Иаков возвращается домой — комментарий к ежедневной главе

Иаков и его семья1. И услышал [Иаков] слова сынов Лавановых — претензии сынов Лавана были явно завышены. Потому, что когда Иаков покидал его, у него по-прежнему были стада (ст.19). Сыновья Лавана намекали на то, что Иаков обеспечил себе богатство путем обмана, хотя открыто и не решались обвинять его в этом. Они не могли доказать, что он в чем-либо нарушил условия соглашения с их отцом, хотя и были уверены, что он именно так поступил.

2. И увидел Иаков лице Лавана — То, что Иакову удалось услышать, подтвердилось повелением Лавана. Вследствие того, что Лавану никак не удавалось помешать Иакову в умножении богатства, даже его мнимое дружелюбие к нему в прошлом теперь обратилось в открытую вражду. Согласно Провидению Божию поведение Лавана стало средством возращения Иакова на родину. Убеждение Иакова в том, что наступило время вернуться в землю своих отцов, подтвердилось прямой вестью от Бога.

4. И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию — Иаков призвал своих жен на поле, где находились его стада, чтобы здесь, вдали от дома в тайне обсудить с ними предполагаемый уход от Лавана. Если бы он это сделал дома, тогда кто-нибудь из дома Лаванова услышал бы его разговор и предупредил Лавана, чтобы он вовремя мог вернуться и помешать их уходу. Несмотря на все предосторожности со стороны Иакова, Лаван все же на третий день узнал об их уходе (ст.19-22). По-видимому, произошла какая-то перемена и в надзоре за скотом, потому что теперь Иаков стал наблюдать за своими стадами (Быт.30:35-36) или же по крайней мере имел доступ к ним. По-видимому, отсутствие Лавана, во время которого он стриг своих овец, сделало возможным побег Иакова со всем его имуществом, что было бы невозможным при других условиях. Вероятно, Иаков также в это время стриг своих овец и послал за женами и всем их имуществом, чтобы поставить шатры под предлогом празднества, которое обыкновенно устраивалось по этому случаю. Таким образом он приготовился к уходу, чтобы не вызвать преждевременных подозрений.

7. А отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою — «Десять» не обязательно понимать буквально. Вероятно, это круглое число использовалось для того, чтобы показать, что перемена была очень частой (Так же Дан.1:20). Лаван, по-видимому, снова и снова старался ограничить договор навязыванием Иакову новых условий. Тот факт, что Иаков здесь не упоминает о своей хитрости и все же благословения, которые он добыл с помощью этой хитрости, приписывает Богу, показывает, что он сознавал, что средства, использованные им в этом случае, не были вполне честными.

9. И отнял Бог [весь] скот — Иаков видимо сознавал, что если бы Бог не захотел благословить его, то все его старания оказались бы тщетными. Поэтому не без основания он приписал умножение своего богатства милости и заботе Божией. По всему видно, что он считал, что его собственная хитрость и благословение Божие не исключает друг друга.

11. Ангел Божий сказал мне во сне: — Не ясно, является ли этот сон лишь частью откровения из ст.3 или же новое откровение Иакову. Некоторые толкователи считают, что Иаков получил его в самом начале своего последнего шестилетнего служения Лавану. По мнению других это был лишь обычный сон Иакова, который он связал с тем, который видел раньше в Вефиле, чтобы произвести таким образом больше впечатлений на своих жен. Этот взгляд несостоятелен ввиду биологической точной передаче откровения, тех сведений, которые противоречили предрассудкам Иакова (Быт.30:37-42).

14. Рахиль и Лия сказали ему в ответ — Тот факт, что мнение обеих сестер о своем отце несмотря на их взаимную зависть совпали, свидетельствуют о том, что их жалобы не без основания. Беспощадная жестокость Лавана и его ненасытная алчность были настолько явны, что против этого восстали даже его собственные дочери. Они жаловались на то, что, хотя родились свободными, независимыми детьми, они все же не получили законное наследство и были проданы как рабыни. По-видимому, все владения Лавана достались его сыновьям, потому что его дочери не получили ничего.

