Исход глава 8
1. Пойди к Фараону. После неопределенного промежутка времени Моисею было приказано объявить о второй язве. Как и перед первой, об этом объявили заранее, чтобы она не была воспринята в качестве естественного совпадения.
2. Жабы. Лягушки были священными животными египтян. Одно из их божеств, Хеки, было богиней с головой лягушки, которая, как думают, обладала творческой силой. Хотя главная цель этой язвы состояла в том, чтобы наказать угнетателей Израиля, это было также сделано, чтобы вызвать презрение к их языческим богам. Большое умножение лягушек сделало богиню Хеку не только смешной, но и даже порочной. Теперь она мучала людей, которые были ее самыми горячими приверженцами. Религиозное суеверие обязывало египтян уважать существа, которые они теперь ненавидели.
3. Воскишит река. Для нас трудно понять серьезность этой язвы. Для целой страны, заполненной этими отвратительными существами, было невозможно идти по улицам без того, чтобы не наступать на них, найти их не только у порога, но и внутри дома, в спальне и на кровати, послушать их мрачное кваканье, видеть только их отвратительные формы на каждом шагу, быть в бесконечном контакте с ними и чувствовать омерзительность их холодной и липкой кожи, возможно, достаточно, чтобы испытать здравый смысл.
8. Фараон призвал Моисея и Аарона. Хотя способные подражать новой язве, египетские фокусники были неспособны удалить ее. Это явно не записано, но видно из того факта, что Фараону для этого пришлось послать за Моисеем и Аароном, чтобы они ходатайствовать перед Господом, которого он как будто не знал. Таким образом, упрямый фараон, который упрямо вынес первую язву, пока Бог не принял решение удалить ее, был вынужден признать бессилие своих собственных богов и призвать Бога евреев для помощи.
9. Назначь мне. Это — выражение вежливости, что означает, «имеют честь подчиниться», или как в RSV, «с удовольствием командуй мной». Призывая Фараона назначить время для удаления лягушек Моисей дал ему другую возможность засвидетельствовать бесспорную власть Бога.
12. Моисей воззвал к Господу. До этого момента Моисей действовал только в ответ на прямые указания Бога. Теперь, однако, он отважился установить определенное время для удаления язвы, по-видимому без всякой определенной команды. Соответственно, он прибег к искренней молитве, чтобы его просьба могла бы встретить Божественное одобрение. Впервые Моисей появляется в роли того, кто знал неограниченную власть молитвы, к которой он часто и успешно обращался в течение следующих трудных лет служения (см. Исх.32:31-32; Числ.12:13).
15. И увидел Фараон. Как только отсрочка была получена, непокорный дух Фараона снова взял верх. Полагая, что недавняя опасность уже в прошлом и не сомневаясь, легкомысленно размышляя, что дальнейшие проблемы не ожидаются, он нарушил свое обещание. Он «пренебрег богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?». «Ожесточением» его «черствого сердца» он «сам себе собирал гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:4-5).
Поскольку Господь сказал. Посмотрите Исх.3:19; и Исх.4:21; 7:4.
16. Мошки. Вероятно происходит от египетского chenemesЊ, «комары» или «москиты». Перевод»вши» по мнению еврейского историка Иосифа Флавия и Талмудических писателей, не имеет никакого лингвистического основания. Египетские комары были столь маленькими, что были едва видимы к глазу, но имели жало, которое, согласно Филона и Оригена, вызывало самое болезненное раздражение кожи.
18. Но не могли. Многие комментаторы предполагают, что волшебники отказались от неравной схватки по собственной воле, понимая, что они неспособны конкурировать с Моисеем и Аароном. Текст вряд ли гарантирует такое объяснение, так как написано, что они попытались сделать то, что сделали посланники Бога евреев, но не произвели мошек. Бог разрешал им продолжать свою работу оппозиции до определенного момента, и затем остановил, очевидно, предотвращая далее успешную имитацию его собственной удивительной власти.
19. Это — перст. Волшебники признали свое собственное бессилие больше, чем множество современных комментаторов, которые думают, что волхвы, возможно, подражали бы и третьей язве так же легко, как они делали раньше, ели бы захотели. Приписывая эту язву власти Того, работам которого они не могли соответствовать, фокусники неумышленно объединили усилия с Моисеем и Аароном. Как часто противники Христа среди фарисеев и даже бесноватый свидетельствовали о Его сверхъестественной власти (Ин.11:47-48; Лк.8:28). Как часто истина невольно обращается с теми, чьи природные склонности принуждают их выступать против нее!
