Первая язва — комментарий к ежедневной главе

Исход глава 7

Моисей и Аарон перед фараоном1. Богом Фараону. Последнее возражение Моисея (Исх.6:12, повторенное в ст.30), был отвергнуто Богом. Моисей отказывался появиться во второй раз перед Фараоном, который являлся таким большим мировым лидером, но Бог напомнил ему, что как представитель Бога неба и земли он превосходил Фараона. Власть фараона была лишь человеческой, а его — божественной. Он должен был быть Фараону как «Бог», с силою и властью командовать покорным.
Твоим пророком. Поскольку пророк является представителем Бога, то Аарон должен был говорить за Моисея, чтобы истолковывать его приказы Фараону и израильтянам (см. Исх.4:16).
3. Я ожесточу. Посмотрите Исх.4:21.
Множество знамений. Впервые здесь отчетливо показана цель Бога явить Его власть и в Израиле и египтянам через длинную серию чудес. Ранее, три знамения были уже даны (Исх.4:3—9), и одна из язв была упомянута (Исх.4:23). Теперь, знамения и чудеса должны были умножиться даже более, чем сам Моисей, возможно, ожидал (Исх.3:20; 6:6).
4. Наложу руку Мою на Египет. Бог предвидел упрямство Фараона, у которого была возможность настроить свои желания против воли Бога, если он принимал решение делать так. Таким образом, была бы возможность мощно продемонстрировать Божественную силу, которая привлечет внимание всего Египта, а также окружающих стран. В результате власть и величие истинного Бога стали бы уважаемы, и народы стали бы бояться препятствовать Его народу (см. Исх.15:14—16; Втор.2:25; 11:25; и т.д.).
Воинство Мое. Буквально, «Мои хозяева», как в RSV. Когда они вышли из Египта, израильтяне «были безоружны, и не привыкшие к войне» (ПП 282; см. также на Исх.13:18). Их подготовка и организация к путешествию, когда они уехали из Гесема, была закончена только частично, и не была доведена до совершенства, пока они не достигли горы Синай.
5. Тогда узнают египтяне. Фараон делал вид, что знает Бога евреев (Исх.5:2), но Моисей заверил, что египтяне хорошо познакомятся с Ним. Они должны были бы признать, что Он — единственный истинный Бог и что другие так называемые боги являются всего лишь деревом и камнем.
6. Моисей и Аарон сделали. Повиновение Моисея и Аарона Богу было последовательным и несомненным с этого времени и до тех пор, пока Аарон не сделал народу золотого тельца (Исх.32:21—24), а Моисей ударил по скале, хотя ему было велено говорить к ней (Числ.20:8—11).
7. Восьмидесяти лет. Возраст Моисея подтвержден заявлением, что ему было 120 лет во время его смерти (Втор.31:2; 34:7), которая наступила спустя 40 лет после Исхода (Втор.29:5). Возраст Аарона при смерти определен как 123 года (Числ.33:38-39).

