Уроки манны — комментарий к ежедневной главе

МаннаИсход глава 16

1. Они отправились в свой путь. Из Элима, возможно в Вади Гарандел, где израильтяне, вероятно, провели несколько дней, или возможно даже недель, прежде чем поездка возобновилась. Согласно Числ.33:10, где представлен более полный маршрут, чем в Исходе, следующим местом остановки было Красное море. Это, кажется, было на широкой равнине elРMarkha, которая граничит с Красным морем и находится на дороге к египетским медным рудникам в Вади MaгaЖрa.
Пустыня Син. Различные мнения существуют в отношении местоположения пустыни Син. Некоторые комментаторы предположили, что имя было дано этой области из-за множеств тернистых кустарников, чье имя подобно Heb., seneh. Другие думают, что это имя, а также само слово Синай, произошло от имени лунного бога, Син, которому поклонялись на Синайском полуострове. Пустыня Син была по-разному отождествлена с

  1. сухой, бесплодной прибрежной равниной elРQaЖa, к северу от существующего портового города ToЖр,
  2. медным рудником долины Вади MagaЖрa,
  3. равниной Деббет erРRamleh, к северу от Джебеля Мусы в сердце Синайского полуострова, и
  4. оазисом Фейрэн.

Две последних территории заслуживают меньшего внимания, чем первые, так как они расположены довольно далеко на юге.
Второй месяц. Израиль был в пути точно один месяц (см. Исх.12:2, 6, 11-12; Числ.33:3). Так как упомянуты семь мест стоянки (Числ.33:5—11) и одна трехдневная поездка в пустыню (Исх.15:22), очевидно, что время стоянок, должно быть, было большим или были еще не упомянутые остановки.
3. Котлы с мясом. Приученные в Египте видеть в своем рационе мясо, хлеб, рыбу и овощи (Числ.11:5), они восстали против Моисея и Аарона.

4. Я одождю вам хлеб. Терпение и доброта Бога к Его избранным детям в этих случаях ропота замечательны. Признавая, что их умы были все еще столь же рабскими, а их вера неразвитой как и тогда, когда они были в Египте, Бог не проявил Себя обиженным при их ропоте, но посылал помощь всякий раз, когда они оказывались в беде. Это была Его цель — научить их доверять своим Божественно назначенным лидерам и иметь веру в Него.
Явление, описанное здесь и в другом месте в Библии (Втор.8:3; Неем.9:15; Пс.78:23-25; 105:40; Ин.6:31), может быть удовлетворительно объяснено только чудом. Объяснение определенных современных толкователей Библии, что «манна» (Исх.16:15), была выделениями различных тлей, нелепо. Исследовав эту так называемую «манну» в 1927, Ф. С. Боденхеймер из Еврейского университета в Иерусалиме, нашел, что различные тли, цикады и щитовки питаются тамарисками (небольшие деревья или кустарники) Синайской дикой местности и выделяют избыточные углеводы в форме капель медвяной росы. Последние испаряются в частицы, напоминающие серый иней. Это, как предполагается, и была «манна», как говорил Иосиф Флавий (Древности iii. 1. 6) и было найдено на Синае в его время. Принятие рассказа Исх.16 устраняет возможность, что «манна» тамариска могла быть той чудесной пищей, которой израильтяне питались в течение 40 лет. Небесная манна выпадала на протяжении всего года, но исчезла, как только евреи вошли в Землю Обетованную (И.Нав.5:12). «Манну» тамариска находят на Синае только в течение июня и июля. Производство этой фабрики «манны» чрезвычайно маленькое и никак не могло дать возможность накормить много людей, тогда как Бог кормил всю страну Своей манной в течение почти 40 лет. Кроме того, библейская манна не сохранялась даже к следующему дню, за исключением Субботы (Исх.16:19-20), и могла запекаться (ст. 23). Напротив, тамариск «манна» может быть сохранен в течение нескольких дней, но не может использоваться для выпекания. Эти точки расхождения показывают, что принятие современной интерпретации, которая объясняет манну как натуральный продукт Синая, означает отказ от Библейских записей. Эти и другие современные объяснения, которые сделаны с целью избежать любого признания Божественного чуда, не заслуживают дальнейшего рассмотрения.
Чтобы Мне испытать его. То, что изобилие манны было создано Богом, как средство воспитания, видно из этих слов. Чудесное возникновение пищи должно было научить людей уважать и подчиняться Его святому закону.
5. В шестой день. Здесь Моисей указывает кратко на природу теста, подразумеваемого в ст. 5. Упоминание «шестого дня» напоминает шестой день недели творения (Быт.1:31), единственное происхождение этого выражения, и тот факт, что за шесть дней Бог завершил Свою работу творения (Быт.2:1—3).