16. Посему все [имение и] богатство — Рахиль и Лия признали руку Божию в том успехе, который Бог даровал их мужу. Хотя их отчуждение от своего отца следует считать прискорбным фактом, однако его суровость и нечестность делают понятным такое отношение их к нему. С другой стороны, они чувствовали более тесную и нежную привязанность к своему мужу, отцу своих детей. Их жизнь и судьба теперь полностью соединились с его собственной жизнью и судьбой. Впервые мнения обоих сестер сошлись. То, что Рахиль вскоре сама стала матерью сына, уменьшило напряжение и зависть, существовавшие между ними в первые годы супружеской жизни.

19. И как Лаван пошел стричь скот свой — Тот факт, что Рахиль смогла украсть у своего отца идолов, свидетельствует об отсутствии Лавана дома в это время. Когда Рахиль собиралась уходить, Иаков знал, что его тесть задержится на несколько дней, чтобы стричь овец и совершить празднество, проводившееся по этому случаю (1Цар.25:4,11, 2Цар.13:23), на которое обычно приглашались друзья. То ли Иаков не был приглашен, то ли отклонение приглашения Лавана из-за существовавшего между ними разногласия, сказать трудно. Но это дало ему благоприятную возможность бежать беспрепятственно.

Рахиль похитила идолов — Эти идолы — терафимы (Суд.17:5). Это были человеческие фигурки, часто сделанные из дерева (1Цар.19:13-16). В результате раскопок, проводившихся на Ближнем Востоке, было найдено большое число таких фигурок, сделанных из дерева, глины и драгоценных металлов. Некоторые из них изображают богов мужчин, но большинство — это богини от 2 3 дюймов в длину. Они использовались как домашние боги или их носили на теле в качестве амулетов. Поскольку большинство из них изображают обнаженных богинь, признаки пола, которые подчеркнуты, то они, по-видимому, рассматривались как богини плодородия. Именно по этой причине Рахиль вероятно и дорожила ними более всего. Из клинописных текстов во время месопотамского царя Иуди видно, что домашние боги наследовались усыновленными детьми только тогда, когда при смерти отца не оставалось родных сыновей. Если человек имел сыновей, то боги его не могли достаться дочерям. Поэтому Рахиль не имела никакого права брать богов своего отца как это признал и Иаков (Быт.31:32). Какова бы ни была причина кражи, она показывает, что ее вера в Бога Иакова (Быт.30:8-23) была поверхностной и что она фактически держалась религии своего отца. Давняя иудейская традиция, согласно которой она взяла идолов у своего отца для того, чтобы он перестал служить им, вряд ли заслуживала внимания.

20. Иаков же похитил сердце у Лавана — Буквально «обманул сердце Лавана» или «перехитрил Лавана». О значении слова «Арамеянин» см.Быт.25:20.

21. Перешел реку — Имеется в виду река Евфрат, главным образом библейских времен (4Цар.4:21, Ездра.4:10). Каким образом Иакову удалось перейти Евфрат со своими стадами, особенно перейти Евфрат весной (Быт.31:19) не ясно. В тех местах реки есть брод, через который Иаков вероятно перешел в Галаад (гористый район к югу от реки Ярмук). Галаад здесь упоминается в виду того, что в этом месте Лаван нагнал его. Имя Галаад было дано Иаковом именно по этому случаю (ст.47). Прежнее его название неизвестно.

23. Гнался за ним семь дней — Поскольку Лаван получил известие о бегстве Иакова (ст.22) только два или три дня спустя после этого события и гнался за ним семь дней, то из этого видно, что после выхода Иакова из окрестности Харрана оба они встретились на девятый или десятый день. Горы Галаадские от Харрана более чем 275 милях. Это расстояние могут преодолеть наиболее выносливые верблюды за семь дней — время, которое понадобилось Лавану для этой цели. Но прогнать стада все это расстояние за указанное время, когда они делают от 9 до 10 миль в день, кажется делом невозможным. Вероятно, после того, как Лаван узнал о бегстве Иакова и его спутников, то он ни сразу погнался за ними. Он знал, что Иаков будет продвигаться медленно (Быт.33:13-14) и ему нет надобности спешить. Поскольку Рахиль похитила идолов в доме своего отца, то из этого видно, что ее странствие началось из Харрана, где находился дом ее отца (Быт.29:4-5). Тот факт, что Лаван знал о похищении идолов, показывает, что он прежде чем гнаться за Иаковом, вернулся домой. Он видимо окончил стрижку овец и связанные с этим празднества, а также позаботился о стадах, которые Иаков оставил уходя из Харрана.С тех пор, как он узнал о бегстве Иакова и до ого момента, как он отправился за ним в погоню прошло не менее 30 дней.

