Исход 20 глава
1. Изрек Бог. Теперь готовилась почва для провозглашения морального закона, который с тех пор остается основополагающим образцом поведения для бесчисленных миллионов людей. Никто не будет отрицать, что это было одним из важных и решающих событий истории. И при этом никто не может отрицать, что это насущная потребность всех людей в таких нормах поведения, из-за их моральных и духовных недостатков и их предрасположенности делать зло.
Декалог возвышается над всеми другими моральными и духовными законами. Это всестороннее правило человеческого поведения. Это — единственный закон, который может эффективно управлять совестью. Это — сжатое руководство человеческого поведения, действенное для всех поколений, и охватывает всю область человеческих обязанностей. Наш Господь назвал заповеди путем, посредством которых можно было бы обеспечить вечную жизнь (Мф.19:16—19). Они подходят для каждого человеческого общества, действенны, пока существует мир (Мф.5:17-18). Они никогда не могут стать устаревшими, поскольку они — неизменное выражение Божьей воли и характера. Это было серьезным основанием, которое Бог поставил Своим людям устно и в письменной форме (Исх.31:18; Втор.4:13).
Хотя, данный человеку Божественной властью, Декалог не является произвольным созданием Божественного желания. Это, скорее отражение Божественной природы. Человек был создан по подобию Бога (Быт.1:27), создан быть святым, как свят Он (1Петр.1:15-16), и эти Десять Заповедей — рукоположенный Небом стандарт святости (см. Рим.7:7—25). Ключ к духовному истолкованию закона был дан Христом в Нагорной проповеди (Мф.5 — 7).
Декалог — выражение не только святости, но также и любви (Мф.22:34—40; Ин.15:10; Рим.13:8—10; 1Ин.2:4). Независимо от служения Богу или людям, если оно было без любви, закон не мог быть выполнен. Это любовь защищает нас от нарушения Десяти Заповедей, поскольку, как бы мы могли поклоняться другим богам, произносить Его имя напрасно и пренебрегать соблюдением субботы, если мы искренне любим Его? Как мы можем украсть то, что принадлежит нашему соседу, свидетельствовать против него или желать его имущества, если мы любим его? Любовь — основа верности Богу, и чести и уважения к правам наших ближних. Это главный мотив, который побуждает нас к повиновению (Ин.14:15; 15:10; 2Кор.5:14; Гал.5:6).
Когда человек впервые приходит ко Христу, он будет сознательно воздерживаться от зла, к которому он был приучен. Прежде всего для того, чтобы помочь грешникам различать добро и зло, Декалог был дан, в основном, в отрицательной форме. Его повторение «Вы не должны» свидетельствует о присутствии сильных наклонностей в сердце, которые должны быть подавлены (см. Иер.17:9; Рим.7:17—23; 1Тим.1:9-10). Но эта отрицательная форма подразумевает большое поле для удовлетворения морального и духовного действия, открытого для человека, и широту возможного развития характера. Он ограничен только несколькими названными запретами. Декалог удостоверяет истину христианской свободы (Иак.2:12; 2Кор.3:17). Хотя буква закона, из-за ее немногословности, может казаться узкой, ее дух «безмерно обширен» (Пс.118:96).
Факт, что эти Десять Заповедей были написаны на двух каменных скрижалях , подчеркивает их применение по отношению двух классов морального обязательства: долг перед Богом и долг перед людьми (Мф.22:34—40). То, что мы должны Богу, не заменит того, что мы должны людям, поскольку пренебрежение обязанностями к нашему ближнему быстро последует за пренебрежением обязанностей к Богу. Библия не игнорирует различие между религией (обязанности, непосредственно относящиеся к Богу) и моралью (обязанности, являющиеся результатом человеческих отношений), но объединяет их в более глубоком понятии, что все, что каждый делает, делает на самом деле Богу, власть которого высшая в обеих сферах (см. Мих.6:8; Мф.25:34—45; Иак.1:27; 1Ин.4:20).
