Дорога в Вефиль — комментарий к ежедневной главе

Бытие глава 35

Возвращение Иакова с семьей1. Пойди в Вефиль — Иаков боялся, что вероломное избиение Симеоном и Левием жителей Сихема вызовет у соседних ханаанских племен дух отмщения. Состарившийся патриарх, по-видимому, думал об ужасном поступке и его возможных последствиях, не зная, что делать и куда обратиться за помощью. Видя его затруднение, Бог снова явился ему и подсказал ему, что он должен сделать для защиты своей семьи. Каким счастливым, должно быть, чувствовал себя Иаков, имея уверенность в том, что та же Божественная рука, которая ограждала его от гнева Лавана и вражды Исава и теперь продолжает охранять его на пути.

2. Бросьте богов чужих — Надежда на встречу с Богом в Вефиле побудила совершить полную реформу. Прежде, чем Иаков со своей семьей увидят Господа, они должны к этому тщательно приготовиться (Амос.4:12, 1Иоан.3:3). Из уважения к своим женам Иаков терпел присутствие идолов в их шатрах. В число этих идолов вероятно входили и те, которая Рахиль похитила у своего отца (Быт.31:19), образы, принадлежащие его рабам и сыновьям, которые вероятно достались им в качестве трофеев вместе с добычей Сихемовской.

И очиститесь, и перемените одежды ваши; — Поскольку указания, данные Иаковом членам его семейства так близко напоминают повеления, позднее данные на Синае (Исх.19:10), то это наводит на мысль о том, что Иаков действовал в согласии со специальными указаниями от Бога или в соответствии с тем порядком, который он усвоил у своего отца. Внешнее очищение тела и перемена одежды символизировали собой и нравственное и духовное очищение ума и сердца (Ис.64:6, 61:10). Нельзя служить Богу, если к этому нет должного приготовления (см.Лук.14:28).

3. Встанем и пойдем в Вефиль — По-видимому местность, которую Иаков избрал в окрестностях Сихема, казалась ему столь привлекательной, что он медлил исполнить обетования, данные Богу в Вефиле (Быт.28:20-22). Переживание, в котором он оказался после ужасного поступка сыновей еще раз напоминало ему о более тесном общении с Богом и более полном послушании Его воле. Переселение в Вефиль должно было напомнить ему о его прошлой жизни и более прочными узами сблизить его и его семью с Богом.

Который услышал меня в день бедствия — Здесь намек на услышанную молитву. Если имеется в виду пережитое в Вефиле, то Иаков молился в ту памятную ночь перед сном. Если же имеется в виду пережитое на реке Иавок, то речь идет о молитве в Быт.32:9-12. Патриархи, по-видимому, были знакомы с силой молитвы и совершали ее в установленное время в полной уверенности, что Бог слышит своих верных детей и отвечает на их просьбы. (Быт.24:12, 26:52-63).

4. Серьги — Иаков распорядился убрать из дома не только всех идолов, но и все драгоценности. Все это могло быть помехой для их принятия Богом в Вефиле. То ли эти серьги были простыми украшениями или амулетами, как считают некоторые толкователи, неизвестно. Самое разумное для детей Божиих нашего времени — последовать примеру жен и рабов Иакова и снять с себя все подобные украшения (1Тим.2:9, Петр.3:3).

Послушание членов дома Иакова в исполнении ими указаний Иакова весьма похвально. Вероятно, они чувствовали, что удаление чуждых идолов и всех соблазнительных украшений было необходимо при искреннем служении Богу. Позднее был дан ясный закон, предписывающий Израилю как народу запрет других богов, кроме Иеговы.

И закопал их Иаков под дубом — Полное освобождение от идолов и украшений было мудрым поступком. В противном случае они вновь стали бы источниками искушений. Для каждого искренне любящего своего Господа самое разумное — полностью отделиться от окружающих соблазнов. Все современные предметы идолопоклонства, включая украшения, которые носят скорее для своей славы, чем для славы Божией, лучше всего не хранить у себя, даже как памятные подарки. Соблазны воспользоваться ими иногда бывают настолько велики, что не хватает силы оказать им должное сопротивление.

