Принятие решения — комментарий к ежедневной главе

МоисейИсход глава 4

1. Они не будут верить. Предыдущий вопрос Моисея, следуя за обещанием Божьего руководства и защиты (Исх.3:13), подразумевал готовность пойти и желание дополнительной информации. Теперь кажется, что Моисей был все еще очень настроен против идеи принять это поручение. Были предприняты попытки, чтобы оправдать его, объяснив, что он имел в виду «Что, если люди не будут верить мне?» и т.д. Но его заявление решительно и не может ни быть переведено, ни объяснено таким образом. Возможно, что начиная со входа Иакова в Египет, более чем двумя веками ранее, никакое Божественное откровение не давалось Израилю, и сомнение относительно законности утверждения Моисея о том, что он получил Божественное повеление, легко могло бы возникнуть.
3. Жезл стал змеем. Так как вера Моисея еще не была достаточно сильна, чтобы полагаться на будущее знамение, обещанное ему (Исх.3:12), Бог обеспечил непосредственные знамения, которыми он мог бы подтвердить свою миссию. Эти три знамения были предназначены, чтобы убедить израильтян в том, что Бог явился Моисею, но способствовали также тому, чтобы укрепить веру Моисея и рассеять его страх перед неудачей. Это должно было стать доказательством, что Бог призвал Моисея, чтобы быть вождем Израиля и наделил его силой выполнить это поручение.
4. Хвост. Заклинатель обычно берет своих змей за шею, чтобы они не смогли укусить его. Моисею приказали продемонстрировать его доверие к Богу, подняв змею за ее хвост.
6. Побелела от проказы. Проказа считалась абсолютно неизлечимой. Его мгновенная появление и исчезновение противоречили всему опыту и будут восприняты как доказательства сверхъестественной силы. Это знамение, возможно, также служило предупреждением, что тот, кто сопротивлялся или не повиновался Моисею, переживет печальные результаты. В то время как суть первого чуда состояла в том, чтобы доказать, что Моисей был человеком, которого Господь избрал, чтобы быть вождем Его народа, второе должно было убедить, что как посланнику Бога его наделили властью, необходимой для выполнения миссии.

8. Голос первого знамения. Бог персонифицировал эти знаки наличием «голоса», поскольку они должны были подтвердить полномочия его человека как Его избранного инструмента. Согласно Священному писанию у всего есть «голос», если мы будем слушать нашими сердцами — день, ночь, небеса, животные, домашние птицы воздух, рыбы, и даже самых камней. Они кричат громко и возвышают свой голос, провозглашая волю их Творца, услышит ли человек их или нет (см. Пс.19:1-3; Иов 12:7, 8; Евр.2:11; Лук.19:40).
9. Вода. Египтяне поклонялись Нилу как источнику национального процветания. Власть превратить живительную воду Нила в кровь подразумевала бы власть над богами Египта и власть опустошить землю Египта. Этим знамением Израиль должен был научиться доверять Богу, в то время как Фараон и египтяне будут позже приучены бояться Его (Исх.7:15—19). Таким образом, Моисею было не только поручено слово Бога, но он также был наделен Его властью. Он был первым пророком и чудотворцем, которого Бог послал Своему народу, и таким образом, стал прообразом Христа (Втор.18:15; Ин.1:45; Деян.3:22).
10. Я не речистый. То, что он, кто был «могущественным в словах и в делах» (Деян.7:22) утверждал, что с трудом говорит, кажется неубедительным ввиду обещания Бога благословить его служение. Его долгое отсутствие в Египте и факт, что он не говорил на этом языке во время пребывания в пустыне Мадиамской, без сомнения, заставили его чувствовать себя неподходящим для разговора с Фараоном, но он должен был быть готов доверять Богу. Было предположение, что Моисей боялся говорить на еврейском, потому что он жил среди Мадианитян. Это не могло быть причиной, так как их язык мало отличается, от древнееврейского. Еврейская традиция, говорящая, что Моисей с трудом произносил определенные еврейские буквы, не имеет обоснования.
12. Я буду при устах твоих. Бог терпеливо рассуждал с Моисеем, как с другом. Тот, кто дал уста человеку было, конечно, был в состоянии дать ему способность говорить свободно.
13. Пошли другого. Когда все оправдания, которые мог предложить Моисей, были признаны неосновательными, его скрытые мотивы стали очевидными. То, что, сначала казалось, было сомнением в его собственной способности, раскрылось теперь как недоверие к Богу (см. ст.19). Практически он отказался идти. Его краткий, почти грубый ответ на Божественное предложение, более выразительный на еврейском, чем на английском языке.

