Моисей — комментарий к ежедневной главе

Исход глава 2

Моисей беглец1. Некто из племени Левиина пошел. Поскольку Аарон был старше, чем Моисей на три года (Исх.7:7), и, кажется, родился прежде чем царский указ вступил в силу, это еврейское выражение должно быть предоставлено «человек пошел». Декрет, должно быть, был издан в то время когда Моисей должен был родиться. Брак родителей Моисея, вероятно, состоялся больше чем за десятилетие до того, как этот роковой указ был издан, так как Мариамь была достаточно взрослой ко времени его рождения, чтобы играть роль, описанную в текастах 4, 7, и 8.
Племени Левиина. Хотя в еврейском использовании «дочь» может фактически означать «внучку», Очевидно, Иохаведа была фактической дочерью Левия (см. на Исх.6:20). Ее мужем был Амрам, сын Каафа (Исх.6:18) и внук Левия (ст.16). Так как Кааф родился, прежде чем Иаков переехал в Египет (Быт.46:11), вероятно, что сестра Каафа, Иохаведа, которая вышла замуж за сына ее брата, Амрама, родилась намного позже (см. Числа 26:59). Хронология пребывания в Египте (см. на Исх.12:40), делает такое заключение, поскольку Моисей родился спустя 135 лет после прихода Иакова в Египет. Иохаведа, мать Моисея, поэтому нужно считать ее ребенком старости своего отца.
2. Сын. Моисей был третьим ребенком Иохаведы, поскольку Аарон был тремя годами старше, чем он (Исх.7:7), а Мариамь была еще старшей (Исх.2:4).

Очень красив. Даже в младенчестве Моисей свидетельствовал о своем остром интеллекте, эмоциональной стабильности, и также физическом совершенстве, которое ознаменовало его поздние годы. Все это подразумевается в еврейском слове, переведенном «красив». Иохаведа видела в этих качествах символ Божественного одобрения, знак того, что Бог наметил специальную роль для него. Согласно Деян.7:20 он был, буквально, «прекрасен [„красивый“, RSV] пред Богом». Иохаведа, конечно, любила бы и защищала бы Моисея, даже если бы он не был настолько «приятным» ребенком, поскольку матери посвящают свою самую глубокую любовь слабым и болезненным детям. Однако усилия Иохаведы сохранить жизнь Моисея отмечены в Евр.11:23 как испытание веры, и это подразумевает осведомленность с ее стороны, что Бог предназначил его для важной роли и поэтому вмешается, чтобы сохранить его жизнь. Это, однако, не обязательно подтверждает заявление еврейского историка Иосифа Флавия (Древности II. 9. 3) то, что это было открыто Амраму до рождения ребенка, что он был предназначен стать спасителем Израиля.
3. Корзинку. После того, как ребенок был скрываем в течение трех месяцев, по некоторым причинам неизвестных нам, оказалось практически невозможным прятать его дольше. Полагая, что Бог вмешается для сохранения его жизни, его мать разработала план, посредством чего она могла бы выполнить приказ фараона и все же не отнять жизнь у ребенка. Она сделала бы все, что она могла, и доверила Богу остальное.
Эти два слова переведенные «корзина» и «камыши» — египтские, и вместе со многими другими, использованными в Пятикнижии, показывают, что писатель был хорошо знаком с египетским языком. Слово tebah, «корзина», было получено из египетского tebet и используется в Библии только здесь и в Бытие 6 и 7 главах для обзначения Ноева ковчега. Означая буквально «коробку», это слово могло бы описать любой прямоугольный контейнер.
Слово gome, «камыш», от египетского qamaХ. Это означает папирус, известный в древности как основной материал, из которого делали раньше писчую бумагу. Основа для производства папируса — крепкое растение с треугольной основой от 10 до 15 футов высотой. Хотя он был распростран в древнем Египте, сегодня больше не произрастает там. Папирус также использовался для строительных целей и в изготовлении легких речных лодок. Такие суда изображены на многих древних египетских памятниках и, возможно, служили Иохаведе моделью для того, чтобы сделать корзину Моисея.