Как слова Бога, эти Десять Заповедей нужно отличать от «законов» (Исх.21:1) основанных на них, включенный в «книгу завета» и образовавших конституцию Израиля (см. Исх.24:3). Эти две скрижали, составляющие Декалог, не включали другие части закона, и назывались по-разному: «откровением» (Исх.25:16), «заветом» (Втор.4:13), «словами завета» (Исх.34:28), «скрижали откровения» (Исх.31:18; 32:15), и «скрижали завета» (Втор.9:9—11). Эти каменные скрижали и только они, были помещены в ковчег завета (Исх.25:21; 3Цар.8:9). Они были таким образом расценены как, в особом смысле, обязательства завета. Размещение скрижалей под Престолом Господа проливает свет на природу Божьего завета, заключенного с Израилем. Это показывает, что закон — основание, фундамент завета, обязательный документ. Тем не менее, над законом — крышка ковчега, окропленная кровью умилостивления, ободряющее свидетельство того, что есть прощение Бога для тех, кто нарушает заповеди. Ветхий завет последовательно дает ясное различие между моральным и церемониальными законами (4Цар.21:8; Дан.9:11).
2. Я — Господь. Буквально, «Я — Яхве», имя, произведенное от глагола, «чтобы быть», «стать» (см. на Исх.3:14-15). Это означает «Существующий», «Тот, который является причиной бытия» . Поэтому когда Иисус сказал евреям в Свое время, «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58), они поняли, что Он утверждал, что был «Господом» Ветхого Завета. Это объясняет их враждебность и их попытку убить Его (Ин.8:59). Именно Иисус Христос, вторая личность Божества, был «Богом» израильтян всегда в их истории (Исх.32:34; Ин.1:1-3, 14; 6:46, 62; 17:5; 1Уор.10:4; Кол.1:13-18; Евр.1:1—3; Откр.1:17-18; ПП 366). Именно Он дал им Декалог; именно Он объявил Себя «господином субботы» (Марк.2:28). Греческое heµ zoeµ, «живущий» (Откр.1:18, RSV), эквивалентно Еврейскому Eyeh Хasher Хehyeh, «Я — то, что я есть», из Исх.3:14.
Дома рабства. Бог объявил Свой святой закон среди молний и грома, раскаты которого, кажется, откликаются в приказах «Вы должны» и «Вы не должны». Страхи Синая были предусмотрены, чтобы ярко показать людям страшную торжественность последнего великого Судного Дня (ПП 339). Требовательные предписания Декалога подчеркивают справедливость Автора и строгость Его требований. Но закон был также напоминанием о Его благодати, потому что Бог говорил, закон — это Тот, кто вывел Его народ из Египта и освободил их от ига рабства. Именно Он дал драгоценные обещания Аврааму, Исааку и Иакову.
Так как Священные Писания делают Египет символом состояния греха (см. Откр.11:8), избавление Израиля из Египта может, соответственно, сравниться с избавлением Божьего народа от власти греха. Господь освободил Своих людей от фараона, чтобы Он мог дать им Свой закон (Пс.104:42-45). Аналогично, через евангелие, Христос освобождает нас от рабства греха (Ин.8:34—36; 2Петр.2:19), чтобы мы могли исполнить Его закон, который в Нем переведен в истинное повиновение (Ин.15:10; Рим.8:1—4). Позвольте тем, кто учит, что евангелие Христа освобождает нас от святых заповедей Декалога, размышлять над этой истиной. Избавление из Египта должно было обеспечить причину для повиновения закону Бога. Обратите внимание на порядок: Господь сначала спасает Израиль, затем дает им Его закон, чтобы исполнять. Тот же самый порядок в евангелие. Христос сначала спасает нас от греха (см. Ин.1:29; 1Кор.15:3; Гал.1:4), затем живет Его законом в нас (Гал.2:20; Рим.4:25; 8:1–3; 1Петр.2:24).
3. Да не будет у тебя. Хотя завет был заключен с Израилем в целом (Исх.19:5), использование исключительного глагола показывает, что Бог обращался к каждому человеку страны и требовал его повиновения закону. Коллективного повиновения не было достаточно. Навсегда эти Десять Заповедей направляют свое влияние на совесть каждого человека (см. Иез.18:19-20).