Какой именно дуб имеется в виду: тот ли, под которым Авраам поставил свой шатер (Евр.12:6) или тот, под тенью которого впоследствии Иисус Навин поставил памятный столб (Ис.Нав.24:26) или дуб заклинателей (Суд.9:37) или же дуб возле столба Сихемского, неизвестно. Но не исключено, что все приведенные тексты указывают на то же дерево, которое могло быть указательным столбом.

7. Эл-Вефиль — Близлежащий ханаанский город по имени Вефиль, тогда называющийся Луз (Быт.28:19). Приведенное здесь название города продолжает оставаться загадкой для толкователей и переводчиков. Некоторые переводят это место так: «Он назвал место «Бог» — «Вефиль». По мнению других, предстоящее слово «Эл» в первоначальном тексте отсутствовало. Оно объясняется ошибкой переписчика. Это подтверждается так же переводом Семидесяти, Вульгатой и сирийским переводом, в котором этого слова нет. Однако, сравнивая наименование «Эл-элои» — «Израиль», данное жертвеннику, воздвигнутому в Сихеме (Быт.33:20), то мы не увидели ничего странного в том, что Иаков дал название месту жертвенника близ Луза, которое звучит так: «Бог Вефиля». Под этими словами он, по-видимому, имеет в виду: «Посвященный Богу Вефиля», т.е Тому, Который явился ему на пути во время бегства в Харран. Приказывая Иакову выйти из Месопотамии, Бог предстал пред ним как Бог Вефиля (Быт.31:13). По всей вероятности, этот жертвенник, который Иаков воздвиг в честь «Бога Вефиля», служил ему напоминанием о том, что он достиг того места, о котором говорил ему Бог.

8. Девора — Означает «пчела» (Быт.24:59). По-видимому, она прожила много лет. Иаков родился 20 лет спустя после того, как его мать вступила в брак. К этому времени ему уже было более 100 лет. Поскольку Девора вышла из Месопотамии вместе с Ревеккой, то ей теперь было вероятно 150 лет. Однако такой возраст во дни Авраама, Исаака и Иакова никак не считался исключительно высоким. Достаточно сказать, что Авраам, Исаак и Иаков умерли, соответственно, в возрасте — 175, 180, 147 лет.

Тот факт, что Девора стала членом семьи Иакова, можно видеть из того, что Ревекка послала ее в Харран, или что она оставила дом Исаака после смерти Ревекки.

9. И явился Бог Иакову — На этот раз откровение было видимым, а не слышимым как в Сихеме (Быт.35:1). Слово «снова» с последующим предложением «по возвращении его из Месопотамии», предполагает ранее откровение, которое Иаков имел до этого случая. Речь может идти о первом явлении Бога Иакову в Вефиле во сне. Если так, то слово «снова» указывает на то, что Иаков имел от Бога в Вефиле два откровения: одно на пути в Месопотамию, второе — на обратном пути в Вефиль. Это мнение подтверждается ст.11 и 12, в которых благословения, данные Иакову в Вефиле, повторяются (Быт.23:13-14). Можно так же предположить, что явление Бога Иакову в Пенуэле рассматривается Моисеем как первое из двух видимых откровений, которые он имел после возвращения из Месопотамии. Этот взгляд подтверждается в обоих случаях изменением имени «Иаков» на «Израиль».

