Иосиф в доме Потифара — комментарий к ежедневной главе

Бытие глава 39

Иосиф1. Иосиф же отведен был в Египет — Поскольку Моисей именует царей Египетских только общим титулом «фараон» (см. Быт.12:15), то весьма затруднительно согласовать Библейские изречения относительно истории Египта с известными датами и событиями светской истории.

Среди исследователей Библии, признающих историчность Иосифа, существует общее мнение, что деятельность Иосифа в Египте протекала в первой половине второго тысячелетия до Р.Хр. Многие полагают, что он был правителем в царствование одного из фараонов из династии гиксосов.

В славное правление фараона могущественной Двенадцатой династии 1991- до 1780 годов до Р.Хр. достигли высокого расцвета литература, искусство и архитектура. Положение национальной экономики было прочным. Египет имел сильное влияние в Западной Азии к северу и в Нуби — к югу, а также вел обширную торговлю с другими странами. Две последующие династии были слабыми. Они отступали под напором победоносных азиатских армий, вожди которых называли себя «Хакачжут», т.е. «вожди иноземцев». Греческая транслитерация этого титула по-английски звучит «гиксос». Иосиф Флавий дает приведенному титулу следующее толкование «цари пастухи». Но это недостоверно. Имена различных правителей гиксосов свидетельствуют о том, что многие из них носили семитские, а некоторые индо-еврейские имена. Некоторые из них были способны осуществлять свою власть над большей частью Египта, тогда как другим приходилось терпеть местных правителей в различных частях страны.

С эллинских времен вожди гиксосов традиционно делятся на две династии, на 15 и 16, которые управляли Египтом из столицы Аварис, находящейся в дельте с 1730 по 1580 гг. до Р.Хр. В течение второй половины этого периода местные Египетские вожди постепенно распространяли свое влияние над всем Египтом, оттеснив гиксосов к северу. Они в конечном итоге завоевали Аварис и прогнали гиксосов из страны. Последние продержались еще три года в Шаруэнской крепости, расположенной в южной Палестине, но вновь потерпели поражение и окончательно исчезли в направлении севера. Так окончился Второй Средний период от 13 до 17 династии, который длился примерно 200 лет. Местные правители Египта, которые выступили на освободительную войну против гиксосов — Сикерн, Камос и Амос — принадлежали к 17 династии. Их приемники могущественные цари 18 династии основали империю Новое Царство, во время которого произошел выход Израильского народа из Египта.

Гиксосы-азиаты были сильно ненавидимы египтянами, которые после возвращения к власти разрушили все скульптурные памятники и исторические памятники гиксосов, вследствие чего нам очень мало известно о них. Имена их правителей, несколько саркастических замечаний о них, несколько кратких эпизодов из истории войны за освобождение — это все, что нам сегодня известно.

Данные, в силу которых Иосифа следует отнести к периоду гоксосов следующие:

