Начало пути — комментарий к ежедневной главе

МоисейИсход глава 13

2. Каждого первенца. Это повеление было дано в день Исхода (см. Исх.12:51). Еврейское слово здесь использованное, ограничивает приказ первенцами, которые находились в опасности от десятой язвы. Дополнительное объяснение, «разверзающего всякие ложесна», показывает, что это только те первенцы, которые были родившимися первым детьми их матерей. Их посвящение было тесно связано с Пасхой. Поскольку Господь сохранил первенцев Израиля, они стали Его специальной собственностью и должны были быть посвящены Ему.
3. Помните сей день. Этот судебный запрет прозвучал с большой силой к концу первого дня путешествия (см. Исх.12:37), когда евреи так явно испытали благословляющую руку своего Бога. Египтяне не только разрешили им уйти, но также и помогли им сделать это побыстрее. Израильтяне хорошо могли прочувствовать, что они были освобождены из «дома рабства».
Не ешьте квасного. См. Исх.12:15—20.
4. Выходите Вы. Буквально, «Вы выходите». Вариант перевода RSV, «Вы должны пойти дальше», хотя грамматически возможно, противоречит факту, так как израильтяне уже начали свое путешествие (см. Исх.12:37, 51).
В месяце Авив. Впервые здесь приводится название месяца. О его значении и месте в духовном календаре евреев посмотрите на Исх.12:2.
5. Земля Хананеев. Посмотрите на Исх.3:8.
О которой клялся Он. Посмотрите Быт.15:18; 24:7; cf .Исх.6:8.
Сие служение. Посмотрите Исх.12:25.
6. Различные выражения и постановления, уже данные в главе 12, особенно в ст.15, 16, 19, 26, 27, повторены здесь в ст. 6-8.

9. Памятником. Некоторые ученые считают, что эта инструкция не была выполнена буквально до времени царств, или возможно даже Маккавеев. Ясные небиблейские доказательства, что евреи носили части закона, прикрепленного к их левым рукам и лбам, появляются приблизительно ко времени Христа. Евреи назвали их «тефилин», который объясняет значение как «молитвы», тогда как греческое значение было «филактерион» (Мф.23:5), от которого произошло английское слово «филактерия». Они состояли из небольших мешочков, сделанных из шкуры чистых животных, пришитых к кожаным полоскам, которыми они привязывались посредине лба непосредственно над глазами и к левым рукам мужчин, которые достигли 13-летнего возраста. Каждое из четырех отделений носимой на лбу филактерии, содержало полоску пергамента, включающего один из четырех следующих отрывков, написанных тщательно: Исх.13:2—10; 13:11–16; Втор.6:4—9; 11:13–21 — всего 30 стихов. Филактерия на руке состояла из одного отделения, но содержала те же самые четыре текста, написанные на одном куске кожи. Она привязывалось с внутренней стороны левой руки немного выше локтя, так, чтобы отрывки из Священного писания могли были быть около сердца. Это было сделано, по-видимому в соответствии с указанием, «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем» (Втор.6:6). Филактерии обычно носили набожные евреи во время ежедневной утренней молитвы, но некоторые, по общему мнению набожные мужчины, целый день. Под предлогом благочестия они часто делали свои филактерии более заметными, увеличивая их — практика, подвергшаяся резкой критике Христа в Мф.23:5. Даже сейчас консервативные иудеи носят филактерии.
Известно, что египтяне часто носили амулеты на теле в форме миниатюрных свитков папируса, на которых были написаны волшебные слова. Израильтяне в более поздние века, возможно, приняли эту суеверную практику от египтян. Но Бог не планировал, чтобы евреи исполнили буквально данное здесь повеление, привязав определенные части закона к их рукам и лбу (ДА 612). Он говорил исключительно о принятии правильных принципов в ум и сердце, разум и эмоции, и применения этих принципов к жизни.
10. Устав сей. То есть постановление опресноков (см. ст.3, 5, 7; и Исх.12:14, 24).
11. Посмотрите на Исх.3:8.
12. Отделяй. Это выражение особенно уместно в случае первенцев животных, которые должны были быть отделены от остальной части стада и сохранены для Господа, чтобы они не затерялись среди других ягнят, козлят и телят. Так как они не должны были быть немедленно принесены в жертву (Лев.22:27), было необходимо отделить их, пока не сделают, как приказано Богом.
13. Каждый из ослов. Судебное указание Числ.18:15, чтобы выкупить каждое нечистое животное говорит, что осел упомянут в этом постановлении как представитель всех нечистых животных.