Рассмотренная вместе с Быт.2:1—3 и Исх.20:8—11, эта ссылка ясно указывает на факт, что евреи знали о еженедельном цикле до дарования закона на Синае (cf. Быт.29:28). Седьмой день, в который манна не выпала, был «святая суббота Господу» (Исх.16:22—30), и в него люди должны были «отдыхать» (ст. 30). На еврейском слово «Суббота» означает «отдых». Вместе с ст. 23, ст. 5 указывает, что только у седьмого дня было имя, «святая суббота», тогда как другие шесть дней назывались порядковыми именами, например, первый, второй, третий день, и т.д.
Вдвое больше. В шестой день должно было выпасть вдвое больше манны, и они должны были собрать вдвое больше (ПП 296). Эта еженедельная забота и деятельность, требуемая для подготовки к субботе, должны были быть для Израиля уроком о важности субботы.

6. Узнаете вы. Первым доказательством израильтянам того, что Бог услышал и отреагировал на их ропот, стало появление перепелов уже вечером того дня, в который Моисей и Аарон обратились к ним (см. против 12, 13).
7. Слава Господа. Эти слова не относятся к проявлению Божественной славы, которая немедленно следовала за Моисеем и Аароном (см. ст. 10), но к удивительному дождю манны утром, действию, в котором великая сила и слава Бога были бы очевидны.
Кто мы? Ропот народа, направленный на Моисея и Аарона как их лидеров, был, в действительности, направлен против Господа. Хотя Моисей и Аарон делали, но они выполняли Его указания. Бог поэтому проявил Свою славу людям как доказательство, что Он услышал их ропот. Это проявление божественной власти более полно объяснено в ст. 8.
8. Вечером. Большая часть этого стиха — повторение заявлений, сделанных ранее. Однако есть важное дополнение в прямом ответе на ропот народа. В их жалобе они упомянули «котлы с мясом» и «хлеб» Египта, который они очень хотели (ст. 3). Мясо и хлеб они теперь имели бы «в полной мере». Бог продемонстрировал, что мог дать им в пустыне, что давал Египет, и даже больше.
9. Предстаньте перед Господом. Прежде чем обещанная еда должна быть дана, Моисей потребовал, чтобы люди предстали перед Господом и признали, что Он был тем, против кого они восстали. Поскольку руководство Моисея и Аарона было подвергнуто сомнению, Богу было необходимо показать людям, что Он одобряет действие Своих верных слуг и будет исполнять их обещание.
12. Вечером. Буквально «между этими двумя вечерами» (см. на Исх.12:6).
Вы будете есть мясо. Только в редких случаях Господь предлагал израильтянам мясо. Зарегистрированы два случая, один здесь в пустыне Син, а другой в Киброт-Гаттааве в пустыне Фаран (Числ.11:31—34). Израиль фактически не нуждался в мясе для пищи, так как «хлеба небесного» (Пс.78:24) было достаточно, чтобы удовлетворить все их нужды.
13. Перепела. Некоторые комментаторы объяснили, что слово переведенное как «перепела», обозначает или летающую рыбу или саранчу, но Пс.78:27 проясняет, что это были «птицы пернатые». В настоящее время общепризнано, что слово «перепел» является правильным переводом. Этот перепел Coturnix communis — пернатая дичь приблизительно 10 дюймов в длину, принадлежит тому же самому семейству, что и фазаны, куропатки и шотландская куропатка. Это напоминает американского перепела. Орнитологи сообщили о больших миграциях перепела из Румынии, Венгрии и южной России, через восточное Средиземноморье в Северную Африку. Из Синая тысячи перепелов в день были экспортированы на рынки Европы. Много древних египетских картин изображают людей, охотящихся на перепелов с ручными сетями, которые набрасывают их на кустарники, где перепела отдыхают.
14. Мелкое круповидное. Когда роса испарилась перед восходящим солнцем, там остался тонкий слой вещества, которое можно легко собрать в мешки. Это, похожее на серый иней вещество, в другом месте охарактеризовано как кориандровое семя (Числ.11:7)

