Бытие, глава 34
1. Дина — Дине, пока что единственной дочери Иакова, при выходе всего семейства из Харрана, было не более шести лет, так как ее рождение приходится после рождения шестого сына Лии (Быт.30:21). Вероятно, ей было 14 или 15 лет, когда произошло неприятное событие, описанное в этой главе. Следовательно, с тех пор как Иаков вернулся в Ханаан, прошло 8, а может быть и большее число лет (Быт.33:17). Если события, рассказанные в Быт.34:17 излагаются в хронологической последовательности, то Дина была не старше 15 лет (Быт.30:21-24), так как Иосифу, который был одних лет с Диной, исполнилось 17 лет в тот момент, когда он был продан своими братьями в рабство (Быт.37:2). Тот факт, что вышла одна, указывает на то, что домашние считали ее еще ребенком.
Дочерей земли той — Иудейский историк Иосиф упоминает о древнем обычае, согласно которого жители Сихема участвовали в празднестве и что Дина пожелала присоединиться к дочерям Сихема в их праздном развлечении. Из построения фразы видно, что это было дружеское посещение, и что Дина даже не раз посещала дочерей Сихемовых.
В праздном общении с людьми мира сего всегда есть большая опасность. Дине хотелось знать обычаи и нравы окружающего народа. Это привело ее к неосторожной близости с ними и кончилось ее позором. Опасность состояла в том, что она быть свободной от родительской опеки и пренебрегла наказом не соприкасаться ни с идолопоклонниками, ни с их пороками. «Дурные сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). Жители Ханаана были по отношению к Иакову то же что современный мир по отношению к христианам. Заигрывание со грехом притупляет чувства и увеличивает опасность искушения.
2. Сихем, сын Еммора Евиянина — Евеяне были одним из ханаанских племен (Быт.10:17). Исходя из того, что нам известно о нравах хананеев поведение Сихема не было чем-то необычным. За свою неразумную независимость в общении с мирским юношей Дине пришлось заплатить сполна.
3. Говорил по сердцу девицы — То есть он хотел утешить ее ввиду случившегося и завоевать ее расположение. Но хотя Дина сознательно отправилась в город отца, тем не менее она не хотела быть участницей всего того, что там происходило. Позднее, когда Симеон и Левий прошли весь город, они нашли Дину в доме Сихема (ст.26).
5. Иаков слышал — Весть о том, что дочь его Дина обесчещена, по-видимому дошла до него косвенным путем от других, так как сама она находилась в доме Сихема.
Молчал — Молчание Иакова можно было объяснить смешанным чувством горя, предосторожности и растерянности. Он научился действовать более благоразумно и сдерживал свои чувства. Серьезность создавшегося положения всколыхнула весь дом и требовала семейного совета и решения. Отказать в брачном предложении означало навлечь на себя недовольство жителей Сихема. Принятие же его было бы прямым нарушением принципа, согласно которому дети Божии не должны были сообщаться с язычниками. Однако Дина находилась с Сихемом. Как в таком случае он мог вернуть ее? Если бы Иаков предвидел трагический исход, к которому привело поведение его сыновей, то он вероятно взял бы это дело в свои руки и принял решительные меры. Он поступал все же лучше, «проявив самообладание, чем завоевал город» (Пр.16:32).
7. Огорчились мужи те — Их гнев был неудержим (1Пар.15:11, 2Пар.19:43). Чувства этих людей можно понять из-за того, что нынешние арабы считают себя оскорбленными более, когда узнают о бесчестии сестры, чем когда видят неверность собственной жены. Муж, по их мнению, может развестись с женой, и она более не считается принадлежащей ему, тогда как сестра или дочь всегда остается сестрой или дочерью. Поэтому вполне понятно, что они весьма огорчились и весьма разгневались. Их собственная честь была связана с честью их сестры. Их не столько тревожил грех по отношению к Богу, как позор, обрушившийся на их семью. Такое отношение к случившемуся было неправильным, поэтому привело к трагическим последствиям (Быт.49:7).
