Исход глава 10
1. Я отягчил его сердце. Буквально, «Я, сделал тяжелыми его сердце» (см. на Исх.4:21). Слово «я» появляюсь дважды в оригинале, однажды как независимое личное местоимение и снова приложение к глаголу, для акцента.
2. Чтобы ты рассказывал. Показана еще одна новая цель язв. Они были созданы не только, чтобы произвести впечатление на Фараона и его слуг величием Бога и обеспечить его сотрудничество, но убедить детей Израиля всех будущих поколений, что Господь является единственным истинным Богом. Псалмы 78, 105, и 106 иллюстрируют, как история избавления была передана из поколения в поколение. Это был план Бога чтобы Его милосердие и поразительные дела вечно были в памяти. Человек требует постоянного увещевания, чтобы помнить дела Божьи. Он предрасположен забывать их, и это является одним из печальных аспектов его греховного характера.
3. Долго ли? Признание фараона (Исх.9:27), было унизительным актом, но оно было перечеркнуто гордым возрождением его мятежного сердца (Исх.9:34-35). То, чего желал Бог, не было простым исповеданием смирения, но действием в соответствии с ним. Раскаяние фараона не оказалось подлинным, когда оно не принудило его освобождать израильтян.
4. Саранча. В качестве дополнительного наказания для упрямого царя Бог объявил о язве саранчи, более ужасной, чем те, какие Египет знал прежде. Саранча, «великая армия Бога», как ее называют в Иоиль 2:25, приносит периодическое бедствие в страны Ближнего Востока, обычно каждые 10 или 15 лет. Эффективная борьба сегодня возможна благодаря научным методам, таким как использование пламени, химически обработанные траншеи, в которые саранча падает группами, разрушение яиц и использование мышьяка, но такие средства не были доступными до сравнительно недавнего времени. Раньше, набег саранчи считали самым ужасным из всех судов, которые могли постичь страну. Иоиль дает яркое описание такой язвы, говоря, «Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него» (Иоиль 2:3). Они разрушают каждый след растительности, включая зерновые культуры, овощи, кусты и чертополохи. Они даже повреждают кору деревьев, мелкие ветки будут полностью очищены и белы (см. Иоиль 1:7–12). Они прибывают большими стаями, звук их в полете напоминает дождь или потрескивание огня в сухой траве, и их количество омрачает небо (Иоиль 2:2-3).
5. Покроет лицо земли. Это совершенно верно. Иногда они покрывают землю так плотно, на обширных территориях почва может быть не видна вообще.
Оставшееся, уцелевшее. Так как саранча не оставляет следа зелени (см. на ст.4), она, очевидно, пожирает все, что пережило разрушительный град, особенно пшеницу и полбу (см. Исх.9:32). Перспективы следующего урожая казались действительно туманными. Никакой продукт не мог теперь ожидаться в этом году, и голод будет неизбежен.
6. Наполнит домы твои. Построенный с различными отверстиями для света и вентиляции, древние здания предоставляли насекомым множество возможностей попасть внутрь. При этой язве рои саранчи полетели бы в здания и оседали бы по стенам десятками тысяч. Наблюдатели, которые страдали от такой чумы, утверждают, что даже трудно не проглотить саранчу во время еды.
Не видели отцы твои. Как и другие Ближневосточные страны, Египет иногда страдает от разрушительных эпидемий саранчи. Это посещение, однако, должно было превзойти любые такие случаи в прошлом.
Обратился. Моисей не ждал, чтобы изучить впечатление этого пророчества относительно короля, зная, что Фараон не будет бояться Господа.
7. Слуги фараона сказали. К настоящему времени придворные, кажется, не рисковали своим собственным мнением, по крайней мере против Фараона. За исключением волхвов, которые указывали на мошек третьей язвы как на «перст Божий» (Исх.8:19), весь двор оставался пассивным, в то время как фараон принял роковые решения, затрагивающие страну. Они даже , «укрепили» сердца свои как фараон (Исх.9:34). Но теперь они изложили свои страхи. Уже потеряв большую часть своего рогатого скота и почти все зерновые культуры в течение текущего сезона, они действительно встревожились, опасаясь, что дальнейшие бедствия совершенно разрушат их. Показательно, что они вмешались, прежде чем язва фактически началась, из этого видно, что они прибыли, с верой в надежность предсказаний Моисея и силу его Бога. Некоторые уже приехжали, когда предупреждали о граде (Исх.9:20), но это чувство теперь охватывало больше людей.
8. Пойдите, совершите служение Господу, Богу вашему. Понимая, что ему не хватало поддержки своих советников, фараон разрешил им позвать Моисея и Аарона обратно для дальнейшей беседы. Приказ «Пойдите» был почти немедленно ограничен вопросом, подразумевающим, что не все люди будут включены в него. Кажется, что фараон безуспешно искал мельчайшую уступку, на которую он мог бы пойти, чтобы умиротворить Моисея и предотвратить дальнейшие бедствия. Он стремился поэтому придать запросу Моисея видимость чего-то чрезмерного.
