Бытие 33 глава
1. Разделил детей Лии — Почему он так поступил, не ясно, Рахиль и Иосифа Иаков поставил позади всех либо в целях безопасности, либо с тем, чтобы любимую жену и ее сына предоставить Иакову в последнюю очередь. Можно так же предположить, что такой порядок предписывал обычай того времени. После опыта, пережитого Иаковом прошлой ночью (Быт.32:30) разделение каравана на два стана, по-видимому, было теперь излишним (Быт.32:7). Возможно так же, что «люди», упоминаемые в главе 32:7-8, были его слугами и пастухами, а не женами и детьми, которых он держал при себе. Таким образом его ближайшие родственники могли присоединиться к одному из двух станов, либо следовать отдельно от обоих.
2. Поклонился — Этот восточный обычай подтверждается «письмами Амарны» 13 век до Р.Хр., в которых Палестинские князья писали египетскому царю о том, что они поклонились в ноги фараону либо «семь раз», либо семь раз и еще семь раз. Семь поклонов перед лицом верховного владыки, по-видимому считалось знаком полного смирения и безоговорочной покорности. Таким проявлением почтения Иаков надеялся расположить сердце брата. Это указывало так же на его полный отказ от всех преимуществ, приобретенных им до этого обманом.
3. Обнял его — При виде своего брата Исав был охвачен естественным чувством братской любви, если в сердце Исава оставалась еще какая-либо злоба, то теперь она была побеждена смирением Иакова. Убедившись, что ему нечего боятся Иакова, он не мог удержаться, дав полную волю чувствам, наполнившим его сердце.
5. Увидел жен и детей — Во время молчаливого объятия двух братьев, долго не видевших друг друга, подошли четыре жены и 12 детей Иакова.
8. И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? — Хотя Исав хорошо знал, для какой цели были предназначены отдельные стада, все же он спросил о них. С подобающей восточной учтивостью он отказался принять их до тех пор, пока его не уговорили сделать это. Кочевая жизнь, столь подходящая к его нраву, помогла ему стать таким богатым и сильным, что его земные владения намного превосходили владения его брата. Исав был расположен к Иакову вполне дружелюбно, но ничто в его поведении не напоминало смирения его брата. Иаков обратился к Исаву словами «мой господин», тогда как Исав назвал его «брат мой».
10. Ибо я увидел лице твое — Дружеская встреча с Исавом напоминала ему о Божественном обетовании, данном ему совсем недавно, и на лице Исава он прочитал его милостивое исполнение. Приведенные слова отражают глубокую благодарность Провидению, которое сопровождало его на пути (Быт.32:30). Блажен, кто изо дня в день видит рядом с собой руку провидения (Иов.32:26, Пс.11:7).
11. Прими благословение мое — Это были выразительные слова, специально подобранные самим Иаковом. Быть может в них был намек на то благословение, которое 20 лет назад Иаков хитростью взял у Исава? Было чрезвычайно важно, чтобы Исав принял подарок Иакова, ибо по обычаю того времени принятие подарка означало принятие извинения. Принятие подарка на востоке более могущественным лицом свидетельствует о его дружественном и покровительственном отношении к данному подарку. Если же подарок отвергнут, то последний имеет все основания опасаться.
12. Пойдем — Исав считал, что Иаков тотчас отправится в Хеврон (Быт.35:27) в дом отца их Исаака, и потому предложил Иакову сопровождать его на пути. Но Иаков вежливо отказался, как от предложения, так и сопровождения. Последнее было совершенно неуместным, поскольку медленное продвижение каравана Иакова было бы для Исава весьма мучительно. Отказ Иакова отнюдь не происходил из чувства недоверия. Причины, указанные Иаковом, не были просто предлогом. В вооруженной охране он не нуждался, потому что знал, что его охраняет небесное воинство. Кроме того, он не мог передвигаться с такой же быстротой, как Исав. Далее, он мог остановиться станом, где ему было угодно и на какое угодно время. Таким образом, он мог пользоваться полной свободой действий.
