Призвание Моисея — комментарий к ежедневной главе

Моисей у горящего кустаИсход глава 3

1. Джетро (Иофор). Другое имя Руэла (см. на ch. 2:18).
О его священстве см. Исх.2:16; на местоположении Мадиамской пустынисм. Исх.2:15.
Далеко в пустыню. Гора Хорив должна быть расположена в центральной части Синайского полуострова, и согласно этому стиху дом Иофора был отделен от него пустыней. Его дом, должно быть, был на восток или юго-восток от Хорива, а не на северо-восток, как некоторые думали. Только таким образом возможно объяснить следующие факты:

  1. Когда Моисей возвратился из Мадиамской пустыни в Египет, он пошел к горе Хориву, где Аарон, направляющийся из Египта, встретил его (Исх.4:27).
  2. Израильтяне не столкнулись с Мадианитянами во время их странствования через пустыню, хотя на обратном пути Ховав, Мадианитянин, отделился от их, когда они выступили от Синая (Числа.10:30).

Слово переведенное «далеко в пустыню», иногда означает «запад», как в RSV Суд.18:12; Иез.41:15; Зах.14:8; Ис.9:12. Это было вследствие того, что евреи обычно смотрят на восток, давая направления, и запад был поэтому «позади» них, а восток был «перед». Это ясно в LXX из Ис.9:12. Это — еще одно доказательства того, что Хорив лежат на запад от дома Иофора. Слова переведенные «далеко в пустыню» в RSV названы «западной стороной».
Гора Бога. Книга Исход была написана после явления Бога Израилю на Хориве, который дал ему имя «гора Бога». Хорив и Синай — два названия той же самой горы (см. Исх.19:11; Втор.4:10). С 5-го века нашей эры, Хорив был отождествлен с одной из горных вершин на юге центральной части Синая называемой Джебель Муса, «гора Моисея». Она составляет 7,500 футов в высоту и возвышается приблизительно на 1,500 футов над окружающими долинами. Было замечено, однако, что эта гора невидима от самой большой равнины района, erРRaha, который считали «пустыней Синая» (Исх.19:2). Она имеет пространство для большого числа людей, имеет ряд родников. Однако Ras esРSafsaf, высотой 6,600 футов, еще одна вершина той же самой горы, выходит на равнину erРRaha. Поэтому много ученых, которые принимают традиционную идентификацию равнины erРRaha с пустыней Синая, считают, что гора Синай должна быть отождествлена с Ras esРSafsaf, а не с Джебелем Мусой.
Другие определили гору закона с Джебелем Сербэлом, которая отстоит приблизительно на 15 миль на северо-запад Джебеля Мусы, самую впечатляющую гору Синайского полуострова. Джебель Сербэл, высотой всего 6,750 футов, далека от того, чтобы быть одной из самых высоких гор области, но она круто поднимается от Вади Feiran, у которой средняя высота только 2,000 футов. Это — большой перепад высот, которое добавляет внушительности Джебель Сербэла. Это — одна из причин, почему некоторые ученые видят в ней Хорив, и в Вади Feiran «пустыню Синая» Исхода. Поскольку убедительных доказательств не существует, чтобы поддерживать идентификацию, нельзя в настоящее время точно определить, является ли Хорив — Джебель-Муса, на чьем склоне находится знаменитый монастырь Святой Екатерины, где Тишендорф нашел Синайский кодекс, или соседний Рас esРSafsaf, или даже Jebel Сербаль.