14. Гнев Господа. Используемое выражение очень сильное, но вероятно означает не больше, чем, что то, что Бог был рассержен. Он не наказывал Моисея иначе, чем, деля ответственность, которую Моисей должен был нести не сам, а вдвоем с Аароном.
Аарон Левитянин. Не понятно, почему Бог здесь говорил об Аароне как «Левит». Некоторые предположили, что это обозначение было необходимо, чтобы отличить его от других израильтян с тем же самым именем. Но не ясно, почему слова «ваш брат» не были бы достаточны в этом случае. Другие считают, что это предвосхищает будущее посвящение его рода на специальное служение у Бога.
Он выйдет. Было предложено, чтобы Аарон навестил Моисея в Мадиане, чтобы сообщить ему о смерти фараона, от которого он сбежал (см. Исх.2:15, 23). В любом случае Аарон не начинал свою поездку, пока Бог не приказал ему идти (Исх.4:27).
16. Говорить вместо тебя. Бог обещал быть с обоими мужчинами — с Моисеем, чтобы он мог точно передать, что Бог сказал ему, и с Аароном, который мог бы ясно и убедительно говорить народу. Положение Моисея было более почетным, хотя Аарон, казался таким людям.
Вместо Бога. В Исх.7:1 Бог обещал Моисею, что его брат должен быть его пророком или представителем. Божественное вдохновение должно было использовать Моисея. Аарон должен был услышать слова Моисея как слова Бога и сделать всё, что повелел ему Моисей.
17. Возьмите этот жезл. Моисею было предложено взять не любой жезл, но тот, который уже превращался в змею. Множественное число, «знамения», указывает на те язвы, которые должны были постичь Египет, так как только одно из трех знамений были связаны с жезлом.

18. Пойду я, и возвращусь. Моисей не рассказал Иофору реальную цель своей поездки из опасения, что Иофор не отпустит его жену и детей, чтобы сопровождать его, и возможно также, что весть о его возвращении в Египет могла бы достигнуть суда, прежде чем он бы появился там, таким образом делая его миссию более трудной.
19. Пойди, возвратись. Поскольку Моисей приготовился, чтобы возвратиться в Египет, Господь явился ему во второй раз с заверением, что он не должен бояться за свою личную безопасность, так как Фараон и все те, кто покушались на его жизнь, были теперь мертвы.
20. Его сыновья. У Моисея было два сына (Исх.18:3, 4), Гирсам, рождение которого упомянуто в Исх.2:22, и Элиезер, который был, вероятно еще младенец. Он, вероятно, родился после возвращения Моисея в дом Иофора, поскольку в Исх.2:22 говорится об одном сыне, родившемся у него до встречи с Богом у горы Хорив.
Посадил их на осла. Сами древние египтяне никогда не ездили верхом на животных, хотя они часто изображали иностранцев, особенно детей и дворян, едущих на ослах. Эта картина показывает, что Моисей оставил свои прежние египетские обычаи и принял семитской образ жизни.
Жезл Бога. Жезл Моисея (Исх.4:2), стал «жезлом Бога» после чудес, описанных в текстах 3 и 4.