15. Это — манна. Два еврейских слова man huХ, таким образом переведенные, долгое время оставались загадкой для ученых. Слово человек едва могло быть переведено как название небесного хлеба, впервые в ст. 31. Некоторые поэтому перевели это выражение как «Это — подарок», но это снова неубедительно. Самая вероятная интерпретация — перевод Септуагинты — «Что это?» вариант, поддерживаемый следующими словами «Ибо не знали, что это». Но арамейский человек не имеет в виду «какой», но «кто». F. M. Th. Bцhl, однако, показал, что «man» было старой Семитской частицей, означающей «что». Это появляется как манна, в палестинских Письмах Amarna, документах, написанных в 14-м веке до Р.Х. Мы можем, поэтому, прийти к заключению, что эта короткая фраза должна быть переведена «Что это?» (LXX), или «Что то?» (RSV). Это восклицание показывает удивление евреев, когда они обнаружили незнакомое вещество.
Окончательное решение этой проблемы, отмечено выше, является одним из многих доказательств того, что Пятикнижие не было написано спустя многие века после Исхода, как полагают многие современные ученые. Слова и выражения, такие как это, найдены только в документах с середины второго тысячелетия до н.э., и не использовались бы писателем в первом тысячелетии, поскольку он не мог бы знать об их существовании во время Исхода. История Исхода была написана современником того великого события, тем, кто был знаком с фразеологией того времени, и знал, как использовать ее.
Они не знали, что это было. Эта объяснительная фраза показывает, что предыдущее восклицание евреев было одним из возгласов удивления и вопроса. Они, возможно, не сказали, «Это — манна», когда они не знали, что это было, и Моисей должен был сказать им, что это был хлеб с небес. Если бы они сразу поняли, что это была еда и ее послал им Бог, не было бы никакой потребности Моисею говорить им это.
16. Гомор для каждого человека. Гомор был 10-й частью eфы (ст. 36), то есть около 2,2 литра. Считается, что чаша, часто изображаемая на еврейских монетах первого христианского века, представляет гомор ячменя нового урожая, представленный в Храм, как предложение первых плодов.
18. Когда они меряли его. Повинуясь повелениям Моисея, израильтяне собрали новую еду. После измерения его они нашли, что, независимо от количества, фактически собранного любым, было ровно столько же гоморов, сколько было людей в семье. Бог, таким образом, не только давал им пищу чудесным способом, но и заботился, чтобы все получили достаточную порцию.
19. Не оставляй сего до утра. Бог предоставил израильтянам еду, для которой они не трудились, но Он не хотел, чтобы они стали ленивыми. Каждый день они должны собираться, чтобы иметь что-либо, поесть. Кроме того, они должны подниматься рано, так как манна таяла, «когда же обогревало солнце» (ст. 21).

Хотя не было никаких полей, которые нужно было пахать или собирать урожай, факт, что они должны были подниматься рано, чтобы собирать пищу, показывает, что Бог запланировал каждую деталь этого явления для пользы и наставления людей. Бедность и нужда — награда тех, кто спит допоздна (см. Пр.6:9—11).
20. Завелись черви. Это следствие попыток запасти манну было также, вероятно, сверхъестественным. Оно служило в качестве наказания непослушным, и эффективно проверяло тех, кто небрежно игнорировал Божьи указания.
21. Оно таяло. Посмотрите на ст. 19.

