Бытие глава 50
И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его — Древнеегипетский способ бальзамирования описан как Геродотом, так и Диодором. Точность их описаний подтверждается главным образом древнеегипетскими документами, а также исследованием мумий. Бальзамирование обходилось дорого, не менее 1000 рублей. Сам процесс бальзамирования состоял в следующем: Сначала через ноздри с помощью металлического изогнутого стержня извлекали мозг. Затем череп тщательно очищался от остатков мозга промыванием лекарствами. Через отверстие, сделанное в левом боку умершего, острым ножом удалялись все внутренности и помещались в отдельные кувшины. Брюшную полость, освобожденную от внутренностей, очищали пальмовым вином с примесью благовоний и затем заполняли различными специями. Разрез, сделанный в левом боку, зашивался и препарированное тело погружали на много дней (до 70) в ванну с раствором. Затем его обмывали, заворачивали в пелены, смазывали смолой и наконец раскрашивали, чтобы предать умершему естественное сходство.
И исполнилось ему сорок дней — Из египетских документов нам известно, что период от смерти человека до его погребения был разным. В одних случаях бальзамирование занимало 16 дней, завертывание в пелены — 35 дней и погребение — 70 дней. Всего уходило на это 121 день. В других случаях бальзамирование занимало 66 дней, приготовление к погребению — 4 дня, а само погребение — 26 дней, всего — 96 дней. В некоторых случаях на бальзамирование уходило 70-80 дней, а на погребение — 10 месяцев (см. Бадж Мумии). Время, которое уходило на бальзамирование, зависело от материального состояния семьи умершего, а также от исторической эпохи. Иакову, как отцу премьер-министра, было уделено самое большое внимание. Его бальзамирование продолжалось 40 дней. Эти дни были официально объявлены днями плача.
Иосиф сказал придворным фараона — Для толкователей загадочно, почему Иосиф в конце дней плача не изложил свою просьбу прямо царю, а обратился через придворных. Причины этого неизвестны. Однако в те дни это было по-видимому вполне обычным явлением. Некоторые считают, что это он сделал ради придворных, чтобы заслужить их расположение. Вероятно, люди, через которых он обратился к царю, были жрецами, и как таковые не имели дело с погребением умершего. Возможно также, что Иосиф отпустил бороду и волосы в соответствии с обычаем оплакивания и не мог войти в приемную царя не остригшись. Мнение некоторых толкователей о том, что власть Иосифа после голода была ограничена, или что на престол вступил другой фараон, который относился к Иосифу менее дружелюбно, лишено основания. Смерь Иакова оплакивали все египтяне. Этого не было бы, если авторитет Иосифа уменьшился. Обращение Иосифа к царю через посредников, вероятно, объяснялось ни чем иным, как восточным обычаем: все важные личные дела урегулировались через посредников.
Во гробе моем — Заявление Иакова о том, что он выкопал гроб там, где погребен его дедушка Авраам, некоторыми толкователями подвергается сомнению как противоречащему данным в главе 23. Иаков вероятно расширил первоначальную пещеру для погребения или приготовил в ней специальную нишу для себя. Возможно также Иосиф просто извещал фараона о том, что погребение не может состоятся в Египте, а только в Ханаане и потому просил у него разрешения отправиться туда с этой целью.
И пошел Иосиф хоронить отца своего — Когда разрешение царя было получено, тогда тело покойного Иакова отправили в Ханаан в сопровождении большой группы людей. Вместе с Иосифом шли видные начальники царского двора, а также все члены семьи Иакова. Через пустыню в Ханаанскую землю их сопровождал большой отряд колесниц и всадников. Блестящий эскорт египетских придворных можно объяснить с одной стороны, высоким авторитетом, каким пользовался Иосиф в Египте, с другой — любовью египтян к похоронным процессиям.
И дошли они до Горен-гаатада при Иордане — Горен-гаатад представлял собой обширное крытое место, где происходило обмолачивание хлеба с помощью волов. Оно было очень удобно для расположения большой группы людей, которые сопровождали Иосифа. «Атад» было по-видимому именем земледельца, но так как «Атад» на еврейском языке означает «крушение», то вполне возможно, что название данного места связано с этим словом.
Похоронная процессия двигалась не кратчайшим путем через Газу в страну филистимлян и не через Вирсавию, а вдоль Мертвого моря. Причины такого длинного окольного пути неизвестны. Но, вероятно, они связаны с политическими мотивами. Нам очень мало известно о взаимоотношениях Египта и Палестины в период царствования гиксосов. Отсутствие спокойствия в южной Палестине, по-видимому, побудило Иосифа предпринять окольный путь к Хеврону.
И плакали там плачем великим и весьма сильным — На рельефах и стенах древнеегипетских усыпальниц видно, как сильно египтяне оплакивали своих умерших. Они разрывали одежды, били себя в грудь и посыпали голову пеплом и пели похоронные гимны в такт бубну.
Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян — Процессия, остановившаяся в Горен-гаатаде (ст.10) для плача, произвела для жителей этих мест большое впечатление. Они видели, как сильно египтяне оплакивали отца одного из своих начальников. Наблюдая столь необычную сцену, хананеи назвали это место «Абель-мицраим», т.е «долина Египетская». В этом названии заключена игра слов: «эбель» что значит «плач», а «бель» — «долина».
И отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую — По-видимому египтяне остались в Гарен-гаатаде, в то время как Иосиф и его братья двинулись дальше в Ханаан, чтобы совершать погребение своего отца в пещере Махпела в Хевроне. Об этом погребении см. Быт.23.
И возвратился Иосиф в Египет — Время постоянно поселиться в Ханаане еще не пришло. Они должны прежде стать «великим народом» (Быт.46:3).
И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря: — Теперь братья Иосифа встревожились, опасаясь того, что он может отомстить им за их жестокий поступок. Им казалось, что нежная любовь Иосифа к своему отцу удерживала его от мести до сих пор, пока отец был жив. Буквально «оно поручили сказать Иосифу». По-видимому, они послали сказать одного из братьев, вероятно Вениамина, просить Иосифа, чтобы он выполнил предсмертное желание своего отца: простил им. Ссылку братьев на завещание отца нельзя считать какой-то выдумкой. Тот факт, что при изречении своих благословений Иаков не вспоминает их греха, свидетельствует о том, что он простил своим сыновьям, ввиду того, что благодать Божия сделала их преступление средством спасения всей семьи
Иосиф плакал, когда ему говорили это — Слова братьев больно ранили сердце Иосифа, они, казалось, не поняли его бескорыстной любви к ним.
Пришли и сами братья его — Убедившись в том, что Иосиф не имеет намерения отомстить им, они осмелились явиться к нему лично, называя себя его рабами. Но Иосиф был далек от всякой мысли о мщении. Вся внутренность его была исполнена прощения. Испытав на себе, что значит человеческое предательство, он не допускал даже мысли о горькой обиде или ненависти. Он поспешил заверить своих братьев, что им нечего бояться его, что они могут полностью довериться ему.
И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет — Так как при рождении Иосифа отцу было 91 год (см. Быт.27:1, 49:9), то при смерти отца Иосифу было 56 лет. После смерти отца он жил еще 54 года.
И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода — Неясно, имеются в виду правнуки или внуки Ефрема. Во второй заповеди выражение: «До третьего и четвертого рода» (Исх.20:5, Втор.5:9) вероятно включает отцов и имеет отношение к внукам и правнукам. В этом же смысле оно употребляется в Числ.14:18. Однако в Исх.34:7, где приводится следующая последовательность: отцы, дети и дети детей, до третьего и четвертого рода. Последние два поколения, видимо, обозначают правнуков и праправнуков. Поскольку при перечислении поколений иногда указан отец, а иногда нет, то трудно судить, кто имеется в виду в данном случае. В то же время совершенно ясно, что Моисей хочет показать, что Иосиф дожил до того момента, когда начало исполняться благословение отца. Никакой неувязки в том, что Иосиф мог видеть правнуков Ефрема нет. Так как два сына у него родились когда ему было 37 лет (Быт.41:50), то в возрасте 50-60 лет он мог уже иметь внуков, а 20 годами спустя, в возрасте 80 лет — и правнуков. Правнуки могли появиться когда ему исполнилось 100 лет.
Также и сыновья Махира — В отношении сыновей Манассии Моисей говорит более определенно, заявляя, что Иосиф видел своих правнуков.
Родились на колени Иосифа — см. Быт.30:3.
И сказал Иосиф братьям своим: я умираю — Видя приближение своей смерти, Иосиф выразил своим братьям твердую веру в исполнение Божественного обетования (Быт.46:4-5, 15-16). Он взял с них клятву, что когда Бог приведет их в обетованную землю, чтобы исполнено было Его желание, и они погребли его там. Когда он умер, его забальзамировали, подобно отцу (см. ст.2-3) и положили в ковчег. Вероятно, тело его было погребено временно в заранее приготовленной гробнице по обычаю египтян, и оставалось там до дней выхода народа Израильского из Египта. Когда это время настало, израильтяне, выполняя завещание Иосифа, несли остатки его в Ханаан и похоронили в Сихеме на участке земли, купленном Иаковом и данном Иосифу (Быт.33:19, 48:22, И.Нав.24:32).
Выражением веры на устах умирающего Иосифа заканчивается история патриархов. Его гробница постоянно напоминала пришельцам в земле Египетской об обетованиях Божиих, о том, что их жительство должно быть не в Египте, а в Ханаане. Она постоянно направляла их взоры от Египта к Ханаану и побуждала их с трепетом и верой ожидать исполнения обетования Божия, которое он завещал их отцам.
По материалам библейского комментария АСД