из двадцати, которые он прожил там (Быт.31:38).
В последовательности, в которой здесь перечисляются сыновья Иакова, не обязательно видеть хронологически точную последовательность их рождения, которая основана, по-видимому, по материнской линии. Моисей вначале перечисляет четырех сыновей Лии, затем двух от Валлы и двух от Зелфы, потом от Лии, и одного от Рахили — всего пять групп. Во всем Ветхом Завете нет двух родословий сыновей Иакова, составленных в абсолютно одинаковой последовательности (Быт.46:8-25, 49:3-27, Исх.1:1-4, Числ.1:5-15, 1Петр.2:1-2 и т.д.). Поэтому среди приведенных родословий трудно найти такое, по которому можно было бы сравнить все остальные. Может показаться в высшей степени странным, что 11 сыновей и одна дочь (Быт.29:30-32) родились у Иакова в течение первых семи лет его брачной жизни и ни одного в течение последних шести, в которые он служил Лавану. Если же это так, тогда Лия родила за семь лет семерых детей, в течение которых был определенный промежуток времени, когда она не рождала (гл.29:35, 30:9). Если же в течение этого периода один за другим родились дети от Валлы и Зелфы, то эти семь лет — период явно недостаточный. Если не учитывать того, что шестеро детей Лии разделены на две группы, то можно считать, что родословие, приведенное здесь Моисеем, основано строго на материнской линии. Но поскольку это не так, то создается впечатление, что каждая из пяти групп ведет свою последовательность от рождения первого сына, и что между двумя какими-либо последующими группами есть частичное совмещение. Это предположение, по-видимому, лучше всего согласуется с контекстом и известными данными. В соответствии с этим взглядом мы находим, что рождение Дана предшествует рождению остальных сыновей, имена которых перечисляются после него, но не обязательно следует за рождением Иуды. То же можно сказать и о рождении Гада, Иссахара и Иосифа. Подобное совмещение делает возможным рождение 11 сыновей в течение семилетнего периода. Но если даже принять принцип совмещения, все равно нет основания считать, что все 11 сыновей Иакова родились именно за эти семь лет. Некоторые из них, по-видимому, родились за последние 6 лет пребывания Иакова в доме Лавана. Последнее заключение представляется наиболее верным, поскольку даже учитывая принцип совмещения, быстрая последовательность рождения у Иакова противоречит восточному обычаю.
28. И сказал: назначь себе награду — Так как вторые семь лет окончились рождением Иосифа, то Иаков просил разрешения у Лавана вернуться ему в Ханаан (ст.25). Но Лаван не был намерен терять столь ценного человека, хотя и не знал, как ему удержать его дальше. То, что он пригласил Иакова, что бы он назначил себе вознаграждение, не помешало ему в течение последних шести лет десять раз менять ее (Быт.31:7). За спиной Лавана стоял Лукавый, который намеревался перечеркнуть план Божий, помешав, если возможно, возвращению Иакова в обетованную землю.
31. Если только сделаешь мне — Когда Лаван серьезным образом повторил свое предложение, то Иаков согласился остаться у него на известных условиях. Условия его состояли в том, что на Ближнем Востоке козы, как правило, черные или черные с белыми пятнышками, а овцы большей частью белые, редко черные или пестрые. Поскольку предложение Иакова касалось лишь небольшой части Лаванских стад, то Лаван поспешил согласиться с предложением Иакова. Иаков предложил в тот же день начать отделение, чтобы Лаван мог видеть, на что можно рассчитывать в таком случае.
В ходе дальнейшего повествования видно, что в согласии между Иаковом и Лаваном было заключено нечто большее, ибо Моисей решил упомянуть лишь основной принцип соглашения, и таким образом умолчал о том, что отделение должно было происходить через определенные промежутки времени, либо этот факт не отличается от самого начала, так как обе стороны считали его само собой разумеющимся. И в этом и в другом случае Иаков действовал в соответствии с договором, которого решил придерживаться и сам Лаван, часто до этого менявший условия договора (Быт.31:7-8, 41).
34. Пусть будет по твоему слову — Лаван с радостью принял предложение Иакова, однако выбирать ему не позволил (ст.34-36). Это он сделал сам вероятно для того, чтобы показать Иакову, что так же должно быть исполнение договора. Затем он отдал козлов с пятнами и коз пасти своим сыновьям (его сыновья здесь упоминаются впервые), а остальной мелкий скот без пятен поручил Иакову. Наконец Лаван назначил расстояние «на три дня пути» между собой и Иаковом, т.е. между скотом, который должны были пасти его сыновья, и скотом, который должен был стеречь Иаков с тем, чтобы не было смешения между стадами.
37. И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых — Содержание ст.37-40 на первый взгляд противоречат законам генетики, а иногда приводится критиками как доказательство того, что Библия ненаучная книга. Тем не менее, тщательное исследование контекста и сравнение рассказа с известными фактами, относящимися к законам генетики, показывают, что именно так и было, и весьма красноречиво подтверждают богодухновенность Священного Писания.