9. Сделайте чудо. Было понятно, что если бы Фараон должен был встретиться с ними еще раз, он потребовал бы показа их верительных грамот, чтобы проверить их заявление о том, что они являются посланниками самого великого Бога. Пока такое требование не было сделано, и не было никакой необходимости показывать чудеса перед ним. Поэтому они не показали никакого чуда при своей прошлой встрече. Теперь, однако, время, когда их верительные грамоты будут востребованы, настало, и по специальной команде их пригласили, чтобы показать первое знамение (см. Исх.4:3-4).
Возьми жезл твой. Это был пастушеский жезл Моисея, названным также «жезл Бога» (Исх.4:20). Согласно Исх.7:15—18, Моисей был должен был пойти к Фараону просить, чтобы Израиль был отпущен уехать из Египта и объявить, что он будет поражать воды Нила с посохом в его руке. Из стихов 19 и 20 видно, что это чудо было совершено Аароном, который взял жезл Моисея и протянул руку на воды Египта. Посох, который Аарон держал над Нилом, не мог поэтому быть ничем другим, как посохом Моисея, который был ранее превращен в змею. Был всего лишь один посох, с которым и Моисей и Аарон совершали чудеса (ПП 263).
10. Сделался змеем. Еврейское слово, которое здесь используется — «змей», не является тем же самым, которое использовалось ранее, nachash (Исх.4:3), но является невероятным, чтобы обозначало другую разновидность. Эти два слова, несомненно, используются синонимично.
11. Мудрецы. «Мудрецы» получили образование в науке и искусстве письма. «Чародеи» были заклинателями, которые утверждали, что были в состоянии произвести магические заклинания. Слово, переведенное как «волхвы» является египтским эквивалентом еврейского слова «волшебники», «колдуны». Волшебство было объектом пристального внимания и исследования в Египте, как свидетельствуют сохранившиеся тексты о подобных демонстрациях волшебства. Это проявлялось в большей степени в заклинаниях, в которых, как думали, была власть над животными, особенно рептилиями. То, что эти люди, должно быть, показали практические результаты своей практики волшебства, видно из того факта, что они пользовались таким высоким уважением в течение многих веков. Поэтому следует предположить, что они совершили, по крайней мере, некоторые свои чудеса властью злых духов, хотя многие были, несомненно, просто обманом (см. ПП 264).
То же. Жезлы фокусников фактически не становились змеями, так же, как и жезл Аарона. Ни фокусники, ни сам сатана не могли создать жизнь. Силою злого волшебства их жезлы казались стали змеями (см. ПП 264). Как в Исх.8:18, они повторили те же действия, но не достигли тех же самых результатов.
12. Проглотил их жезлы. Змей Аарона направился к конкурентам и пожрал их, таким образом, показывая превосходство над ними. Так было явлено превосходство Бога евреев в самом первом удивительном знамении, совершенном в присутствии Фараона.
13. Сердце фараона ожесточилось. Буквально, «Сердце фараона стало твердо». KJV здесь, кажется, приписывает результат прямому Божьему вмешательству. В ст.22 идентичное еврейское выражение звучит «Сердце фараона ожесточилось», как это произошло в RSV ст.13. Чудо не произвело впечатления на его закоснелое сердце. Насколько он увидел, Моисей и Аарон сделали просто немного больше, чем его собственные фокусники смогли сделать (см. также на Исх.4:21).
Как и говорил Господь. Бог предупредил Моисея о результатах этой встречи с Фараоном, чтобы Моисей не разочаровался отношением фараона. Принимая во внимание, что Моисей знал заранее точно, какие события ожидать, а Фараон не знал ничего кроме того, что Моисей сказал ему. Эта ситуация дала Моисею явное преимущество по отношению к Фараону.
14. Посмотрите Исх.4:21.

15. Пойди к Фараону. Бог здесь передает окончательные инструкции Моисею, относительно явления Фараону первой из серии Божественных судов земли Египта. Фивы были столицей страны при Фараонах Восемнадцатой Династии, но едва ли возможно, что Моисей совершил эти чудеса там, за сотни миль к югу от Дельты, где была расположена земля Гесем. Псалом 78:43 называет язвы, как проишедшие «в области Цоан». Так как библейским Цоаном является древний Танис к востоку от Дельты, город, построенный на семь лет позже, чем Хеврон в Палестине (Числ.13:22). Должно быть фараон был на временном месте жительства в или около Таниса в течение времени язв. Известно, что царские дворцы существовали в различных частях страны.
Он выйдет к воде. Это замечание и в Исх.8:20 подразумевают, что фараон шел на реку каждое утро. Поскольку пища и процветание Египта зависели от Нила (см. Быт.41:34), одна из обязанностей фараона заключалась в том, чтобы поклоняться на его берегу каждое утро (см. ДА 265).
Жезл. Посмотрите на ст. 9.
17. Из сего узнаешь. При предыдущем посещении Фараон объявил, «Я не знаю Господа» (Исх.5:2). Моисей теперь предупреждает опрометчивого монарха, что ему скоро дадут возможность изучить что-то вроде могущества Бога (см. Исх.9:14). Нильский бог, источник изобилия и благословения, должен был стать агентом смерти.
Казни, которые посетили египтян, были разработаны не только, чтобы принести Фараона и его людей к признанию истинного Бога, но также и разрушить их уверенность во власть и защиту их ложных богов (Исх.12:12). Каждая из этих десяти язв была буквальной и мучительной, и в то же время была направлена против некоторой разновидности ложной религии. В милосердной предусмотрительности Бога физическое страдание, причиняемое каждой язвой, должно было принудить фараона и его советников пересматривать их пути, что они могли бы познать безумие служения идолам и мудрость сотрудничества с Богом небесным. В древнем Египте интересы фараона и священников были тесно связаны, сам фараон, всегда был посвящен в касту священников. Фараон и священники справедливо предполагали, что стабильность как церкви так и государства была под угрозой. Люди и советники фараона, из практических интересов, были готовы подчиняться фараону и священникам (Исх.10:7). Это только после десятой язвы, в результате которой следующее поколение дома фараона и духовенства погибло, последние были, в тот момент готовы подчиниться (ПП 272, 283). В язвах, которые постигли Египет, мы видим прообраз более страшных и обширных судов Бога, скоро грядущих на землю (ВБ 269, 627).