10. Нарек ему имя: Израиль — В своем прежнем явлении Иакову в Вефиле Бог обещал ему Свою охрану в стране изгнания и безопасное возвращение домой, особенно в виду его призвания быть наследником Исаака в том, что из чресл его произойдет избранный народ Божий и Мессия. Это обещание выполнил, поэтому возобновил свой обет верности Богу. Со Своей стороны Бог нарек ему имя «Израиль», уже данное ему в Пенуэле (Быт.32:28) и вместе с этим дал ему обетование об умножении его семени и владений землей Ханаанской. По форме и по содержанию это обетование напоминает то, которое было дано Аврааму (Быт.17:6-8) еще раньше того, которое Иаков получил в Вефиле (Быт.28:13-14). В конце своей жизни Иаков получил в Вефиле Иаков упоминает об этом втором явлении Бога в Вефиле (Быт.48:3-4), которое пророк Осия связывает с опытом в Пенуэле (Ос.12:4).

13. И восшел от него Бог — Эти слова ясно свидетельствуют о том, что опыт в Вефиле не был ни видением, ни сознанием божественного присутствия, а настоящим откровением.

14. И поставил Иаков памятник — Иаков увековечил память об этом явлении Божием памятником, который он сделал из камня. Памятник, воздвигнутый им 25 или 30 лет назад, вероятно разрушился. Воздвижение памятников, по-видимому, стало излюбленным обычаем Иакова (Быт.28:18, 31:45, 35:20). На каждый памятник, посвященный Богу, он возливал либо вино, либо елей. По закону Моисееву возлияние состояло из четверти гина вина (Исх.29:40).

И возлил на него возлияние, и возлил на него елей — Как и прежде (Быт.28:18) Иаков поставил этот камень возлив на него елей и нарек ему имя «Вефиль» (Быт.35:15).

16. И отправились из Вефиля — Неизвестно, сколько времени Иаков оставался в Вефиле, прежде чем продолжить свое странствование к югу. Его уход из Вефиля не был нарушен повелением «жить там» (Быт.35:1), так как приведенное выражение не означает неизменного места жительства (см.Быт.27:14, 1Цар.20:19 и т.д.). Он должен был оставаться там, по крайней мере, до тех пор, пока не воздвигнет жертвенник и не исполнит обет. Исполнив все сказанное, Иаков отправился в долину Мамре, где в те дни жил его отец.

И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы — «Ефрафа» очевидно была названием Вифлеема (Быт.35:19), расположенного в 15 милях от Вефиля. Точное значение еврейского выражения «кибрат-арес» — некоторое расстояние, неизвестно. Слово «Кибра» производное от «кабар», что значит «быть великим», «быть большим», «долгим». По мнению некоторых исследователей «кибра» первоначально считалась у евреев определенной мерой длины, которая ныне нам неизвестна. Из перевода Семидесяти и из Вульгаты видно, что во время перевода значение этого выражения уже было утеряно.

18. Нарекла ему имя: Бенони — Рождение Вениамина знаменовало собой исполнение желания Рахили при наречении ею имени Иосиф о том, что Бог даст ей другого сына (см.Быт.30:2-4). Умирая при родах, она нарекла имя сыну своему «Бенони», т.е. «сын страдания моего» или «сын моего несчастия». При сложившихся обстоятельствах ей казалось, что это наиболее подходящее имя.

Но отец его назвал его Вениамином Буквально «сын правой руки». Со словом «ямин» /право/ связано понятие счастья и процветания, в арабском языке то же самое. Будучи настоящим оптимистом, Иаков чувствовал, что его меньший сын должен носить имя, выражающее мужество и надежду, имя, которое бы постоянно напоминало ему скорее о радости, которую он пережил при рождении двенадцатого сына, чем о горе, связанном с потерей Рахили. Один был частичной заменой другого.

