Победитель — комментарий к ежедневной главе

Иаков борется с Богом2. И нарек имя месту тому: Маханаим — Значит «двойной стан» или «двойной сонм», указывая на два ополчения ангелов, одно впереди Иакова, другое — позади его. Появление этих полчищ, должно быть, напоминало ему лестницу в Вефиле, которую он видел в видении во время своего бегства из Ханаана. Тогда в ангелах, восходящих и нисходящих по этой лестнице, он видел Божественную защиту и помощь, которые были обещаны ему во время странствования и пребывания в чужой стране. Теперь же полчище ангелов вновь свидетельствовало о Божественной помощи, на этот раз в связи с его тревожной встречей с Исавом, а также как подтверждение обетования о том, что он в безопасности вернется к себе на родину. Поскольку Иаков видел ангелов во время своего странствования, то вряд ли это могло быть сновидением. Однако сцена видения является не совсем ясной.

Там, где Иакову явились ангелы позднее был основан знаменитый город (Ис.Нав.13:26, 4Цар.2:8, 22:29). Его обычно отождествляют с нынешним «Машна», расположенном примерно в 12 милях к северо-западу от Джераша.

4. И приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: — Из Маханаима Иаков послал к брату своему Исаву вестников. После бегства Иакова из Вирсавии Исав видимо продвинулся на юго-восток в страну Сеир или Едом, коренных жителей которой он впоследствии покорил себе. Вестники должны были подчеркнуть различие между словами «мой господин Исав» и «раб твой Иаков». В их обязанности входило примирить Иакова с Исавом, главным образом обращая внимание на смирение Иакова, молчаливое признание совершенного им зла, а так же тот факт, что Иаков отказывается от своих прав на наследство. Указывая на то, что он возвращается с большим богатством. Иаков не хвастался, но старался убедить Исава в том, что теперь у него нет никакого желания делить с ним отцовское наследство. Сравнивая свою вину, Иаков понимал, что первый шаг зависит от него. Имея это в виду, он к своим словам прибавил надежду на то, что Исав простит ему и примет его на мирных условиях.

6. Он идет навстречу тебе — Тот факт, что Исав шел в сопровождении 400 вооруженных воинов, показывает, что к этому времени он сделался могущественным человеком, вероятно уже стал жить мечом (Быт.27:40).

Вероятно вражда Исава к своему брату с годами утихла. Но он никогда не говорил об этом со своими родителями, и в результате чего Ревекка не могла исполнить своего обещания — послать за Иаковом (Быт.27:45). Но уверенность последнего в благорасположении своего брата, а также беспокойство, вызванное сообщением вестников, заставили его сильно встревожиться. Исав решил встретить Иакова с таким войском по следующим причинам: во-первых, он хотел вызвать у Иакова уважение к себе при виде такого могущества, во-вторых, добиться удовлетворительного взаимоотношения, в-третьих, применить в случае необходимости силу для защиты собственных интересов. Другими словами, он был готов к любому исходу.

7. Разделил людей, бывших с ним — Опасаясь самого худшего Иаков разделил свое многочисленное семейство и стада на два стана. Не трудно конечно осудить Иакова за недостаток веры и надежды на Бога. Тем не менее его предусмотрительный образ действий при таких крайне напряженных обстоятельствах свидетельствует о его здравом суждении. Оставаясь совершенно беззащитным, он, однако, отказался от мнимой угрозы применения силы.

9. И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама — Отличаясь простотой и неотступностью эта молитва выражает в то же время все самое главное, что было присуще просьбе Иакова:

  1. Истинное смирение;
  2. Признание милости Божией;
  3. Моление о защите от надвигающейся опасности;
  4. Повторение прошлых обетований;
  5. Признательность за прошлую заботу.

10. Перешел этот Иордан — Иаков, по-видимому, приблизился к тому месту, где он перешел Иордан 20 лет назад, во время своего бегства из дома. Поразительную разницу между своей прежней бедностью и настоящим богатством он воспринимает как знак благословения Божия и исполнения того, что Он обещал ему в Вефиле. Тогда он перешел Иордан с пустыми руками, если не считать отцовского благословения и обещания со стороны Бога. Теперь же 20 лет спустя, он возвращается на родину с многочисленным семейством и большим имуществом. Любого из двух станов (ст.7) ему хватило для того, остаться богатым человеком.

11. Не убил меня [и] матери с детьми — Буквально «матери над детьми». Здесь образно говорится о матери, которая защищая детей от убийства, накрывает их своим собственным телом. Иаков знал, что всякое неосторожное обращение с братом может привести к тому, что он убьет их всех до одного. Он приготовился к худшему.

12. Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской — Таков смысл обетования, данного Иакову в Вефиле (Быт.28:14) хотя и выраженный в несколько других словах. Здесь число потомков Иакова сравнивается с песком моря. До этого обетованное семя Авраамово сравнивалось с песком земным (Быт.13:16), со звездами небесными, а также с песком на берегу моря (Быт.22:17).

