Встреча Моисея с фараоном — комментарий к ежедневной главе

4240914Исход глава 5

1. Пришли и сказали Фараону. После того, как Моисей и Аарон, были приняты старейшинами Израиля, как Назначенные Богом руководители, эти двое мужчин приступили к Фараону и провозгласили весть перед правителем. Древние записи объясняют, что для простого человека было очень непросто получить аудиенцию у фараона. Прошлый опыт Моисея при дворе теперь сослужил ему хорошую службу, поскольку он знал, как подойти к фараону.
Праздник. Требование, озвученное Фараону, было разумным. Израильтяне не могли приносить своих животных в жертву в присутствии египтян, не вызывая вспышку религиозной враждебности, так как среди животных, которые будут убиты, были некоторые, которых египтяне, почитают священными, и поэтому не могли позволить им быть убитыми ни при каких обстоятельствах. Чтобы избежать этой опасности, праздник израильтян должен был быть проведен вне границ Египта в пустыне.
2. Кто такой Господь? Фараон был неосведомлен об имени Бога израильтян или только делал вид. Однако, возможно, он чувствовал себя выше любого иностранного Бога. Разве его отец и его дедушка не угнетали израильтян без всякого вмешательства их Бога? Почему он должен беспокоиться относительно Бога, очевидно, настолько незаинтересованного делами его собственного народа и, очевидно, неспособного помочь им?
3. Чтобы он не поразил нас. Отказ Фараона не устрашил Моисея и Аарона, поскольку их вера полагалась на власть Того, кто, вовремя исполнит Свое намерение. Однако знание, что они были объединены с Божественной силой, не делало их властными. Они остались вежливыми и внимательными, и приложили максимальные усилия, чтобы убедить фараона передумать. Они указали, насколько необходимо это было для людей, чтобы выполнить требования их Бога и праздновать праздник, который он повелел совершить. Вместо того, чтобы угрожать правителю наказанием если он будет упорствовать отказывая Израилю пойти, они возразили Фараону, что наказание постигнет израильтян, если они не повинуются явной повелению своего Бога.

4. Ступайте на свою работу. Фараон ничего не хотел слышать ни о какой идее и не дал прямого ответа на их требование. Подозревая, что Моисей и Аарон тайно готовили восстание от работы, он приказал им отправляться назад к их рабскому труду. Это показывает ясно, что личность Моисея не была оценена. Фараон не знал, что Моисей раньше жил при дворе, или что его недавним местожительством был не Египет, но земля Мадиан.
5. Народ в земле сей. Как будто фараон сказал, «Общество уже ни на что не годно, и Вы хотите, чтобы они совсем прекратили работать?» Моисей и Аарон привели народ к реформе в соблюдении субботы, и этот факт привлек внимание фараона (ПП 258). Люди были в покое и он планировал дать им больше работы, чтобы «спустить» избыток их энергии. Так он рассуждал.
6. Приставники. Слово, здесь переведенное «надсмотрщики», не то же самое как в Исх.1:11 и, вероятно, определяет другой класс чиновников. «Надсмотрщики» в прежних текстах были руководителями работы, вероятно немногие и высокопоставленные, тогда как «надсмотрщики», упомянутые здесь были египтянами более низкого разряда и более многочисленны. «Надзиратели», буквально, «писцы», были, несомненно, евреями, как видно из выражения «надзирателей из сынов Израилевых», используемого в Исх.5:14 и грубого отношения, в результате которого они пострадали. Они были, вероятно, наняты как диспетчеры и должны были делать отчет о сделанной работе.
7. Солома, для делания кирпича. Не думая быть запуганным Богом евреев, и гордый в безопасности своей собственной власти, Фараон был полон решимости проводить жизнь в свое удовольствие. Подозревая, что их желание пойти в пустыню было только оправданием, изобретенным бездельниками, и вызвано жаждой свободы, которая могла бы подвергнуть опасности государство, он разработал план, чтобы сделать угнетение более жестоким, чем это было до сего времени.
В древнем Египте кирпичи были сделаны, как сегодня, иногда с, а иногда без соломы. Обычно кирпичи содержат определенный тип растений и связующего вместе с глиной, как правило, соломы, называемой teben в библейском иврите и tibn в египетском арабском языке сегодня. Процесс изготовления кирпичей в древнем Египте представлен несколькими моделями, найденными в египетских могилах, и также в настенной живописью в могиле вельможи Rekhmire, который жил при Тутмосе III в середине 15-го века до Р.Х., На ней изображены мужчины, тянущие воду из бассейна, перемешивающие грязь мотыгой, несущие смесь во флягах к мастеру, который заливает ее в деревянные формы. Надсмотрщик с палкой в руке следит за группой рабочих. Мужчины, несущие кирпичи, описаны как «пленники, которых Его Величество привел для возведения храма Амона». Некоторые изображенные пленники являются семитами и напоминают евреев.
Моисей не представил евреям, как делать «кирпичи без соломы», как иногда ошибочно заявляется. Скорее декрет Фараона определенно требовал, чтобы они продолжали использовали солому, но находили ее сами. Если бы евреи продолжили делать кирпич без соломы, они бы нарушали приказ, а это надсмотрщики едва ли разрешили бы. Такие кирпичи были бы бесспорно худшего качества, так как волокна соломы увеличивают крепость кирпичей из глины в несколько раз. Это связано частично с присутствием соломенных стеблей, и частично с химическим взаимодействием в кирпичной смеси. Когда смеси позволяют выстояться в течении нескольких дней, кирпичи более крепкие и легкие. Некоторые ошибочно интерпретировали состав кирпичей в стенах определенных древних египетских зданий, как доказательства, подтверждающие рассказ Исх.5:7-8. Такие взгляды, однако, основаны на неправильном понимании Библии и незнании искусства производства кирпичей, как это делалось в долине Нила (см. Библейский Археолог, издание 13, № 2 [май 1950], стр 22-28).