Воспылали гневом — «Воспылать гневом» стало устойчивым выражением в отношении преступлений, связанных с делом чести, особенно с преступлением против плоти (Втор.22:21, Суд.20:10, 2Цар.13:2 и т.д.), а также с другими грехами.
Израилю — Здесь впервые дом Иакова назван Израилем. Позднее это имя стало обычным названием всего народа. Некоторые толкователи подчеркивают, что сыновья Иакова стали называться израильтянами или Израилем лишь долгое время спустя, а также, что выражение «Израилю» следует перевести словами «против Израиля». Такой перевод грамматически недопустим. Он предполагает, что против Иакова, ставшего Израилем, «Князем Божиим», было совершено преступление.
8. Еммор стал говорить — Еммор, отец Сихема, вышел просить Иакова о его дочери (ст.6), но, когда к этому времени подошли сыновья Иакова, тогда он стал говорить с ними. Отец и братья считались ее законными опекунами (Быт.24:50).
9. Отдавайте за нас дочерей ваших — Отсутствие извинения со стороны отца Сихема не говорит о том, что обольщение Дины произошло с ее согласия. Скорее это свидетельствует о низком моральном состоянии ханаанского князя.
В поведении сына он не видел ничего страшного, по крайней мере, когда тот изъявил желание жениться на девице, которую он обольстил.
10. Живите с нами — Еммор предложил породниться путем бракосочетаний между семьей Иакова и жителями Сихема. Он даже был согласен сделать им некоторые уступки, отдать во владение землю, чтобы они могли жить на ней, свободно передвигаться и вести торговлю. Отцом и сыном выдвигались различные дружеские предположения. Отец как политик выступал в пользу смешанного брака, а сын как любовник хотел получить девицу. По их языческому рассуждению щепетильность в этом вопросе казалась бессмысленной. Руководствуясь мирским духом неверия, они старались отстранить то, что им казалось ограничением. Заманчивые условия, которые они выдвигали при подобных обстоятельствах имеют успех, и очень часто это побуждает детей Божиих поступаться святыми принципами.
13. Сыновья Иакова — Как ни соблазнительны были предложения князя Сихемского, они были отвергнуты сыновьями Иакова, которые взяли переговоры по вопросу о браке сестры в свои руки Быт.24:50). Принять предложение, значило бы нарушить священные принципы их семейного призвания и пожертвовать обетованиями Божьими ради мирской выгоды.
15. На том условии мы — Согласимся, что отвержение ими Еммора было правильным, но сам их поступок был преступлением. Замышляя убийство под предлогом религиозной святости, сыновья Иакова были виновны в лукавстве и жестокости. Их лукавство заключалось в том, что они на словах приняли предложение Еммора, но на самом деле не думали его исполнять. Они хорошо знали, что если жители Сихема согласятся принять обрезание, то это будет не более чем формой с их стороны. Поэтому их предложение было принято сыновьями Иакова в духе жестокой мести.
Позднее исполнение обряда обрезания не иудеем стало рассматриваться как знак принятия ими иудейской веры и условий завета, т.е. перехода из язычества в иудейство (см. Деян.15:5, Гал.6:12 и т.д.). Если бы принятие условий завета жителями Сихема означало обращение к истинному Богу, тогда все возражения против браков, усматриваемых между иудеями и этим народом исчезли бы.
20. Жителям города своего — Условия, предложенные сыновьями Иакова, показались двум ходатаям разумными, и они уже были готовы принять их. Но прежде они отправились к воротам Сихема, месту народного собрания, чтобы решение вопроса представить людям города. Их рассказ о богатстве Иакова и его семейства, а также о выгодах, которые они (жители Сихема) будут иметь в союзе с ними, побудили последних согласиться. Простой же народ обычно следовал за вождями. Об этом свидетельствует пример Иеровоама, когда он ввел поклонение золотым тельцам в Дане и Вефиле. Об этом свидетельствует и история израильского народа. Народ шел за царем. И еще один пример, когда Крисп, начальник синагоги, поверил, тогда поверили и обратились в христианство многие простые коринфяне (Деян.18:8).