Оберегая свои собственные интересы, Лаван тотчас начал отделять овец и козлов (ст.36). Это показывает, что Лавану также было известно кое-что о законах наследственности. Он поручил весь пятнистый скот пасти своим сыновьям, намереваясь таким образом отделить свои стада от стад Иакова и избежать перерождения пятнистого скота в чистый. Но Лаван не знал одного, что некоторые из животных, не относящихся к числу породистых, продолжают сохранять в себе способность передавать исчезнувший в них пестрый цвет своему потомству. Лаван считал, что он перехитрил Иакова, отделив свои стада от его стад.
Иаков же, со своей стороны, расчитывал на селекцию (искусственный отбор) в отношении которого он, по крайней мере, знал не меньше Лавана. Такие действия в соответствии с условиями договора были совершенно законными. Различие, какое Иаков сделал между сильным скотом и слабым (ст.41), показывает, что наблюдательность научила его понимать закон наследственности. Когда Лаван отделил всех пестрых животных, Иаков вероятно, задумался, что же ему делать дальше, потому что ему, как видно было известно о передаче наследственных исчезнувших признаках не больше, чем Лавану. Полагаясь на собственную догадку, а также на давний и весьма живучий предрассудок о том, что рожденное будет иметь на себе признаки, соответствующие тому, что видела или пережила мать в предродовой период, Иаков применил способ, описанный в приведенных стихах. В связи с этим ученый Мащ говорит следующее: «Достижение окраски у молодняка такой, какой расчитывал добиться Иаков в стадах Лавана, является делом совершенно безнадежным … дело в том, что в плаценте и пуповине, которые служат единственным средством, соединяющим матерь с плодом, совсем нет нервов …
Таким образом, совершенно отсутствует тот механизм, с помощью которого мать может передать своему детенышу окраску, какую таким способом думал добиться Иаков.
Дальнейшая загадка заключается в том, что способ Иакова оказался чрезвычайно успешным (ст.43, гл.31:7-9). Чтобы Иаков не полагался на собственную изобретательность и предрассудки, Бог во сне открыл ему, каким образом может быть передана пестрая окраска животных рожденному молодняку (Быт.31:10-12). То, что сказал Иакову ангел во сне, могло относиться только к стадам Иакова, потому что весь пестрый скот до этого был отделен Лаваном (Быт.30:35-36). Чтобы закон генетики пришел в действие, Бог послал Свое особое благословение, потому что наследственные признаки, описанные в ст.43, появились необычным для таких случаев образом. Он, по-видимому, использовал принцип генетики, который науке в настоящее время не совсем ясен.
Откровение законов генетики Иакову, которые стали понятны ученым только несколько десятков лет назад, указывает на научную достоверность сведений, заключенных в Библии и ее богодухновенный характер. Заканчивая свое рассуждение по поводу этого вопроса, профессор Маш пишет: «Писание учит нас тому, что передача такой окраски у домашнего скота является следствием наследственных факторов обоих родителей, согласно принципам Менделя, но никак не на основе материнских впечатлений. Объективное чтение текста, таким образом, показывает, что случай, описанный в Библии, который часто приводят как доказательство того, что Библия — это книга басен, в действительности является побуждением верить в богодухновенность Писания.
41. Каждый раз, когда зачинал скот крепкий — По мнению Иудейских раввинов, Иаков применял свой способ только весной, потому что, как считали древние, животные, зачатые весной и рожденные осенью более сильные, чем те, которые зачаты осенью и рожденные весной. Нынешние толкователи склонны считать, что здесь речь идет об агнцах, рожденных в один и тот же период, но отличающихся только по возрасту, поскольку агнцы, рожденные ранней весной, более ценны, чем те, которые рождаются в более поздний период весны. Исходя из этого мнения, Иаков не мог проводить осеменение с молодняком в более поздний период, потому что ему было известно, что он по сравнению с предыдущим, более слабый. Каким бы способом не воспользовался при этом Иаков, он применял его для того, чтобы усилить и умножить стада, вероятно, за счет сокращения и ослабления стад Лавановых.
43. И сделался этот человек весьма, весьма богатым — История взаимоотношений Иакова и Лавана — это история борьбы опытности и мастерства с алчностью и коварством. Хитрость, которая связана с большим познанием, часто является оружием слабого против сильного. Люди, отличающиеся алчностью и вероломством, но имеющие недостаток мудрости, нередко проигрывают людям столь же хитрым, но более мудрым. Справедливость была на стороне Иакова. Он просто воспользовался представившимся ему преимуществом с тем, чтобы исправить невыгодное положение, при котором он трудился 14 лет и все же ему недоставало честности и нравственной чистоты. В нем отсутствовала та открытость и простота характера, которые ожидают видеть люди в праведном человеке. План Иакова был без сомнения весьма успешным, но не из числа тех, которым должен был последовать служитель Господа. Далее Иаков ошибался, полагаясь более на свое искусство в приобретении благословений, обещанных Богом, чем на Провидение в силу Божию. Но свой успех Иаков все же приписал силе Божией (Быт.31:9).
По материалам библейского комментария АСД