Каждого первенца человеческого. Первенцы Израиля также должны были быть посвящены Господу. Это не должно было быть сделано как у язычников, убивающих и приносящих их в жертву, но посвятив их Господу как живые жертвы, посвятив все их силы ума и тела на служение Богу. Позже, Бог отделил колено Левия на служение Ему вместо первенцев всех других колен (см. Исх.32:26—28; Числ.3:12-13). В то же время каждый первородный израильтянин должен был быть «выкуплен» или куплен у Господа, оплатой пяти шекелей серебра, как предписано в Числ.3:47; 18:16. В различных странах, и древних и современных, был обычай, чтобы посвящать родившегося первым сына религиозному служению.
14. Посмотрите на Исх.12:26.

15. Когда фараон упорствовал отпустить нас. Буквально, «когда Фараон укрепил себя [его сердце] против отсылки нас». То же самое слово, ранее используемое для ожесточения сердца фараона, появляется также здесь (см. на Исх.4:21).
16. Посмотрите ст. 9.
17. По дороге. Буквально, «к пути» (см. на ст. 18). В Суккот, в месте первой остановки Израиля, была, вероятно, закончена их организация, некоторые положения которой были уже сделаны (ПП 281). Самый короткий и прямой маршрут от Египта до Ханаана проходил дорогой побережья к сектору Газа, и составляет приблизительно 160 миль от Суккот. Прежде чем они были бы готовы овладеть землей Ханаана, они должны были сначала сплотиться вместе как народ и научиться доверять Богу, которого они пока мало знали. Раса рабов, они были безоружны и непривычны к войне (ПП 282). Духовное, интеллектуальное, и политические изменения должны были еще произойти, прежде чем они будут готовы сотрудничать с Богом в завоевании Ханаана.
Не возвратились в Египет. То, насколько реальной была опасность того, что при малейшем поражении или унынии израильтяне возвратятся и снова подчинятся рабству, показывает их поведение в более поздних случаях (см. Числ.14:4). Если бы они знали все, что ждет их впереди, они никогда не были бы готовы уехать из Египта. По всей вероятности, они планировали попасть в Ханаан в течение нескольких недель.
18. И обвел Бог народ. Таким образом, вместо того, чтобы разрешить израильтянам продолжать двигаться самым коротким маршрутом, Бог повел их окольным. Он ранее сообщил Моисею, что люди Израиля должны были собраться у горы Хорив после их исхода из Египта (Исх.3:12). Поэтому он знал заранее маршрут, по которому они должны были следовать, тот самый маршрут, по которому он недавно путешествовал от Мадиана до Египта. Соответственно, люди стали двигаться на юг из Суккот (ПП 282) и достигли границы пустыни в Ефаме (ст. 20). Только после того, как они вышли из Ефама и вошли в пустыню, столб облачный стал вести их (ст. 21).
Дорогою пустынною. Более точно, «к», или «в пути к» (см. Иез.8:5; 21:2; и т.д., где то же самое еврейское слово, derek, переведено «к»). Здесь, как в Исх.13:17, Моисей не называет их окончательное место назначения, а скорее маршрут, по которому они следовали непосредственно после отъезда из Египта. Они не должны были идти «к» Филистимлянам, а скорее «к» или «в направлении» Красного моря. По еврейски передано более точно следующим образом: «путем дикой местности к Красному морю» (RSV). Пустыня, на которую Моисей сослался, лежит между Египтом и Красным морем.
Пустыня Красного моря. Таким образом, дикая местность (пустыня), находящаяся между Египтом и Красным морем (см. выше), не является пустяней Синайского полуострова. Это ясно из следующих фактов:

  1. еврейская грамматическая конструкция, как отмечено выше, указывает на Красное море как на цель этого периода путешествия.
  2. Параллельная конструкция ст. 17, которая читается буквально, «к земле Филистимской», требует что ст. 18 подразумевает «к Красному морю».
  3. Моисей сразу определяет «пустыню» как ту, в которую они вступили, отъехав из Ефама (ст. 20).
  4. Это — пустыня, указанная Эллен Уайт (ПП 282, 283).