Превратится в кровь. Эти слова не подразумевают, что Нильские воды просто окрасились бы в цвет крови, как некоторые комментаторы объясняли этот отрывок, а то, что они фактически стали кровью. Это не относится к делу, спрашивать, прошла ли бы вода различные современные тесты, микроскопические и другие, которыми исследуется кровь. Вода, оказалось кровью и была принята как кровь. Это не было просто водное окраска красноземом из Абиссинии. Некоторые предложили в качестве возможной причины высокую концентрацию «споровых растений и инфузорий», что-то подобное «красному потоку» микроскопических организмов, который убивает миллионы рыб и приносит зловоние и раздражающий запах к берегам, заливам и бухтам. Это может быть подвергнуто сомнению, могла ли бы вода, таким образом измененная, соответствовать всем требованиям этой библейской язвы. Конечно, время не под контролем человека.
19. На воды Египтян. Изменение в воде распространялось на «потоки» или различное притоки Нила, «реки» или Нильские каналы, «озера» или большие постоянные озера, сформированные Нилом, и все «вместилища» или искусственные водохранилища, где вода была сохранена для использования после ежегодного разлива. Эти четыре ступени показывают точное знание Египта. Хотя Аарон должен был протянуть руку к Нилу в одном месте, изменение затронет весь Египет.
В древянных сосудах. Не указано, была ли вода в сосудах или других контейнерах изменена до или после чуда.
22. Волхвы Египетские сделали то же. Так же, как во время предыдущего визита Моисея, фараон снова консультировался с волхвами. Еще раз они подделали настоящее чудо, представляясь преобразовывая определенное количество воды в кровь. Вопрос о том, где маги брали воду, отвечен в ст. 24, который подразумевает, что недавно вырытые колодцы давали питьевую воду. То, что фокусники фактически превратили воду в кровь не обязательно подразумевается в неопределенном выражении, «сделали то же». Они должны были только убедить Фараона, что смогли сделать то, что сделали Моисей и Аарон. Никакой критической экспертизе не подвергли их притворное чудо, которое, несмотря на то, что было уловкой, выглядело, как подлинное. Если бы эти люди обладали властью, которую, как они утверждали, имели, они должны были быть в состоянии возвратить кровавую воду Нила в нормальную воду. То, что фараон был удовлетворен поддельным чудом, показывает его глупость, вероятно, как результат его ожесточенного сердца. Он верил тому, чему он хотел верить.

23. Оборотился Фараон. Убежденный, что Моисей и Аарон были просто фокусниками, обладающими полномочиями ненамного превышающими его собственных волхвов, Фараон отверг посланников Бога и возвратился во дворец. Страдания его страны, лишенной живительной воды, произвели мало впечатления на его суровую душу.
24. И стали копать Египтяне. Сильно страдая, египтяне рыли колодцы, чтобы удовлетворить их потребности в это время чрезвычайной ситуации. Вследствие азотистого состава почвы Египта у колодезной воды был горький и солоноватый вкус, однако, достаточный для того, чтобы пить и приготовить пищу во время язвы (ст.25). Водоснабжение евреев не было затронуто, поскольку только египтяне упомянуты роющими воду. Такое различие не указано здесь, но, кажется, подразумевается. Во время последующих язв Моисей определенно отмечает такое различие (см. Исх.8:22; 9:4; и т.д.).
25. Семь дней. Это примечание было расценено как фиксация интервала между первой язвой и последующей, но более естественно расценить его как обозначение продолжительности первой язвы (см. ПП 265). Промежутки времени между одной язвой и следующей не указаны. Очевидно, что эпидемии продолжались в течение нескольких месяцев. Природа различных эпидемий и временные интервалы, отмеченные Моисеем, указывают на промежуток времени, длившийся, возможно, с конца лета до начала весны.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version