Асфальт. То же самое слово, используемое в Быт.11:3 для обозначения асфальта или битума, который был импортирован в Египет из области Мертвого моря. Египтянами оно использовалось в основном при бальзамировании мертвых.
В тростнике. Suph, от египетского tjufi, имеется в виду «тростник» — третье слово в этом стихе, заимствованное из того языка. Водные растения всех видов изобилуют в заводях Нила и в болотистых местах, связанных с ним. Цель Иохаведы поместить ковчег в чаще тростников состояла в том, чтобы, вероятно, не дать ему уплыть. Некоторые комментаторы предположили, что Иохаведа знала место, в которое египетская принцесса была приучена приехать и поместила ребенка туда в надежде, что ее жалость могла бы быть пробуждена при виде красивого и беспомощного малыша (см. ПП 243).
4. Его сестра. Это — Мариамь (см. Исх.15:20, 21; Числа 12:1; ПП 243). Она, кажется, была единственной сестрой Моисея (Числа.26:59).
5. Дочь Фараона. В еврейской традиции ее называют Thermouthis, Merris или Bithia. Такое разнообразие имен и отсутствие их в египетских записях делает их бесполезными.
Разумный вывод из библейской хронологии, основанной на 1Цар.6:1 и других вспомогательных утверждений (см. ВБ 399), состоит в том, что Исход имел место в середине 15-го века до Р.Х., Эта дата приводит к выводу, что Моисей рос во время Тутмоса I (1525-1508 до н.э.), Тутмоса II (1508-1504 до н.э.), и королевы Хатшепсут (1504-1482 до н.э.). Хатшепсут была замечательной женщиной. Она была единственным законным ребенком Тутмоса I и была замужем за своим сводным братом Тутмосом II, чтобы он мог законно наследовать после своего отца трон. Но законный брак Тутмоса II, как и его отца, не дал ему наследника. Когда Тутмос II умер, после всего четырехлетнего царствования, жрецы Амона, внезапно короновали незаконнорожденного сына Тутмоса II, который был в то время простым мальчиком и служил в храме в незначительной священнической должности. Поскольку Тутмос III, как он стал позже известен, был слишком молод, чтобы править страной, его тетя Хатшепсут правила страной как регент в течение 22 лет. Ее правление было мирным. Она построила большие храмы и установила огромные обелиски. Экспедиции послали в Пунт, вероятно на побережье Сомали в Восточной Африке в торговых целях, и на Синай и Нубию, чтобы добывать медь, бирюзу и золотую. Поддерживаемая влиятельным премьер-министром Сененмутом, Хатшепсут занимала трон в течение 22 лет; затем она и Сененмут исчезают из записей. Преследуя ее, Тутмос III стер ее имя из всех памятников в попытке уничтожить всякую память о ней из истории Египта. Этот факт придает вес гипотезе, что он сместил ее с трона, и что она и Сененмут умерли насильственной смертью.
Когда Моисей родился, Хатшепсут был просто дочерью Тутмоса I. Рождение Моисея произошло за много лет до ее брака с Тутмосом II, и больше чем за 20 лет до начала ее царствования после смерти ее мужа.

Мыться. Ангелы побудили принцессу идти туда, где лежал Моисей (ПП 243). То, что принцесса должна купаться в открытой реке, конечно, не соответствует с современной традицией мусульманского Востока, где это теперь принято только для женщин низшего класса. Но это было в гармонии с традициями древнего Египта. Сцена в древней египетской гробнице изображает египетскую женщину высокого ранга, сопровождаемую четырьмя служанками. Это также находится в соответствии со взглядами, которых придерживались в древнем Египте о неприкосновенности Нила, и что его вода передала плодотворность и гарантировала длинную жизнь. Это было поэтому, что Нилу поклонялись как божеству.
6. Из еврейских детей. После открытия небольшой корзины принцесса признала в кричащем малыше ребенка евреев. Сострадание к беспомощному ребенку и сочувствие к его неизвестной еврейской матери побудили ее спасать его, приняв его как своего собственного. В комментарии Исх.1:22 было отмечено, что жестокий указ короля, вероятно, долго не оставался в силе. Событие, здесь описанное, возможно, способствовало его отмене. Обеспокоенная печальной участью еврейских детей, дочь Фараона, возможно, просила своего отца, чтобы отменить его убийственный указ. Если это верно, Моисей уже стал пассивными средством, благодаря которомуи были спасены жизни бесчисленных еврейских детей.
7. Кормилица. Всех, несомненно, устроила мать. Мариамь находилась недалеко от места, где плавал в корзине Моисей, чтобы наблюдать за судьбой ее маленького брата, и была, вероятно, проинструктирована, что сказать в конечном счете, если какой-то египтянин найдет ребенка. Она выполнила свою роль с замечательным суждением и тактом. Она появилась на сцене в нужный момент и предоставила свое предложение именно в нужное время, ни слишком рано, ни слишком поздно. При этом она не сказала ни много, ни слишком мало.
8. Девица пошла. Вера и изобретательность любящей матери и такт и умение благоразумной сестры были увенчались успехом. Не только жизнь Моисея была спасена, но он был, также, возвращен к его собственной колыбели и к груди его собственной матери. Таким образом, он смог получить от нее то первые влияние, которые производят неизгладимое впечатление на ум ребенка.
9. Дам тебе плату. Так как еврейский мальчик находился в доме евреев, это должно было разъяснить отношения Иохаведы к нему, как его кормилицы. Чтобы показать ясно, что он стал собственностью дочери Фараона, дать ответ на вопросы относительно его происхождения и причину того, что он остался жив, и заставить замолчать возможных информаторов, которые желали бы видеть его убитым, как и других еврейских мальчиков, принцесса назначила заработную плату, которую она выплатит за уход, оказанный ему.