22. Только на том условии люди соглашаются — Основное внимание Еммором было уделено тем вопросам, которые в сущности оказались второстепенными, тогда как главный вопрос — обрезание, был упомянут лишь мимоходом, как второстепенное условие, против которого нет никакого смысла возражать. Перспективы материальной выгоды в глазах мирских людей являются обычным средством сближения. Любая выдумка, могущая умножить их богатство, кажется им весьма уместной (Ис.56:11). Жители Сихема считали, что они могут заключить выгодную сделку, получить немало в обмен за то, что не представляет никакой ценности или значения.
25. На третий день — Гнев обычно разгорается на третий день. Когда жители Сихема были беспомощны, два старших брата Дины отправились совершать кровавое дело отмщения. Это жестокое побоище показывает, как один грех порождает другой. Подобно пламени огня, разгоревшемуся в сухом лесу (Ис.9:18). Разврат ведет к обольщению, а обольщение к отмщению и убийству (Иак.1:15). Бесчестие, которое пало на одно семейство, стало причиной появления вдов и сирот целого города. Косвенным образом этот рассказ свидетельствует о достоверности Моисея, как историка. Будучи из колена Левина, он тем не менее, нисколько не смягчает характер своего прародителя.
26. Взял Дину — Возможно Дина была задержана против ее собственной воли. С другой стороны, его любовное обхождение с ней, по-видимому, ей понравилось и она осталась с ним. Вырвать Дину из рук обольстителя было бесспорно делом жестоким, но средство, с помощью которого оно было достигнуто, оказалось чрезвычайно гнусным. Подобно своим предкам, как по отцовской, так и по материнской линии, сыновья Иакова проявили странное смешение религиозного пыла и плотской страсти, возвышенной веры и низкого коварства.
30. Вы возмутили меня — Иаков высказал суровое порицание своим сыновьям за их необдуманный поступок, подчеркнув серьезные последствия для себя и для своей семьи. Его последние слова относительно Симеона и Левия (Быт.49:5-7) показывает, сколь отвратительным был в его глазах их поступок. Его страх об ответном наказании не был без основания. И только милость Божия помогла избежать зла, которое могло приключиться как с ним лично, так и со всем его домом (Быт.36:5-6). Что касается Симеона и Левия, то они подобно Рувиму утеряли право первородства, которым они могли бы пользоваться. Но их несовершенный характер помешал этому.
31. А разве можно так поступать с сестрой нашей — Но сыновья Иакова видели происходящее в ином свете, чем отец. Их месть в их глазах казалась вполне оправданной. Они не только оправдали себя, но и старались бросить тень обвинения на своего отца в том, что он якобы менее заботится о своей дочери, чем они о своей сестре. Слово «блудница», означающее блудодеяние за деньги, в Библии встречается в данном месте впервые. Из приведенного стиха видно, что блудодеяние как ремесло уже было в Палестине и как таковое почиталось позорным.
Приведенный рассказ представляет собой темную страницу в истории патриархов. Из нее видно, что справедливая причина гнева не является оправданием необдуманного поступка. Терпение в условиях несправедливости заслуживает Божественного одобрения (1Петр.2:19-20). Ибо отмщение и воздаяние принадлежит одному Богу (Рим.12:19). Он Один имеет мудрость умерить гнев праведностью и смягчить милосердием. При некоторых обстоятельствах гнев можно оправдать. Но он должен быть направлен скорее против греха, чем против грешника. В Писании сказано, что гнев без греха может быть против греха (Ев.4:26). Гнев против ближних лишает разгневавшегося человека судить нелицеприятно (Матф.7:1-2).
По материалам библейского комментария АСД