Пред лицом моим. Буквально, «перед моим лицом». Эта еврейская идиома часто означает «помимо меня», «в дополнение ко мне», или «против меня». Будучи единственным истинным Богом, Господь требует, чтобы Ему одному поклонялись. Это понятие одного Бога было чуждо политеистической вере и практике других народов. Бог обращается к нам, чтобы предпочесть Его всем остальным, поместить Его на первое место в наших привязанностях и в нашей жизни, в соответствии с предписанием нашего Господа в Нагорной проповеди (Мф.6:33). Одна только простая вера не спасет, ни даже исповедание, что только Он — Бог. Мы должны проявить искреннюю преданность Ему как личности, которую наша привилегия знать, любить и доверять, и с кем мы, возможно, можем иметь благословенные отношения товарищества. Зависимость от чего-то еще, кроме Бога, будь ли это богатство, знание, положение, или друзья, приведут нас к опасности. Трудно бороться против соблазнов мира, и настолько легко доверять тому, что является видимым и временным (см. Мф.6:19—34; 1Ин.2:15-17)
В нашем материалистическом мире не трудно нарушить дух этой первой заповеди, надеясь и доверяя некоторым земным удобствам или комфорту, и при этом забыть Того, который создал вещи, которыми мы наслаждаемся (см. 2Кор.4:18).
4. Кумир. Поскольку первая заповедь подчеркивает факт, что есть всего лишь один Бог, протестуя против поклонения многим богам, особое внимание направленное на второе качество Его духовной природы (Ин.4:24), осуждает идолопоклонство и материализм. Эта заповедь не обязательно запрещает использование скульптуры и живописи в религии. Художественность и изображения, использованные при строительстве святилища (Исх.25:17—22), в Храме Соломона (3Цар.6:23—26), и в «медном змее» (Числ.21:8-9; 4Цар.18:4), ясно доказывают, что вторая заповедь не запрещает религиозные иллюстрации. То, что осуждено, — это почитание, поклонение, которое многие люди в разных местах придают религиозным изображениям и картинам. Оправдание, что самим идолам не поклоняются, не уменьшает силу этого запрета. Идолам нельзя не только поклоняться, они даже не должны быть просто сделаны. Безумие идолопоклонства заключается в том, что идолы — просто продукт человеческого умения, и поэтому низшие по сравнению с человеком, поклоняющимся ему (Ос.8:6). Человек может по-настоящему участвовать в поклонении, только направив свои мысли к Тому, кто больше его.
Любое сходство. Тройное подразделение здесь и в другом месте (небо, земля и вода) охватывает всю физическую вселенную, из которой язычники берут и изготавливают свои божества (Втор.4:15—19; Рим.1:22-23).
5. Не поклоняйся. Это направлено на внешние почести, оказываемые изображениям в древнем мире. Они не рассматривались как символы, но как реальные и фактические воплощения божества. Считалось, что боги поселяются в эти изображения. Те, кто делал их, не уважались; они могли даже презираться. Но идолы, сделанные ими, почтительно обожествлялись и им поклонялась.
Бог-ревнитель. Бог отказывается делить Свою славу с идолами (Ис.42:8; 48:11). Он отклоняет поклонение и служение разделенного сердца (Исх.34:12—15; Втор.4:23-24; 6:14-15; И.Нав.24:15, 19-20). Сам Иисус сказал, «Никто не может служить двум господам» (Мф.6:24).
Наказывающий. Эта кажущаяся угроза тревожит умы некоторых людей, видящих в ней проявление мстительного духа. Различие должно быть сделано, однако, между естественными результатами греховного плана действий и наказанием, наложенным из-за него (ПП 306). Бог не наказывает одного человека за неправильные дела другого (Иез.18:2—24). Каждый человек предстанет перед Богом, отвечая только за свои собственные действия. В то же время, Бог не вмешивается в законы наследственности, чтобы таким образом защитить одно поколение от влияния преступлений его отцов, поскольку это было бы несовместимо с Его характером и Его принципами отношений с людьми. Только через эти законы наследственности, которые, конечно, созданы Творцом в начале (см. Быт.1:21, 24-25), Божественное правосудие посещает «беззакония» одного поколения в следующем.
