Бытие глава 42
И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда — Когда засуха стала особенно невыносимой и от которой страдали как люди, так и животные, Иаков принял решение привезти хлеба из Египта с тем, чтобы его семья не погибла от голода. Но он не сделал так, как Авраам (Быт.12:10) и Исаак (Быт.26:2), не переселился со всей семьей в Египет. Из этого видно, что голод свирепствовал не только в Ханаане, но и в Египте.
Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте — Им пришлось отправиться всем: либо ради собственной безопасности, либо в виду того, что хлеб распределялся по главам семейства. Так как их было много, то была надежда приобрести больше хлеба. Кроме того, в виду голода их каравану, нагруженному хлебом, угрожало нападение разбойников.
А Вениамина, брата Иосифова, не послал Иаков — Вениамин был оставлен дома не из-за своего малолетства (теперь ему уже было более 20 лет), а потому, что он был единственным сыном Рахили, оставшимся Иакову вместо Иосифа, на него он перенес всю свою отцовскую любовь.
И пришли сыны Израилевы покупать хлеб, вместе с другими пришедшими — Братья Иосифа либо составляли часть каравана хананеев, либо просто прибыли вместе с другими, пришедшими с той же целью.
Иосиф же был начальником в земле той — От слова «шаллит», которое в свою очередь образовано от «шалат», что значит «управлять». Оно обозначает лицо, облеченное неограниченными полномочиями. Это слово известное как в арамейском, так и арабском языках, обозначает титул, уступающий лишь титулу султана, быть может личному имени «Салатис», которое по словам Манефо, носил первый царь из династии гиксосов. Слово «начальник» Манефо вероятно ошибочно принял за личное имя. Оно ясно показывает, что Иосиф был не просто министром снабжения. Будучи в стране вторым человеком, он был фактически правителем, премьер-министром Египта.
И увидел Иосиф братьев своих и узнал их — Иосиф узнал своих братьев сразу, а они, не видевшие его более 20 лет, не узнали его (ст.8). Он был теперь не только старше, но и усвоил многие египетские обычаи, носил египетскую одежду, был без бороды, ношение которой было обычаем у семитов. Больше того, он говорил на чужеземном языке и был, по-видимому, великим правителем. Сама мысль увидеть в этом могущественном человеке Иосифа, казалась нелепой (Быт.45:3).
Но показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово — Это не значит, что Иосиф носил в своей душе чувство мести. Скорее он хотел узнать их истинное отношение к себе и Вениамину, отсутствие которого ему показалось подозрительным.
И сказал им: вы соглядатаи — То, что Иосиф говорил со своими братьями сурово, теперь становится вполне понятно. К своим восточным соседям Египет всегда относился с подозрением. И на это были веские причины. Восточные народы не только устраивали набеги на Египет, но и однажды в прошлом проникли в страну и в некоторых местах свергли правителей, а вместо них поставили своих. Подобные нашествия в первом периоде 12 династии побудили фараона Аменхотена I поставить между Средиземным и Красным морями пограничные укрепления, названные «Стеной правителя». Гиксосы, в свое время так же пришедшие с востока, овладели страной и теперь бдительно следили за тем, чтобы кто-либо не поступил с ними так, как они поступили с египтянами. Поэтому естественно, что Иосиф тщательно проверял всех, пришедших с востока, чтобы видеть, нет ли среди них шпионов. Поскольку голод, свирепствующий в соседних странах, заставлял огромные массы чужеземцев приезжать в Египет за приобретением хлеба, то тем большую нужно было иметь бдительность с тем, чтобы выявить тех, чье присутствие в стране могло угрожать ее безопасности.
Они сказали ему: нет, господин наш; рабы твои пришли купить пищи — Несмотря на обвинение, выдвинутое против них, страх заставил их подавить в себе оскорбленное достоинство, они продолжали отстаивать свою невиновность. Когда слова их невиновности не могли подействовать на египетского правителя, тогда они более подробно рассказали ему о своей семье. Таким образом они пытались доказать свою невиновность. Поскольку все они были из одной семьи, которая никак не могла восстать против целого царства, то и не было никакого основания считать их шпионами. Иосиф решил проверить истинность их рассказа: велел им привести с собой их меньшего брата.
И отдал их под стражу на три дня — Иосиф повелел братьям отправить одного из них в Ханаан (ст.15) за Вениамином. Их явное нежелание сделать это (потому что они знали, что отец не согласится) побудило Иосифа отдать их под стражу на три дня. Это сделано было как бы за их несогласие с его предложениями, а фактически — как их дальнейшее испытание. В результате их бездушного обращения с ним он вынужден был томиться в тюрьме в течение трех лет. Их же он отдал под стражу всего на три дня.
Вот, что сделайте и останетесь живы — На третий день Иосиф несколько изменил с вое строгое решение. Его слова «Я боюсь Бога» следовало понимать в общем смысле, как исходящие от египетского правителя, не имеющего отношения к Иегове. Вместо того, чтобы оставить под стражей девять из них, он оставил только одного, другим разрешил отправиться в обратный путь за Вениамином и взять с собой продовольствия для своих голодающих семейств. Если они привезут с собой Вениамина, то один из них, отданный теперь под стражу, будет освобожден. Если же их рассказ не подтвердится, то они умрут от голода, а оставшийся под стражей будет казнен как шпион.
