Приезд Иофора — комментарий к ежедневной главе

Иофор и МоисейИсход глава 18

1. Иофор, священник Мадиамский. Посмотрите на Исх.2:16, 18.
2. Сепфора, жена Моисея. Посмотрите на Исх.2:21.
После того, как он отослал ее назад. Некоторые комментаторы думали, что Сепфора оставила своего мужа в гневе после обрезания ее сына на пути к Египту (Исх.4:24—26). Эта точка зрения неосновательна, так как нигде не записано, что она сама возвратилась к своему отцу, но что Моисей отослал ее назад. Это он сделал для ее собственной безопасности (ПП 255), ввиду опасности, которой Сепфора и ее сыновья могли подвергнуться в Египте во время борьбы с Фараоном (см. также ПП 383).
3. Гирсам. Посмотрите на Исх.2:22.
4. Елиезер. Второй сын Моисея не был ранее упомянут по имени, но это, вероятно, он был обрезанным Сепфорой на пути к Египту (Исх.4:25). Имя Елиезер означает «мой Бог — [моя] помощь». Напротив, имя, которое Моисей дал своему первому сыну, Гирсаму, означает «изгнание» (Исх.2:22), отражая дух отчаяния, естественного для изгнания. Имя второго сына показало благодарность отца за Божественную защиту, которую он испытал во время его жизни в Египте. Имя Елиезера упомянуто и объяснено здесь впервые и нет веской причины считать, что у него не было имени. Из 1Пар.23:17 мы узнаем, что у Елиезера был один сын, Рехавия, потомки которого стали многочисленными во время Соломона.
5. Гора Бога. «Горой Бога», где Иофор нашел Моисея и израильтян, расположившихся лагерем, был Хорив (Исх.3:1). Это было в том районе, где Бог явился Моисею в пламени куста. Недалеко отсюда Моисей ударил по скале и дал воду измученным жаждой людям (Исх.17:6).
6. И дал знать. Еврейский текст может также быть переведен, «и кто-то сказал», или, «и он сказал». Это согласуется лучше с контекстом, потому что Иофор и Моисей еще не встречались (см. ст. 7). Кажется, что Иофор, приблизившись к лагерю, послал посыльного Моисею, который говорил от его имени и объявил о его прибытии. RSV читает, «И когда сказал Моисею», и т.д.
7. Моисей вышел. Восточная вежливость требовала такого уважительного поведения и в случае приветствия гостя (см. Быт.18:2; 19:1; Лук.15:20; и т.д.). Очевидно, Моисей стремился принять Иофора с почестью и уважением. Он не только вышел, чтобы встретить его, но и поклонился перед ним, как перед начальником.
8. Моисей рассказал. Иофор, вероятно, слышал что-то о истории избавления Израиля. Новости об удивительных событиях, которые предшествовали Исходу, а также победе над египетской армией в Красном море, должно быть, распространились как пожар через страны, граничащие с Египтом.
10 Благословен Господь. Каждый шаг Иофора показывает, что он был религиозный человек и верующий в истинного Бога. И его благодарность Господу Богу Израиля, подтверждает это.
Избавил народ. Повторение того, что было уже сказано в первой части стиха. Подобно Септуагинте, RSV опускает последнюю часть стиха. Но, в отличие от Септуагинты вставляет ее посреди ст. 11

11. Ныне узнал я. Этот текст не легко объяснить, и он использовался некоторыми комментаторами как доказательство того, что Иофор исповедовал многобожие. Иофор, однако, был «благочестивым священником Мадиамским» (ПП 301). Здесь, с дополнительными доказательствами, записанными Моисеем, Иофор просто вновь подтверждает свою веру в истинного Бога.
Паче всех богов. Это заявление еще менее ясно, чем предыдущее. Переводчики KJV, очевидно, поняли, ято Иофор сказал, что Бог показал Себя выше богов Египта. Более буквальный перевод читал бы, «Даже в самом вопросе, что они [египтяне] упорствовали против них [израильтян]». Такой перевод говорит, что превосходство Господа показано в способе, которым гордость египтян была унижена властью Бога (см. на ст. 10).
12. Принес жертвоприношение. Жертвы были установлены Самим Богом, как только грех вошел в мир (см. на Быт.3:21; 4:3-4). Практика приношения жертв была увековечена всеми, кто знал и чтил Бога (см. Быт.4:4; 8:20; 12:7-8; 22:13; и т.д.). Как и Мелхиседек (Быт.14:18), Иофор был священником истинного Бога (Исх.2:16; ПП 301), и поэтому имел право приносить жертвы. Казалось, что Мадианитяне были идолопоклонниками (Числ.25:17-18; 31:16). Моисей, Аарон и старейшины Израиля не принимали бы участия в принятии жертвенной пищи, если бы она была запятнана языческими обрядами или совершена человеком, который не был служителем Бога Небесного.
Есть хлеб. Из самого жертвоприношения ничто не съедали. Оно полностью сжигалось, так как считалось полностью принадлежащим Богу (Лев.1:3—17). Другие жертвы, здесь упомянутые, были таковы, что, после того, как кровь была вылита перед Богом и определенные части тела сожжены на жертвеннике, «старейшины» могли съесть то, что осталось (см. 1Цар.2:15-16).