9. С нашей молодежью и с нашими стариками. В ответе Моисея не было никакой двусмысленности; вся страна должна была участвовать в предложенном праздике. Их мелкий и крупный скот должен был сопровождать их не только, чтобы обеспечить жертвами для празднования и пищей для людей, но также чтобы заботиться о них в течение дней отсутствия.
10. Фараон сказал. Делая вывод из заявления Моисея, что у израильтян не было намерения возвратиться, Фараон снова рассердился, высказывание, как переведено более ясно, «Господь с вами! я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение» (RSV). Этот ответ отражает презрение не только к Моисею и Аарону, но также и к Господу, который уже доказал могущественными проявлениями Его власти, что мог сделать с Фараоном, как Он желал. После этого выражения неприязни фараон сказал посланникам Бога, что увидел их злые намерения. Он сделал вид, что заботится о еврейских женщинах и детяхбольше, чем Моисей и Аарон , но были полны решимости держать ся прежней точки зрения, как гарантию, что мужчины возвратятся (ПП 271).
11. Пойдите одни. Даже эта очевидная уступка не была серьезной. Это очевидно из выражения, «Пойдите одни», в котором ирония безошибочна, и еще больше от факта, что с этими словами он прервал все переговоры с Моисеем и Аароном и выгнал их от себя. Это оскорбление, которое он впервые нанес им, показывает, что его гнев усилился, поскольку он понимал все более ясно, что должен в конечном счете уступить.
13. Восточный ветер. Саранча обычно идет с ветром, так как они не могут полететь далеко без него. Восточный ветер в этом случае принес бы их из северной Аравии, области, где они часто размножаются в больших количествах. Это было бы необычно, тек как саранча, обычно прибывают из Ливии или Эфиопии, на юг или юго-запад. Факт, что ветер дул в течение всего дня и ночи перед саранчой, и пригнал ее, предполагает, что она прошла значительное расстояние.
14. На всю землю. Обычно рои саранчи ограничиваются определенными частями страны, но в этом случае язва затрагивала большую территорию, чем когда-либо прежде. Это само по себе было удивительно.
Не бывало такой саранчи. Это заявление не противоречит Иоиль 2:2, где несколько веков спустя упомянута другая уникальная язва саранчи, поскольку прежняя касается Египта и последующая — земле Израиля.
15. Земля была затемнена. Не совсем ясно, была ли это темнота, о которой здесь говорится, вызвана саранчой летящей или после того, как они успокоились. Саранча обычно налетает такими густыми облаками, что они затемняют свет солнца и часто превращают полдень в сумерки. Также верно, что их коричневатые тела и крылья затемняют землю, как только они обосновываются к земле. Последнее объяснение более вероятно (см. Иоиль 2:2).
Все фрукты. Хотя повреждение фруктов градом прямо не упомянуто во время этой чумы, но это подразумевается (см. Исх.9:25).
Саранча обычно пожирает сначала зеленые зерновые культуры, растения, и затем принимается за более твердые материалы, такие как тростники, ветки и кора деревьев. В Египте основными фруктами были фиги, гранаты, ягоды шелковицы, виноград и финики.
Не любая зеленая вещь. Современные наблюдатели заявляют, что для роя саранчи полчаса достаточно, чтобы преобразовать плодородную область в пустыню. После того, как саранча ушла, ничего не остается, кроме корней, стеблей, и толстых веток. Опустошенные области подобны тому, как будто огонь пронесся через них (см. Иоиль 2:3).
16. Тогда Фараон призвал. Он делал подобные обращения и прежде, но никогда в такой поспешности как в этот раз. Очевидно эта язва испугала его больше, чем любая из предыдущих семи.
18. Помолился Господу. Моисей знал, что ни слово упрека, ни требования не изменят ожесточенное сердце монарха. Тем не менее, он ходатайствовал, но не из-за веры в обещания фараона, которые, он теперь знал по опыту, будут скоро нарушены. Терпение и великодушие Моисея действительно замечательны.
19. Могущественный сильный западный ветер. Буквально, «морской ветер», указывая, что это прибыло из Средиземноморья. Так как он нес саранчу в Красное море, то, должно быть, прибыл с северо-запада. Поскольку Средиземное море лежит на запад от Палестины, евреи обычно использовали «море» в качестве синонима понятия «запад».
Красное море. Буквально, «Море Тростников». Не бесспорно, почему у него должно было быть такое имя, так как там сегодня нет никаких тростников, и нет никаких признаков, что он был в древние времена. Однако доказательства многочисленных текстов Библии (см. Исх.15:4; 23:31; Числ.21:4; и т.д.), убеждают, что Морем Тростников было Красное море, а не одно из Горьких Озер в области Суэцкого канала, как считали некоторые комментаторы.
20. Ожесточил сердце Фараона. Посмотрите на Исх.4:21.