Женщина взяла младенца. Значительно, что Иохаведа здесь не названа «матерью» Моисея, но просто «женщиной». Казалось бы, ни словом, ни делом она не показывает свои реальные чувства, ни фактического отношения к ребенку. Что, должно быть, потребовало большого самообладания. Она взяла ребенка, как будто незнакомого, все же в ее сердце была страстная радость и веселие. Если бы она ослабила свою бдительность хотя бы на мгновение, волнение, возможно, раскрыло бы ее цель. Все зависело от ее спокойствия при самых трудных обстоятельствах — но любовь может вынести все трудности. Главным вопросом, лежащим в основе всего обслуживания, является не разум, а сердце, поддержанное силой Бога.
10. Вырос младенец. Иохаведа спасла жизнь сына, передав свои права как матери дочери Фараона. Теперь она приняла его назад, на время просто как кормилица, нанятая на время его младенчества. Она отдала его, чтобы снова держать его, потеряла его, чтобы найти его снова. Время, которое ребенок был с матерью, не названо в Библии, но, как считают комментаторы — 2 или 3 года, а фактически приблизительно 12 лет (ПП 244). В течение этих лет детства было заложены основы характера и более позднего религиозного опыта. Влияние, которым пренебрегают в это время, не может быть оказано позже. Последующая жизнь Моисея показывает ясно, что его родители, хорошо использовали эти годы для подготовки его к пути, которым он должен будет пройти.
Она привела его. Много комментаторов выразили мнение, что мать Моисея взяла своего сына во дворец по собственной воле, как только его отняли от груди в возрасте, возможно, двух или трех лет. Как отмечено выше, это фактически произошло в приблизительно возрасте 12 лет. Идея, что она отдала его добровольно, основана на отсутствии любого признака, что она была вынуждена была отказаться от него. Если она отдала его во дворец ранее согласованного времени, сделав так по своей собственной инициативе, будет казаться странным отсутствие материнской привязанности. Иохаведа бросила бы сына, которого она любила так нежно без необходимости сделать так? Она, должно быть, держала его, так долго пока могла. Ее расставание с Моисеем в возрасте 12 лет подразумевало, что срок ее работы как «кормилицы» должен был истечь с завершением того, что обычно считали периодом детства (см. ПП 244).