  1. Библейская хронология. Если мы будем считать до Исхода от 4-го года правления царя Соломона (3Цар.6:1), который устанавливается посредством хронологии правления царей, в основе которой лежит общепринятая дата — 853 год до Р.Хр. год смерти Ахава — и затем прибавили 215 лет до переселения Иакова в Египет (Быт.15:13), то мы придем к середине периода царствования гиксосов, к тому времени, когда жил Иосиф.
  2. Кони и колесницы были введены в Египет гиксосами. До их нашествия они были неизвестны. Поскольку в своем рассказе Иосиф все время упоминает коней и колесницы (Быт.41:43, 46:29, 47:17), то из этого видно, что его деятельность протекала не раньше периода гиксосов.
  3. Слова о том, что Потифар, начальник телохранителей фараоновых, был египтянином (Быт.39:1) могли иметь значение только тогда, когда занятие египтянами высших должностей было исключительно редким случаем.
  4. Более вероятно, что семит, подобно Иосифу, мог бы быть поставлен на высокий пост премьер-министра именно при царствовании гиксосов, большинство которых были семитами, чем в правление местного египетского монарха.
  5. Аварис, столица гиксосов, находилась в северо-восточной части Дельты Нила, рядом со страной Гесем. Этот факт согласуется со словами Иосифа о том, что столица находилась недалеко от того места, где поселились Иаков и его сыновья (Быт.45:10). Расстояние между Аварисом и Гесемом только 25 миль.
  6. Слова о том, что восстал новый царь, который не знал Иосифа (Исх.1:8) можно объяснить лишь исходя из того, что речь идет о фараоне из 17 или 18 династии, который изгнал гиксосов, и естественно, ненавидел всех, кто пользовался их особым расположением.
  7. Молчание всей египетской летописи об Иосифе весьма примечательно, если учесть, что Иосиф жил в период владычества гиксосов, ибо всякие сведения о них систематически уничтожались.
  8. В египетских летописях, повествующих о гиксосовском периоде правления, имеются сведения о развитии кустарных ремесел и частной собственности на землю и скот. Все это изменилось во Второй Средний период царствования. Мы видим, что когда местные египтяне вернулись снова к власти, то земля и скот, за исключением собственности священников, стали рассматриваться исключительно как царская собственность. Объяснение этой перемене мы находим в Быт.47:18-26. Доводы, которые идут вразрез со временем правления Иосифа как премьер-министра в период царствования гиксосов рассматриваются в нижеследующем комментарии.

Египтянин — Возобновляя нить повествования об Иосифе, прерванную эпизодом об Иуде и Фамари, Моисей по существу повторяет сказанное в Быт.37:36. Единственно важным дополнением служит упоминание о том, что Потифар был египтянином. Это указывает на то, что Иосиф прибыл в Египет в то время, когда увидеть египтянина на высокой государственной должности было редким явлением.

2. И был Господь с Иосифом — Хотя Иосиф оказался в чужой земле лишившись положения любимого сына в доме богатого родителя, и снизойди до положения раба, однако Господь все время был рядом с ним, благословляя его и посылая успех в деле рук его. Бог положил в своем намерении, чтобы люди мира сего, ведомые усердием, вниманием и заботой со стороны Его верных служителей на этой земле таким образом могли бы больше узнать о Нем.

Доверие Потифара к Иосифу все возрастало по мере того, как благословение Бога Иосифа пребывало на всем имении дома его и на поле его. В конечном итоге он передал управление ему всеми личными делами. Иосиф очевидно был прилежный, внимательный и добросовестный в исполнении всех домашних обязанностей, равно как и преданный интересам своего господина. Успех редко бывает у людей небрежных, праздных и беспринципных. Хотя Иосиф не сомневался в том, что Господь охраняет и благословляет его (Быт.39:9, 45:5), однако сознание того, что его земное служение высоко оценивается его земным господином так же приносило ему большую радость.

6. Иосиф же был красив станом и красив лицем — Свою красоту Иосиф унаследовал, по-видимому, от матери Рахили, о которой по-еврейски сказаны те же слова (Быт.29:17). Упоминание о красоте Иосифа здесь приведено в связи с нижеследующим рассказом.

7. И обратила взоры на Иосифа жена господина его — В этоткритический момент целомудрие Иосифа резко отличаетсяот порочности его братьев. Как бы поступил Рувим (Быт.35:29) и Иуда (Быт.38:16) в подобных обстоятельствах. Неудивительно поэтому, что Иаков любил Иосифа, и что Потифар так же чувствовал к нему полное доверие. Это доверие к нему еще больше усилило в нем стремление быть верным Богу и еще более желанными сделали для него идеалы личного достоинства и чистоты.

10. Когда так она ежедневно говорила Иосифу — Несмотря на постоянное приставание, Иосиф оставался твердым. В своем благоразумии он даже отказался быть вместе с ней. Таким образом он проявил честность, мудрый подход и справедливость. Чем больше было искушение, тем больше он проявил решительность.