13. Моисей сидел, чтобы судить. В древние времена правитель, будь то царь, князь или вождь, являлся также судьей. Законодательная, исполнительная и судебная власть была возложена на одного человека. В течение нескольких веков, предшествующих монархии, руководителей Израиля назвали «судьями», и их работа упоминалась как «суд». Как преемники Моисея, правители Карфагена также носили титул «судей». Со времени, когда он был принят как вождь народа (Исх.4:29—31), Моисей, оказывается, считал себя обязанным выслушать и решить все жалобы, которые возникали среди людей. До этого времени он не делегировал судебные полномочия никому. Это не могло прийти ему в голову, потому что в Египте судебная система функционировала с судьями, назначенными фараоном. Может быть он сомневался в способности своих соотечественников, которые были рабами всю свою жизнь, служить в такой должности.
С утра до вечера. Мы не знаем, был ли Моисей всегда так же занят, как на следующий день после прибытия Иофора. Комментаторы предположили, что многие жалобы, возможно, возникли из-за дележа добычи Амаликитян, или что необычная ситуация, в которой оказались люди, внезапно освобожденные из рабства, произвела больше проблем, чем бывает обычно. Они жили всю свою жизнь под твердой рукой египетских надсмотрщиков, не имея возможности принимать собственные решения. Внезапно они стали сами себе хозяевами и должны были теперь жить вместе, как равные. При таких обстоятельствах гладкая и гармоничная жизнь общества может быть возможной только тогда, когда соблюдаются всеми понимаемые и принимаемые правила.
14. Для чего ты сидишь один? Упрек Иофора не касался метода суда Моисея. Он не возражал, как некоторые комментаторы думали, против того, что Моисей сидит, а это может быть унизительным для людей, которые в это время стояли. Он желал, однако, того, что Моисей должен был разделить свое бремя, делегировав определенные обязанности руководства другим, могущим выполнять их.
15. Просить суда у Бога. Это, несомненно, означает, что люди приехали к Моисею как к тому, кого они считали говорящим от имени Бога. Они не обращались к Моисею, как к судье, каких они знали в Египте, но смотрели на него, как на вестника Бога. Очевидно, это было также точкой зрения Моисея, и так как Господь не проинструктировал его иначе, он чувствовал своей обязанностью выносить решения по всем делам, открытым ему.