24. И пришел Бог к Лавану Арамеянину — Самым неожиданным образом Бог исполнил обетование, данное Иакову 20 лет назад (Быт.28:15,20,21). Он открылся во сне идолопоклоннику Лавану, который познакомился с религией Авраама через своего деда Нахора, через раба Авраама Елиезера, а в последние годы через постоянное общение со своим племянником. Во сне, который видел ночью перед тем, как встретиться с Иаковом, признал истинного Бога (ст.29).

Берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого — Это выражение вошло в пословицу (Быт.24:50, 2Цар.13:22). Лаван не должен был принуждать Иакова к возвращению ни силой, ни дальнейшими заманчивыми предложениями.

27. Зачем ты убежал тайно — Догнав Иакова, Лаван принял вид добродушного и в то же время глубоко оскорбленного отца. Но разве Иаков не понимал, что Лавану ничего не стоило заставить его вернуться в Харран? И тот факт, что Лаван стал с ним беседовать вместо того, чтобы поступить с ним, как он этого по-видимому заслуживал, Иаков объяснил исключительно вмешательством Бога в прошлую ночь. Но почему же горячее желание иакова вернуться к своему отцу побудило его похитить идолов, принадлежащих его тестю? Это была единственная законная жалоба Лавана, скрыть хитрость, скрыть хитрость, с помощью которой он хотел причинить Иакову неприятность. Быть может Иаков хотел, чтобы его тесть отказался от языческих идолов, как ничего не значащих и принял истинную религию? И теперь оказывается, что он сам так привязался к семейным богам Лавана, что не захотел покинуть Харрана! Разве это низкое хищение можно совместить с той религией, которую он исповедывал 20 год!?

32. [И сказал Иаков:] у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив — Стараясь оградить свое тайное и поспешное бегство, Иаков не удерживается от честного и правдивого заявления, хотя оно было сказано с угрозой наказания. Что касается хищения, то Иаков добровольно согласился отвечать перед требованиями Месопотамского закона. По этому закону некоторые виды хищения, к которым относилась и кража священных предметов, карались смертью (Из кодекса Хаммурапи).

При родственниках наших узнавай, что [есть твоего] — Речь шла о родственниках Лавана (ст.28).

33. И ходил Лаван в шатер — Из этих слов мы узнаем о своеобразном обычае, согласно которому не только мужья и жены, но и наложницы, каждый имел свой отдельный шатер.

34. Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них — Если судить по нынешнему седлу, предназначенному для женщин, то верблюжье седло тех времен представляло собой плетение, напоминающее собой корзину или люльку (колыбель). Внизу ее находился ковер, а по сторонам и сверху оно было защищено от ветра, дождей и солнца своеобразным балдахином. Свет проникал через отверстия, сделанные по сторонам. Маскируя свое хищение хитростью и обманом, Рахиль проявила себя как истинная дочь Лавана. Какой слабый отпечаток оставила на ее характере религия ее мужа! Конечно и он здесь не был примером добродетели.

35. Я не могу встать пред тобою — Восточный обычай и вежливость требовали, чтобы дети любого звания и возраста в присутствии родителей вставали (Лев.19:32, 3Цар.2:19). Поэтому извинение Рахили вряд ли было оправдано.

Ибо у меня обыкновенное женское — Эффемизм, обозначающий менструации (Быт.18:11), которые по закону Моисееву были связаны с обрядом очищения (Лев.15:19). О том, что это предписание находилось в силе даже до Моисеева закона, по крайней мере среди Арамеян, видно из приведенного стиха. Тот факт, что Лаван не потребовал, чтобы Рахиль встала, чтобы он мог обыскать верблюжье седло, показывает, что Лаван боялся оскверниться.

И [Лаван] искал [во всем шатре], но не нашел идолов — Это и подобное ему выражения, приведенные трижды, свидетельствуют, что поиски Лавана оказались напрасными и что Рахиль удачно спрятала их.

36. Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном — Лаван знал, что домашние боги исчезли в тот момент, когда бежал Иаков. В этом он был уверен, несмотря на сон, который видел еще накануне, он все еще замышлял обвинить Иакова. Последний согласился отдать в руки Лавана всякого, кто будет найден виновным (ст.32). Вероятно Лаван надеялся прямо или косвенно возложить на него ответственность за своевременный поступок и настаивать на возвращении Иакова. Лаван, по-видимому, созначал, что вина Иакова может удалить от него спасающую руку Божию. Видя, сомнения Лавана оказались напрасными, Иаков сам начинает наступать и обвинять Лавана, который теперь смирился. Его служение у Лавана было безукоризненным, что не отрицал даже сам Лаван (ст.43).

39. Мой убыток — Иаков имел законное основание жаловаться против Лавана на то, что тот обвинил его в потере скота в результате пропажи или попадания к зверям. Такое отношение Лавана противоречило древним месопотамским законам, так как (что видно из законов Хаммурапи) пастух был обязан возмещать лишь те потери, которые происходили вследствие его халатного отношения к своим обязанностям.

42. Страх Исаака — Удивительно, что Иаков приводит эти слова как дополнение к выражению «Бог Авраама», так как оба выражения очевидно означабт одно и то же Существо. По-видимому это объясняется тем, что религиозные опыты Авраама ему не были так близки, как опыты его отца Исаака. Аврам уже давно умер, тогда как Исаак продолжал жить и иметь страх перед Богом. Вероятно слово «страх» здесь одно из имен Господних и его следовало бы писать с большой буквы, как и в новом переводе. Употребление этого выражения здесь, а так же в ст.53 свидетельствует о глубоком впечатлении, которое произвело на него посвящение, с которым Исаак исповедывал свою религию.

Вступился за меня вчера — Иаков объяснил, что через предостережение, данное Лавану во сне прошлой ночью, Бог уже решил спор между ними. Хотя он и не высказался прямо, однако в Божественном вмешательстве он увидел одобрение всего того, что он сделал с целью умножения своих мнений. Вероятно, он счел, что поскольку со своей стороны ему приходилось на хитрость отвечать хитростью и на обман — обманом, то Лаван не имеет права наказывать его и требовать от него возвращения. Частично поведение Иакова можно оправдать бессердечным отношением к нему тестя, но сам факт, что Бог защитил его от мести Лавана, нисколько не оправдывает его поступков (Пр.20:22, Рим.12:17, 2Фес.5:15).

43. Дети мои — Лаван молчаливо признал, что Иаков говорит правду, и что он неимеет никакой причины жаловаться на него. Ему ничего не оставалось делать, как только признать сложившееся положение и неизбежную разлуку и все же еще раз проявился его высокомерный дух, когда он стал претендовать на все владения Иакова. За свой двадцатилетний прилежный труд Иаков не услышал из уст Лавана ни одного слова признательности или благодарности. Вместо этого он принял вид великодушного благодетеля, который и не думал обращаться со своими родственниками иначе, как с истинным благородством.

44. Теперь заключим союз — Лаван предложил Иакову заключить с ним дружественный договор. Возможно это диктовалось страхом, что Иаков будет искать примерения с Исавом и вернуться, чтобы отомстить Лавану (ст.52). Согласно мнению некоторых толкователей ст.44 представляет собой неоконченную форму высказывания, где подразумевается присутствие Божие. Слово «это» по-видимому относится к союзу, заключаемому как это обычно делалось в Месопотамии с помощью клинописной таблички, скрепленной печатью и подписью обоих сторон и их родственниками.

45. Камень — Свое согласие с предложением Лавана Иаков выразил тем, что он тот час поставил памятный камень, подобный тому, какой он в свое время поставил в вефиле (Быт.28:18). Представители обеих сторон набрали так же камней и сделали с них стол для совместной памятной трапезы.

47. Иаков назвал его Галаадом — Оба названия, еврейское и арамейское, практически означают одно «холм свидетельств». Тот факт, что самые ранние арамейские надписи не достигают дней Иакова, но датированы более поздним периодом, не говорят о том, что в 17 векедо Р.Хр. аремеян в этом районе не было. Самое ранее небиблейское свидетельство о существовании такого языка заключается в нескольких арамейских словах, найденных в Сирии в виде клинописных табличек, составленных на древнем угаритском наречии, датированных 15 веком до Р.Хр. Таким образом в Библии мы находим подтверждение существованию наиболее древних известных ныне науке арамейских слов. Каждый из договаривающихся сторон дал памятнику название на своем языке. И эти названия по своему значению одинаковы. Поскольку место, о котором идет речь, стало владением Израиля, то за ним осталось еврейское наименование «Галаад». Оно охватывает не только окрестность горы Галаад, но и все горные районы к востоку от реки Иордан между реками Ярмук и Иавок.

