Виночерпий и хлебодар — комментарий к ежедневной главе

Бытие глава 40

Иосиф истолковывает сны виночерпию и хлебодаруПосле сего виночерпий царя Египетского — Важный пост при дворе царя. Он был лично ответственен за все, что пил царь, гарантировал царю, что в напитке нет яда или какой-либо другой примеси.

И хлебодар — Лицо, поставленное наблюдать (ст.2) за приготовлением царской пищи и ответственное за все, что подавалось к царскому столу.

И прогневался фараон на двух царедворцев своих — Видимо что-то побудило фараона заподозрить царедворцев в попытке отравить его. Тот факт, что один из них позднее был восстановлен в своей должности, а другой казнен, указывает на то, что исследование дела убедило царя в невиновности одного и виновности другого.

В иудейском папирусном свитке имеется интересный параллельный рассказ о виночерпии и хлебодаре, которые лишились царской милости. В нем говорится о судьбе ряда высокопоставленных служителей, обвиненных против Рамсеса III. Рассказ датирован в 1164 году до Р.Хр. К сожалению, свиток неполный и мы ничего не знаем о тех средствах, которые заговорщики использовали в покушении против царя, равно как и то, насколько был успешен их заговор. Части документа, которые сохранились, показывают, как в Египте разбирались такие случаи. Защитниками на этом суде были несколько виночерпиев, писцов и других высокопоставленных лиц. Некоторые были приговорены к смертной казни, некоторые признаны виновными с сохранением жизни, некоторые получили наказание (им отрезали нос или уши), и только одному было вынесено порицание без наказания. Некоторые из судебных исполнителей так же подверглись судебному преследованию за то, что в период судебного следствия пировали с защитниками.

И отдал их под стражу — Оба эти царедворца были отданы под стражу начальнику телохранителей. Этим начальником был Потифар, господин Иосифа, согласно главам 37,36 и 39. Потифар поместил их в ту же темницу, в которой содержался и Иосиф. И поскольку их дело пока находилось под следствием, а они продолжали считаться высокими лицами в государстве, то к ним был представлен Иосиф служить им.

И пробыли они под стражею несколько времени — Это выражение неопределенно. Из него не видно, сколько эти люди провели в темнице, прежде чем было исследовано их дело, и произошел случай, описанный в следующих стихах.

Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны — Поразительное сходство их снов убедило обоих, что как-то их сны связаны с их судьбой, но как именно, они не знали. Зная, что их дело может быть разобрано со дня на день, и не имея при себе истолкователей снов, они были весьма обеспокоены в то утро, когда к ним вошел Иосиф.

Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? — Размышляя о собственных снах и сознавая, что Бог и теперь рядом с ним, Иосиф старался помочь двум несчастным в их затруднительном положении. Его стремление помочь другим оказалось тем средством, которое помогло ему выйти из темницы. Перенося свои незаслуженные наказания, со смирением и мужеством, отличаясь великодушным характером, Иосиф был склонен сочувствовать несчастью других, которым недоставало внутренней силы. Не из любопытства, а имея желание вывести несчастных из затруднительного положения, Иосиф предложил им свою помощь. В то время он указал им на Бога, источника его сил и утешения.

Виноградная лоза предо мною — Обязанности царского виночерпия описаны безошибочно. Делать из этого вывод, что фараон пил только свежий виноградный сок, было бы неверно. Виноградарство, а также изготовление и употребление вина египтянами подтверждается древними египетскими летописями, свидетельством Геродота и Плутарха.

Через три дня фараон вознесет главу твою — Это выражение, как и в 4Цар.25:27 означает выход из темницы и восстановление в прежних обязанностях виночерпия. Но это могло иметь и обратное значение, что видно из ст.19.

Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет — Иосиф подал свое дело на рассмотрение фараону. Он был взят еще мальчиком из земли евреев (Быт.39:14). По этой причине он попал в Египет. И теперь он находился в темнице, хотя не виновен ни в каком преступлении. Если Иосиф жил при правлении гиксосов, что видно из текста, то виночерпий видимо не был египтянином. В этом случае Иосиф более мог рассчитывать на его помощь, чем если бы он был египтянином. Следствие по делу Иосифа, если оно исходило от царя, должно было коснуться господина Иосифа, урожденного египтянина (Быт.39:1).

Темницу — Здесь это слово имеет презрительный оттенок. Пустые ямы, рвы и сточные колодцы в древности использовались для заключения в них преступников (см. Иер.38:6, Зах.9:11). То, что слово «темница» здесь является синонимом «тюрьмы» видно из Быт.40:14, где место заключения Иосифа названо «дом».

Вот на голове у меня три корзины решетчатых — Ободренный хорошим истолкователем сна виночерпия, главный хлебодар решился рассказать свой сон. Картина, описанная хлебодаром, так же соответствует египетскому обычаю того времени. Рельефные изображения, стенная живопись и статуэтки, найденные в древних египетских усыпальницах, показывают, что такие предметы как корзины и глиняные сосуды в то время носили на голове. Как и всюду на Востоке хищные птицы старались что-нибудь стащить из корзины. Хлебодар указал на сходство своего сна со сном виночерпия в словах: «Мне так же». Сходство было видно не только из числа — три виноградные лозы и три корзины — но и их соответствующим предательством при царском дворе.

Через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве — Это же выражение в ст.13 было употреблено в положительном смысле. Одно дополнительное слово «с тебя» делает весь смысл отрицательным. Речь идет о казни через отсечение головы, после тело преступника вывешивается на дерево для предостережения будущим заговорщикам. В египетских летописях рассказывается о тех случаях, когда преступники наказывались через обезглавливание, после чего их тела иногда выставлялись как знак устрашения для других от совершений подобных преступлений. С другой стороны, казнь через повешение или удавливание в древних летописях не упоминается.

На третий день — Исполнение предсказаний Иосифа подтвердило, что сны были от Бога, и что Иосиф обладает даром истолкования (Иер.28:9). Фараон «вознес главу» обоих заключенных, но только по-разному (ст.13 и 19).

И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его — Виночерпий видимо обещал Иосифу, что он скажет о нем царю (Быт.41:9). Когда в последующие недели и месяцы со стороны виночерпия не последовало никакого знака благодарности, Иосиф вероятно стал подумывать о том, что ему придется томиться в темнице всю жизнь. В то же время исполнение снов царедворцев, по-видимому, воодушевляло его верить в то, что его собственные сны со временем исполнятся (Быт.37:5-9). Но в данный момент неблагодарность виночерпия, должно быть, очень ранила его сердце. Опыт, пережитый Иосифом, подсказывает нам с другой стороны, как ценно бывает с нашей стороны внимание и благодарность в очах тех, которые помогли нам. Главный виночерпий обрек себя на вечное осуждение и позор. Как часто высокое положение делает людей слишком гордыми, чтобы замечать скромных товарищей их прежних дней.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version