Никто не может избежать полностью последствий разложения, болезней, расточительства, злых дел, невежества и дурных привычек, переданных предшествующими поколениями. Потомки деградировавших идолопоклонников и потомки злых и порочных людей обычно начинают жизнь под давлением физического и морального греха и пожинают плоды, посеянные их родителями. Преступность несовершеннолетних подтверждает истинность второй заповеди. Окружающая среда также оказывает решительный влияние на каждое подрастающее поколение. Но поскольку Бог милостив и справедлив, мы можем доверять Ему дело каждого человека, отдавая должное влиянию на новорожденных наследственных склонностей и влияния окружающей среды на характер. Его справедливость и милосердие требуют этого (Пс.86:6; Лк.12:47-48; Ин.15:22; Деян.17:30; 2Кор.8:12). В то же время, наша цель состоит в том, чтобы победить каждую унаследованную и культивируемую склонность ко злу (ДA 671).
Не делай никакого дела. Эта заповедь не запрещает дел милосердия или работ, необходимых для сохранения жизни и здоровья, которые не могут быть выполнены в другие дни. Всегда «можно в субботы делать добро» (Мф.12:1—14; Мк.2:23—28). Отдых, о котором здесь говорится, нельзя рассматривать только с точки зрения прекращения обычного труда, хотя это, конечно, включено. Это должно быть святым покоем, в котором есть место для общения с Богом.
Ни скот твой. Забота Бога о бессловесных животных неоднократно подчеркивается писателями Ветхого Завета (Исх.23:5, 12; Втор.25:4). Он помнил о них в ковчеге (Быт.8:1). Они были включены в Его завет после потопа (Быт.9:9—11). Он называет скот Своим собственным (Пс.49:10). Наличие «множества скота» называется одной из причин, почему Ниневия не была разрушена (Ин.4:11).
Пришлец. Иностранец, который добровольно соединил себя с народом Израильским. «множество разноплеменных людей» оставило Египет вместе с Израилем (Исх.12:38) и сопровождали их в их скитании по пустыне. Пока они решали оставаться с израильтянами, они должны были соответствовать Божьим требованиям для Его народа. В некотором смысле это ограничило их свободу, но они были свободны уйти, если они не хотели повиноваться. В качестве компенсации, на самом деле, они наслаждались Божьими благословениями, которыми Он наградил Израиль (Числ.10:29; Зах.8:22-23).
11. Создал Господь. Показательно, что Сам Христос, как Творец (Ин.1:1—3), почил в первый в мире субботний день (ДА 769) и дал закон на Синае (ПП 366). Те, кто будут заново воссозданы в Его подобии (Еф.4:24), примут решение последовать Его примеру в этом, как и в других вопросах (1Петр.2:21). Создатель не «отдыхал» из-за усталости или утомления (Ис.40:28). Его «отдых» был прекращением труда после окончания выполненной задачи (Быт.1:31 к 2:3). В отдыхе Он установил для нас пример (Мф.3:15; cf. Евр.4:10). Суббота была создана для человека (Мк.2:27), чтобы удовлетворять потребности, которые были первоначально духовными, но которые, с приходом греха, стали также и физическими (см. Быт.3:17—19). Одна из причин, почему израильтяне были освобождены из Египта, была то, что они могли бы отмечать Богом назначенный день покоя. Их притеснение в Египте сделало такое соблюдение очень затруднительным (см. Исх.5:5—9; Втор.5:12—15; ПЦ 180).
