Исход глава 6
1. Теперь увидишь ты. Моисей не получил прямой ответ на свою просьбу. Вместо этого Бог снова пообещал избавить Израиля сильной рукой. Так как Моисей не был теперь готов понять отношения Бога, и никакое намерение не сможет понять. Кажется Бог говорил Моисею, «что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин.13:7). Ввиду того, что даже после их удивительного избавления от Египта и их славного похода через пустыню, в которой евреи созерцали столько доказательств силы и милосердия Бога, они все же неоднократно восставали против Него. Они едва бы были готовы уехать из Египта, если бы притеснение, которое они переносили, не было бы значительно увеличено. И точно они никогда не были бы готовы уехать, если бы им было известно все, что ожидало их впереди. Это частично может объяснить, почему Бог не показывает людям всего будущего. Если бы ученики знали заранее, что ожидает впереди их Учителя и их, они, возможно, никогда не повиновались бы Его требованию, «Следуйте за мной». И если бы те, кто принял Адвентистскую весть до 1844 года, знали о великом разочаровании, и о трудных годах, которые ждут их впереди, возможно никогда не было бы Адвентистского Движения.
3. Бог Всемогущий. Под этим именем, ХElРShaddai, Священное Писание описывает различные откровения Бога Аврааму (Быт.17:1) и Иакову (Быт.35:11). Полное имя не использовалось Богом ни в одном известном откровении Исааку, хотя сам Исаак использовал его в своем прощальном благословении Иакову (Быт.28:3).
С именем Моим Иегова не открылся им. Значение этого заявления не полностью ясное. Согласно Быт.15:7 Бог показал Себя Аврааму как Иегова, даже прежде, чем объявить Свое имя ХElРShaddai, Бог Всемогущий. Позже Он открыл Себя Иакову как Иегова (Быт.28:13). То, что Авраам знал это имя, также видно из имени Иегова-ире, которое он дал месту, куда пошел, чтобы принести в жертву Исаака (Быт.22:14). И Моисей рассматривал это имя, как известное от начала истории, это видно в Быт.2:4 и Быт.4:1, 26. Очевидное значение этого заявления не может поэтому быть истинно понято, поскольку никакой вдохновленный писатель не противоречил бы себе таким образом.
Евреи всегда думали об имени как об указании на личные особенности названного, или мысли и эмоции дающего имя или сопутствующие обстоятельства в то время, когда имя было дано. Бог теперь собирался показать Себя более полно, чем в прошлом, избавляя Свой народ «сильной рукой» (Исх.6:1), фактически принимая их Себе в Свой народ (ст.7), устанавливая Его Завет с ними, и давая им землю Ханаана (ст.4).
Кажется верным, что в ст.3 Бог должен обратиться к новому значению, которое опыт избавления принес бы имени, а не к прежнему имени (см. против 1-7).
Подобная проблема происходит в Откр.19:11-16. В ст.12 заявлено, что «никто не знал» имя Христа, когда Он выезжает на «белом коне», направляя армии небес. Все же в ст.11 Его «называют Верным и Истинным,» и в ст.13 его зовут «Слово Божие». Это были имена, с которыми Христос был уже известен в характере, по крайней мере в некоторой степени, Его людям. Несмотря на то, что Иоанн говорит о Христе в ст. 16. как о «Царе царей и Господе господствующих», все же определенно описывает этот титул в качестве нового «имени написанного, которого никто не знал, только Он сам» (ст.12). Из 1Тим.6:15 ясно, что это имя было применено ко Христу еще с апостольских времен. Очевидно, заявление Иоанна, что «никто из людей не знал» имя, относится, не к самому имени, а, скорее, к новой роли, в которой Христос, открывается, как победитель для Его плененных людей и «правит всеми странами железной рукой» (Откр.12:5; 19:15).
4. Мое завет. Посмотрите в Быт.15:9; Быт.17:7, 8; см. также Исх.26:3; 28:13.
5. Услышал стенание. Бог уже уверил Моисея, что крик Его угнетенного народа дошел до Него (Исх.3:9; Исх.2:24), но заверение было повторено из-за жалобы Моисея. Он, а также его люди, должен были быть уверены, что Бог не забыл их, но поддержит их в несчастье и скоро избавит их.
