Бытие глава 48
Израиль — Изменение имени здесь — не Иаков, а Израиль, так же как в главе Быт.45:27-28 весьма многозначительно. Иаков — человек, отмеченный годами, собрал остаток своих сил, чтобы исполнить то, что он должен был исполнить как носитель милостивых обетований Божиих.
Бог Всемогущий явился мне — Чтобы посвятить Иосифа в то, что он намеревался ему был передать, Иаков рассказал ему опыты прежних дней, особенно явление ему Бога в Лузе или Вефиле после возвращения из Месопотамии (см.гл.35:15). Употребление священного имени «Бог Всемогущий», рассказа о явлении ему Бога и упоминание целого ряда обетований показывает, что речь идет не о сне, посланному Иакову по пути в Харран, а о более позднем видении на том же месте после его возвращения в Ханаан.
Ефрем и Манассия — Иаков понял обетование Божие в том смысле, что он может и имеет право усыновить сыновей Иосифа и поставить их в равное положение с его собственными детьми, так как Бог обещал умножить его семя и дать в собственность Ханаан, то он считал, что имеет право дать из общественного наследия Ефрему и Манассии часть, равную частям его сыновей. Таким образом Иосиф получил двойное преимущество.
Дети же твои, которые родятся от тебя — Это преимущество ограничивалось двумя сыновьями Иосифа. Другие сыновья Иосифа в Священном Писании не упоминаются. Если они были, то их потомки включены в колена Ефрема и Манассии, как об этом предсказал Иаков. Если говорить о наследии, то усыновление двух старших сыновей Иосифа давало ему положение первородства.
Умерла у меня Рахиль — Память матери Иосифа, умершей так рано, была увековечена в усыновлении двух сыновей Иосифа. Этим объясняется ссылка, которую Иаков делает в связи с его любимой женой Рахилью. В его словах заметно невысказанное желание о том, что она могла дожить и увидеть своего первородного сына, поставленного управлять величайшей империей того времени, и таким образом сделавшегося спасителем всего отчего дома.
Кто это? — Слабость зрения патриарха (ст.10) вероятно мешала ему узнать своих внуков. Тот факт, что в усыновлении он руководствовался не зрением, а внутренним побуждением Духа Божия.
Глаза же Израилевы притупились от старости — Обессилевший, почти слепой патриарх не видел Ефрема и Манассию, вероятно, в течение нескольких лет. Поэтому он не сразу узнал их, когда они были подведены к нему.
И взял Иосиф обоих [сыновей своих — В знак сыновей почтительности видя, что отец говорит под вдохновением, Иосиф поклонился ему до земли. Затем он поднял обоих сыновей, которые сидели в коленах у Израиля, обнимавшего их. Он взял Ефрема младшего в правую руку, а Манассию старшего в левую, так что Ефрем оказался против левой руки Иакова, а Манассия против правой.
Но Израиль простер правую руку свою — Это первое упоминание в Святом Писании о возложении рук как символа благословения. Хотя само по себе возложение не имеет никакого отношения к передаче благословения, однако, как символ, указывающий на внутреннее невидимое действие, оно было весьма уместно. Впоследствии оно сделалось обычным символом духовных даров. Эта церемония исполнялась в ветхозаветное время при посвящении в сан священника (Числ.27:18,23, Втор.34:9) так же, как и в новозаветное время при рукоположении служителей (Деян.6:6, 8:17, 1Тим.4:14, 1:6) кроме того, при совершении чудес (Матф.19:13, Марк.8:23-25, Деян.9:17, 19:6, 28:8).
И благословил Иосифа — Возложив руки на сыновей Иосифа, Иаков благословил Иосифа, благословением, которое получил от Бога.
Ангел — Здесь Ангел приравнивается Богу. По-видимому, речь идет не о сотворенном существе, а о Боге, который явился в виде Ангела (см. Исх.32:4, Ис.63:9, 1Кор.10:4). В более ясном откровении писателей Нового Завета этот Ангел есть «Слово», «Пастырь» и «Искупитель», т.е. Иисус Христос. Оба — Иаков и Иов (Иов.19:21) свидетельствуют о своем знакомстве с Божественным Вождем, Который избавил их как от телесных, так и от душевных страданий, и Который окончательно совершит Свое дело избавления, освободив их от власти тления. Искупитель, на которого указывали Иаков и Иов, и о Котором свидетельствовал Моисей и пророки, был Иисус Христос (1Кор.10:4, Гал3:13, Тит.2:14, 1Петр.1:18).
Да будет на них наречено имя мое — Под этими словами Иаков имел в виду, что Ефрем и Манассия должны быть причислены к его собственным сыновьям. Таким образом они должны стать в известном смысле участниками благословений, обещанных Аврааму, Исааку и Иакову.
И сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой — Заверяя Иосифа в том, что Манассия, старший из двух, будет большим народом, Иаков подчеркнул, что Ефрем будет еще больше, — «многочисленным народом». Это благословение, данное Иакову, стало исполняться со дней судей, когда колено Ефремово сделалось настолько многочисленным и могущественным, что стало ведущим среди десяти северных колен. Его имя стало употребляться наравне с именем «Израиль» (см. Ис.7:2, Ос.4:17). Во дни Моисея Манассия насчитывал на 20000 человек больше чем Ефрем (Числ.26:37). Последующая история показывает, что это обетование было от Бога, что оно не было только благим пожеланием умирающего патриарха, а действительным Божественным благословением, в котором были заключены определенный пророческий смысл и значение.
Я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок — Слово, переведенное здесь «участок» (секем) совпадает по звучанию с названием города «Сихем», вблизи которого Иаков купил участок земли (Быт.33:18-19) и население которого истребили сыновья Иакова. Слово «секкем» означает «плечо» или «гребень». Поскольку Иосиф был впоследствии похоронен в Сихеме (И.Нав.24:32), а во дни Христа продолжал существовать участок вблизи того места, которое называлось «Сихарь» или «Сихем», который считался участком, данным Иаковом сыну своему Иосифу (Иоан.4:5), то весьма возможно, что приведенные выше слова, выражающие передачу участка Иосифу, представляют собой игру слов. Участок земли, принадлежащий Иакову, находился в Сихеме, и вероятно был похож на ребро или плечо. Поэтому Иаков так и назвал его «секкем», т.е. «ребро или плечо». Слово «секкем» в значении «участок» никаких других доказательств не имеет, кроме тех, которые основаны исключительно на древней традиции. Сикем можно еще перевести «склон горы».
Мечом моим и луком моим — Только в одном этом месте говорится о военных действиях Иакова. Во всех других стихах, где идет речь об участке земли, который Иаков отдал Иосифу, говорится, что этот участок был им куплен (Быт.33:18-19, И.Нав.24:32). Поскольку в этих стихах говорится о том же участке земли, который Иаков упоминает как взятый им луком и мечем, то из этого видно, что после того, как он ушел из Сихема, этот участок был захвачен Аммореями (Быт.35:4-5). Хотя страх перед Богом мешал им напасть на Иакова и отомстить ему за истребление жителей Сихема, все они, по-видимому, захватили владения Иакова. Позднее, чтобы возвратить свои владения, патриарх вынужден был применить силу. Такое объяснение представляется более логичным в сравнении с тем, которое предлагают некоторые толкователи, усматривающие в словах Иакова пророчество относительно будущего завоевания Палестины во дни Иисуса Навина.
По материалам библейского комментария АСД