12. Почитай отца твоего. Пройдя в первых четырех заповедях наши обязанности к Богу, мы теперь берем вторую скрижаль закона, имея дело с нашими обязанностями к людям (Мф.22:34—40). Поскольку до возраста моральной ответственности родители являются для детей представителями Бога (ПП 308), это логично и подходяще, что наша первая обязанность по отношению к людям говорит о них (Втор.6:6-7; Еф. 6:1–3; Кол.3:20). Другая цель этой заповеди состоит в том, чтобы породить уважение ко всякой законной власти. Такое уважение начинается с отношения детей к их родителям. В уме ребенка это становится основой необходимого уважения и повиновения к тем, кто законно является властью над ними в течение всей жизни, особенно в церкви и в государстве (Рим.13:1—7; Евр.13:17; 1Петр.2:13—18). В духе этой заповеди содержится мысль, что люди, находящиеся во власти и дома, и за его пределами должны вести себя так, чтобы они всегда были достойны уважения и повиновения тех, кто подчинен им (Еф.6:4, 9; Кол.3:21; 4:1).
13. Не убивай. Истинное понимание нашего отношения к нашим ближним показывает, что мы должны уважать и почитать их жизнь, поскольку любая жизнь свята (Быт.9:5-6). Иисус расширил (Ис.42:21) эту заповедь, чтобы включить гнев и оскорбление (Мф.5:21-22). Позже апостол Иоанн добавил сюда ненависть (1Ин.3:14-15). Мало того, что эта заповедь запрещает насилие телесное, но, что имеет намного большее значение, нанесение душевных ран. Мы нарушаем ее, когда вводим других в грех своим примером и делами, и, таким образом способствуем разрушению их душ. Те, кто развращают невинного и обольщает добродетельных «убийством», намного хуже, чем убийца и бандит, ведь они делают больше, чем только убивают тело (Мф.10:28).
14. Не прелюбодействуй. Этот запрет касается не только супружеской измены, но и внебрачную связь и примесь подобного рода поступков, слов и мыслей (Мф.5:27-28). Это, наша третья обязанность к нашему «ближнему», чтобы уважать и соблюдать отношения на которых построена семья, брачные отношения, которые для христианина так же драгоценны, как сама жизнь (см. Евр.13:4). Брак делает мужа и жену «одной плотью» (Быт.2:24). Во всей истории человечества обычно не считалось страшным нарушением для мужа изменить жене. Если, однако, жена делала это, она осуждалась наиболее сильно. Общество говорит о «падшей женщине», но мало сказано относительно «падшего мужчины». Заповедь применяется одинаково и к мужу и к жене (Евр.13:4; Откр.21:8).
15. Не кради. Здесь сформулировано право обладать собственностью, право, которое должны уважать другие. Чтобы общество, могло вообще существовать, этот принцип должен быть гарантирован, иначе нет никакой безопасности и никакой защиты. Это была бы анархия. Эта заповедь запрещает любое действие, которым, прямо или косвенно, мы нечестно получаем собственность другого. Особенно в наши дни, когда острота чувства нравственности все более и более притупляется, нужно хорошо помнить, что фальсификация, укрывательство дефектов, искажение качества и использование неверных весов — все это воровство, такое же, как работа карманника или кража в магазинах.
Сотрудники крадут, когда они берут «комиссию», неизвестную их начальству или соответствующую тому, что не было согласовано, или работают с пренебрежением, или выполняют ее неряшливо, или повреждают собственность владельца по небрежности или уменьшают ее за счет потерь.
Работодатели крадут, когда они отказывают своим сотрудникам в преимуществах, которые они обещали, или допускают задержки заработной платы или вынуждают их работать сверхурочно без надлежащего вознаграждения или лишают их любого другого вознаграждения, которое они имеют вправе ожидать. Они крадут, когда скрывает товары от таможенного инспектора или искажает их в ложных или вводящих в заблуждение налоговых декларациях, или если кто обманывает торговцев, беря в долг, который он никогда не сможет возвратить, или если кто-то ввиду нависшего банкротства передает собственность другу, или кто обращается за помощью к любым так называемым торговым уловкам.