2. Ангел Господа. Контекст (против 4-6, 14) проясняет, что этим «ангелом Господа» был Сам Господь, вторая личность Божества (см. ПП 252, 311, 366). Уже во времена Авраама Господь являл Себя так и с таким именем (см. Быт.22:11).
Пламя огня. Еврейский текст читает буквально «из среды кустарника», что это был не один какой-то куст около Хорива, а скорее, что это был единственный кустарник, которому придается особое значение. Неопалимая купина была видимым явлением сообщения от Бога Моисею. В отличие от более благородных и высоких деревьев (Суд.9:15), куст терновника может быть сравнен с народом Израиля в их унижении и презрении всем миром. Огонь, горящий, но не поглощающий кустарник, может считаться представлением очищением несчастья рабства. Но кустарник не исчезал; и в наказании Господь не предает Своих людей на смерть (Пс.118:18).
5. Когда Моисей приблизился к кусту, он не ожидал получать видение, и при этом он еще не ощущал присутствие Бога. Поэтому, когда он приблизился, чтобы исследовать «это большое знамение» (ст.3), его предупредили держаться на безопасном расстоянии от куста.
Сними обувь. Так как обувь, такая которую мы знаем сегодня, не носились ни египтянами, ни жителями восточной пустыни, это более правильно, чтобы перевести еврейское слово naФal «сандалии». Практика снимания их прежде, чем войти в храм, дворец или даже в частные дома была универсальным правилом на Ближнем Востоке. Так как обувь или сандалии несут пыль и грязь, благоговейный разум жителя Востока считал кощунственным, чтобы войти в чистое или святое место в обуви. Тот же самый приказ, данный Моисею, был позже повторен Иисусу Навину (И.Нав.5:15).
Святая земля. Место, где Моисей стоял, было святым, не потому что это была часть святилища или чего-то почитаемого, ранее неизвестного ему, но из-за присутствия Бога.

6. Бог отца твоего. Переход от «ангела Господа» (ст.2) «Господу», Иегове (ст.4), и затем «Богу» (ст. 4, 6) исключает идею того, что Иегова был просто национальным Богом, как утверждали некоторые критики. Это показывает, что эти три выражения более или менее синонимичны. После осознания Моисеем факта Его присутствия Бог представился как Бог его отцов, Авраама, Исаака и Иакова. Таким образом Бог напомнил ему об обещаниях, сделанных патриархам, которые Он собирался выполнить в их семени, детях Израиля. В выражении «ваш отец» эти три патриарха классифицируется вместе как один из-за личных отношений, которыми обладает каждый из них с Богом и обещаниями принятыми каждым непосредственно от Бога.
Моисей закрыл лицо. Славы святого Бога никакой грешный человек не может перенести; следовательно было естественно для Моисея скрыть свое лицо. Илия позже сделал аналогично в том же самом месте (1Цар.19:13), и даже святые ангелы, пред Божьим троном на небесах делают так (Ис.6:2).
8. Вывести их. Буквально, та часть Палестины, которую они должны были занять, находится в намного более высоком уровне, чем Египет. Библейские писатели были осторожны, указывая на такие различия в выражениях «повышение» или «понижение» (см. Быт.12:10; 13:1; 37:25; 39:1; 42:2; 46:3, 4; 50:25).
Хорошая земля. Землю, которой должны были наследовать израильтяне, называют «хорошей землей» вследствие ее большого изобилия (см. Втор.8:7—9), и «пространной», в отличие от земли Гесем. Даже при том, что изобилие Палестины не равнялось изобилию Египта, оно было все же большим. Богатая почва к востоку от Иордании производит огромные урожаи зерна весной и обеспечивает пастбище в течение года. Западная область менее производительная, но когда тщательно культтвируется, то приносит превосходные урожаи маслин, фиг и ячменя. С современной точки зрения Ханаан кажется небольшой страной, будучи не намного больше, чем Вермонт в Соединенных Штатах и несколько меньшим, чем Бельгия в Европе. Но израильтянам времен Моисея он казался просторным, будучи значительно больше, чем вся область дельты Нила, небольшую часть которой они занимали. Земля обещанная в завете Бога с Авраамом (Быт.15:18—21) и та, которой фактически владели Дэвид и Соломон (1Цар.4:21) включала тогда не только Палестину, но также и значительную часть Сирии (см. Великие Империи Во время Пребывания в Египте).