12. Она схватила его за одежду — Неизвестно, какую одежду в это время носил Иосиф. Еврейское слово «бигел» обозначает одежду вообще. Большинство толкователей считают, что это длинное одеяние, перекидываемое через плечо. Однако на древних египетских рельефах и предметах живописи редко можно видеть людей в длинной одежде. Обычной одеждой мужчины от царя до раба была набедренная повязка. Если это был царь, то одежда была из дорогой материи, безупречной чистоты и белизны. У всех других одежда была из менее ценной материи. Ее качество определялось социальным положением. Надсмотрщики обычно изображаются в белой одежде, перекинутой через плечо и облегающей тело. Вероятно, такую одежду сорвала с Иосифа жена Потифара когда он выбежал из дома.

14. Посмотрите, он привел — Интересно заметить, что, извещая других слуг о происшедшем, жена Потифара говорит о нем просто, без указания имени. Это свидетельствует о том, как мало она любила его и подчеркивает ее развратный характер.

Винить других за свои собственные просчеты — считается слабостью человеческой натуры. Так было с Адамом и Евой в Едемском саду (Быт.3:12-13). В этом виден дух «клеветника братьев наших» (Откр.12:10), стремящегося оправдать себя путем осуждения других, служащих Господу (Быт.3:1). Его конечная цель — доказать несправедливость действий Божиих в отношении сотворенных Им существ (см. Иов.1:8-11, 2:1-5). Подчеркивая недостатки других, настоящие или мнимые, мы тем самым изображаем себя более справедливыми.

Еврея — Т.е. потомка Евера (см. Быт.10:21, 14:13). Так называли себя потомки Иакова и так именовали их другие (см. Быт.39:17, 40:15, 41:12, 43:32, Исх.2:6, 15:16,19 и т.д.). Первоначально «иудей» был потомок Иуды. После плена это обозначение потеряло свое племенное значение.

Ругаться над нами — В Быт.26:8 то же еврейское выражение переведено «играть» как в отношении Исаака и Ревекки, это слово здесь характеризует взаимоотношение, свойственное мужу и жене (см. Быт.21:9).

15. И он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою — Жена Потифара имела осторожность скрыть, что Иосиф оставил одежду свою в ее руке, так как это бы открыло ее обман.

20. И взял Иосифа господин его и отдал его в темницу — Повторяя сказанное о случившемся своему мужу, жена Потифара косвенно обвинила его в нанесении ей оскорблений. Это было в словах, которые она сказала об Иосифе: «Раб Еврей, которого ты привел к нам». В решении Потифара заключить Иосифа в темницу вместе с другими политическими заключенными можно видеть обычную снисходительность, так как за преступление, в котором он обвинялся, наказывали более сурово. Позднее за попытку прелюбодеяния человек наказывался тысячью ударами по пятам, а за изнасилование незамужней женщины — еще более сурово. В снисходительности Потифара была видна его вера в непорочность Иосифа, и напротив, недоверие к рассказу его жены. Тем не менее наказание Иосифа вначале было видимо более суровым, что видно из рассказа, в котором опущены некоторые подробности. Согласно Пс.105:18 его ноги были «стеснены оковами» и «в железо вошла душа его».

В одном из египетских папирусных свитков (ныне находящихся в Британском музее) рассказывается история о двух братьях, внешне весьма напоминающая историю Иосифа и Потифара. Многие исследователи видят в ней основу рассказа о случае с Иосифом. Но хотя оба рассказа имеют между собой сходство, разница между ними еще более очевидна. Египетский рассказ имеет мифологический оттенок и более позднего происхождения в сравнении с книгой Бытие примерно на 250 лет.

21. И Господь был с Иосифом — То же Провидение, которое сопутствовало Иосифу в доме Потифара и с помощью Божьей было с ним в его несчастье. Моисей отмечает, что он вскоре нашел благоволение в очах начальника темницы. Тяжесть заключения значительно облегчилась растущим доверием к нему начальника темницы, так как благословение Божие сопровождало его во всем, что было поручено ему. Хотя с Иосифом обращались несправедливо, однако он умел пользоваться обстоятельствами, в которых он оказался. Энергично и в то же время скромно исполняя свои обязанности он заслужил доверие авторитетного лица, и в то же время подготовил путь для своего избавления.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version