22. Вдвое больше. В шестой день произошло другое чудо. Это было уже показано Моисею, что люди должны были собрать вдвое больше в пятницу, чем в другие дни (ст. 5), и эту информацию Моисей передал людям, чтобы «они собрали вдвое больше». Но ничего не было пока известно относительно его удивительного сохранения в субботу, ни относительно того факта, что ее не будет в субботу. Собирая двойной объем в пятницу утром, люди выполнили указания, данные к тому времени. Но опыт, приобретенный в течение недели подсказывал, что оставшийся продукт испортится к утру (ст. 20). Эту проблему главы родов теперь изложили Моисею. Очевидно, Бог задержал особые указания относительно субботы до этого самого времени, так как они не были так необходимы среди недели.
23. Сберегите до утра. Моисей понял, что Бог даровал манну таким способом, которым День покоя должен был быть освящен (ст. 4). Очевидное незнание людей относительно субботы, вместе с инструкциями Моисея относительно нее и тем фактом, что некоторые пытались найти манну в День субботний, несмотря на предупреждение, что ее не будет, показывает, что израильтяне в основном потеряли представление о Божьем святом дне во время их пребывания в Египте. Строгие требования надсмотрщиков, прежде всего, были ответственны за эту слабость в отношении соблюдения субботы (ПП 258).
Что надобно варить, варите. На современном английском языке, «Вскипятить, что должно кипеть» (RSV). Вся подготовка еды должна была быть закончена, прежде чем День покоя начался. Позже, Моисей приказал людям даже не разжигать огонь в день День Субботний (Исх.35:3), и, по крайней мере, один человек был побит камнями за нарушение этого приказа (Числ.15:32—36). Принцип состоит в том, что любой труд не должен был совершаться в День покоя, если он может быть сделан в другое время. В теплом климате пустыни для здоровья не было важно есть теплую пищу в день покоя. Было необходимо сделать так, чтобы быть в гармонии с принципом, что День субботний был создан для человека (Марк 2:27-28), и что «можно в субботы делать добро» (Мф.12:12). Без выпечки и варки люди могли обойтись без всякого ущерба их здоровью, и Бог запретил их, чтобы люди могли бы учиться полагать «различие между святым и несвятым» (Иез.22:26). В наше время все, что может быть сделано в пятницу, во время подготовки к субботе, должно быть сделано заранее (6Св-ва 355), и в то же время еда Дня субботнего должна быть и здоровой и аппетитной (6Св-ва 359).
24. Они отложили до утра. Большинство людей повиновались и увидели новое чудо, когда часть, отложенная на субботу «не воссмердела, и червей не было в ней». В течение 40 лет эта еженедельная процедура учила людей делать в пятницу подготовку ко дню покоя и делать сам День субботний действительно днем отдыха.

25. Суббота Господня. Или, «Сегодня суббота Господа». Хотя определенный артикль «the» не появляется в еврейском тексте, грамматическая конструкция, разрешает такой перевод. Та же самая еврейская словоформа, «день отдохновения», появляется также в четвертой заповеди, где KJV называет его, соответственно, «суббота» (Исх.20:10). В обоих случаях, однако, строгий перевод потребовал бы, чтобы он был предоставлен «днем субботним». В то же время «день субботний» был бы полностью допустим.
Нет ничего в этом тексте или в его контексте, чтобы указать, что День отдохновения был здесь дан израильтянам впервые, как некоторые предположили. Фактически, подразумевается, что они уже знали о Дне отдохновения, но стали небрежными в его соблюдении (Исх.16:4). Поэтому повеление о субботе было возобновлено и ее соблюдение было укреплено, как святого дня (см. на ст.27-28).
Еврейское выражение shabbath, «отдых», здесь правильно предоставленный как «суббота», переведено в ст.23 и 26 и в Исх.20:10 как «суббота». Однако в ст. 29 и Исх.20:8 еврейский текст читает hashshabbath, который правильно переведен как «день субботний». Выражение «день субботний» — «отдых» — описывает, как седьмой день отличают от предшествовавших шести трудовых дней. «День субботний» — «остальные» — описывает отличительный характер отдыха седьмого дня; а именно, отдых, увековечивающий память шести дней Божьего творения, и учреждение святого дня отдыха.
26. Шесть дней. Эти слова подобны словам из четвертой заповеди Декалога. Здесь, упоминание сделано не только о субботе, как дне святого отдыха, но также и шести днях работы, предшествующей ему. В плане Бога относительно человека эти шесть рабочих дней имеют не меньше значения, чем суббота. Их дали человеку для его собственного использования. Но седьмой день недели святой (ст. 23). Его нужно использовать в соответствии с Богом данными указаниями, как определено в четвертой заповеди.
День субботний. Здесь еврейский текст использует определенный артикль (см. на ст.25, 28). «Суббота» является священным установлением, назначенным в конце недели создания. Даже тогда это был День покоя (Исх.20:11).
27. Некоторые люди. Как обычно, были некоторые, кто или не верил тому, что Моисей сказал и хотел лично убедиться, выпала ли манна, или преднамеренно нарушали заповедь из-за упрямого желания поступать по-своему.
28. Долго ли будете вы уклоняться? В разговоре с Моисеем лично, Бог обращается к стране в целом и к непослушным людям, в частности. Это очевидно из использования в еврейском языке множественной формы глагола, «отказываются». Уже был один случай неповиновения, когда была сначала дана манна (ст. 20), но теперь произошел более серьезный случай. Бог, обращается к ним как судья.