За исключением одержимых духом честности, тех, кто любит справедливость и добропорядочность, тех, кто делает своим законом жизни, чтобы делать для других то, что они хотели бы, что другие делали им, все люди, так или иначе, обманут своего «ближнего». Мы можем украсть у других и более тонким способом, отняв у них их веру в Бога через сомнение и критику, через сокрушительный эффект дурного примера, путая и озадачивая их заявлениями, которые они не готовы понять, пагубной, клеветнической сплетней, которая может лишить их дорого имени и характера. Принимая кредит за труды или идеи другого, используя его без разрешения, или обманывая другого в любых случаях — все это также кража.
16. Не произноси ложного свидетельства. Эта заповедь может быть нарушена общественным способом нечестным свидетелем, который выступает в суде (Исх.23:1). Лжесвидетельство всегда считали серьезным преступлением против общества и наказывали соответственно. В Афинах лжесвидетель подвергался большому штрафу. Если он был осужден трижды за это преступление, он терял свои гражданские права. В Риме закон Двенадцати Пунктов приговаривал правонарушителя быть сброшенным со Скалы Tarpeian. В Египте наказанием было отрезание носа и ушей.
Этот запрет Декалога часто нарушается злословием другого, посредством чего его побуждения искажаются и его репутация обесценивается. Слишком многие считают унылым и скучным, чтобы хвалить и говорить доброе об их товарищах. Они находят порочные острые ощущения в указании на недостатки в поведении других, оценке их побуждений и критике их усилий. С тех пор, к сожалению, многие готовы и стремятся слушать эту воображаемую мудрость, острые ощущения увеличены, и себялюбивое, греховное «эго» хулителя возвеличено. Эта заповедь может также быть нарушена теми, кто молчит, когда они слышат, что невинный человек несправедливо опорочен. Это может проявиться всего лишь пожатием плеча или выгибанием бровей. Кто бы ни вмешивался в любом случае, чтобы получить личное преимущество или в любой другой цели, виновен в отношении «лжесвидетеля. » Подавление правды, которая могла бы повредить себе или другим — это также, «лжесвидетельство».
17. Не желай. Десятая заповедь является дополнением к этим восьми, поскольку жадность — корень, из которого растет воровство. Фактически, десятая заповедь указывает на истоки других девяти. Она представляет решительный прогресс, находящийся вне пределов морали любого другого древнего кодекса. Большинство законов не пошло далее, чем рассмотрение дел, но ни один не взялся оценивать мысли. Этот запрет основополагающий для человеческого опыта, который является оценкой повода дел, направленных наружу. Она учит нас, что Бог видит сердце (1Цар.16:7; 13Цар.8:39; 1Пар.28:9; Евр.4:13), и меньше касается действий, чем мыслью, с которой они начинаются. Это устанавливает принцип, что самые мысли в наших сердцах пребывают под юрисдикцией закона Бога, что мы также ответственны за них. Неправильная мысль, которую лелеют, приводит к неправильному желанию, которое в свое время рождает неправильное действие (Пр.4:23; Иак.1:13—15). Человек может воздержаться от супружеской измены из-за социальных и гражданско-правовых санкций, которые последуют за такими нарушениями, все же в глазах Небес, он может быть таким же виновным, как будто он фактически сделал это (Мф.5:28).
Эта основная заповедь показывает важную истину, что мы не беспомощные рабы наших естественных желаний и страстей. В нас есть сила, желание, которое, под контролем Христа, может подавить каждое незаконное желание и страсть (Фил.2:13). Это итог Декалога, который подтверждает, что человек по-существу свободен в своем выборе.
18. Они отступили. Более точно, «они дрожали». Ужасы Синая — громы, молнии, звук трубный, курящаяся гора, облако и голос, говорящий из него — внушили людям святой страх (Втор.5:23—31).
20. Не бойтесь. Моисей успокоил народ со спокойной уверенностью, что они не должны бояться. Это было целью Бога, произвести незабываемое впечатление на их умы понятием о Его Величии и власти, как предупреждением от грехов. Израильтяне были все еще ограничены в своем понимании Бога, и, следовательно, нуждались в воспитании страхом до такого времени, когда они были бы готовы руководствоваться нежным голосом любви.
