Рабство — комментарий к ежедневной главе

Исход глава 1

Египетское-рабство1. Теперь. От еврейской частицы мы, которая обычно переводится «и». Это — первый случай ее использования в начале книги. Все, кроме четырех исторических книг Ветхого Завета начинаются так же.
Дети Израиля. Имена сыновей Иакова смотрите Быт.29:32; 30:24; 35:18; 46:8–26; 49:3–27.

5. Семьдесят душ. Список тех, кто переехал с Иаковом в Египет, дан здесь с целью подчеркнуть удивительный рост детей Израиля за время их пребывания там. Это было исполнением обещаний, данных Аврааму (Быт.5:14) и Иакову (Быт.46:3). О числе 70, в которое включен сам Иаков, смотрите Быт.46:27.

7. Дети Израиля расплодились. Семья Иакова увеличивалась чудом, как во время жизни 12 патриархов, так и после их смерти. Благословения, объявленные человечеству при творении (Быт.1:28) и обещание, позже данное Аврааму (Быт.22:17), были теперь поняты в полной мере.
Земля была заполнена. Это относится особенно к земле Гесем, где жили евреи (Быт.47:11). Климат Египта, плодородие почвы, естественное мужество еврейского народа и Божье благословение привели к необычайному росту населения.

8. Новый царь. Не просто другой человек, но новая династия. Так как этот комментарий датирует Исход серединой 15-го века, можно предположить, что Иосиф жил во время правления Гиксосов в Египте (см. Быт.39:1). Соответственно, цари Восемнадцатой Династии, которая освободила Египет от правления гиксосов, были Фараоны захватчики.
Гиксосы были азиатами как и евреи, и они были дружелюбно расположены к Иосифу и его семье. Но изгнание гиксосов привело к всплеску национализма, и все иностранцы рассматривались с подозрением, особенно имевшие прежде расположение гиксосов. Роль Иосифа в спасении жизней людей была забыта прежде всего потому, что он был азиатом и министром чужеземного царя. Поколение, которое пережило семь лет голода, умерло, и потомки сыновей Иакова столкнулись с совершенно новой ситуацией, исконным египетским населением и династией правителей, которая ненавидела израильтян.

9. Он сказал. «Он» был ранним Восемнадцатым королем Династии, или Ахмосом, великим освободителем Египта или его сыном Аменхотепом I (1546-1525 до н.э.), в случае, если он не был фараоном, жившим во время рождения Моисея. Однако, если он был правителем, во дворце которого воспитывался Моисей, тогда имеется в виду Тутмос I (1525-1508 до н.э.), отец Хатшепсут.
К его людям. Фараон, несомненно, советовался со своими министрами и юристами. В нескольких документах, которые проливают некоторый свет на освободительную войну, дважды сделано заявление, что короли Секененр и Камоз собрали своих советников перед принятием решения. Хотя Камоз уже решился и не последовал их совету, но он действительно обсуждал вопрос со своими служителями.
Многочислен и сильнее нас. Фараон, вероятно, преувеличивал, так как Египет в то время был великим народом в течение многих веков. Это тот вид преувеличения, в котором беспринципные люди не отказывают себе для оправдания чрезвычайного и неблагоразумного плана действий.

10. Перехитрим. Фараон предложил хитрое, политически целесообразное решение, чтобы избежать опасности революции и возможности, что израильтяне могли бы действовать сообща с его врагами, гиксосами, и затем уехать из Египта. Он, вероятно, не столько боялся завоевания его королевства, сколько союза евреев с его врагами. Среди евреев были много квалифицированных рабочих, и поэтому Фараон предложил сохранить их как рабов, чтобы он мог использовать их в различных строительных проектах. Может быть он принял это решение по отношению к евреям во время или вскоре после восстания против гиксосов, близких евреям рассово.
11. Начальников работ. Буквально, «руководители [принудительного и неоплачиваемого] труда». Фараон надеялся, что изнуряющие работы сломят физическую силу израильтян и сдержат удивительное увеличение их численности. Он желал, кроме того, сломить их дух независимости и чувства собственного достоинства. Наконец, он мог бы быть в состоянии выполнить свои обширные строительные проекты, не возлагая бремени на своих людях.
Города для запасов. Так как земля Гесем была расположена на востоке дельты Нила, Фараон определил израильтян на работу в храмах и других правительственных зданиях в восточном пограничном районе. В древние времена национальное богатство часто хранилось в храмах, по-видимому под опекой богов.