Моисей. Mosheh сопоставим с египетским mes или mesu, что означает «ребенок», «сын», «один из родившихся ». Во время Восемнадцатой Династии, при которой Моисей родился и вырос, это было обычно, чтобы выбрать для членов королевской семьи, имена, определяющие их как потомков богов. Имена, такие как Ахмос, «родившийся [лунный бог] Ах»; Хамос, «родившийся [обожествленная душа,] Ka»; Тктмос, «родившийся [бог] Thoth»; и общее название Рамос (позже Рамзес), «родившийся [бог солнца] Ра»; были обычными, часто сокращаемыми до «Моза. » Студенты египтологи сказали бы, что дочь Фараона дала ребенку, которого она взяла имя, подобное Тутмос или Ахмос, та часть которого относящаяся к языческому божеству, была пропущена Моисеем, когда он «отказался быть названным сыном дочери Фараона» (Евр.11:24). Снова, она, возможно, опустила титул бога и вместо этого дала ему только сокращенное имя «Моз», так как она не знала его земное происхождение и не могла утверждать, что, как еврей, он был сыном египетского бога. Однако вероятно, что имя, которое она дала ребенку, было египетским, хотя форма, в которой мы знаем его сегодня, еврейская.
Вынула. Имя Mosheh, буквально, «один вынутый». Это — причастная форма и имеет те же самые согласные как, глагол mashah, «вытянуть». Начиная с египетского имени Моз и еврейского глагола mashah были подобны в звучании и имели сходство в значении. И евреи, возможно, транслитерировали Моза как Mosheh. Таким образом это соответствовало бы заявлению египетской принцессы, «Поскольку я вынула его из воды». Это заявление подразумевает, что она приняла его как подарок от речного бога, Нила. В египетском пантеоне Нил был обожествлен как Hapi, хотя сам поток был известен как ХItru, позже просто как ХIru. Это евреи транслитерировало как Yeor, и за одним исключением (Дан.12:5—7) авторы Библии используют его исключительно (49 раз) в обращении к Нилу и его притокам (см. Быт.41:1; Ис.7:18; Иез.29:3; Наум 3:8; и т.д.). Первоначально, имя Моисея по египетски, возможно, было Hapmose или ХIrumose, означая, «родившийся из [Heb., „оттянутый из“] Нила». После отказа, «назваться сыном дочери Фараона» (Евр.11:24), он, естественно исключил ссылку на египетское божество.
Переводчики Септуагинты отдали предпочтение имени Mouses. В объяснении этого имени, Иосиф (Древности II. 9. 6) объясняет Мо как египетское имя Нила и использует в качестве египетского «взятого» или «спасенного» из него. Согласно этому объяснению, Моисей — «Тот спас из Нила», самое соответствующее название человека, предназначенного, чтобы спасти людей от земли Нила. Не ясно, однако, основано ли объяснение Иосифа Флавия на факте или на принятии желаемого за действительное.

11. Когда Моисей вырос. Священное Писание пропускает почти 30 лет жизни Моисея. Следующее описанное событие описывает инцидент, состоявшийся когда ему было 40 лет (Деян.7:23). Годы его юности были проведены при царских наставниках, которые передали ему «всю мудрость египтян» (Деян.7:22). Часть своего образования он получил от жрецов и некоторое от военачальников. Таково было обучение, обычно даваемое наследнику престола. Так как Моисей был «сильным в слове и в делах» (Деян.7:22), это не мешает предполагать, что он провел важные военные экспедиции в зарубежные страны (см. ПП 245). Однако, он не становился египтянином в глубине души. Его внешность направленная наружу, его одежда, его речь и его поведение, возможно, были абсолютно египетскими, но он остался евреем в характере, религии и верности. Это ясно из событий, рассказанных в Исх.2:11—13 (см. Евр.11:24).
Он вышел. Моисей перешел к моменту в своей жизни, когда он понял, что должен или стать египтянином, безоговорочно, или одним целым с этими презираемыми людьми. Кажется, что до этого случая он принял решение, «страдать с народом Божиим» (Евр.11:25) и считал себя избранным инструментом для этой цели (Деян.7:23—25). Он думал что он сам готов, наконец, оставить мир с его «удовольствиями греха», оставить перспективу наследия престола и смело выступить вперед, чтобы защитить его угнетенный народ (см. ПП 246, 247). Из Деян.7:23 ясно, что Моисей пошел в землю Гесем в целях изучения ситуации и составления планов. В уме он оставил претензии на трона Египта, и это является доказательством, что его побуждения не были эгоистичны. Он был движим, скорее искренней любовью к его народу и ненавистью к их угнетателям, факт, подчеркнутый обращением «братья», используемым им дважды в Евр.2:11.
Он увидел, что египтянин. Это был, вероятно, один из бригадиров, упомянутых в Исх.1:11 или один из надзирателей, подчиненных им. Такие люди изображены на египетских памятниках, вооруженными длинными деревянными палками, которые они обрушивали на спины бездельников. Их авторитет, несомненно часто оскорблялся, и наказание было несомненно вызываемо малейшей ошибкой или без всякой ошибки вообще. Власти часто перерождается в тиранию и жестокое притеснение, и как случай такого злоупотребления властью, этот инцидент вызвал гнев Моисея (Деян.7:24).