8. Количество кирпичей. Слово переведенное здесь как «количество», правильнее — «ежедневное необходимое количество», и указывает, что евреи обязаны были производить определенное количество кирпичей каждый день. Хотя теперь они должны были обеспечить их соломой самостоятельно, собрая ее с полей, необходимое число кирпичей должно было остаться тем же самым как и прежде.
14. Надзиратели. Египетские надзиратели регулярно изображаются с палками в руках. Одна картина со стены храма Фив времен Тутмоса III изображает надзирателя, говорящего рабочим с поднятой палкой в руке: «Палка в моей руке; не будьте ленивы». Когда новый приказ фараона был приведен в исполнение, для израильтян стало невозможным производить необходимое число кирпичей. Тогда еврейские работники, которые должны были делать ежедневный отчет о сделанной работе, были наказаны их египетскими повелителями.
15. Возопили к Фараону. У еврейских надзирателей, очевидно, был доступ к фараону. Когда эти мужчины были несправедливо избиты за их неспособность вынудить евреев произвести необходимую «норму» кирпичей, они жаловались фараону, думая, что египетские надзиратели лично виновны.
17. Вы праздны. Фараон, кажется, был доволен своей интерпретацией желания израильтян поклоняться их Богу, как следствие праздности. Он, очевидно, считал себя умным, обвиняя измученных людей в том, что они ленивые и используют религию в качестве предлога.
21. Ненавистными. Недобрые слова, которые еврейские надзиратели сказали посланникам Бога. Слова, вызванные гневом, обычно иррациональны. Это может объяснить их метафору, ссылающуюся на злой «вкус» действующий в «глазах», вместо в «носу» Фараона. Они пошли еще дальше, обвинив Моисея и Аарона, что они вложили меч в руки египтян, чтобы убить их. Они предположили, что Моисей и Аарон виновны в том, что фараон и его вельможи обвиняют их в лени. Безусловно, надсмотрщики перенесли тяжелые побои (ст. 14), вероятно, бастонаду — удары палками, обычная форма телесного наказания в Египте. Это избиение голых подошв ног чрезвычайно болезненное, и весьма часто приводившее к смерти, в случае частого повторения.
22. Моисей обратился к Господу. Два брата не ответили на слова надзирателей. Возможно, их сердца были слишком полны для речи, и они, вероятно, не знали, что сказать. Вместо этого они обратились к Богу, их единственному источнику утешения и руководства.
Господи, для чего? Слова Моисея не выражали недовольства или неповиновения, но недоумение и вопрос. Вопрос и жалоба проистекали от веры, которая не могла понять действий Бога. В то же время, в этот час беды он взывал о помощи и для удаления того, что казалось, противоречило характеру Бога и Его воле.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version