18. И когда выходила из нее душа — Мысль о том, что Моисей здесь говорит о нематериальной, но в то же время сознательной субстанции Рахили, которая якобы в момент смерти полетела в рай, не имеет в Св.Писании никакого основания. Видеть в тексте такое значение, значит противоречить другим местам Писания, где ясно говорится о том, что после смерти всякое сознание /мысль/ прекращается (Пс.145:4, Еккл.9:5-6, 10). Одно из первоначальных значений слова «нефеш» -душа, жизнь. Такой перевод встречается в 119 случаях (Быт.9:1-5, Иов.2:4-6, и т.д.) или «дыхание», как переведено в Иов.11:21. Из Быт.9:5, где говорится «кровь вашу», видно, что «нефеш» т.е. душа есть кровь, и что кровь является необходимым условием ее существования. Поэтому «нефеш» — «душа» не может быть нематериальной субстанцией. В Быт.1:20-30 сказано, что все твари имеют в себе «нефеш», т.е. «жизнь». Таким образом присутствие в человеке «нефеш» делает человека живым, т.е. дает ему жизнь, которой обладают все живые существа. Никто, наверное, не станет всерьез утверждать, что душа амеб, моллюсков и обезьян возносятся на небеса. В Екл.3:19 сказано, что животные и человек одинаковое «дыхание» /руах/, и что смерть у них так же одинакова. Согласно Пс.146:4, когда человек умирает, с ним происходит следующее:

  1. Дыхание /руах/ оставляет его тело.
  2. Его мысли исчезнут.

В приведенном тексте просто говорится о том, что Рахиль при уходящем сознании и последнем дыхании нарекла своему сыну имя Бенони.

Ибо она умирала — Рахиль сказала своему мужу: «Дай мне детей, а если не так, то я умираю» (Быт.30:1). Теперь же она встретила и рождение, и смерть одновременно.

19. И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем — Ефраф или Ефрафа (Быт.48:7) было первоначальным названием города, позднее получившего название «Вифлеем». Употреблялось и то и другое имя, как в Мих.5:2. Ефрафа происходит от слова «Афар», что значит «быть легким» или «быть быстрым», «быть плодородным». Таким образом, Ефрафа означает плодородие почвы этого района. Вифлеем означает «дом хлеба». Таким образом оба имени по-своему значению тесно связаны между собой, так как в стране плодородия естественно встретить изобилие хлеба в долине. Возможно так же, что оба эти имени относятся к двум членам ранних еврейских семейств, поселившихся в окрестностях Хеврона и Вифлеема. Халев из колена Иудина взял жену Ефрафу и один из потомков в четвертом поколении был назван Вифлеем (см. 1Пар.2:19, 31:34).

20. Это надгробный памятник Рахили — Каменный столб, который Иаков поставил на могиле Рахили, в течение многих столетий был известен как знаменитый памятник. Он продолжал еще стоять во дни Моисея и Самуила. Часовня «Куббет Рахиль» (могила Рахили) в северной части Вифлеема, вероятно находится рядом или на месте действительной могилы Рахили. Нынешнее здание мусульманской консультации четырех вековой давности представляет собой традиционное место, которое одинаково признают иудеи, мусульмане и христиане.

21. И раскинул шатер свой за башнею Гадер — Продолжая свой путь к югу, Иаков остановился за пределами Мигдал Едер, т.е. башней стада. Сторожевые башни обычно ставились для пастухов, чтобы лучше охранять стада и защищаться от врагов (4Цар.18:8, 2Пар.26:10). Месторасположение указанной здесь башни неизвестно.

22. Рувим пошел и переспал с Валлою — Поскольку Валла была женой отца Рувима, то этот поступок был кровосмешением. По Моисееву закону подобный поступок карался смертью (Лев.18:8) и сильно презирался даже язычниками (1Кар.5:1). Хотя Валла так же, по-видимому, была виновна, тем не менее Рувим совершил крайне отвратительный поступок, дошел до крайнего нравственного падения.

И услышал Израиль [и принял то с огорчением — За этими словами в еврейском тексте следует пропуск, что побудило еврейских раввинов заключить: «В стихе пропуск». В переводе Семидесяти этот пропуск заполнен фразой «и это показалось злом в очах его». Вероятно, это было смешанное чувство стыда и горя, негодования и ужаса, которым наполнилось его сердце от злодеяния его старшего сына. Этот последний удар был для него еще более горьким, чем даже смерть Рахили или похищение Дины. Молчание Иакова можно истолковать как молчание покорности и смирения. Но когда настало время благословлять сыновей, тогда умирающий Иаков почувствовал, что Рувим преступным образом захватил право первородства, положение фактического и духовного руководителя семьи (Быт.49:4, 1Цар.5:1). Первое благословение Иаков дал Иуде, второе — Левию.

