Бытие глава 44
И он гадает на ней — Эта чаша была очень ценной. Она не была обычной чашей для питья. Любой яд, который оказывался в ней, становился заметным. Такие чаши использовались так же для гадания. Слово, переведенное здесь «гадает» означает «шептать, пророчествовать». Писатели древности рассказывают о восточном обычае наливать воду в чашу, и в ее отражении читать ход будущих событий. Другой обычай в описании древних состоит в том, что льют воду в чашу, которая в виде капель падает на золото, серебро или драгоценные камни и отражается в виде какого-нибудь образа. Затем этому образу дают толкование (Плиний «Естественная история»). Тот факт, что начальник дома Иосифа упоминает здесь об этом обычае братьям Иосифа, не значит, что сам Иосиф придерживался этого языческого суеверия. Как и раньше ему хотелось убедить их в том, что его господин читает их мысли. Это поможет им оставить свою скрытность.
Ту большую мудрость, которой отличался Иосиф, египтяне приписывали действию волшебства. Разве не он с большой точностью предсказал годы изобилия и голода, и позаботился о том, чтобы Египет был готов к надвигающемуся бедствию? Он несомненно превосходил всех самых лучших волхвов (Быт.21:8) и потому обладал высшим познанием (см. Исх.8:19). Вероятно, слава о нем как о самом мудром человеке распространилась далеко за пределами Египта. Поэтому начальник дома Иосифа мог вполне задать такой вопрос, как знающий об обладателе чаши (Быт.44:15).
Тому смерть — Зная о своей непричастности к похищенному братья не колеблясь согласились принять на себе самое суровое наказание в случае, если похищенное будет обнаружено у них. Их поспешные слова кажутся необдуманными, особенно после того, как уплаченные деньги снова таинственным образом оказались в их мешках. Это обстоятельство должно было пробудить в них бдительность и сделать их более осторожными. Но неподдельное дружелюбие, с каким они были приняты наместником фараона и его подчиненными во время их второго пребывания в Египте, рассеяло в них все сомнения относительно искренности намерений Иосифа.
Он сказал: хорошо; как вы сказали, так пусть и будет — Обладая высоким чувством справедливости и благородства начальник дома и не думал наказывать невинного наряду с виновными. Даже виновного он не собирался наказывать так сурово как предложили братья Иосифа. Если другие в своей поспешности говорят не обдумано, то мы не должны пользоваться их необдуманностью. Иногда и мыслями совершаем опрометчивые поступки, которые приносят нам ущерб и несколько не содействует благу других.
Он обыскал — Тщательный обыск, произведенный начальником дома, должно быть напомнил им ту удивительную сцену днем раньше, когда они увидели себя за столом, рассаженными по возрасту. Кроме того, во время обыска они, по-видимому, испытали внутренний страх, потому что похищенное было найдено в последний момент. Их обыскали по очереди. По выражению их лиц и слов можно было видеть, как возрастает их уверенность по мере того, как умножались доказательства их невинности. Но вот похищенное было обнаружено в мешке Вениаминовом. С тревогой и болью в сердце при виде нового несчастья они разодрали свои одежды (см. Быт.37:34), погрузили ношу на своих ослов и вернулись в город.
Возвратились в город — Теперь они обнаружат, какое чувство они питают в тайниках своего сердца к любимцу отца, принятому с такой почестью самим правителем Египта. Неужели они откажутся от него, как в свое время отказались от Иосифа, и сведут состарившегося отца в могилу или пожертвуют своей собственной жизнью и свободой ради того, чтобы вернуть своего меньшего брата в целости и сохранности своему отцу?
И пришли Иуда и братья его в дом Иосифа — Вместе с Иудой братья пришли в дом Иосифа и пали пред ним на землю, умоляя о милости. Подобные сцены запечатлены на некоторых египетских рельефах, сохранившихся по сей день. На одном из них изображено прошение группы хананеян пред лицом военачальника Гарим-хаба в XIV веке до Р.Хр. Некоторые лежат на земле с распростертыми руками и головами, поднятыми в мольбе к высокому начальнику. Другие преклонили колена и низко склонились пред ним с поднятыми руками, чтобы внушить начальнику безвыходность своего положения. Те, которые склонились перед Гарим-хабом, просили его разрешения поселиться в Египте ввиду того, что они изгнаны из своей собственной родины.