12. Убил египтянина. Оглядевшись, чтобы не было свидетелей, он убил египтянина. То, что надзиратель продолжал бить еврейского рабочего, когда Моисей приблизился к ним, показывает, что высокие чиновники обычно одобряли такого злоупотребления властью со стороны их подчиненных. Действия Моисея не могут быть оправданы, хотя они были несомненно вызваны справедливым негодованием. Хотя способный военачальник и фаворит у армий Египта (ПП 245), ему недоставало определенных качеств лидерства, важных для служения Богу (ПП 247).
13. Другой день. Это было на следующий день (Деян.7:26). Моисей надеялся, что евреи примут его как лидера и поддержат во время восстания против египтян (ПП 246). Хотя старейшинам Израиля было открыто, что Моисей должен был быть их освободителем (ПП 245), «они не поняли» (Деян.7:25). Факт, что он провел больше чем один день среди своих собственных людей, предполагает, что это было больше, чем случайное посещение. Его возвращение к близости инцидента предполагает, что он считал время готовым для восстания.
Почему ты бьешь? Борьба, свидетелем которой оказался Моисей после своего второго визита к своему народу, была той, в которой обменивались ударами, и он почувствовал, что его обязанность убедить эти двух мужчин воздержаться от дальнейшего боя.
14. Кто поставил тебя начальником? Не было никакого предположения о судебной власти в простом запросе, «Почему бьешь брата своего?» если это быть вместе с делом продолжающегося дня. Насилие в один день сделало неэффективным его доброе убеждение на следующий. Влияние за добро, которое образование и положение Моисея, возможно, позволили ему осуществить для его народа, было перечеркнуто поступком, к которому его привело его сочувствие к ним.
Моисей боялся. Отказавшись от своей преданности Египту сделанным накануне, он теперь должен был быть отвергнутым своим собственным народом. Теперь Моисей остался в опасном и затруднительном положении. Он был одним и без друзей.

15. Фараон слышал. Если наша идентификация дочери Фараона с Хатшепсут правильна, то это событие, должно быть, имело место в течение последних лет ее регентства, когда власть ее племянника увеличилась и незадолго до того, как он свергнул ее и формально поднялся на трон как Тутмос III. Дело Моисея правильно интерпретировалось в суде как открытый вызов Египту, и это предполагало, что он ставил целью занятьна трон (ПП 247). Судьба страны была под угрозой, и Моисей был немедленно осужден на смерть. В течение почти 40 лет Хатшепсут продвигала Моисея при дворе, возможно несмотря на опасения со стороны других членов королевской семьи, и принимала меры, чтобы он поднялся на трон несомненно, планируя укрепить и ее собственный контроль над страной. Ее внезапное исчезновение из истории в это время, возможно, произошло из-за ее известной поддержки Моисея.
Моисей сбежал. Бегство Моисея было, конечно, не легким. Восточная граница Египта охранялась от Средиземного моря до Суэцкого залива системой укомплектованных башен, каждая на виду у последующей. Египетская история Синух, схожая на бегство Моисея, показывает, насколько действительно трудным был побег в Азию. Синух, придворный короля Аменемхета I, по некоторым причинам неизвестным нам, предчувствуя смерть короля, понимал, что его собственная жизнь была в опасности, и соответственно сбежал в Сирию, где он провел много лет в изгнании. Он дает яркое описание опасностей, связанных с пересечением границы. Прячась в течение некоторого времени в кустарнике, чтобы стражи не увидели его, он пересек границу ночью. Находясь в пустыне, он погиб бы от жажды, если бы не помощь азиатов, которые нашли его и дали ему воду и кипяченое молоко, чтобы пить. У нас нет описания трудностей, которые Моисей перенес во время своего бегства, но можно предполагать, что это был серьъезный опыт для того, кто к этому времени знал только роскошь жизни при дворе и был не знаком с трудностями.

Земля Midian. Это — несколько неопределенное выражение, так как Мадианитяне были кочевниками. Их основные поселения были, кажется, на восточной стороне Залива Акаба, где было найдено большинство их древних надписей. Но время от времени они мигрировали к северу к границам Моава (Быт.36:35; Числа 22:4, 7) и на запад в Синайский полуостров, который, кажется, был «землей Мадианитян», куда убежал Моисей (см. Исх.3:1; ПП 247).
16. Священник Мадиамский. Мадианитяне были потомками Авраама от Хетуры (Быт.25:1-2), и, возможно, остались поклонниками истинного Бога в течение некоторого времени. Руэл, по крайней мере, у которого Моисей поселился (Исх.2:18, 21), был священник истинного Бога (Исх.18:12, 23; посмотрите ПП 247).
Семь дочерей. Это не первая случай в истории Библии, в которой женщины найдены пасущими стада своего отца. Рахиль пасла овец своего отца Лавана и поила их (Быт.29:9). Такая практика согласуется хорошо с простотой примитивных времен и народов, и при этом это не было бы странным в Аравии даже в наши дни.
18. Руэл их отец. Руэл означает «друг Божий» и подразумевает единобожие. KJV транслитерирует его имя как Рагуил в Числа 10:29, хотя еврейское правописание не отличается от данного здесь. Руэл был также известен как Ифро (Иофор) (Исх.3:1; и т.д.). Различные Библиейские персонажи также были известны под двумя именами, например Соломон, вторым именем которого было Иедидиа (2Цар.12:24-25).