Более поздняя история Израиля показывает ясно, как «долго» это продолжалось, пока они не извлекли этот важный урок. Вопрос Бога, «Как долго?», подразумевает, что они в течение долгого времени отвергали субботу в полном осознании факта, что они делали неправильное (см. на ст.25, 27).

29. Смотрите. Терпение Бога к Его упрямым людям удивительно, и преподает важный урок тем, кто склонен быть нетерпеливым. Вместо того, чтобы всегда наказывать Израиль за повторяющийся ропот и акты неповиновения, Бог снисходит, чтобы рассуждать с ними, объясняя цель Его требований. Суббота была церковным праздником отдыха, который они не должны были изменять; следовательно, собирали двойную часть еды накануне.
Оставайтесь каждый у себя. Израильтянам было предписано остаться дома в субботу, и не выходить для сбора манны или любой другой цели. Их время в тот день должно было быть проведено в отдыхе дома и в размышлении над священными истинами. Бог уже приказал Израилю собраться для поклонения в дни, определяемые как «святые» (Исх.12:16), практика, которая последовательно применялась и к другим «святым» дням (см. Лев.23:2—4, 7, 8, 21, 24, 27, 35–37). В период времени после плена евреи составили и ввели в жизнь строгие инструкции относительно отъезда из городов или деревень в субботу. Никому не разрешали путешествовать дальше, чем 2,000 локтей или приблизительно две трети мили. В Новом Завете это расстояние обычно упоминается как «расстояние субботнего пути» (Деян.1:12). Бесконечные, искусственные постановления о праздновании субботы строго исполнялись ортодоксальными евреями, даже со времен Библии, так что в итоге День субботний, созданный Богом, чтобы быть отрадою (Ис.58:13), стал бременем.
30. Покоился народ. Не находя в субботу утром манны, и осуждаемые за то, что вышли, люди начали отдыхать в субботу.
31. Дом Израиля. Некоторые самые старые переводы, такие как Септуагинта, сирийский, и арабский перевод, читают «детей» вместо «дома». Возможно, что «дети Израиля» ближе к оригиналу, чем «дом Израиля».
Манна. Никакое объяснение этого имени, не нашло всеобщее одобрение. Некоторые предположили, что это может означать «подарок», но более вероятно, что слово обязано своему происхождение оригинальному восклицанию удивления, man huХ, «Что это?» (см. на ст. 15).
Как семена кориандра. Трава, Coriandrum sativum, который растет в диком виде на Ближнем Востоке. Его ароматный плод, названный «семенами кориандра», используется для приправы и лекарственных целей. Цвет семени беловатый или желто-серый. В Числ.11:7 это сравнено с ароматической смолой (см. на Быт.2:12).
Вафли. Еврейское слово, таким образом переведенное, встречается только здесь в Библии и неясно. Авторы Септуагинты переводят его словом egkris, так согласно греческим литературным источникам, называется пирог, сделанный из муки, масла и меда. Израильтяне описали манну на вкус как лепешку с медом (Исх.16:31) и как будто испеченную со свежим елеем (Числ.11:8).
33. Возьмите сосуд. Эта команда была дана после монтажа ковчега (ст. 34), но связана здесь, чтобы принести сосуд с манной перед Господом. Перевод «сосуд» — от египетского слова, означающего довольно большую флягу. Здесь, однако, это слово, кажется, использовалось, чтобы описать сосуд из золота, соответствующий ковчегу.

34. Ковчег Свидетельства. Не ковчег завета, которому это имя никогда не давалось, но две каменные скрижали, на которых было написано перстом Божьим (Исх.25:16—21; 40:20; и т.д.). Сосуд с манной был сохранен в ковчеге (Евр.9:4) перед двумя каменными скрижалями.
35. Сорок лет. Это заявление было написано Моисеем незадолго до его смерти или позже добавлено вдохновленным писателем, вероятно Иисусом Навином. В пользу авторства Моисея говорит выражение, «пока они не прибыли в землю населенную», к которой добавлено, «пока они не прибыли к границам земли Ханаанской». Это не должно относиться к переходу через Иордан, но к землям к востоку от Иордана. Автор пишет точно, поскольку Моисей, как можно было бы ожидать, написал это в конце его жизни. Более поздний писатель был бы более определенным, и вероятно отметил бы, как Иисус Навин сделал это в своей книге (И.Нав. 5:10–12), точное время, когда манна прекратила появляться.
Эфа. Приблизительно 5 галлонов.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version