6. Это избавление не может быть достигнуто мирными средствами, но потребует демонстрации силы со стороны Бога, сообщено было ему. Предупреждение о грядущих судах были сделаны ранее (Исх.3:20; 4:23). Правда, они не были названы такими, хотя Бог обещал Аврааму, что Он будет судить народ страны, в которой они должны служить (Быт.15:14). Язвы, которые должны были излиться на Фараона и его людей, не были просто «чудесами» или «знамениями» в обычном смысле, но наказаниями, наложенными на гордую и жестокую страну Божественным судьей.
7. Я буду. Бог продолжал делать обещания, налагая их как бы одно на другое. Он желал сделать Израиль Его особенным народом, сделать Себя известным им как Великий Освободитель, Он привел бы их в Землю Обетованную, и Он даст ее им во владение. Все эти обещания были выполнены в нужное время. Израильтяне были официально приняты, чтобы быть Божьим народом на Синае (Исх.19:5-6), где Бог в то же время стал особенным, но не исключительным, их Богом (Исх.20:1-2).
9. Они не послушали. Израильтяне, ожидая быстрого избавления, но еще более угнетаемые из-за «непрошенного» вмешательства Моисея, были слишком удручены, чтобы быть обнадеженными даже добрыми обещаниями и гарантиями, которые Моисей был уполномочен дать им. Они отказались дольше доверять тому, кто как они думали, обманул их, тому, кто был, очевидно, мечтатель, фантазер, если не хуже. «Малодушие» сокрушило их сердца, а «тяжесть работ» день за днем утомляла их тела, так что в итоге у них недостало ни времени, ни желания послушать.
У самаритянской версии есть дополнение к ст. 9, которое, хотя, вероятно, не написано Моисеем, тем не менее проливает некоторый свет на рассуждение разочарованных израильтян. В согласии с заявлением израильтян в более позднее время (Исх.14:12), там написано: «оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне».
11. Из земли своей. В новом поручении Моисей теперь больше не получил упоминания о поездке на три дня, как вначале (Исх.3:18; 5:3). Сделано четкое заявление, что дети Израиля должны покинуть страну навсегда. Моисею поручено снова явиться перед Фараоном и потребовать без уклончивости чтобы израильтяне были отпущены из рабства.
12. Как же послушает меня фараон? Сильные жалобы израильтян привели Моисея к унынию, так что в итоге он снова отказался от поручения. Он выполнил Божью волю и явился перед народом и перед фараоном, но он чувствовал острое разочарование, так как и народ, а также фараон отказались слушать его. В результате, вся его неуверенность в себе и нежелание взять на себя тяжелое бремя лидерства возвратились.
Не словесен. Это — типичная еврейская фраза, означающая то же самое как «косноязычен» в Исх.4:10. Подобны этому «необрезанные» уши (Иер.6:10), уши, которые не слышат, и «необрезанное» сердце (Иер.9:26), сердце, которое не понимает.
13. Дал им повеление. Ответ Бога на новые возражения Моисея не записан. Кажется, Он не дал формального ответа на аргументы Моисея, но дал, скорее авторитетное поручение, которое не предусматривало возможности для отказа. Моисей теперь послан к израильтянам и фараону не с просьбой или предложением, а с властным приказом.
14. Начальники поколений. В этом пункте Моисей прерывает свой рассказ, чтобы вставить раздел о генеалогии, в которой он показывает фамильную историю Израиля от момента, в котором он оставил его в Исх.1:5. Социальное устройство Израиля было основано на коленах, и отчет колен и поколений, различных семей были важны. В связи с тем, что повествование достигло поворотного момента, это кажется подходящим местом, чтобы привести эту информацию. Под «домом отцов» понимается «семья» (см. 1Пар.4:38; 1Пар.5:13; 1Пар.7:40; и т.д.). «Главы» — признанные вожди и основатели различных израильских семей.
Сыны Рувима. Имена четырех сыновей Рувима посмотрите в Быт.46:9.
15. Сыны Симеона. Имена сыновей Симеона посмотрите в Быт.46:10.