Цель Бога в выборе маршрута к Красному морю была двоякой:

  1. израильтяне были безоружны и нетренированны в искусстве войны, и таким образом неподготовлены, чтобы столкнуться с воинственными Филистимлянам (см. на ст. 17). Это причина, которую израильтяне могли понять, и поэтому Бог, дал им в это время (ст. 17).
  2. Поскольку Бог уже проинструктировал Моисея (Исх.3:12), Он ставил целью встретиться с народом у горы Хорив. Там они должны были закончить свою формальную организацию как народ, там Он вступит в отношения завета с ними как с народом, там Он передал бы им Свой святой закон, и там должно было быть установлено служение святилища. Дети Израиля не были готовы понять или оценить необходимость этого, и поэтому Бог не упоминает об этом сейчас.

Сравнительная изоляция южной части Синайского полуострова прекрасно подходила для реализации цели, для которой Бог привел Своих людей к окрестностям горы Хорив. Этот суровый и бесплодный полуостров окружен с двух сторон Красным морем и с третьей — большой пустыней Фаран. Кроме того, что люди получили бы указания, которые Он хотел дать им, но еще лишения долгой и утомительной поездки через гористую пустыню создадут ситуации, в которых у них была бы возможность учиться доверять Ему. Это было очень важная подготовка к выполнению трудной задачи завоевания Ханаана.
Вооруженные. Слово здесь переведенное — «запряженный», истолковывалось различными способами. Некоторые комментаторы думали, что это означало быть «вооруженным», «подпоясанным», или «организованные в пять подразделений». Другие объяснили его как значение «выстраиваемого», «устроенного», или движение «пять в ряд». Тексты, такие как И.Нав.1:14; 4:12; Суд.7:11 побудили многих переводчиков принимать значение «вооруженный» (RSV, «оборудованный для сражения»). Такой перевод поднимает вопрос о том как, откуда, где изгнанные рабы обеспечили себя оружием, и когда они прошли обучение для его использования. Это понимание не может быть правильным, поскольку «они были безоружны и непривычные к войне» (ПП 282). Независимо от этого, правильное значение слова переведено «запряженный» в KJV, это, очевидно, передает идею, что израильтяне уехали из Египта, не как толпа беглецов, но как хорошо организованные люди с мудрым и решительным лидером (см. ПП 281).
19. Кости Иосифа. Хотя здесь и в повествовании о похоронах Иосифа в Сихеме (И.Нав.24:32), не упомянуты никто из других сыновей Иакова, заявление Стефана перед Синедрионом, кажется, подразумевает, что все отцы «были перенесены в Сихем» (Деян.7:15-16). То, что дети Израиля сохранили кости Иосифа, и выполнили просьбу похоронить его в Ханаане (см. Быт.50:24—26), показывает, что они, очевидно, никогда не теряли из виду обещание избавления.