Земля, текущая молоком и медом. Используемое здесь впервые, но распространенное в более поздних книгах (Числ.13:27; Втор.26:15; 31:20; Иер.11:5; 32:22; Иез.20:6; и т.д.), это было образное выражение для описания изобилия и не должно быть понимаемо буквально. Это фигуративное описание большого изобилия и естественное очарование земли Ханаана. Молоко и мед — самое простое и лучшее произведение земли, изобилующей травой и цветами, и были в Палестине в большом изобилии.
Земля Хананеев. Для объяснения происхождения и истории различных упомянутых стран, посмотрите Быт.10:15—17. Перечисление стран Палестины здесь неполное, только пять из тех десяти, земля которых была обещана Аврааму (Быт.15:19—21). Однако, добавлены Евеи. Возможно, что они следовали за Кенезеями или Кедмонеями времен Авраама.
11. Кто я? Большие изменения произошли в Моисее. Сорока годами ранее он добровольно вызвался быть освободителем. Он пошел к своим братьям и убил одного из их угнетателей, ожидая, что они поймут, «что Бог рукою его дает им спасение» (Деян.7:25). Однако в то время он не был пригоден для служения лидерства, к которому он стремился, и при этом дети Израиля тоже не были готовы к избавлению. Эти 40 лет в Мадиане преподали ему смирение и наполнили его чрезвычайным недоверием к себе. Приемный принц из королевского дома Египта стал пастухом после преследования и еще больше унизился в глазах египтян (Быт.46:34), и чувствовал себя столь не уверенным, что боялся Фараона. Какое влияние мог он, презираемый пастух из восточной пустыни, ожидать оказать на могущественного правителя наиболее сильной страны на земле? Кроме того, какое влияние он имел на своих собственных людей? Они отвергли его, когда он был могущественным человеком; они приняли бы его, возвратившегося беглеца, как вождя? Такие мысли, возможно, пронеслись в его голове, когда повеление возвратиться в Египет и явиться своим братьям было обращено к нему. Его нежелание внять призыву, его недоверие к себе и к своим людям, может быть понятым.
12. Я буду с тобой. Бог не опровергнул аргументы Моисея, но уверил его в Своих Божественных отношениях и помощи. Никакое человеческое умение, никакая земная власть или изобретательность, не может достигнуть того, что возможно в сотрудничестве с Богом. Никакое большее обещание не могло быть дано вождю Божьего народа, чем данное Моисею в то время.
Знамение. Бог дал Моисею знак, исполнение которого состоится позже, как и данное Езекии Исаией (2Цар.19:29). Прежде чем знамение исполнится, Моисей должен повиноваться и выполнить поручение, которое он был уполномочен исполнить.

13. Как Ему имя? Решая подчиниться Божественному призыву, Моисей спросил то, что он должен был сказать в случае, если люди попросили бы у него его верительных грамот. Предположение, что люди могли бы задать этот вопрос, не должно быть приписана незнанию имени их Бога. Имя, с которым Бог открывал Себя их отцам, возможно, не исчезло полностью из их памяти, и простое упоминание об имени Бога, возможно, не помогло бы Моисею. Однако природа и власть Того, который послал Моисея, будут выражены в том имени, и так как имена значили так много для семитского ума, для Моисея было важно показать его людям истинный характер их Бога, который был теперь готов освободить их из рабства.
14. Я есмь Сущий. Бог поэтому показал Моисею, или скорее объяснил ему, имя, которым Он сделал Себя известным Аврааму при заключении завета (Быт.15:7). На иврите, как и на английском языке это имя — форма глагола, «чтобы быть» и подразумевает, что его обладатель — вечный, самосуществующий (см. Ин.8:58; ДА 469). Его всеобъемлющая универсальность исключила любое сравнение Бога израильтян с божествами Египта и других стран. Оно было дано, чтобы предоставить Моисею и его людям с сильное утешение в их горе и служить сильной поддержкой их вере в исполнение Его намерения спасти их.
15. Вот — мое имя. От еврейского слова, переведенного как «Я», происходит форма «Яхве». Яхве, скорее, последовательно предоставляется «ГОСПОДОМ», KJV, с целым словом в заглавии и небольших заглавных буквах, как это появляется здесь. ASV 1901 транслитерирует Яхве как «Иегову». Для евреев это всегда было священное имя, которым истинного Бога отличают от всех ложных богов. См. стр 172, 173.
16. Соберите старейшин. Бог продолжает давать Моисею дальнейшие инструкции в отношении выполнения его миссии. По его прибытию в Египет он должен был, в первую очередь, сообщить старейшинам, как представителям народа, а именно, главам семейств, родов и племен, планы Бога относительно их. «Старейшишы» были не обязательно мужчинами преклонного возраста, но теми, кто был признан лидерами народа (см. Исх.6:14, 15; 12:21).
Я посетил Вас. Повторение слов, используемых Иосифом на его смертном ложе (Быт.50:24). Они могут означать, «Я сделаю то, что Иосиф предсказал, и Вы можете быть уверены, что все, что он обещал, случится».