14. И приду — Это не значит, что Иаков собирался отправиться прямо в Сеир. Но это говорит лишь о его желании снова увидеть Исава и быть с ним в дружеских отношениях. Цель странствования Иакова была не Сеир, а Ханаан. Вероятно, Хеврон, где в то время жил его отец Исаак. Оттуда он видимо думал навестить Исава. Но сделал он это или нет, мы не знаем. Братья вновь имели дружескую встречу на похоронах своего отца (Быт.35:29).
15. Сокхоф — Плетень или дверь, сделанные из плетеных веток. Сокхоф в долине Иорданской впоследствии был отдан по жребию (Ис.Нав.13:27) колену Данову. Сокхоф некоторые исследователи стараются отождествлять с холмлм «Дерала», вблизи устья реки Иавок.
Сколько времени Иаков оставался в Сокхофе неизвестно. Тот факт, что он построил дом, чего до него не делал ни один патриарх, говорит о том, что он здесь жил в течение нескольких лет. Для чего он так поступил, для нас так же остается неизвестным. По-видимому, к этому его побудили богатые пастбища и редкое население. Помня о поручении Божием возвратиться в землю отцов своих (Быт.31:3) Иаков вскоре нашел благоприятную возможность посетить своего престарелого отца. В это же время он по-видимому посетил так же своего брата в Сеире, как он обещал.
18. Пришел в город Сихем — Это слово означает «мирно» или «безопасно», соответствуя выражению «в мире» (Быт.28:21), на что он по-видимому намекает. То, о чем просил Иаков, давая обет Богу 20 лет назад, теперь исполнилось. Он вернулся к себе на родину.
Город Сихем — Если «Сихем» рассматривать как наименование места, тогда Сихем относится к личности (Быт.34:2) сыну Еммора Евеянина. Но если слово «Сихем» означает «целый, невредимый», то все предложение следует перевести так: «Иаков благополучно прибыл в город Сихем». Нет оснований считать, что город Сихем получил свое наименование именно от Сихема сына Еммора, так как он был известен, как один из городов уже во дни Авраама (Быт.12:6). В одной из египетских надписей рассказывается о великом походе против этого города в 18 веке до Р.Хр. Более вероятно, что сын Еммора был назван по имени этого города.
19. Сихемова — Здесь о Емморе говорится как о отце Сихема в связи с последующими событиями, в которые будут вовлечены оба эти лица. Именно на этой части поля, купленной Иаковом у жителей Сихема, Иаков выкопал колодец, у которого состоялась ныне всем известная беседа Иисуса с Самарянкой (Иоан.4:6).
Сто монет — «Кесита», денежная единица, упоминаемая в Ис.Нав.24:32 и Иов.42:11. По-видимому, после завоевания Ханаана израильтянами, она вышла из употребления, так как в позднейших книгах Библии она нигде не упоминается. Некоторые толкователи считают, что ценность ее равна десяти сиклям. Но это только предположение. Подлинная ее стоимость неизвестна.
Приобретением этого участка земли Иаков проявил свою веру в обетование о том, что Ханаан будет его родиной. Позднее этот участок достался по жребию потомкам его любимого сына Иосифа, кости которого были похоронены на этом месте (Ис.Нав.24:32). По преданию эта часть земли простирается с юго-востока до долины Сихем. По сей день считается, что именно здесь находится колодец Иакова (Иоан.4:6), а могила Иосифа намного севернее. Последняя, согласно преданию, магометанского происхождения.
20. Жертвенник — Подобно своему отцу Аврааму, войдя в землю Ханаанскую, Иаков поставил свой первый жертвенник (Быт.12:7). Он избрал это место по-видимому в связи с памятью о прежнем жертвеннике.
Господа Бога Израилева — Предполагают, что это имя означает «посвященный Богу Израилеву». Однако с давних пор ему дается такое толкование: «Могущественный Бог — Бог Израилев». Эти слова служили Иакову постоянным напоминанием о могущественной и милостивой деснице Господней, которая помогла ему после двадцатилетнего пребывания на чужбине, вернуться в страну своих отцов.
По материалам библейского комментария АСД