Сынов же у Иакова было двенадцать — Названные впоследствии 12 патриархами (Деян.7:8) сыновья Иакова стали родоначальниками многочисленных семейств и колен. Народы, происшедшие из чресл их, составили 12 колен (Деян.26:7, Иак.1:1). В древности число 12 нередко рассматривалось знаком полноты. От Измаила так же произошли 12 князей (Быт.25:16). Двенадцать соглядатаев осматривали землю Ханаанскую. Наш Господи избрал 12 апостолов. Хотя временами было менее или более 12 колен, однако Писание признает только 12, опуская имя одного или другого, как это видно из разных случаев (см. Втор.33, Иез.48, Откр.7 и т.д.).

23. Сыновья Лии — Дети здесь названы в той последовательности, какую занимают их матери по положению. Сыновья Лии названы первыми, поскольку она первой стала рожать (Быт.29:32-35, 30:18-20). Затем следуют сыновья Рахили (Быт.30:22-24, 35:18), сыновья Валлы, служанки Рахили (Быт.30:4-8) и за тем сыновья Зелфы (Быт.30:9-13).

26. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии — Там родились все его сыновья, кроме Вениамина. Моисей рассматривает период между уходом Иакова из отцовского дома и возвращением в отцовский дом обобщенно, как его пребывание в Месопотамии.

27. И пришел Иаков к Исааку, отцу своему — Прибытие Иакова в Мамре знаменовало собой его возвращение в отцовский дом, где он теперь поселился, как наследник Исаака. Мамре находился в непосредственной близости от Хеврона. Бывшее его название Кириаф-Арбе (Быт.13:18), 23:2). После ухода Иакова из Хеврона Исаак жил еще 23 года.

28. И было дней [жизни] Исааковой сто восемьдесят лет — В день смерти отца Иакову было 120 лет (Быт.25:26). Десять лет спустя в возрасте 130 лет он стоял перед фараоном (Быт.47:9). В это время Иосиф был правителем Египта девять лет (Быт.45:11). Когда Иосиф был возвышен перед Фараоном в возрасте 30 лет Иакову было 121 год (Быт.41:46), а когда Иосиф был продан в рабство в возрасте 17 лет, ему было 108 лет (Быт.37:2). Следовательно, когда Иосиф был продан в рабство Исааку было 168 лет. Так как это печальное событие произошло при жизни Иакова в Хевроне, со своим престарелым отцом (Быт.37:14), то Исаак был свидетелем горя, постигшего Иакова, и жил после этого события еще 12 лет.

29. И испустил Исаак дух и умер — По общему мнению исследователей смерть Исаака здесь приводится не в хронологической последовательности, поскольку некоторые из событий, описанных в последующих главах, особенно в 37 и 38, произошли при его жизни (см.ст.38). Его некролог здесь вставлен в ожидании его физической смерти, во избежание прерывания рассказа о жизни Иосифа. Смерть Исаака, по-видимому, последовала в конце трехлетнего пребывания Иосифа в темнице.

И погребли его Исав и Иаков, сыновья его — Исав и Иаков жили уже в мире около 23 лет. Поэтому нет ничего странного в том, что Исав присоединился к Иакову в совершении последнего погребального обряда над своим отцом. В подобных обстоятельствах Исаак и Измаил так же совершили вместе погребальный обряд над своим отцом Авраамом (Быт.25:9). Исаак был благочестивым и кротким человеком пред Богом, дружелюбным и великодушным в общении с людьми. В сравнении с Иаковом его характер был более совершенным.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version