16. Сынов Левия. Имена трех сыновей Левия посмотрите в Быт.46:11.
По поколениям. Эта фраза используется, потому что Моисей не останавливается на сыновьях Левия, но продолжает двигаться ко внукам, правнукам и другим потомкам, чтобы установить точные отношения Моисея и Аарона к Иакову и другим племенам.
Годы жизни Левия. Как старший брат Иосифа, Левий, должно быть, достиг возраста 40 лет до времени прихода в Египет, так как Иосиф был приблизительно 39 лет в то время (см. на Быт.27:1). Все трое его сыновей родились перед тем временем (Быт.46:8—11). Так как он умер в возрасте 137 лет, он, должно быть, провел больше чем 90 лет своей жизни в Египте и пережил на многие годы его брата Иосифа, который умер в возрасте 110 лет (Быт.50:26). Моисей, вероятно, делает запись продолжительности жизни Левия, потому что он был его предком.
17. Сыновья Гирсона. Сыновья Гирсона упомянуты вначале, так как он был старшим сыном Левия. Имя Ливни означает «белый», и может относиться к особенно светлому цвету его кожи; Шимеи может иметь значение «слушание».
18. Сыновья Каафа. Амрам значит «собираться»; Ицгар — «свежий елей»; Хеврон — «товарищ»; и Узиил — «Бог — моя сила».
Лет жизни Каафа. Кааф, который родился перед приходом Иакова в Египет (Быт.46:11), кажется, провел большую часть его длинной жизни в 133 года в Египте и, возможно, жил в период притеснения.
19. Сыновья Мерари. Значение имени Махли — «приятное», но значение имени Муши неясно. Махли и Муши были среди самых важных в семьях Левитов во время Исхода (Числа.3:33; 26:58).
20. Амрам. То, что этот Амрам — «человек из дома Левия», упомянутый в Исх.2:1 не может быть подвергнуто сомнению. Он был внуком Левия. Бог обещал Аврааму, что четвертое поколение тех, кто пойдет в землю притеснения, возвратится в Землю Обетованную (Быт.15:16). Эти четыре поколения были Левий, Кааф, Амрам и Моисей.
Иохаведа. Значение «Иегова славен». Иохаведа — самое раннее известное имя, связанное с Божественным именем Иегова, который появляется здесь в его сокращенной форме, «Ио».
Тетку свою. Иохаведа, о которой говорится в общих чертах как дочери Левия в Исх.2:1, и могла означать любого потомка женского пола Левия, здесь называют тетей (dodah, переведено «сестра отца») Амрама, и сестры Каафа. Это находится в соответствии с принятой формой предоставления Числ.26:59. Сомнительно, но если тот текст, верен, то это означает, что Иохаведа, возможно, была буквальной дочерью Левия. Хотя такой брак был запрещен Моисеевым законом (Лев.18:12), в прежние времена это было, очевидно, разрешено.
Она родила. Сыновья Амрама перечислены по возрасту. Будучи тремя годами старшим, чем Моисей (Исх.7:7), Аарон назван первым. Их сестра Мариамь была еще старше (см. Исх.2:4), но не упомянута здесь, так как имена женщин появляются в древних генеалогических списках только в исключительных случаях. Вставка ее имени в этом тексте в Септуагинте, Вульгате и одной еврейской рукописи, кажется, работа более позднего переписчика.
21. Сыновья Ицгаровы. Из трех сыновей Ицгара, брата Амрама, только Корей упомянут еще раз в Библии (см. Числ.16:1; 1Пар.6:37). Его имя означает «лысый». Значение Нефег неизвестно; Зихри означает «моя память».
22. Сыновья Узиила. Сыновья Узиила, младшего брата Амрама, упомянуты позже еще раз в повествовании. Мисаил, значение имени которого сомнительно, и Елцафан, означающее «Бог скрыт», позже использовались Моисеем, чтобы вынести тела Надава и Авиуда из стана (Лев.10:4). Елцафан, названный Елизафан, упомянут в качестве главы Каафян в Числ.3:30. Имя Сифри означает «мое укрытие». Имена этих мужчин, родившихся во времена серьезного притеснения в Египте, отражают чувства их родителей в момент их рождения. Елцафан, возможно, родился в особенно трудное время, когда будущее Израиля выглядело наиболее страшным, и казалось, что Бог скрыл Себя. Зихри, возможно как и Моисей, родился в тайне и скрывался в течение некоторого времени.
