Дом Иуды — комментарий к ежедневной главе

Бытие глава 38

Фердинад Бол «Иуда и Фамарь»1. В то время — В этой главе дается происхождение трех ведущих семейств Иуды, будущего колена Израилева. В ней так же показано, что сыновья Иакова, забыв о священном призвании своего народа, были подвергнуты опасности погибнуть во грехе Ханаана, если бы Бог в Своей милости не вмешался и не переселил весь дом Иакова в Египет, тогда избранный народ стал бы жертвой растленного влияния ханаанских обычаев. Таким образом глава 38 является составной частью ранней истории Израиля.

Выражение «в то время» многими толкователями отнесено к истории продажи Иосифа, рассказанной в предыдущей главе. Однако оно настолько общее по своему значению, что не может быть ограничено каким-либо определенным событием. Более вероятно, что она относится ко всему периоду жизни или точнее — истории жизни Иакова в Палестине. По хронологическим соображениям этот рассказ следует отнести ко времени, когда Иосиф был еще в доме своего отца. Будучи четвертым от Лии, Иуда был старшим от Иосифа не больше чем на три года. Так что во время продажи Иосифа ему было около 20 лет (см. Быт.37:2, и 30:24).

Между продажей Иосифа в рабство и переселением в Египет прошло 22 года (Быт.41:46, 45:6). Так что, когда семейство Иакова переселилось в Египет, Иуде было 42 года. В это время он был не только отцом троих сыновей, упоминаемых в главе 38, но и дедом, что видно из главы 46:12. Если это так, то его сыновья Ир, Онан и Шела родились еще до того, как был продан Иосиф, поскольку они сами уже достигли зрелого возраста ко времени событий, связанных с Фамарью. Когда семейство Иакова переселилось в Египет, сыну Фамари было уже 2 года. Эти данные приводят нас к выводу, что сыновья Иакова поженились еще в молодом возрасте. При рождении старшего сына Ира Иуде было не более 14 лет, а Иру в момент его бракосочетания с Фамарью, не более 13 лет. Рождение двух близнецов — сыновей от своей невестки Фамари должно быть произошло два года спустя после смерти Ира. Когда родились Хезрон и Хомул, тоже видимо, как близнецы, перед самым выходом из Ханаана, Фаресу было не более 14 лет. Столь ранние браки на Востоке и по сей день — обычное явление. То, что они имели место в семье Иакова, объясняется ханаанским влиянием. Из всего этого видно, что во время продажи Иосифа в рабство Иуда был уже женатым человеком и отцом, и сказанное в начале 38 главы уже имело место.

Одного Одолламитянина — Одоллам расположен приблизительно в 13 милях к юго-западу от Фифлиема, в местечке ныне известном под названием «Тель-эш-Шейк Мадкур» и примерно на одинаковом расстоянии к северо-западу от Хеврона, где в то время жил Иаков. По неизвестной причине Иуда посетил Одоллам когда был еще юношей. Возможно, когда он пас стада своего отца в этой местности, он случайно познакомился с Одалламитянином и остался с ним некоторое время. То, что Иуда не отделился от отчего дома окончательно, видно из того, что во время продажи Иосифа в рабство, он был вместе с братьями (Быт.37:26), а также был вместе с ними и тогда, когда голод заставил их отправиться за хлебами в Египет (Быт.43:3).

5. Иуда был в Хезиве — Это место получило наименование с тем, чтобы потомки Шелы знали, где родился их прародитель. Хезив или Ахзив (Ис.Нав.15:44, Мих.1:14) вероятно нынешний Тель-Эль-Беда, расположенный к юго-западу от Одоллама.

6. И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь — Вероятно одна из ханаанских женщин, родословие которой неизвестно.

8. И сказал Иуда Онану — Согласно обычаю Онан как деверь Фамари должен был жениться на бездетной жене — вдове своего умершего брата, и восстановить ему семя. Но Онан не хотел возлагать на себя эти обязанности, так как первородный сын был бы не его, но умершего брата, и продолжателем рода, и наследником. Поведение Онана выявило недостаток его любви к своему брату и его алчные устремления в отношении богатства и наследия. Больше того, его отношение явилось пренебрежением божественного установления брака. Это печальное свидетельство о низком нравственном состоянии сыновей Иакова.

Описанный выше брачный обычай, впервые упоминаемый в этом месте Библии, существовал так же и в различных формах у других народов, как например у хеттеев. Он стал со временем частью Моисеева закона при условии, что деверь мог отказаться от исполнения долга, но такой отказ считался позорным, что видно из церемонии, связанной с этим случаем (Втор.25:5-10. В книге Руфь 4:5-8 так же рассказывается о подобном случае.

11. И сказал Иуда Фамари, невестке своей [по смерти двух сыновей своих]: живи вдовою в доме отца твоего — Неожиданная смерть двух сыновей старших вскоре после их женитьбы на Фамари заставила Иуду задуматься, и он не решился отдать третьего сына ей в мужья. Поддавшись предрассудку (см. Апокрифическая книга «Товит» гл.3:7-10) он видимо считал, что либо она сама, либо ее замужество как-то связано со смертью Ира и Онана. Поэтому он отослал ее в дом ее отца, обещая дать ей в мужья своего младшего сына, когда он подрастет. Но Иуда не собирался исполнять этого обещания, это видно из его слов о том, что «как бы не умер и он подобно братьям его». Когда Шела достиг совершеннолетия, но не стал мужем Фамари, тогда она решила заиметь ребенка от самого Иуды. Это было в полном согласии с хеттейскими и ассирийскими обычаями. В хеттейских и ассирийских законах было условие, что в брак с вдовой должен вступить отец умершего, если не было больше братьев умершего.