16. Я сужу их. Некоторые комментаторы ссылались на уставы и законы как доказательство того, что посещение Иофора произошло после получения закона на Синае. Другие считали, что практика, описанная в этом отрывке, не была бы необходима после получения закона, и что его посещение происходило перед принятием закона, официально объявленного Израилю. Последнее объяснение кажется предпочтительным. Бог не оставлял Свой народ на протяжении тысяч лет без морального закона. Каин знал, что убийство было грехом (Быт.4:8—13), Сим и Иафет продемонстрировали знакомство с законом, избежав непристойности (Быт.9:23), Авраам соблюдал заповеди Бога (Быт.26:5), и даже филистимский царь Авимелех знал, что супружеская измена была «большим грехом» (Быт.20:9). Упоминание «моих заповедей, моих уставов и моих законов» (Быт.26:5) во времена патриархов ясно показывает знание людьми Божественных законов еще до Синая. Моисей, который в течение 40 лет его пребывания в пустыне делал записи истории отношения Бога с патриархами, должен был быть хорошо знаком с моральными принципами, изложенными в книге Бытие.
18. Ты измучишь себя. Иофор показал мудрость в совете, который он дал зятю. Это наша священная обязанность — заботиться о здоровье, и не перенапрягать напрасно свои силы.
19. Будь ты для народа посредником пред Богом. Или, «Ты должен представлять людей перед Богом» (RSV). Отвечая на объяснение Моисея относительно того, почему люди приехали к нему и почему он согласился иметь дело с их всевозможными проблемами, Иофор показал, что одно дело установить принципы и совсем другое, чтобы применить их. Моисей мог бы оставить себе законодательные функции, и в этом качестве передавать людям Божественные принципы. Но он должен был избрать мужей, которые были бы в состоянии применять эти принципы к различным ситуациям, которые возникали, и делегировать этим людям судебная функции (ст.21, 22).
Представляй Богу дела. В трудных случаях Моисей фактически представлял проблемы Богу и получал от Него указания относительно решений, которое он должен был принять (см. Числ.15:32—36; 27:5–11).
20. Уставы и законы. Различие у Иофора между «уставами» и «законами» не ясно. Некоторые считают, что «уставы» имеют отношение к религии, а «законы» — инструкции относительно гражданских и социальных вопросов. Другие объясняют первые, как «частные, конкрегные» , а вторые, как «общие» постановления. Совет Иофора, что Моисей должен «указывать им путь [Его], по которому они должны идти», действительно ясно показывает, что он подразумевал, что Моисей должен установить общие принципы, чтобы гарантировать равенство и справедливость. RSV передает эти два слова как «уставы», или сами законы, и «решения», или принципы, которыми будет сопровождаться применение законов.

21. Способные люди. Иофор не только порекомендовал Моисею выбирать «способных людей», но и перечислил качества, которые эти люди должны иметь — благочестие, моральная чистота и справедливость. Если бы эти качества были обязательны и сегодня при выборе людей для ответственного служения в правительстве, то сила страны была бы значительно увеличена.
Руководители. Система, предложенная Иофором, гарантировала бы справедливое отношение ко всем. Легкие вопросы могли быть решены главами семей, «десятиначальниками». Более трудные случаи были бы отнесены к следующей, более высокой инстанции. Серьезные вопросы были бы принесены «тысяченачальникам».
22. Во всякое время. Вместо того, чтобы Моисею время от времени рассматривать дела и принимать решения целый день, рассмотрение проблем должно было делаться быстро, по мере их возникновения.
23. И Бог повелит тебе. Хотя Иофор был убежден в правильности его совета и важности его последствий, он, тем не менее, скромно оставил выбор принятия его Моисею. Зная, что его зять действовал согласно Божественной воле в этих вопросах, он понимал, что успех этого плана будет обеспечен только если Бог одобрит его, и только на этом условии Моисей бы смог принять его. То, что Моисей поступил в соответствии с советом Иофора, является доказательством, что он действительно получил Божественное одобрение, и что давая этот совет, Иофор, должен был быть вдохновлен Божьим Духом.
25. Моисей выбрал способных людей. Стихи 24–26 производят впечатление, что Моисей немедленно выполнил совет Иофора. Но отрывок Втор.1:9—15 показывает, что Моисей не произвел выбор этих судей, пока закон не был дан на Синае. Моисей, очевидно, ждал Божественного одобрения плана. Описание плана связано здесь, в соответствии с привычкой Моисея записывать события по важности, а не в хронологическом порядке. Если не помнить эту литературную особенность Моисея, можно прийти к ошибочным выводам (см. на Исх.16:33, 35). Как явствует из Втор.1:13, что вместо того, чтобы выбрать людей самостоятельно Моисей доверил их назначение народу, после чего он наделил их властью.
Поставил их. Со времени их назначения «правители» не были просто судьями, но «главами» «подразделений», с властью над ними на марше, в лагере, и на поле битвы (см. Числ.31:14). И гражданские и военные функции, кажется, были объединены.
27. Он пошел в землю свою. Иофор, должно быть, считал свой визит в израильский лагерь одним из важнейших событий в его жизни. Он там услышал из первых уст рассказ о чудесных деяниях Бога своего предка Авраама, которому он служил и благодаря этому его собственная вера укрепилась.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version