У горы Синай — комментарий к ежедневной главе

У горы СинайИсход глава 19

1. На третьем месяце. Месяц Сиван, приблизительно соответствует концу мая или началу июня. Стихи 1 и 2 описывают последнюю часть пути израильтян к горе Синай. Там, у горы Синай произошло одно из важнейших событий еврейской истории, объединение Израиля как церкви и нации теократией (ПП 303). Эта форма правления сохранялась пока, со словами, «нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин.19:15), евреи не отказались нее (ДА 738). Процесс организации на Синае включал провозглашение Десяти Заповедей, утверждение завета, строительство скинии, получение церемониальных и гражданских законов и различных гражданских и военных постановлений. Уникальные отношения были установлены между Господом и потомками Авраама, единственные, которые никогда не будет включать никакие другие нации. Их цель состояла в том, чтобы подготовить путь грядущему Христу, Спасителю человечества.
В самый день. Буквально, «на тот же день», возможно, первый день Сивана, возможно 15-й. Еврейская традиция поместила это событие в первый день третьего месяца еврейского года. Если так, то поездка от Раамсеса до Синая, вероятно, заняла 45 дней.
Пустыня Синайская. Это, как обычно считается, равнинаrРRaha, гладкая, поросшая кустарником равнина или пустыня, приблизительно 2 мили длиной и 1/2 мили шириной (см. на Исх.3:1). Это было подходящее место для евреев, собранных, принять закон Бога, который должен быть скоро провозглашен, окруженный горами, которые сформировали здесь природный амфитеатр. В его юго-восточном конце возвышался почти перпендикулярный гранитный утес, который являлся высокой кафедрой для проповедования или алтарь, от которого можно было бы услышать голос Господа. У подножия этого утеса была группа низких курганов, которые, возможно, помогли определить «границы» (ст. 12) поставленные, чтобы помешать людям прикасаться к горе.
Именно в такой величественном, вдохновляющем окружении был дан закон Израилю. Было также отмечено, что никакое другое место в мире нельзя найти, лучше сочетающее возможности возвышенности для руководства и равнины, в которой обозрение и слышимость, описанные в Исходе, достигали бы всего собранного народа. Это было безлюдное место, где люди могли быть наедине с Богом, вдали от всего, что отвлекает их мысли и внимание от Божественных истин. Более 11 месяцев Израиль должен был оставаться на Синае. Здесь, помимо получения закона и утверждения завета, у них было бы время для строительства святилища и для дальнейшего развития их организации. Это предоставляло бы им возможность для тихих размышлений об их ответственности к Господу.
Божьим людям нужны такие периоды отдыха, как Христос советовал ученикам (см. Марка 6:31). У нас есть пример Павла, который сам «пошел в Аравию», возможно к этому самому месту (см. Гал.1:17).

Всем нам нужен наш личный Синай, где, в тишине и одиночестве, Бог может сделать для нас то, что Он сделал для Израиля, показав Его волю, наставляя в ней, и произведя впечатление Его Величием. Синай был местом торжественности, где умы людей были непреодолимо возвышены для общения с Безграничным. Суровое великолепие природы были подходящим комментарием святости закона. Как бесплодная пустыня, Синай — также острое напоминание, что мы сами не можем принести духовные плоды к славе Бога и не можем совершить наше собственное спасение. Не Сам ли Христос говорят, «Без меня не можете делать ничего » (Ин.15:5)?

