Исход глава 11
1. Еще одну казнь. Хотя Бог ранее указал Моисею, что несколько судов потребуются для Фараона, чтобы получить разрешение для их исхода (см. Исх.3:19; 9:14), Он никогда не раскрывал точное количество язв, которые потребуются для этого. Впервые завеса неопределенности была снята относительно времени, когда избавление могло бы совершиться.
Гнать вас. Еврейский глагол является самым решительным. Фараон в конечном счете выгнал бы их, не делая оговорок никакого рода.
2. Каждый человек. Сначала только женщины должны были «выпросить» (см. на Исх.3:22). Теперь, когда настало время, мужчины тоже были включены в этот список. Может казаться странным, что мужчинам, также как и женщинам советовали выпросить драгоценности у их соседей. Однако на египетских картинах изображены мужчины, носящие столько же драгоценностей — ожерелья, браслеты, кольца, и т.д. — сколько и женщины.
3. Моисей был весьма великим. Некоторые находили странным, что Моисей, если он был действительно автором Пятикнижия, сделал такой комментарий. Нет, однако, ничего в заявлении, указывающего на тщеславие со стороны Моисея. Он просто объясняет, почему египтяне так свободно отдали их богатства. Было естественно, что, люди связывали имя Моисея, как представителя Бога, с «очень великими» чудесами, которые они видели. В первую очередь, он привел в смущение волхвов (Исх.8:18-19), он произвел такое впечатление на придворных, что многие из них воспользовались его предупреждениями и спасли свой скот (Исх.9:20). Наконец, почти весь двор убедился, что он был в состоянии разрушить всю страну (Исх.10:7). Моисей имел дело с фараоном, как с равным, и факт, что люди почитали его как бога, автоматически увеличивал репутацию Моисея среди них. Если бы Моисей не явился им как необычный человек, которому будет опасно вредить, к нему бы, вероятно, уже давно применили силу. Как бы это ни было, вся страна была счастлива, что люди, которые причинили им так много бед, уезжают, и, поэтому, они с удовольствием отдали им средства.
4. И Моисей сказал. Еще раз Моисей появился в присутствии Фараона. Согласно Исх.10:28 Фараон угрожал ему смертью, если он посмеет сделать так. Точно Моисей сам не возвратился бы, кроме как в ответ на явный Божественный приказ.
В полночь. Эта полночь не могла быть после дня, в который Моисей сделал объявление фараону, поскольку, только после этого разговора с Фараоном, Моисей получил указания относительно Пасхи (Исхода). Эти указания, должно быть, были сообщены людям за несколько дней до празднования Пасхи и их исхода из Египта (Исх. 12:3, 6). Дату, несомненно, намеренно оставили неопределенной, чтобы у Фараона могло быть время обдумать последствия выбора, который ждал его и его людей.
Я пройду. Это примечательно, что Сам Господь посетил Египет с десятой язвой, тогда как каждая из прежних были наложены Моисеем и Аароном, как Божьими слугами, через природу.
5. Все первенцы. Этот удар должен был упасть на первенцев людей и животных. Бог не желал уничтожать египтян и их скот, но желал убедить их, что противодействие Его воле о Израиле больше не может допускаться.
6. Великий вопль. Интенсивность Восточных эмоций и широты их проявлений, хорошо известна. Древняя египетская похоронная процессия состояла из вопящих женщин с растрепанными волосами и поднятыми руками, выражающих горе жестами, а также криками. Геродот рассказывает, что египтяне раздирали одежды и били себя в грудь на похоронах (ii. 85), обычай, который также существовал среди семитов. С таким воплем великим в каждом доме плач Египтян мог стать таким, которого никогда не слышали прежде и не услышат больше.
7. Не пошевелит языком. Слово переведенное «пошевелит», ссылается на тот факт, что собака двигает языком, когда рычит. Израиль не испытал ни малейшего ущерба (см. И.Нав.10:21), тогда как среди египтян было бы много умерших.
8. С гневом. Буквально, в «порыве гнева». До сих пор Моисей показал более, чем человеческое терпение в его отношениях с фараоном. Это было отражением многострадального и долготерпеливого характера Бога, посланником которого он был и от чьего имени и чей властью он действовал. Теперь, однако, гнев уходящего слуги Бога был свидетельством жестокому правителю, что время благодати для него заканчивается и гнев Бога вот-вот изольется на него.
9. Господь сказал к Моисею. Большинство комментаторов принимает эти слова в качестве повторения ранее сделанных Божественных заявлений и стремятся перевести их, «как сказал Господь к Моисею». Но они могут также быть взяты в качестве нового обещания Бога Моисею, что Он исполнит предсказание, сделанное ранее (Исх.4:23).
10. Сделали все сии чудеса. Прежде, чем приступить к последней и самой большой из всех язв, Моисей делает паузу на мгновение, чтобы оглянуться на серию чудес, размышляя, что это произошло из-за отказа изменить упрямую волю Фараона. Об укреплении сердца Фараона посмотрите на Исх.4:21.
По материалам библейского комментария АСД