Пифом. Это имя объяснено как еврейский перевод египетского PerРAtum, «Дом [бог солнца] Atum». Некоторые ученые определили, что это Тель елпМаскута в Вади Тумилат, приблизительно 12 миль к западу от Озера Тимса в восточном регионе дельты Нила, где Навилль раскрыл большие склады для зерна в 1883 году. Обнаружив, что этот город был построен Рамзесом II, к которому, кажется, относится название второго города, Навилль предположил, что он и был Фараоном угнетателем. В этой точке зрения у Навилля было много последователей. Другие предполагают, что елпМаскута — это библейский Суккот (Исх.12:37), откуда израильтяне отправились из Египта, поскольку надписи показывают, что египетским названием места был Тьеку. Пока более определенные доказательства не обнаруживаются, местоположение Пифом остается сомнительным.

И Раамсес. Этот город был определен Фландерсом Петри как Телль елпРетабех в Вади Тумилат, в 8 милях на запад. Другие ученые, однако, отождествляют «Раамсес» с Танисом, библейским Цоаном (Числа.13:22), раньше называемого Аварисом, столицей гиксосов. После их изгнания из Египта Рамзес II расстроил и украсил его, назвав своим именем.
Рамзес II, однако, не мог быть Фараоном угнетения. Библейская хронология истории от Исхода до царей Израиля определяет дату Исхода, по крайней мере, 15-м веком (см. 1Цар.6:1), то есть на два века ранее, чем время царствования Рамзеса II. Название города для запасов именем «Раамсес» должно быть понято как использование более старого имени. Другая иллюстрация этой практики описана в Быт.47:11, где землю Гесем называют «землей Раамсес». Никто не докажет, что приход Иакова в Египет имел место во время царствования Рамзеса II; поэтому, старое название области по имени «Раамсес» в Быт.47:11, кажется, было опущено в пользу более современного (см. на Быт.47:11). Древний город Лэйш, также, называют Дэном в Быт.14:14 (см. на том тексте), хотя он получил это имя спустя много веков после смерти Авраама и Моисея. Самое разумное объяснение этих и других текстов, в которых современные названия города применены в рассказе к более ранним временам, должно предположить, что более поздние переписчики заменяли древние, устаревшие названия современными, желая лучше объяснить историю молодому поколению.

12. Тем более он умножался. Первоначальный план фараона не достиг своей цели. Евреи увеличились численно, пропорционально степени угнетения, и египтяне были встревожены таким беспрецедентным ростом. Стало очевидно, что преследование и испытания не могли помешать целям Бога, и меры направленные на уничтожение Его людей, столкнулись с источником большей силы.
Опасались. Тревога египтян происходила из-за расстройства их планов. Присутствие врага в пределах их границ, которые не могли быть подчинены, смущало и раздражало.
14. Делали жизнь их горькою. Не испугавшись, египтяне приложили еще больше усилий поработить Израиль. Стихи 13 и 14 описывают не новые притеснения, а продолжение и усиление программы каторжных работ, уже вступившей в силу.
Над глиною и кирпичами. В то время как камень был материалом, в основном используемым египтянами для больших храмов и других общественных зданий, кирпич использовался в большей степени для дворцов и меньших зданий, для городских стен, для крепостей, для вспомогательных корпусов храмов, и для зданий для запасов, таких как упомянутые в тексте 11.
Всякой работы. Евреи первоначально использовались, чтобы ухаживать за царскими стадами (Быт.47:6), но позже были направлены также и на сельскохозяйственные работы (Втор.11:10). Нет другой такой страны, где так же постоянно требуется в течение года кропотливый труд, как в Египте. Ежегодный разлив Нила требует чрезвычайной осторожности, чтобы спасти крупный рогатый скот и предотвратить затопление домов и деревень и размывание речных дамб. В течение года сельхозработы продолжаются непрерывно, и урожай зависит от системы ирригации, которая требует постоянного труда и неослабного внимания. Если «работы полевые», включали в себя также рытье каналов (Иосиф Флавий Древности 9.1), жизнь евреев была действительно сделана горькой. Работать под палящим египетским солнцем, без тени и малейшего ветра, от восхода солнца до заката, стоя ногами в воде (Втор.11:10) — самый изнурительный опыт. Когда Мехемет Али построил свой Александрийский канал в середине 19-го века, он потерял 20,000 рабочих из 150,000. Процент потерь, возможно, был таким же и в древние времена. Но до сих пор Фараон был заинтересован, чтобы евреи больше погибали — это удовлетворяло его злой умысел.