2. Расположились станом против горы. От Рефидима евреи двинулись в юго-восточном направлении к горе Синай. Вероятно, большинство людей разбило свои палатки в вышеупомянутой равнине, но некоторые, возможно, расположились в соседних долинах на северо-восток и запад, от горы Синай.
3. Моисей взошел. Стихи 3–9 представляют первый завет между Богом и Израилем. Моисей был знаком с этой местностью, потому что именно здесь Бог явил Себя в неопалимой купине. В этом же месте Бог должен был снова показать Себя Своему слуге, теперь уже не одинокому беглецу, но возвеличенному, чтобы быть вождем Божьего народа. Поток воспоминаний, должно быть, нахлынул на Моисея, когда он поднялся на гору. Его вера, должно быть, была значительно укреплена для трудного служения лидерства, для выполнения обещания Господа, чтобы он и его поддерживающие израильтяне поклонялись бы Богу в этом месте, которое должно было быть выполненным (см. Исх.3:12). Мы можем быть уверены, что Моисей поднялся на гору с уверенностью, хотя и в почтительности.
Дом Иаковлев. Эта ссылка на их предка была напоминанием обещаний, данных ему (см. Быт.28:13-14; 35:11). Упоминание его имени напомнило бы, что благословения любезно данные ему, были залогом благословений, которые Господь теперь предложил им. То, что Бог должен был взять на себя инициативу в заключении завета, было неизбежно, поскольку человек не имеет возможность соответствовать требованиям Небес. Все же завет — выражение не только могущества Бога, но также Его благодати и милости. Он Тот, кто первым ищет человека — не человек, а Бог (см. 1Ин.4:10, 19).
4. Египтянам. То, что Бог должен был привлечь внимание к прошлым доказательствам Его любви прежде, чем явить Его закон, достойно внимания. Таким образом, Он завоевал бы их доверие, укрепил бы их веру в Него и поощрил бы их исполнять Его волю. Он удостоверил бы будущие благословения благословениями, которыми они обладали в прошлом. То, что Бог сделал для Израиля, освободив их из Египта, переведя безопасно через Красное море, предоставив им манну, было гарантией того, что Он все сделает для них, если они будут оставаться верными Ему. Без этого заверения они, возможно, едва ли бы перенесли страх на Синае.
Крылья орлиные. Как родители берут орленка из гнезда, учат его летать и защищают птенцов ценой собственной жизни, таким же образом, Господь вывел Своих детей из Египетского плена, чтобы привести их в землю Ханаанскую. Он нес бы их на «крыльях» и защитил бы их от опасности. Как слабый и беспомощный орленок во время опасности, был уверен в силе и защите родителей, так у Израиля, слабого, беспомощного и боящегося того, что могло бы произойти впереди, могла быть вера в божественную Силу (Втор.32:11-12).

5. Если Вы будете слушаться. Вместо того, чтобы приказывать евреям исполнять Его завет, на что Он имел право, Бог любезно пригласил Свой народ делать то, что будет служить их собственной пользе. Единственный путь, по которому мы можем идти с Богом, является путем повиновения. Ни на каких других условиях, кроме повиновении Бог не мог соглашаться быть Богом Своих избранных детей. Красота Евангелия Иисуса Христа, который приносит спасение всем людям (Титу 2:11) не освобождает их от их обязательства подчиняться Божественному закону (Рим.3:31). Вера в искупление Христа неразрывно связана с силою живущего Христа, который дает силу выполнять эти Десять Заповедей (Рим.8:1—4). Иисус и апостолы решительно подтвердили принцип повиновения закону (Мф.5:17-18; 19:16, 17; 1Кор.7:19; Иак.1:25; 2:10–12; 1Ин.2:3-4).
Завет Мой. Завет, заключенный с Израилем на Синае, обычно называют «Ветхим Заветом» (Евр.8:13). Отказ людей в полной мере оценить намерения Бога и двигаться с истинным духом завета, и стал в будущем отличием от Нового Завета или евангелия в следующем:

  1. Это было проще (Гал.4:1—5).
  2. Это было более тесно связано с внешними обрядами и церемониями (Евр.9:1).
  3. Его мотивы были в основном проклятия и благословения, поскольку, для «детей», они были единственными стимулами, которые Израиль был все же в состоянии понять (Гал.4:3; ПП 371).
  4. Его благословения были в основном временными.
  5. Это было больше доверие человеческим усилиям и добрым делам, а не Божественной благодати и Спасителю от греха (см. на Исх.19:8).

Выдающееся благословение Нового Завета состоит в том, что через веру в Христа сила, исполнить «праведность закона» наделяется верующему (Рим.8:1—4; cf. Деян.13:37—39).
Бог позволил Израилю пытаться исполнить закон, чтобы они могли увидеть свою неспособность исполнить то, что они по ошибке считали возможным. Их вели бы от веры в самих себя к доверию Богу, от уверенности в собственных силах к вере в Божественные силы. Таким образом закон стал бы средством, приведшим их ко Христу, как их единственному Спасителю от греха (Гал.3:23—26). Таким образом был бы подготовлен путь к отношениям Нового Завета, Евангелию Божественной благодати, закону, защищающему и приводящему ко Христу (Иер.31:31—34; Рим.3:21—31; 8:1–4; Евр.8:7—11). Как Павел объявляет, эти отношения Нового Завета «не уничтожают закон верою» (Рим.3:31). Закон остается стандартом поведения, нормой святой жизни. Новый Завет устанавливает закон как вечный нормой праведности, без которого не может быть святого поведения.
Моим уделом. Скорее «мое собственное владение» (RSV; см. также Пс.135:4; Ис.43:1—4). В глазах Бога никакой другой народ не мог сравниться с Израилем. Каждое дитя Бога, каждый посвященный христианин, является драгоценным камнем в венце нашего Господа и так Им рассматривается (Мал.3:17; см. 1Петр.2:9).