21. Все те чудеса. Еще раз Бог явился Моисею, или прежде чем он покинул Мадиан или на пути к Египту. В этот раз Бог передал Моисею информацию относительно того, что его должно ожидать его в Египте. Выражение «все чудеса» не относится только к трем знамениям, упомянутым в ст.2-9, но ко всем чудесам, которые он должен был показать перед Фараоном.
Ожесточу его сердце. В притче Христа о сеятеле и семени не было никакого различия между семенем, посеянным в одном виде почвы и посеянным в другом, или же в порядке, в котором они засевались. Все зависело от приема семени каждым типом почвы. Подобным образом ожесточение сердца Фараона никоим образом не было деянием Бога, а скорее его личным осознанным выбором (см. ПП 268). После неоднократных предупреждений и откровений Бог послал свет Божественной вести, посланный, чтобы показать Фараону на ошибки его пути, смягчить и покорить его сердце и побудить его сотрудничать с Его волей (см. ДА 322). Но каждое последующее проявление Божественной силы настраивало его более решительно поступать, как ему нравилось. Отказываясь исправляться, он презирал и отклонял Божественный свет, пока наконец не стал совершенно нечувствительным к нему, и свет был, наконец, забран. Таким образом его личное сопротивление свету ожесточило его сердце. Даже язычники признали факт, что именно Фараон и сами египтяне ожесточили свои сердца, а не Бог (1Цар.6:6).
Комментаторы отличались в своем понимании понятия ожесточения сердца Фараона, здесь приписываемого Богу. Есть в целом десять таких случаев. Восемь из них (Исх.4:21; 9:12; 10:20, 27; 11:10; 14:4, 8, 17), используют слово chazaq, что означает, что Господь сделал сердце Фараона «твердым» и что его чувства к Израилю не изменились бы. В Исх.7:3 используется другое еврейское слово, qashah, которое подразумевает, что Господь сделал бы сердце Фараона «твердым» или «бесчувственным». В Исх.10:1 третье используемое слово, kabed, означает, что Бог сделал сердце Фараона «тяжелым», или нечувствительным, к Божественному влияние. Что различные слова используются более или менее взаимозаменяемо, становится очевидным при изучении контексте.

Есть также десять заявлений о том, что Фараон укрепил свое сердце. Четыре из них (Исх.7:13, 22; 8:19; 9:35), используют слово chazaq, «сделать твердым», пять (Исх.7:14; 8:15, 32; 9:7, 34) слово kabed, «чтобы сделать тяжелым», и одно (Исх.13:15) слово qashah, «чтобы сделать трудным». Ожесточение сердца Фараона было видно, в первую очередь, в том факте, что он отверг требование Господа позволить Израилю уйти. Его отказ не был обусловлен язвами, которым египетские волхвы смогли подражать, но включали те, которых сами фокусники признали, что это «перст Божий» (Исх.8:19). Это продолжалось также после четвертой и пятой эпидемий, которые обрушились на египтян, а не на израильтян, факт которых сообщили фараону (Исх.9:7). Ожесточение его сердца было продемонстрировано более ясно, когда он нарушил свое обещание позволить Израилю уйти при условии, что Моисей и Аарон удалили бы язвы, и когда он был вынужден признаться, что он согрешил (Исх.9:27). Таким образом, когда Моисею сказали, что прежде, чем достигнуть Египта, Господь ожесточит сердце Фараона (ch. 4:21), Бог упомянул длительный отказ фараона повиноваться Ему и освободить израильтян.
Бог не испытывает удовольствия в страдании и смерти грешника, а скорее желает, чтобы все люди раскаялись и были спасенными (Иез.33:11; 1Тим.2:4; 2Петра 3:9), и позволяет солнцу, светить на злых и добрых (Мф.5:45). Но, как солнце влияет на различные материалы по-разному, согласно их характеру — плавит воск и укрепляет глину — таким образом, влияние Духа Бога на сердца мужчин оказывает различные влияния в зависимости от состояния сердца. Кающийся грешник позволяет Духу Бога приводить его к обращению и спасению, а нераскаявшееся ожесточает сердце все больше. То же самое проявление милосердия Бога приводит в одном случае к спасению и жизни, а в другом — к суду и смерти — согласно его собственному выбору.
22. Израиль — Мой сын. В заявлении, что Израиль первенец Бога, Моисей должен был использовать язык, знакомый египетскому царю. Каждый Фараон считал себя сыном Ра, бога солнца.
23. Я убью твоего сына. Исх.12:29. Моисей не произносил эту угрозу, пока все другие средства убеждения не были исчерпаны, потому, что он знал, что это его последняя встреча с фараоном (Исх.10:29; 11:4-5; ПП 273). При этом он, очевидно, выполнил одну из многих специальных директив, полученных после его возвращения в Египет (Исх.6:11; 7:9, 15, 19; и т.д.).
24. Дорогою на ночлеге. Перевод «гостиница» вводит в заблуждение. Не было никаких гостиниц или даже больших постоялых дворов на пути между Мадианом и Египтом. У еврейского слова, используемого здесь, есть скорее значение «место для ночлега» (И.Нав.4:3, 8; Ис.10:29). RSV читает, «на ночлеге в пути». Инцидент, вероятно, имел место у колодца или водопоя, где семья остановилась на ночь.