19. Египтянин защитил нас. Очевидно Моисей не раскрыл свою национальность, и так как он носил египетский костюм и имел бритую голову как египтянин, дочери Руэла естественно, приняли дружелюбного незнакомца за египтянина. Удивление Руэла их ранним возвращением и их объяснением, что египтянин защитил их от пастухов, показывает ясно, что они привыкли к грубому отношению и что их отец не был в состоянии защитить их. Как священник он, кажется, не имел большого влияния на пастухов в окрестности. Это, возможно, было потому, что Руэл был все еще служителем истинного Бога, хотя большинство его соплеменников оставило религию своего предка, Аврааама, чтобы поклоняться идолам.
21. Моисею понравилось. Моисей сбежал из Египта без определенного плана, кроме как спасти свою жизнь и теперь столкнулся с практической проблемой зарабатывания на жизнь. Гостеприимное приветствие Руэла, в результате дружественной помощи Моисея привело к договоренности, посредством чего Моисей поступил к нему на службу.
Сепфора. С течением времени Сепфора, одна из семи дочерей Руэла, стала женой Моисея. Это имя, означает «птица», все еще используется многими женщинами Аравийской пустыни.
22. Гирсам. Значение «изгнание», от Гараш, «водитьь» или «отталкивать». Моисей объяснил значение имени, ссылаясь на то, что он был «странником в чужой земле». Хотя он спас свою жизнь, он жил в изгнании и дал выражение своему чувству одиночества и унижения в имени своего первенца.
Еще раз много лет прошли в тишине. Бывший принц самого могущественного королевского дома того времени проводил свои дни как простой пастух. Он сменил свой дворец на палатку, роскошь Египта на жизни в Синайской пустыне, подданных армии на стада овец и коз. Какое изменение! Все же 40 лет, проведенных на просторах пустыни, сделали из него человека Божия, которого Он мог использовать для освобождения Своего народа из Египта. За эти годы Моисей извлек нужные уроки, важные для него как лидера мятежной нации. Качества, которые Моисей развил в течение своих долгих лет жизни в пустыне, наедине с Богом и природой, были бесценными, и стоили долгого одиночества и унижения, необходимого чтобы получить их. Его более поздняя история показывает, что те годы не были потеряны, но что он был прилежным учеником под наставничеством Бога и закончил этот курс с отличием.

23. Спустя долгое время. Это выражение охватывает период приблизительно 40 лет (Деян.7:30).
Царь Египта умер. Тутмос III, от которого убежал Моисей, умер приблизительно в 1450 году до Р.Х. после единоличного правления в течении 32 лет, которым в свою очередь предшествовал период регентства Хатшепсут, продолжавшийся, возможно, 22 года.
Стенали сыны Израилевы. Смерть Тутмоса III не принесла послабление притеснений, но, кажется, сделала их еще более серьезными. Древние египетские документы показывают, что за Тутмосом III воссел на троне его сын Аменхотеп II, который, оказалось, был жестоким царем и безжалостным завоевателем. В начале своего правления он возвратился из азиатского похода с семью ханаанскими князьями, как пленниками. Плывя вверх по Нилу к столице, Фивам, он временно повесил этих князей на своем судне головами вниз. Когда он достиг Фив, он повесил шесть из них на стене города и принес седьмого в нубийскую столицу, Напата, где его постигла та же самая участь. Аменхотеп II обеспечил покорность своих подданных как дома, так и на завоеванных землях расчетливым правлением и ужасом. Его характер, как показали светскими записи, хорошо согласовывается с описанием упрямого Фараона, который усиливал притеснение израильтян, когда Моисей ходатайствовал за них во время действия язв.
25. Призрел их Бог. Верный Его завету с Авраамом, Исааком и Иаковом, Бог помнил Свой страдающий народ. Поскольку они были предметом Его особого внимания, Бог выступил со многими чудесами, чтобы достигнуть Его милосердной цели относительно них. Человеческие выражения которые описывали отношение, и действия Бога, могут время от времени казаться недостойными вечного, всезнающего, и всемогущего существа. Нужно помнить, однако, что ограниченные описания дают, в лучшем случае несовершенную картину намерений и путей Бесконечного.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version