Сердце фараона ожесточилось. Волхвы признали тщетность дальнейших попыток выступить против Бога, но Фараон упорствовал. Гордость препятствовала тому, чтобы он признал поражение. Его сердце было непреклонно (см. на Исх.4:21).
20. Явись перед Фараоном. Первые девять язв логически разделяются на три группы из трех каждая, в которых первым двум предшествовало предупреждение, а третьей нет. В других отношениях нет никакой очевидной закономерности за исключением того, что каждая последующая язва превзошла, в целом, тяжестью предыдущую.
21. Мухи. От Фarob, слова неуверенного значения. Это может быть связано с ассирийским urubatu, «смешанные вредные насекомые». Переводчики Септуагинты, которые сами жили в Египте, определили их, как песьи мухи. Это большое и ядовитое насекомое описано древними и современными писателями как серьезный бич, поскольку, когда оно разгневано, то часто прикрепляется к человеческому телу, особенно к краям век. Это объясняет, частично, тот факт, что болезни глаз обнаруживаются так часто в Египте (см. также на ст. 24).
22. Я отделю. Новая особенность появляется, которая отличает поздние язвы от прежних с одним возможным исключением (см. на Исх.7:24). Это дополнительные доказательства удивительного характера язв, хорошо продуманных, чтобы произвести на вдумчивые и честные умы впечатление, что Бог не был местным жителем или даже национальным божеством, но тем, власть которого распространялась на все народы. Египтяне, которые изучали ход событий в течение тех роковых недель или месяцев, должно быть, признали высшую власть Бога Израиля над Египтом, а также над самими евреями.
23. Разделение. Буквально, «искупление». Бог установил знак, который все смогли бы видеть — что евреи были уже фактически «искуплены» от рабства, хотя все еще номинально в рабстве.
24. Земля погибала. Эта язва, должно быть, была тяжела, чтобы «испортить», или буквально, «разрушать» землю. Не ясно, как это было возможно, но вероятно, песьи мухи были очень многочисленными. Мы просто принимаем заявление Священного Писания.
25. Пойдите Вы. Четвертая язва произвела на Фараона впечатление больше, чем те, которые предшествовали ей. Тем не менее, он еще не был готов принять требование Моисея, но предложил вместо этого компромисс. Предоставляя израильскому народу отсрочку от их рабского труда, он был теперь готов позволить праздновать их праздник — в пределах границ Египта.
26. Нельзя сего сделать. «Не было бы правильно сделать так», как в RSV. Много животных считались священными египтянами, некоторые повсеместно, а некоторые только в местном масштабе. Празднуя большой праздник в любом месте Египта израильтяне неизбежно обидели бы религиозные чувства своих соседей. Этот факт был настолько очевиден, что даже Фараон не пытался опровергнуть аргументы Моисея. Он сам бы посмотрел на жертвоприношения, совершаемые израильтянами как возмутительное оскорбление его богов.
28. Не уходите далеко. Причины, представленные Моисеем для выхода в пустыню, объясняли себя языческому королю с его собственной религиозной точки зрения. В результате он обещал позволить людям уйти в дикую местность и принести жертву, если бы они были согласны не уходить далеко, и если, конечно, Моисей и Аарон освободят его и его народ от язвы. Впервые фараон здесь показал, что настоящая причина его отказа позволить Израилю пойти — была страхом потерять их совсем. Имея это в виду, он предложил компромисс, что они должны просто войти в пустыню на своей восточной границе, остаться там вблизи границы, и, таким образом, быть в пределах досягаемости его армии. Моисей, кажется, не сделал возражения на это предложение, так как он просил разрешение отпустить только на три дня, и не брать евреев очень далеко от египетской границы.
29. Завтра. Фараону была установлена дата избавления от второй язвы (ст.10). Точно так же теперь Моисей объявил о времени для избавления от четвертой. Однако он добавил торжественное предупреждение фараону против обмана в будущем. Его смелость, конечно, удивительна, но Фараон очевидно принял его предложение без возражения.
31. Не осталось не одной. Рука Божия видна в этом не меньше, чем в возникновении язвы. Бесследное исчезновение мух было таким же чудом, как и их внезапное появление.
По материалам библейского комментария АСД