Иуда сказал: что нам сказать господину нашему? — Иуда, который возглавлял это второе странствование в Египет, теперь выступил от имени всех. Он не делал никаких попыток оправдать ни себя, ни своих братьев, ни отвезти подозрение от себя, ни от других, но прямо вызвал себя и остальных виновными. Он несомненно вспомнил преступление, которое постоянно угнетало их совесть со дня его совершения (Быт.42:21-22). Для приближенных Иосифа, особенно для начальника дома, слова Иуды означали признание его вины и остальных братьев, и это признание удивило их, поскольку они знали, что Иуда и находящиеся с ним фактически не виновны. Иосиф, по-видимому, чувствовал всю боль их сердец, и они хорошо сознавали, что наказание, которое должно вскоре их постичь, заслужено. В ответ на слова Иуды о том, что все они готовы оставаться рабами в Египте, куда они когда-то продали в рабство собственного брата, Иосиф показал, что его приговор более мягок и справедлив. Только виновный будет ему рабом, остальные могут возвратиться домой к отцу без всякого ущерба.
И подошел Иуда к нему и сказал — В остальных 17 стихах повторяется речь Иуды в отношении его брата Вениамина. Эта речь по достоинству названа одним из шедевров еврейского литературного творчества, одним из совершенных образцов красноречия.
Ибо ты то же, что фараон — Свою речь Иуда начинает с просьбы о том, чтобы их милостиво выслушали. Он имеет власть осудить или помиловать. Поскольку Египетский фараон считался богом, образцом всякого совершенства, то самая высокая почесть была гарантией нуждающемуся в его просьбе, а почесть эта была в сравнении его с фараоном.
Господин мой спрашивал рабов своих, говоря: есть ли у вас отец или брат? — Прежде всего Иуда рассказал о том, как Вениамин попал в эту историю. Иосиф раньше спрашивал об их семье, и они вправду сказали о меньшем брате, который находился дома. Он предупредил их, чтобы они не смели появляться в Египет без меньшего брата. Таким образом они должны были показать, что их брат есть, и что их рассказ истинен. Хотя рассказ Иуды в некоторых местах передает здесь больше подробностей, чем рассказ, написанный в ст.42, однако видно, что Иуда старался в точности держаться первоначального варианта с тем, чтобы избежать возможных искажений и преувеличений.
И сказал отец наш — Иуда прежде всего напомнил Иосифу учтивым и определенным образом о его требовании привезти с собой Вениамина в Египет. Затем он в трогательных и нежных словах рассказал о нежной любви состарившегося отца к сыну старости его и его глубоком переживании, когда они заявили ему, что не могут вернуться без Вениамина. Он рассказал о сильной душевной боли, с которой их отец после некоторого колебания согласился отпустить его. Он убедительно доказывал, что они с печалью сведут седую голову отца их в преисподнюю (Быт.37:35) если вернутся домой без отрока.
И сказал нам раб твой, отец наш: вы знаете, что жена моя родила мне двух сынов — Из этих слов, которые встречаются здесь впервые, видно, что Иаков признавал Рахиль как свою фактическую жену, больше чем Лию, Валлу и Зелфу (Быт.46:19). Она всегда оставалась его любимой женой.
Один пошел от меня, и я сказал: верно он растерзан — Иаков хочет сказать, что Иосиф, если бы он был жив, непременно вернулся бы сам или известил о себе. Ни разу не видел его с того рокового дня, когда он ушел из Хеврона. Иаков пришел к выводу, что его опасение подтвердилось.
Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего — Самопожертвование Иуды заслуживает похвалы. Добровольное решение пойти в рабство вместо брата, любимца отца, и все это ради того, чтобы не причинить состарившемуся отцу новых ран и страданий — такое решение не оценить нельзя. Великодушие Иуды было велико, никто еще не превзошел его в этом и редко кто был способен на подобное самопожертвование. Иуда выступает здесь как воистину обращенный человек, достойный прародитель обетованного семени, чтобы его именем был назван народ Божий.
Иосиф больше не сомневался в том, что в его братьях произошла полная перемена, а в Иуде особенно с того дня, когда он убедительно доказывал целесообразность продать Иосифа в рабство. План Иосифа полностью оправдал себя. Он теперь знал душевное состояние своих братьев и был доволен, что их отношение было искренним. Испытывать их не было более необходимости, и он был готов теперь открыться им.
По материалам библейского комментария АСД