20. Расположились станом в Ефаме. Согласно этому тексту и Числ.33:6 вторая стоянка израильского лагеря находится на «краю пустыни». Ее место не определено. Возможно, однако, еврейское слово Ефам — транслитерация египетского khetem, «крепость». Египетские отчеты сообщают нам о существовании линии укреплений границы от Средиземного моря до Суэцкого залива (см. на Исх.2:15), построенной с понятной целью препятствовать тому, чтобы племена восточной пустыни проникли в Египет и в то же время разработанной, чтобы управлять движением между Египтом и Азией. Так как эти крепости границы расположены на краю восточной пустыни, возможно, что одна из них упомянута здесь. В случае Моисея, по крайней мере, эти пограничные посты не препятствовали тому, чтобы одинокий беглец проскользнул сквозь них и успешно спасся в пустыне (см. на Исх.2:15), но очевидно, что множества Израиля, вероятно, не прошли без согласия охранников. Фараон, очевидно, никогда не думал, что евреи должны пойти в восточную египетскую пустыню и поклоняться Богу там. Возможно, когда пограничники сообщили, что израильтяне спешили через пустыню к Красному морю, Фараон двинулся преследовать их (Исх.14:3; ПП 283).
21. Столб облачный. Как египетский военачальник (ПП 245) и как беглец от Фараона (см. на ch. 2:15), Моисей уже познакомился с общим маршрутом движения. Кроме того, Бог проинструктировал его, что он должен был привести Израиль к горе Хорив (Исх.3:12). Тем не менее, чтобы убедить людей доверять водительству Бога и руководству Моисея двигаться по маршруту, Бог лично направлял их ежедневных поездках. Заявив в Исх.13:18, что Бог вел израильтян, Моисей теперь объясняет, как Он делает это. В древности командующие армией время от времени использовали дым или сигналы огня, чтобы вести войска в поход через бездорожья пустыни. Израильский Столб облачный и огненный, однако, не был создан обычными средствами, но был удивительным проявлением присутствия Христа (1Кор.10:1-4, 9; ПП 366), который явился им, как только они покинули Ефам и вошли в пустыню. Кажется, там был всего лишь один «столп» (Исх.14:24), поскольку, сияя в темноте он все равно назывался «столпом облачным» (ст. 19) или просто «облаком» (Числ.9:21). Днем он являлся им как темное облако, в отличие от света солнечного, а ночью как сияющий свет (Числ.9:15-16). В этом облаке Сам Господь находился рядом со Своими людьми, и из облака Он говорил с Моисеем. Там слава Господа, позже известная как «Шекина», являлась (Исх.16:10; 40:34). Похожим способом Господь уже показал Себя Моисею в неопалимой купине (Исх.3:2), и позже явился на Синае среди грома и молний (Исх.19:16, 18). Огонь и облако символизировали божественное руководство и защиту.

Днем и ночью. Буквально, «в течение их путешествия днем и ночью». Из этого не следует, что Бог предназначил израильтянам путешествовать ночью и днем. Скорее, они были в пути и день и ночь до такого времени, пока они не достигнут места назначения. Как ясно заявлено ранее в стихе, столб облачный должен был вести их днем вдоль их пути и освещать их лагерь ночью. Добавленное выражение, «чтобы идти днем и ночью», объясняет тот факт, что облако никогда не оставляло их. Это включает стоянку ночью, а путешествие днем. И KJV и RSV подразумевают, наоборот, что они путешествовали ночью — понятие, не оправданное контекстом.
22. Не отлучался. Буквально, «не уходил», или «не отбывал», RSV. Последнее особое упоминание об облаке находится в Числ.16:42, хотя Числ.20:6 может ссылаться на него. От Неем.9:19 и Числ.9:15—23 мы приходим к заключению, что столб облака и огня пребывал с Израилем во время их странствия по пустыне. После этого нет никакого упоминания о нем в книге Иисуса Навина. Возможно, облако исчезло как раз перед переходом через Иордан в конце этих 40 лет.
Тот факт, что столб облака оставался с Израилем в течение их долгого путешествия, даже когда они были неверны, является гарантией христианину, что Бог не оставит его на пути этой жизни. Обещание Иисуса Его ученикам, «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20), никогда не подводило никого, кто готов следовать, куда Он ведет. Нет никакого опыта жизни, в котором Бог покидает нуждающегося. Он присутствует в самые темные ночи страдания и разочарования, а также в самые яркие дни радости и успеха. Правда, мы ищем чаще Его ночью, когда осознаем нашу нужду, но возможно, мы еще больше нуждаемся в Нем в течение дня, когда мы склонны чувствовать себя уверенными самостоятельно. Видимый столп может больше не будет заметен, но присутствие Бога все еще будет ощущаться в опытах людей, церкви и стран. Блажен человек, чьи глаза не так омрачены, чтобы он мог различить водительство Господа.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version