Мы наказываемся — Когда они поняли, что правитель Египта не собирается наказывать их из простой подозрительности, но намерен судить справедливо, тогда совесть заговорила в них. Как жестоко они поступили с Иосифом! Властитель всего Египта имел сочуствие к их семьям, страдающим от голода, в то же время как они сознательно оставили своего брата во рве на явную смерть. Когда подобные мысли появились в их сознании, тогда они были вынуждены признать себя виновными. Их собственное несчастье напомнило им страдания их брата. Рувим напомнил им о том, что он старался предостеречь их не грешить против отрока. Теперь за свое жестокое обращение с ним они получают справедливое возмездие. Таким образом они обвиняли себя в присутствии Иосифа, не подозревая о том, что он понимает каждое их слово.
Взяв из них Симеона — Иосиф связал не Рувима, который был менее виновен, а Симеона, как главного подстрекателя, подговорившего своих братьев продать Иосифа Измаильтянам. Жестокость Симеона проявилась и в других случаях. Напрмер, когда он и Левий мечом расправились с жителями Сихема. Когда Симеон был связан пред глазами остальных братьев, пред ними невольно возникла картина того, что они сделали Иосифу. Иосиф же надеялся, что жалость к Симеону заставит их поскорее возвратиться за Вениамином.
Мешки их — Слово «мешки» здесь означает «сосуды» — вероятно карзины или нечто подобное. Второе слово «сак», куда были положены деньги, является транслитерацией еврейского слова «сак», которое вошло в европейские языка через греческое слово «сакос» и латинское «саккус». Кроме этих двух слов в значении «мешок» это слово употребляется в Библии только в этом рассказе, по-видимоу как синоним к слову «сак», поскольку чередуется с ним.
Иосиф вернул им деньги не потому, что задумал злое, а потому что не мог принять их как плату за жлеб от своего отца и родных братьев. Даже зная о том, что они неприменно будут беспокоиться, обнаружив в мешках свои деньги, он не видел причины, чтобы избавить их от этого беспокойства. После горького переживания накануне, это может поможет смягчить им свои жестокие сердца.
Открыл мешок свой — Когда один из них увидел в своем мешке деньги, то это привело всех их в оцепенение. Не является ли это еще одним предвестником ожидающего их несчастья. В Египте их приняли за соглядатаев. А не обвинят ли теперь в воровстве. Они рассматривали случившееся, которому не находили теперь другого объяснения, как наказание Божие. Этот случай свидетельствовал о благотворном влиянии на них. В своем оцепенении и тревоге они забыли проверить остальные мешки.
Пришли к Иакову — Прибыв домой, они рассказали о своих приключениях, в том числе и о задержке Симеона. Открыв свои мешки и обнаружив в них свои деньги, они обеспокоились еще больше.Деньги, по-видимому, были спрятаны на дне мешков, иначе они могли бы их заметить еще на дороге подобно тому, как один из них обнаружил их в отверстии своего мешка.
Вы лишили меня детей — Услышав печаоьную историю и видя дурное предзнаменование в возвращенных деньгах, а также чувствуя, что он лишился и второго сына, Иаков начал горько сетовать, обвиняя своих сыновей в пропаже Иосифа и Симеона. Теперь же они были склонны взять с собой и Вениамина. Иаков не был вполне справедлив к своим сыновьям. Об их причастности к исчезновению Иосифа он ничего не знал, а за то, что Симеон был взят под стражу, они прямой ответственности не несли. И все же сетование Иакова они приняли как заслуженное порицание. Они знали, что его слова не могли быть более верными, даже в случае, если бы свидетелем всего этого был он сам. Они лишили любимого сына и сознавали, что заключение в темницу Симеона так же является возмездием за их жестокий поступок. Как же они теперь могли возлагать на себя ответственность взять с собой в Египет Вениамина, не будучи уверены в том, что он вернется благополучно? Они находились в затруднительном положении, но другого выбора не было — их ожидала голодная смерть. Ради того, чтобы добиться освобождения Симеона и спасти его от смерти, ради того, чтобы их семьи не погибли от голода, они должны возвратиться в Египет за хлебом.
Сказал Рувим — Предложение Рувима свидетельствовало о самой большой жертве, на которую он мог пойти. Предложение его было искренним. Рувим был самым старшим из братьев, но самым мудрым назвать его было нельзя. Предложение его было искренним, но необдуманным. Впрочем, он снова проявил себя как человек, которому не чуждо сострадание. Но Иаков отказался: он не верил, что они возвратят ему Вениамина в полном благополучии. Их руки не были чисты. В прошлом они доставили ему немало переживаний. Рувим совершил постыдный грех. Симеон и Левий умертвили население целого города, а семья Иуды была настолько порочной, что двое из ее сыновей умерли еще в юности за свое нечестие. Мог ли Бог доверить благополучное возвращение Вениамина с такими людьми? Всякое дело, за которое они брались, оканчивалось разочарованием и несчастьем.
По материалам библейского комментария АСД