6. Царством священников. Согласно Божественному плану израильтяне должны были быть и царским и священническим народом. В грешном мире они должны были быть царями, моральными и духовными, в этом они должны были возвышаться над миром греха (Откр.20:6). Как священники, они должны были приближаться к Господу в молитве в хвале, и через жертвы. Как посредники между Богом и грешниками, они должны были служить учителями, проповедниками и пророками, должны были быть примерами святой жизни — Небесными образцами истинной религии. В Его грядущем царстве у Бога есть царское место для Его детей (Мф.19:28; Лк.19:17—19; Ин.14:1—3; Откр.1:6; 2:26; 3:21; cf. Зах.6:13).
Святой народ. Как люди, посвященные служению Богу, они должны были быть непохожими на другие народы. Это должно было проявляться внешне в обрезании (Быт.17:9—14), а внутренне — благочестием (2Кор.7:1; 1Петр.2:9). Святой Бог нуждается в святых людях (Мф.5:48; 1Петр.1:16).
7. Старейшины. Не нужно было много слов, чтобы представить важную проблему или ответить на обязательный вопрос, признают ли люди требования условий Божьего завета. Однако прежде, чем представить эти требования народу, Моисей созвал старейшин, предварительно согласовав это с ними (Исх.24:3; ПП 303).
8. Все, что сказал Господь. Убежденные и заверенные в сердцах, что условия завета были справедливы, хороши, и призваны обеспечить их и их потомство благословениями, которые обещал Господь, старейшины с готовностью приняли завет прежде, чем познакомились с его точными условиями. Желательно, чтобы люди выразили готовность вступить в такой завет, предложенный Богом, и имели время, чтобы обдумать ответ, прежде чем отвечать. Если бы они были готовы повиноваться Богу, то детали соглашения последовали бы. Тем не менее, в то время как у израильтян было, несомненно, благородное желание ответить на призыв Бога к повиновению, они вступили в отношения завета, не зная себя, и не понимая свою неспособность исполнять Божественные предписания и, таким образом, выполнить их часть завета. Как и много обманутых душ, они считали, что смогут постараться это сделать. Бог разрешил эту попытку, чтобы они могли бы обнаружить свою неспособность и так научиться полагаться на Бога. Собственный опыт Павла — подходящий пример (см. Рим.7).
Отвечал единогласно «Все, что сказал Господь, исполним», было, несомненно, поверхностным проявлением религиозного энтузиазма, быстрой реакции на славную и возвышенную истину. Им не хватало духа глубокого, истинного преобразования «сердца», чтобы сделать то, что требовал Бог (Втор.5:29). Это, не удивительно, что люди скоро отступили и поклонились золотому тельцу (Исх.32).

9. В густом облаке. Когда Бог говорит с людьми, Он должен всегда скрывать Свою славу, поскольку грешники не смогут перенести ее (Исх.33:20; Ин.1:18; 1Ин.4:12). Если Бог является в человеческом облике, человеческая природа — завеса. Если Он является в неопалимой купине, сам огонь — покров. Здесь на Синае, поскольку многие люди были неверующими и нераскаянными, это было более чем необходимо, чтобы скрыть Себя. Облако, из которого говорил Бог, было столбом облачным, который сопровождал израильтян из Египта и направлял их движение (Исх.13:21-22; Числ.11:25; 12:15; ПП 301).
Поверил тебе навсегда. Одна цель Бога в откровении Моисею состояла в том, чтобы дать людям неопровержимое доказательство, что Моисей был для них, как представитель Бога.
10. Освяти его. Господь собирался объявить Свой святой закон лично. Появление Моисея в присутствии Бога потребовало бы освящения, без которого никто не увидит Его (Евр.12:14). Освящение — работа Духа для того, чтобы быть «чистым в сердце» (Мф.5:8). Внешняя подготовка была предпринята, чтобы внушить людям необходимость подготовки сердец для встречи Бога (1Фес.5:23; 1Ин.3:3). Хотя для египтян очищение означала омовение тела, включая также выбривание волос на голове, а иногда на всем теле, израильтяне, кажется, очистили себя, только омывшись.
К святости нужно относиться серьезно всякий раз, когда мы приближаемся к Богу. Грешники не будет отвержены Им, если они пребудут в раскаянии, принимая благодать Христа. Он принимает грешника, чтобы Он мог стать святым, и таким образом приблизиться к Богу (Еф.1:4; 5:25–27; Титу 2:11–14). Так как закон, который скоро должен был быть дан, является отражением святости Бога, то было уместно, чтобы люди, готовящиеся получить его, освящали себя. Если израильтяне должны были быть людьми Бога, было обязательно, чтобы они ценили святость этих отношений. Поэтому мы можем понять, почему Бог сделал предоставление Своего святого закона особым событием, чтобы произвести на людей впечатление, глубокое и существенное, с пониманием его неприкосновенности и важности. Это было особенно необходимо, так как евреи, угнетаемые их египетскими владельцами, в значительной степени утратили познание характера и величия Бога.
Сегодня и завтра. Согласно еврейской традиции это было бы четвертым и пятым днем месяца Сиван, Десять заповедей были даны на шестой. Подготовка этих двух дней должна была продемонстрировать святость события.
Вымоют. Богатые могли бы переодеть одежду, когда необходимо, но основной класс людей, был более бедным, и не имея перемены одежды, должны были вымыть те, которые носили (Лев.15:5).