Хотел умертвить его. Некоторые думали, что у Моисея был опыт, подобный Иакову в Пенуэле (Быт.32:24—32). Другие предположили, что с ним случилась внезапная, тяжелая болезнь , которую он и Сепфора, признали наказанием Бога за отказ выполнить одну из Его заповедей. Фактически, ангел явился Моисею, угрожая убить его (ПП 255).

25. Сепфора взяла острый камень. Египетские хирурги обычно использовали каменные ножи. Согласно И.Нав.5:2 они были также обычными инструментами для выполнения обряда обрезания.
Отрежьте крайнюю плоть. Моисей возвратился в Египет с двумя сыновьями (см. Исх.4:20). Очевидно Гирсам, старший, был обрезан в соответствии с волей Бога, открытой Аврааму (Быт.17:10—14). В случае Элиезера, младшего сына, этим обрядом пренебрегли (ПП 256). Не веря в необходимость обрезания, Сепфора сопротивлялась намерению своего мужа обрезать Элиезера в назначенное время. Появление ангела показало, что ее мнение не освобождала Моисея от необходимости проведения обряда. Теперь, когда жизнь ее мужа была в опасности, она сочла необходимым выполнить операцию сама.
Жених крови. Эти слова — явно выражение упрека. Они показывают, что Сепфора выполнила обряд неохотно, не от желания повиноваться Богу, но от необходимости спасти мужу жизнь. Кажется, что Моисей был бедным мужем, ради которого было необходимо пролить кровь ее сыновей в соответствии с национальным обычаем, который она расценила как варварский.
26. И отошел от него [Господь]. Бог принял запоздалое действие Сепфоры и отошел от Моисея.
Из-за обрезания. Когда ангел освободил Моисея, Сепфора повторила свои укоризненные слова, добавляющие в объяснении, буквально, «из-за обрезания».

27. Пойди в пустыню. Эта инструкция была дана Аарону, должно быть, за некоторое время, до того как Моисей покинул Мадиан, поскольку они встретились в Хориве, в сердце Синайского полуострова (см. на Исх.3:1), вскоре после отъезда Моисея от его тестя. Поскольку пустыня простиралась от границы Египта через Синайский полуостров и в Аравию, Бог, должно быть, указал ему точный способ, которым он должен был воспользоваться, чтобы встретить его брата.
29. Все старейшины. Относительно старейшин, посмотрите на Исх.3:16. Хотя у Моисея и Аарона не было полномочий собрать старейшин и глав семей, эти мужчины ответили на приглашение.
30. Пересказал Аарон. Аарон сразу приступил к своим обязанностям как «представитель» (v. 16), объявив старейшинам факт, что Бог назначил его брата, чтобы освободить их. (см. ПП 263).

31. Люди поверили. Это было еще одним доказательством Божественной милости. Это резко контрастирует с обычно недоверчивым отношением израильтян, которые так часто «не веровали в Бога и не уповали на спасение Его» (Пс.78:22). Их стремление к избавлению и эти проявления удивительной силы обусловили благоприятный ответ от старейшин.
Они склонили головы. Вера людей и поклонение, которым это было выражено, доказывали, что обещание Бога отцам все еще жило в их сердцах. Хотя их вера не выдерживала последующие испытания, но, как первое выражение их чувств, это явилось подтверждением факта, что Израиль был готов следовать призыву Бога.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version