12. Иуда, утешившись, пошел в Фамну к стригущим скот его — Иуда стал вдовцом. Поскольку празднества всегда были связаны со стрижкой овец (см.1Цар.25:2-10, 2Цар.13:23), то Иуда не мог присутствовать на них, пока не окончатся дни плача. Здесь упоминается его друг Хира, сопровождавший его. Это упоминание связано с тем, что ему надлежало исполниться (ст.20). Фамна находилось в горах Иуды и впоследствии вошло в удел Иуды (И.Нав.15:57). Местность, известная ныне под названием «Тибна», лежит приблизительно в 4 милях к северо-востоку от Одоллама.

14. Села у ворот Енаима — Енаим, вероятно, находится на пути между Одолламом и Фамной. Расположение его пока неизвестно. Это, по-видимому, Енам, упоминаемый в И.Нав.15 как место «близкое к Одолламу».

18. Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою — Печать иуды, вероятно, представляла собой цилиндрическую печать, которую носили на шее не веревочке. Из литературных источников того времени видно, что печать была предметом особой ценности, так как ни одна сделка не могла совершаться без нее. Трость, по-видимому, была отделана украшениями, как подобало сыну богатого скотовода. Азиатские трости с человеческими головами на руках упоминаются в передаче добычи, захваченной Египетским царем Тутмосом III в XV веке до Р.Хр. Подобные же трости были так же найдены в гробнице Тутанхамона XIV века до Р.Хр.

21. Блудница — Здесь это слово отличается по своему значению от того, которое упоминается в ст.15. В ст.21 «блудница» от слова «кедета», т.е. «посвященная». Согласно ханаанской религии женщины, также как и в греческой — мужчины, могли блудодействовать. Это ремесло у хананеев считалось почетным. Поэтому, спрашивая блудницу, которой он должен отдать козленка, Хира употребляет более почтительное слово.

23. Иуда сказал: пусть она возьмет себе — Чувствуя за собой вину Иуда предпочел оставить за собой залог у незнакомой женщины, чем подвергнуть себя насмешкам через дальнейшие расспросы, хотя его залог был бесспорно ценнее самого козленка.

24. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена — Иуда отдал такое распоряжение в силу своего авторитета, как глава семейства. Это, вероятно, так же казалось ему удобным случаем освободиться от обязанности, согласно которой ему пришлось бы найти ей мужа. Фамарь считалась невесткой Шелы, и как таковая должна быть наказана за нарушение целомудрия. По Моисееву закону в подобных случаях побивали камнями (Втор.22:20-24). Сожжению предавали в том случае, если это была дочь священника, или допущено кровосмешение (Лев.21:9, 20:14). Из этого видно, что приговор Иуды был более суровым, чем того требовали впоследствии израильские законы. Поступил ли он по обычаю своего времени или по другим основаниям, неизвестно. В законах Хаммурапи перечисляются два преступления, за которые виновный наказывается сожжением. В разделе 110 этих законов сказано, что блудница (см.Быт.38:21), открывшая винную лавку и вошедшая туда, чтобы напиться, должна быть сожжена заживо, а в разделе 25 указано, что вора можно бросить в горящий дом, из которого он пытался унести имущество.

25. Но, когда повели ее, она послала сказать свекру своему — Произнося приговор над Фамарью, Иуда не знал, что произносит приговор над собой. Его грех состоял не только в том, что он предался похоти, но и в том, что он нарушил обещание, данное Фамари (ст.11). Это сделало его ответственным за тот обман, которому она подвергла его. Его первой ошибкой был брак с хананеянкой, как прямое нарушение принципа (Быт.24:3, 26:1, 34:14). Более того, он конечно знал об испорченности своих сыновей. Но, вместо того, что бы в их смерти признать руку Божию, он обманул Фамарь и решил оставить ее бездетной вдовой.

26. Иуда узнал и сказал: она правее меня — Иуде ничего более не оставалось, как только признать свою вину. Опять, как и в заговоре против Иосифа, он среди своего далеко не всегда достойного поведения проявил дух искреннего признания, последующее более чуткое обращение с Фамарью, успешное воспитание сыновей, рожденных от нее, и тот факт, что один из рожденных был удостоен занять место в родословии Христа — все это ясно говорит о реформе, которую он совершил в своей жизни. Его более совершенный характер в сравнении с характерами братьев позволили ему быть во главе всей семьи, а его потомки сделались вождями Израиля.

29. И наречено ему имя: Фарес — Имена сыновей Фамари связаны с любопытным случаем при их рождении. Когда близнецы родились не в той последовательности, какая ожидалась, тогда повивальная бабка, обращаясь с укаром ко второму, сказала: «Как ты расторг себе преграду?», т.е. «Как тебе удалось выйти первым?». От этих слов женщины мальчик получил имя «разрыв». Хотя повивальная бабка и не считала его первенцем, но в родословии он везде стоит впереди Зары (Быт.46:12, Числ.26:20). Он стал прародителем царя Давида (Руфь 4:18-22), а через него и Мессии (Матф.1:3-16).

30. И наречено ему имя: Зара — Близнец с красной нитью получил имя «Зара», т.е. «Восход».

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version