18. Они послушают голоса твоего. Моисей думал, что они будут презирать его, пропускать мимо ушей его слова и отклонять его лидерство. Но Бог сказал ему, что его прием на сей раз будет значительно отличаться от того, который он получил за 40 лет до этого. Сердца людей находятся в руках Бога, и Сам Бог направил дела Своих людей таким образом, что они будут готовы признать Моисея избранным Божьим орудием для их избавления.
Отпусти нас. Запрос о разрешении Фараона покинуть страну показан, чтобы отразить точное отношение Израиля к нему. Он не имел никакого права задержать их, но его согласие было необходимо для их отъезда, так как был указ прошлого царя поселиться им в земле Гесем (Быт.45:16—20). У него не было убедительной причины отказать им в их просьбе пойти на три дня в дикую местность. Их возвращение к концу этого периода подразумевалась в запросе. Был это обман? Ни в коем случае. Бог знал сердце Фараона и приказал Моисею спрашивать немногое сначала, и он должен был или позволить или, отказавшись, проявить ожесточение сердца. Если бы Фараон согласился, Бог, вероятно, тогда сообщил бы ему Свою волю полностью и потребовал бы навсегда освободить Его людей. Когда Фараон отказался от первого, и разумного, запроса (Исх.5:2), Моисей должен был продемонстрировать власть Бога евреев чудесами и знамениями. Соответственно, Моисей упорно требовал разрешения для людей пойти и послужить их Богу (Исх.7:16; 8:1; 9:1, 13; 10:3). Только когда фараон предложил им принести жертву в Египте, Моисей добавил к его запросу значительную фразу, «как скажет нам» (Исх.8:27), которая подразумевала, что они могли бы не возвратиться. Конечно, именно это боялся Фараон.
19. Рукою крепкою. Фараон не был бы готов позволить людям уйти, даже когда могучая рука Бога была возложена на него (см. Исх.8:15, 19, 32; 9:12, 35; 10:20, 27). Бог предвидел его сопротивление и запланировал соответственные меры.

20. После того. Это заявление не противоречит ст. 19. Фараон не был бы готов позволить Израилю уйти, даже будучи сраженным сильной рукой Бога, но он будет вынужден сделать так против своей воли. Даже после девятой язвы Фараон все еще отказывался позволять им пойти (Исх.10:27), и когда он, наконец, дал разрешение из-за смерти своего первенца, и фактически выгнал их (Исх.12:31—33), то скоро передумал и преследовал их (Исх.14:5—9). Сильная рука Бога не изменила желание фараона, но тем не менее способствовала освобождению Израиля.
22. Каждая женщина выпросит. Очевидно, евреи не намеревались возвращать то, что они стремились получить от египтян. Следовательно они были некоторыми обвинены в мошенничестве, и Бог был обвинен, не только в потворстве обману, но и в его планировании. Но, глагол переведенный «выпросит», должен быть переведен, «спрашивает», как в RSV. Израильтяне должны были просить подарки у своих египетских соседей, как их вклад в неизбежные расходы для долгого путешествия. Они трудились в течение многих десятилетий как рабы, обеспечивая прибыль египтян. Последние были, конечно, наделены правом на это, что в действительности будет всего лишь маленьким вознаграждением за долгие годы рабского труда. Израильтяне просили, не намереваясь захватить, и египтяне предоставили свои подарки без ожидания получить их назад, потому что Бог расположил их сердца к израильтянам (ст. 21). Египтяне вредили евреям, и теперь евреи получили выгоду от Египта, как частичную компенсацию (ПП 281).

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version