21. Простри руку. Девятая язва, как третья и шестая, начались без предшествующего предупреждения. После язвы с нарывами Бог объявил, что собирался послать все Свои суды на «сердце» короля (Исх.9:14). Последовательность суждений должна была поэтому ожидаться. Очевидно, эта язва быстро следовала за восьмой.
Темнота. Некоторые комментаторы предположили, что затмение солнца вызвало сильный мрак. Эта интерпретация, однако, не может быть правильной, поскольку затмение никогда не могло приводить к темноте, длящуюся в течение трех дней (ст.22). Большинство переводчиков считало, что чудо было вызвано chamsin, песчаной бурей пустыни, которая иногда проходит над Египтом и покрывает землю странной темнотой. Это происходит из-за плотных облаков мелкого песка, который приносит ветер, затмевая свет солнца и производя темноту глубже, чем худший из туманов. Один современный писатель однажды перенес такую песчаную бурю на краю Индийской пустыни в ясный день и свидетельствует, что в течении получаса сгустилась тьма как в безлунную ночь. Насыщенный мелкими частицами песка, ветер был раздражающим и угнетающим, и люди и животные искали укрытие. Мелкий песок проник в каждую комнату и даже в шкафы зданий. Песчаная буря может дуть в течение двух или трех дней, но она редко имеет такой чрезвычайный эффект и длиться так долго за один раз. Даже если Бог использовал циркулирующий песок, чтобы произвести темноту, это было, тем не менее, удивительно, потому что, хотя вся страна была окутана непроницаемой темнотой в течение трех дней, у детей Израиля, живших в той же самой стране, был свет (ст. 23). Но египтяне были приучены к песчаным бурям, дующим из пустыни. Кроме того, при каждой из прежних язв Моисей описывает средство, которым она была произведена, и будет логично здесь ожидать, что он будет называть ее песчаной бурей, если именно это он имел в виду.
Как предыдущие эпидемии, эта нанесла сокрушительный удар египетским богам. Ра — бог солнца, был главным богом Египта в течение многих веков, и каждый король назвал себя «сыном Ра». Во время Моисея этот бог был отождествлен с Аминь и носил имя Аминь-Ра. Самые большие храмы, которые когда-либо видел мир, были построены в его честь, и один из них, большой храм в Карнаке в Верхнем Египте, и сегодня еще великолепен, даже в будучи разрушен. Другой бог был диском солнца Aten, который спустя несколько десятилетий после Исхода стал высшим богом египетской религиозной системы. Девятой язвой абсолютное бессилие этих богов было ясно продемонстрировано всем поклонникам.
23. Свет в их жилищах. Никакое объяснение не дано относительно того, как это было достигнуто. Те, кто объясняет темноту как результат песчаной бури, объясняют, что это не простиралось до земли Гесем. Но в этом случае египтяне, живущие среди израильтян, если бы был кто-либо такой, разделили бы преимущества своих соседей, которые, кажется, имели место. Запись показывает, что темнота была всеобщей, но что дети Израиля были чудесно обеспечены светом.
24. Фараон звонил к Моисею. Сильный мрак был больше, чем фараон мог долго выносить. На третий день его действия он послал посыльных, чтобы найти Моисея. Сопроводив его в присутствие короля, Моисею сообщили, что евреям, включая их семьи, нужно было разрешить отбыть для предложенного религиозного празднования в пустыне, но что они должны оставить свои стада овец и волов. Это гарантировало бы их возвращение из пустыни, поскольку без рогатого скота они не будут в состоянии прожить много дней в пустыне.
26. Не копыта. Моисей отказался от предложенного компромисса Фараона в безошибочных словах. Он уже объявил как и в прошлый раз, что они пойдут со своими семьями и всеми своими животными (ст.9), и это условие, от которого он ни в коем случае не отрекся бы теперь.
Мы не знаем. Моисей предложил объяснение своего отказа. Предлагаемый праздник был новый, и его ритуал еще не был известен. Точные обстоятельства они не могли знать, пока не достигли места, которое Бог должен назначить. Скот должен быть с ними, потому праздник, безусловно, требует жертвоприношений.
27. И ожесточил Господь. Посмотрите на Исх.4:21.
28. Пойди от меня. Этот ответ указывает на яростный гнев. Король понял, что Моисей лишит его бесплатного труда, каким Египет так долго пользовался. Сильно разгневавшись, он потерял самообладание и грубо приказал Моисею, чтобы он не возвращался под страхом смерти.
29. Как сказал ты, так и будет. Ответ Моисея был вежлив и достоин. Представитель страны рабов стоял перед их жестоким тираном, полностью контролируя ситуацию. Его слова означают, что Моисей поддержал решение фараона, так как дальнейшие встречи будут бесполезны.
Я не буду видеть ваше лицо больше. Эти слова просто выражают согласие повелению фараона. Моисей добровольно не появился бы перед Фараоном.
По материалам библейского комментария АСД