13. И ночевал там Иаков в ту ночь — Хотя Иаков и надеялся, что Бог защищает его, однако со своей стороны он решил сделать все возможное для примирения с братом. Поставив свой стан на ночь, откуда он получил известие о приближении Исава в том месте он выбрал внушительный подарок своему брату, состоящий из 550 голов крупного и мелкого рогатого скота. Этот скот он разделил на стада и послал навстречу Исаву, как подарок от «раба его» Иакова. Выбранный скот представлял собой владения типичного кочевника-скотовода (Иов.1:3, 42:12). Соотношения животных мужского и женского рода, вероятно, было подсказано опытом, который учитывал выведение породистого скота.

16. И дал в руки рабам своим каждое стадо особо — Разделение Иаковом дара примирения на несколько особых стад, следовавших на некотором расстоянии друг за другом, имело целью произвести на Исава усиленное впечатление. Каждое стадо само по себе было уже ценным подарком.

23. И, взяв их, перевел через поток — На рассвете дня Иаков послал свой дар Исаву. Когда же настала ночь, он отправил свое семейство и все свои владения через реку Иавок, а сам остался на ночь, пребывая в молитве. Река Иавок, нынешняя Вади, т.е. «голубая река», является восточным притоком Иордана. Протекая через глубокий каньон, она в 25 милях к северу от Мертвого моря сливается с более крупной рекой.

24. И остался Иаков один — Иаков остался на северном берегу реки для того, чтобы наедине обратиться в молитве к Богу. При сложившихся обстоятельствах его обычная мудрость была бесполезной. Только один Бог был силен смягчить гнев Исава и его, Иакова, спасти и его семейство.

И боролся Некто с ним до появления зари — Тот факт, что противником Иакова был не человек и не обычный ангел, а Бог можно заключить из слов самого Иакова (ст.30). Этот Некто, по словам пророка Осии так же был Богом и ангелом (Ос.12:3-4). Этим небесным посетителем был никто иной, как Сам Христос. Такое появление Христа в образе человека не является чем-то странным или необычным (Быт.18:1). О времени скорби Иакова (Иер.30:7).

25. И повредил состав бедра у Иакова — Невидимый противник в борьбе с Иаковом использовал только человеческую силу. Считая его своим смертельным врагом, Иаков боролся за свою жизнь на смерть. Но на рассвете единственное прикосновение к бедру Иакова, в результате которого он сделался хромым, убедило его в том, что он имел дело не с простым противником, не с человеком.

26. И сказал [ему]: отпусти Меня — Ангел старался удалиться до рассвета, но не объяснил Иакову почему. По мнению толкователей, он не хотел, чтобы другие видели и наблюдали за этой сценой или чтобы Иаков видел его.

Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня — Повреждение бедра, а также Божественный голос убедили Иакова в том, что Тот, с Кем он боролся всю ночь был вестником с неба. В течение многих часов борения в отчаянии стремясь получить помощь от Бога, Иаков чувствовал, что он может отпустить Его просто так, не получив прежде заверение в прощении и защите. Это он просил как дар, понимая, что ничего не может предложить Богу взамен. Он и не предлагал никакой сделки. Его отчаянное положение взывало только одному — к молитве. Помощь, в которой он так нуждался, могла прийти к нему только от Бога. Первый раз в своей жизни он видел, что его собственные силы недостаточны. Начиная от рождения, когда он схватил брата своего за пяту до последних лет жизни в Харране, когда ему удалось перехитрить своего дядю Лавана (Ос.12:3-4), он все жизненно важные вопросы решал сомнительным образом — прибегал к собственной хитрости. Теперь он был другим человеком. Если раньше он надеялся на собственную мудрость и силу, то теперь он всецело научился полагаться на Бога.

28. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет — Великая духовная перемена, происшедшая с Иаковом, была отражена в изменении имени, которое указывало на новую природу его отношений с Богом. Имена Авраама и Сарры так же были изменены (Быт.17:5,15) и с тех пор в Священном Писании они именуются новым именем. Но в последующей жизни Иакова его старое имя встречается поочередно. Новое имя Иакова «Израиль» стало именем народа, который произошел от чресл его. Изменение имени, подобно изменению его характера, имело для него гораздо большее значение, чем для его прародителей. Оно символизировало собой переход из «обманщика» людей в «победителя» Божия. Новое имя, знаменовавшее собой физическую победу, должно было постоянно напоминать Иакову о совершившимся в нем духовном обновлении.