11. Сойдет. Обычно в Библии Бог представлен как живущий на небесах (1Цар. 8:30, 49; Ин.8:23). Поэтому, когда Он появляется на земле, Он, как говорят, «спускается» (Быт.11:5—7; 18:21;Исх.3:8).
12. Черту со всех сторон. Моисей должен был установить некоторую границу у основания горы. Она, возможно, простиралась вдоль линии низких насыпей, охраняющих подножие утеса. Пока люди воздержались от пересечения этой «границы», они были в безопасности.
Это было подходяще отмечено, что Синай, со всеми его описанными страхами, не был похож Везувий; люди внизу не были собраны в как обреченном Геркулануме или Помпеях. Цель Господа состояла в том, чтобы просто показать действительную степень и близость Его разрушительной силы. Люди должны были почувствовать, что могла сделать эта сила, если бы они были самонадеянными или небрежными.
Предан будет смерти. Поскольку утес возвышается круто прямо с равнины, некоторые могли бы легко прикоснуться по небрежности или из любопытства.
Предан будет смерти. Об этом серьезном наказании определенно объявил Бог, чтобы внушить людям, что значило быть в присутствии святого Бога. Последствия соответствовали бы особой торжественности случая. Далее, мы не должны забывать, что только, предупреждая об угрозе наказания, израильтянам, склонным время от времени быть самонадеянными и бунтовать против Божественной воли, можно было внушить почтение (см. 2Цар. 6:6-7). Не может быть никакого истинного религиозного чувства без глубокого чувства благоговения. Чтобы внушить такое отношение израильтянам, было необходимо произвести впечатление драматическим и поразительным способом.
13. Рука да не прикоснется к нему. Или, «Никакая рука не должна трогать его» (RSV). Тот, кто нарушает Божественное повеление, не должен был быть схвачен, поскольку поскольку для этого будет необходимо пересечь «границы». Вместо этого правонарушитель должен был быть убит брошенными камнями или выстрелом из «границ». То же самое должно было быть сделано любому животному, которое зашло бы в очерченную область, чтобы кто-нибудь не испытал соблазн перейти границу и забрать свое беспризорное животное. Все было сделано, чтобы произвести на израильтян впечатление страшной величественностью Бога и духом торжественности, которые должны наполнить сердце при приближении к месту присутствия Бога.
Бог вездесущ (Пс.138:1-12), но Он скрывает Свое присутствие. Хотя Он рядом с нами, мы не чувствуем Его (Деян.23:8-9). Но когда Он действительно выказывает Свое присутствие, все трепещут перед Ним (Быт.28:16-17; Иов 42:5-6). Человек чувствует себя незначительным в присутствии Бога. Это — осознание греха, который заставляет человека трепетать перед святым Богом (Быт.3:10). Страх коррупционера прежде неподкупным, моральная развращенность перед абсолютной чистотой.
Могут они взойти на гору. Местоимение «они» не может здесь относиться к народу, это противоречило бы приказу, описанному в предыдущем стихе. Народ никогда не поднимался на гору. Но Моисей, Аарон, Надав, Авиуд и 70 старейшин сделали это (см Исх. 4:1-2), и это, вероятно, о них здесь говорится.