49. МицпаЭто место получило так же название «Мицпа», т.е. «сторожевая башня». Позднее оно стало районом города, получившего свое название от «холма свидетельства», воздвигнутого Лаваном и его родственниками (Суд.10:17). Этот город в свое время был местом пребывания судьи Иефаи (Суд.11:34).

Надзирает Господь — Тот факт, что Лаван призвал Имя Господа, как надзирающего с неба, чтобы оградить своих дочерей, не говорит о том, что в Господе он видел подтверждение своих прав. Имея родовое понятие о Боге, Лаван готов был признать могущество Бога Иакова, если не в Харране, то по крайней мере в Ханаане. Что оставалось ему делать, особенно после сна, который он видел прошлой ночью? Возможно он произнес эти слова имея в виду, что только один Господь способен удержать совесть Иакова.

50. Если ты будешь худо спать — Несмотря на эгоизм, отцовские чувства Лавана заставили его ревновать о благе своих дочерей и проявить заботу об их будущем. Такое проявление чувств со стороны Лавана кажется необычным (ст.15). Он сам был виновен в том, что в семье Иакова имело место многоженство. Но это было только внутри семьи.Если Иаков везьмет еще двух жен, то вся его любовь и наследство, которое принадлежит его (Лавана) дочерям и их детям, будут ограничены. Свои собственные права Лаван отстаивал до конца.

51. Вот холм — В этом случае, если кто-нибудь из них в будущем будет вымышлять отмщение, тогда этот памятник будет напоминать об их мирном союзе. Подобно тому, как в данном случае было остановлено враждебное намерение, так и в будущем память об этом событии должна удерживать от возможных враждебных действий. Лаван считал, что он пошел на слишком большую жертву, позволив Иакову уйти от него без всякого ущерба, так как быстро умножающееся богатство Иакова и его могущество (имея в виду так же возможное примирение с Исавом) делали его будущие надежды подчинить себе Иакова весьма туманными. Лаван, по-видимому, хотел произвести на Иакова впечатление своим великодушием.

53. Бог отца их — Из книги Иисуса Навина 24:2, а также из того, что в доме Лавана были идолы (Быт.31:30,35) видно, что родственники Авраама из Месопотамии чтили идолов. Из этого видно, что «Бог Нахора» очевидно не был Господом. Но также известно и то, что Нахор «имел познание об истинном Боги и чтил Его наряду с идолами» (ПП). Глагол «судить»стоит во множественном числе, вероятно свидетельствуя о том, что Лаван говорит о двух равных богах.

Однако по переводу Семидесяти, а также Вульгаты, указанный глагол стоит в единственном числе, свидетельствуя о Боге Нахора как об одном Боге. Теперь, когда разлучение казалось неизбежным, Лаван старался сохранить единство с Иаковом, указывая на то, что их деды Авраам и Нахор, а также и прадед Фарра, чтили одного и того же Бога.

Страхом … Исаака см. ст.42. Вероятно Моисей прибавил эти слова, чтобы подчеркнуть, что Иаков клялся Господом, а не другими богами Нахора.

54. Заколол Иаков жертву — По-видимому Иаков принял участие в жертвенном обряде, потому что считал его необходимым для заключения договора. Лаван был только наблюдателем, но и он присоединился к церемониальному пиршеству, которое приготовил Иаков.

55. Поцеловал внуков своих и дочерей — Видимо, при прощании Лаван не поцеловал Иакова, как он сделал это при первой встречи (Быт.29:13). Хотя Иаков и Лаван расстались не врагами, но и не лучшими друзьями.

Благослови их — Лаван, в котором проявились наиболее благородные свойства его натуры, возможно в результате заключенного союза или пиршества, а может быть и в результате предстоящей разлуки с дочерями, произнес свое отцовское благословение. С этого момента Лаван уходит из Библейского повествования. На этом всякая связь между ханаанским семейством и его родственниками из Месопотамии прекращается.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version