Не Иаков — О значении имени «Иаков» — «обманщик» см. гл.25:26

Но Израиль — Словосочетание, состоящее из слов «искра» т.е. «он борется» или «он управляет», и «Эль-Бог». Без сопровождающего объяснения, данного Самим Богом, это имя можно было бы перевести: «Бог ведет борьбу» или «Бог управляет». Толкование же, данное Богом, допускает следующий перевод: «Он борется с Богом» или «он преодолевает Бога».

Высокое имя «Израиль» отныне должно было напоминать ему эту ночь борьбы. В применении к потомкам Иакова оно символизировало собой преобразование характера по воле Божией и их особую роль быть соработниками Божьими. Это имя в начале перешло к буквальным потомкам Иакова, позднее ко всему духовному потомству, причисление к которому так же должны стать победителями, как и он (Иоан.1:47, Рим.9:6).

Боролся с Богом — Буквально «Боролся с Богом и людьми». Эти слова очевидно относятся к ночной борьбе Иакова с Богом и его продолжительной борьбой с Исавом и Лаваном. Из этой борьбы он вышел наконец победителем. Особенно это важно относительно его переживания прошлой ночью, из которого он вышел новым человеком, победителем над обманом, нечестивостью и самонадеянностью (1Цар.10:6-9).

29. Скажи [мне] имя Твое — Вероятно сознание того, что он встретился с Господом и беседовал с Ним лицом к лицу либо испугало его, либо привело в столь возвышенное состояние, которое на время побудило его отстаивать в стороне более важный урок, которому он должен был научиться из этого опыта. Благословение Ангела при расставании напоминало ему об этом.

30. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл — Тому месту, где Иаков видел Бога во время сновидения, он дал имя Вефиль (Быт.28:19), а то место, где на пути ему явился сонм ангелов — он назвал Маханаим (Быт.32:2). Теперь же свою личную встречу с Богом на том месте, где он находился, он закрепил в названии «Пенуэл», что значит «Чудо Божие». То, что он видел Бога лицом к лицу и остался жив действительно было чудом (см.Исх.33:20, Суд.6:22, Ис.6:5).

И сохранилась душа моя — Т.е. «сохранен я и буду сохранен». В этих словах отражается ново обретенная вера Иакова. Что бы ни случилось с ним, пока он находился во власти Божией, он будет спокоен, что божественная рука оградит его от всякого зла. Даже то, что казалось было, направлено против него, оказалось пророческим (Быт.42:36). Пенуэл стал поворотным пунктом в жизни Иакова.

31. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл — Некоторые толкователи считают, что первоначальное название этого места было Пенуэл, а Иаков изменил его на «Пениэл». Но более вероятно, что «Пенуэл» это более устаревшая форма одного и того же слова. Это имя вновь появляется в Суд.8:29,17, 3Цар.12:25, а также в египетских надписях Палестинских городов. Точное местоположение его пока не определено. Некоторые исследователи отождествляют его с «Тулуд-эддааб» на реке Иавок в 7 милях восточнее Иордана. Другие указывают его расположение еще восточнее.

Хромал он — Подобно тому, как апостол Павел несколько столетий спустя носил «жало» в своей плоти (2Кор.12:7), так и Иаков теперь уходил с того места, с которым было связано величайшее переживание его жизни, унося с собой память о своей борьбе и своей победе. Хотя физически Иаков, вероятно, оставался на всю жизнь хромым, за то в своей душе освобожденный теперь от всяких оков, он ощущал величайшие Божьи благословения. Всякая борьба оставляет следы. Подобно Иакову, каждый верующий пройдя через собственный Пенуэл, оставляет на себе следы упорной борьбы с самим собой, со своими природными и приобретенными злыми наклонностями. Сам Иисус Христос имеет не Себе знаки ожесточенной борьбы, через которую Он будет носить на Себе всю вечность. Наша собственная воля исчезает (2Кор.4:17, Ис.65:17). В то время, как мы носим следы нашей борьбы против собственного «я», так следы на руках Христа от гвоздей свидетельствуют о том, что Он совершил борьбу ради нас с силами тьмы.

32. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра — Нынешние иудеи воздерживаются от употребления в пищу сухожилий животного, но каким образом в данном случае было установлено сухожилие Иакова, остается неясно. Хотя об этом обычае в Ветхом Завете ничего не сказано, однако в Талмуде он рассматривается как закон, нарушение которого карается розгами. Так как в древности иудеи не могли ясно понять, что значит сухожилие, то ныне под ним разумеют внутреннюю нервную связку задней части животного.

Рассказ, приведенный в ст.24-32 содержит в себе три момента, представляющих для иудеев особый интерес. В них объясняется почему они называются Израилем и показано восхождение этого имени к их далекому патриарху, некогда боровшемуся с Богом. Здесь говорится так же о ранее неизвестном месте Пенуэл, где произошло это событие. Наконец, в приведенных стихах рассказывается о происхождении обычая, согласно которому сухожилия не употребляются в пищу. К ним иудеи относятся с благоговейным страхом.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version