14. Сошел Моисей. Моисей возвратился к подножию горы Синай, повинуясь указанию ст. 10, проинструктировать людей об приготовлении к провозглашению закона. В то же время он, должно быть, приказал строить ограждения, которое должно было сдерживать людей, и на которые он ссылается в ст. 23, как на законченное.
16. Громы. Стихи 16–20 описывают проявлениями Божественного присутствия на Синае. Открывая Себя человеку, Господь использует различные методы. Илии Он открылся как «веяние тихого ветра» (3Цар.19:12), пророку Даниилу и апостолу Иоанну Он открывался в видениях, ученикам Он говорил непосредственно через Сына. Павлу Бог явился в исступленном видении, апостол слышал «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:1—5). Здесь, Бог производил впечатление важностью и величественностью Его закона, как конституции Его духовного царства, Он появляется с пугающим великолепием (Евр.12:18—21).
17. Вывел народ. Очевидно, что сам лагерь, должно быть, находился на некотором расстоянии от подножия горы с открытым пространством между крайними палатками и границей, которую Моисей установил около горы. На это свободное пространство Моисей теперь привел людей, которые теперь приблизились к Божественному присутствию.
19. Моисей говорил. Настолько ужасный был вид, гора покрытая дымом (ст.18), и страшный звук трубы (ст.16), что Моисей не мог молчать. Чтобы смягчить напряжение, он произнес слова, возможно записанные в Евр.12:21. В словах «Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом», предполагаются поразительное определение природы Божественного закона. Заповеди Божьи, если можно так выразиться, являются ответом на наши глубокие потребности души. Они являются результатом взаимодействия Бога и человеческого сердца. Павел в Рим.7 иллюстрирует это. Человек, будучи созданным по подобию Бога (Быт.1:27), никогда не сможет найти удовлетворение в жизни, если она не соответствует Создателю. Декалог — настраивающий инструмент. Это не просто закон, выражающий желание и суверенитет Бога; это — также инструмент духовной настройки, чтобы помогать нам жить так, как Бог предназначил нам (Пс.18:7-8; 118:97-98; Мф.19:16-17).

20. На вершину горы. Вероятно, не Джебель Муса, которая была невидима с равнины, где люди были собраны, но Ras esРSafsaf, самая высокая вершина горы Синай, выходящая к равнине (см. на ст. 1 и на Исх.3:1).
Призвал Моисея. Контекст приводит нас к мысли, что Аарон поднялся с Моисеем, поскольку Аарон присутствовал там (ст. 24) и вероятно был включен в «нас» ст. 23.
21. Подтверди народу. В заключительных стихах этой главы народ и священников снова попросились не переходить «границы». Это повторение предполагает, что были те, кто не отнесся к этому требованию серьезно, но был готов «прорваться» через «границы», чтобы посмотреть на славу Бога (см. Числ. 4:20; 1Цар.6:19; 2Цар.6:6-7).
22. Священники же. Специальное упоминание о «священниках» указывает, что убеждение нарушить границу было особенно сильно среди них. Обученные, осуществлять священные функции, они, возможно, считали себя практически равными Моисею и Аарону. Они, возможно, негодовали на свое исключение из среды Божественного присутствия. Разве они не были назначенными посредниками между Богом и человеком?
Освятите себя. Казалось бы, эта команда означает, что священники не расценили судебный запрет ст.10 как обращенный к ним, и не выполнили его. Следовательно, указание сделать так, было направлено именно к ним. Святость служения не обязательно означает святость человека, который выполняет его. Служители Бога не имеют специального иммунитета от беззакония, как Священные Писания часто нам показывают (см. Леа.10:1-2; 1Цар.2:12—17; 4:17). Этот стих и Исх. 24:5 показывают, что были отделенные для священнического служения еще до учреждения левитского закона (см. ПП 350).
23. Не может народ взойти. Поскольку приказ Бога в ст. 12 был выполнен, Моисей уверяет Бога, что люди не могли невольно взойти за границы священной горы.
24. Сойди ты. Бог отклоняет просьбу Моисея, что не было никакой потребности предупреждения людей далее. Бог знал то, чего не знал Его слуга, и предотвратил проблему, настояв на повторном предупреждении.
Ты и с тобою Аарон. Хотя это — первое специальное упоминание об Аароне, в котором отмечено, чтобы он поднялся вместе с Моисеем, вероятно, он подошел ранее (см. ст.3, 20, 23; cf. Исх.10:1, 3).
25. Моисей сошел. Побуждаемый Божественным укором, Моисей возвратился в лагерь, чтобы предупредить и священников и народ.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version