23. Аарон взял себе в жену Елисавету. Имя жены Аарона означало, что «мой Бог поклялся». Ее отец, Аминадав, упомянут здесь впервые и был потомком Иуды через Фареса и Есрома и был предком Иисуса (см. 1Пар.2:3—10; Мф.1:4). Имя Аминадав озачает «мои люди желают».
Наассон. Транслитерация Наассон, от корня nachash, «змей». Наассон был «чародеем», то есть тем, кто использовал змей как средство гадания. Наассон был в это время «начальник сынов Иуды» (Числа.2:3).
Она родила ему. О судьбе двух старших сыновей Аарона, которые стали первыми священниками в соответствии с левитским законом Синая, посмотрите Лев.10:1-2. Имя Надав означает, что «он желает», а Авиуд, «он — мой отец».
Елиазар. Имя Елеазар означает «Бог помог». Он стал первосвященником после смерти Аарона (Числ.20:23—28), и первосвященническое служение было увековечено в его потомках (1Пар.6:4—15). Его смерть описана в И.Нав.24:33.
Ифамар. Значение имени младшего сына Аарона сомнительно. Как другие сыновья Аарона, Ифамар стал священником и ему было вменено в обязанность запись добровольных пожертвований для скинии (Исх.28:1; 38:21).
24. Сыновья Корея. Не все сыновья Корея были уничтожены вместе с их отцом при восстании в пустыне (Числ.26:11). Три упомянутых здесь сына стали главами «семейств Кореевых», потомки которого были известны как певцы храма во времена Давида (1Пар.6:22, 23, 31; Пс.42:1; 44:1; и т.д.). Асир означает «заключенный»; Елкана — «Бог основал»; и Авиасаф — «мой отец собрал».
25. Футиил. Тесть Елеазара, не упомянут в других местах. Первая часть имени египетская, вторая еврейская, и его имя означает или «Бог дал» или «посвященный Богу».
Финеес. Финеес — имя египетское и значение его «негр» и, возможно, указывало, что у Финееса был необычно темный цвет лица (ср. Ливни — «белый», в Исх.6:17). Присутствие египетских имен у людей еврейского происхождения в книге Бытие — еще одно доказательство, что это исторический отчет, написанный человеком, знакомым с Египтом. Не удивительно находить египетские имена среди израильтян после того, как они прожили так долго в Египте. Такие имена были бы подобны сформулированным на английском языке именам неанглийских иммигрантов в Америку. При этих обстоятельствах удивительно найти столько израильтян, носящих еврейские имена, фактически из-за нежелания принять обычаи, манеры и язык их угнетателей.
26. Те Аарон и Моисей. Генеалогия завершенаа, и ее автор добавляет примечание о том, что Аарон и Моисей, здесь упомянутые (ст. 20), являются теми самыми Аароном и Моисеем, которым было велено вывести детей Израиля из Египта.
27. Они-то. Выражение, «это те Аарон и Моисей» (ст. 26) повторены в ст. 27 со важным изменением в порядке имен. В родословии Аарон стоит прежде, как старший их них, но здесь, в ожидании последующего исторического повествования, Моисей пользуется приоритетом по отношению к своему старшему брату, как Богом назначенный спаситель Израиля.
28. Стихи 28–30 являются повторением мысли стихов 10-12. Вставив генеалогическую секцию, Моисей продолжает рассказ, с того места, на котором оставил его в ст. 12, и при этом повторяет последний раздел рассказа, чтобы соединить его с последующей историей.
29. Я — Господь. Это — единственное важное изменение в сравнении с историей, записанной в ст. 10-12. Возможно, каждое откровение, данное Моисею, было заверено этими словами, «Я — Господь», у которых есть сила той начальной фразы, часто находимой в речах более поздних пророков, «Так говорит Господь».
По материалам библейского комментария АСД