15. Повелел повивальным бабкам Евреянок. Вторая попытка фараона контролировать рост евреев не скрывала его настоящие цели. От жестокого притеснения он перешел к открытому убийству. Есть мнение, что повивальные бабки на самом деле не являются еврейками, так как в этом случае фараон не мог быть уверен в их сотрудничестве. Фраза «повивальные бабки Евреянок», может также быть переведена как «акушерки, которые обслуживали еврейских женщин». Но их имена определенно семитские и не египетские, Шифра, означающая «красота» и Фуа, «великолепие» или «яркость». Это подтверждает перевод KJV (см. на ст.17).
16. Если будет сын. Это была обычная практика распространенная в древнем мире, чтобы избавляться от нежелательных детей, оставляя их умирать, или чаще, быть съеденными птицами или дикими зверями. Приказ фараона также иллюстрирует языческий обычай убивать всех вражеских мужчин и заставлять женщин и девочек стать рабами завоевателей. Во время многих древних завоевательных войн таким образом истреблялось все население мужского пола. Фараон очевидно намеревался использовать оставшихся в живых мужчин для определенных строительных проектов, но ожидал, что евреи вымрут с этим поколением. Он запланировал таким образом избавить себя от потенциального врага в пределах его границ, и в то же время обеспечить поставку рабынь для египетских домашних хозяйств.

17. Повивальные бабки боялись Бога. Ясно, что акушерки были еврейками, поскольку они «боялись Бога» и знали, что Он запретил убийство. Хотя они, возможно, не были знакомы буквально со словами шестой заповеди Декалога, «Не убивай», но они были знакомы с повелением, «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется» (Быт.9:6). Боясь Бога больше, чем фараона-тирана (см. Деян.4:19; 5:29), эти храбрые женщины посмели игнорировать царский приказ. Страх перед людьми делает человека жертвой обстоятельств, но страх перед Богом приносит покой среди суеты этого мира перед лицом смертельной опасности. Это, должно было быть опытом двух главных еврейских акушерок, на плечи которых была возложена серьезная ответственность.
19. Еврейские женщины. Еврейские женщины, несомненно, были обязаны трудиться в поле вместе с мужчинами. Так как они были приучены трудиться под открытым небом, не исключено, что роды были сравнительно легкими для них. Арабские женщины, родственные в расовом отношении евреям, ведут напряженную жизнь и требуют мало помощи при родах. Этот факт подтверждает правдоподобие оправдания, предложенного Фараону еврейскими повивальными бабками. Нет никаких доказательств, что их ответ был подвергнут сомнению.
Они здоровы. Буквально, «Они энергичны». В результате акушерок редко вызывали. Было мало спроса на их услуги, так как любой родственник женского пола или их знакомая могли обычно обеспечить всю необходимую помощь. Это может объяснить, почему только две акушерки были необходимы евреям, несмотря на их большое количество.
21. Устроял домы их. Бог вознаградил повивальных бабок за их верность, дав им семьи и сохранив их потомство. То, что именно это обозначает это выражение, ясно из параллельных текстов (см. Руфь 4:11; 2Цар.7:11, 27). Игнорируя безжалостную команду фараона, они помогли сохранить семьи Израильтян, и поэтому их собственные семьи были сохранены Богом. Они рисковали своими собственными жизнями, чтобы спасти своих людей.

22. Фараон всему народу своему повелел. Неудача его планов ослабить евреев привела фараона к открытому насилию. Этот новый приказ возложил ответственность на каждого египтянина, чтобы сделать желание короля их собственным. Задача истребления евреев была теперь снята с надсмотрщиков и повивальных бабок и возложена на простых людей.
Всякого сына. Однако, вероятно, что находилось много египтян, которые могли не быть враждебно настроенными к израильтянам, и проигнорировали приказ, или что этот указ оставался в силе только короткое время. Фараон, возможно, отменил указ после осознания тех преимуществ, которые могут быть получены от бесплатного рабского труда, или потому, что его строительные планы значительно выросли. С тех пор у евреев было столько здоровых мужчин, которые покинули Египет 80 лет спустя, что понятно — это жестокое требование не могло долгое время оставаться в силе.
Возражают иногда, что невозможно, чтобы любой монарх заказал бы такое массовое и хладнокровное убийство невинных детей. Нужно заметить, однако, что в древние времена человеческая жизнь, особенно иностранцев, не ценилась высоко. Это было обычное дело — убивать военнопленных, уничтожать целые народы, и приносить в жертву богам нежелательных детей.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version