21. Моисей вступил во мрак. Поскольку люди отступили, вероятно, ко входу своих палаток, Моисей приблизился к Богу. В отличие от страха его друзей-израильтян, который вел их от Бога, слуга Господа, в смелости веры и посвящении, был привлечен Господу. Где Бог был, там и он будет. Некоторые, из-за их греховного состояния, отвергают Божественное присутствие; другие из-за их направленного вверх сердца ищут самое высокое удовлетворение в общении с их Создателем (Мф.8:34; Лк.4:42; Деян.23:3; Пс.41:1-2). Люди, которые много грешили, и поэтому не могут не видеть в Боге «отмстителя в наказание делающему злое» и «огнь поядающий» (Рим.13:4; Евр.12:29), часто теряют из виду более нежные свойства Бога и прекращают чувствовать, что Он — их Отец, «человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх.34:6; Пс.85:15; 102:13).
22. Так скажи. С этим стихом начинается «книга завета» (Исх.24:7), которая закрывается в Исх.23. Это — подробное приложение, основанное на принципах, содержавшихся в Декалоге, и составлено из различных гражданских, социальных, и религиозных законов. В Исх.24:4, 7 нас убеждают, что эти законы, полученные Моисеем на Синае немедленно после получения Десяти Заповедей, были изложены в письменной форме и были собраны в книгу, известную как «книга завета», которую считали особенно святой. В соответствии с принципами Декалога первыми идут законы, которые имеют отношение к поклонению Богу (ст.23-26). Затем даны законы, охраняющие права людей (Исх.21:1—32), начиная с прав рабов и заканчивая компенсацией, которая должна быть сделана за травмы, нанесенные людям рогатым скотом. Третий раздел имеет отношение к праву собственности (Исх.21:33 до 22:15). Остающаяся часть «книги» содержит различные законы, некоторые имеют отношение к Божественным делам, некоторые с человеческими, как правило, связываемыми с гражданской организацией государства. Этот кодекс содержит приблизительно 70 различных законов.
Вы видели. Это — значительное напоминание, что Автор этих гражданских законов — тот же самый, кто дал Десять Заповедей среди громов Синая.
23. Боги серебряные. Это повторение запрета второй заповеди было обусловлено необузданным идолопоклонством того времени. То, насколько сильным было это идолопоклонническое давление показывает тот факт, что, когда люди подумали, что Моисей оставил их, они немедленно сделали себе золотого тельца (Исх.32). Но «Бог есть Дух» (Ин.4:24). Чтобы они не могли поклоняться Ему из-за материальных представлений, Он остался невидимым, когда говорил из облака с горы Синай (Втор.4:12).
24. Жертвенник из земли. Жертвенники занимали важное место в служении в древности. Они часто делались из земли, дерна или камней, собранных на месте. В патриархальные времена они имели такой вид (Быт.8:20; 12:7; 13:18; 22:9). Было указано, чтобы это же правило было продлено по той причине, что тщательно сделанные алтари из «высеченного камня» поощрили бы идолопоклонство, так как изображения, которые могли бы быть выгравированы на них, могли стать предметами поклонения.
Всесожжения. То, что они названы здесь без объяснения, показывает, что жертвы были уже известны, поскольку уже имели место (Быт.8:20; 22:9, 13). Перед этим Иофор приносил жертву в лагере Израиля (Исх.18:12). Хотя много лет евреи не приносили жертвы Богу в Египте (см. ПП 333), они, очевидно, сохранили понятие об этом. Именно для того, чтобы принести жертву Богу, Моисей требовал Фараона отпустить народ в пустыню (Исх.8:25—27; 10:24, 25). Жертвоприношение символизировало личное посвящение и самоотдачу (Лев.6:8—13; Пс.50:16-19), мирная жертва возобновляет отношения с Богом и выражает благодарность (Лев.7:11—34). Хотя здесь говорится о материальных жертвах, мы еще приглашаемся Богом приносить Ему «духовные жертвы» (1Петр.2:5), жертву живую (Рим.12:1), «дух сокрушенный» (Пс.50:17, радость и благодарения (Пс.26:6; 106:22).
Я приду к тебе. Это — условное обещание, которое может быть выполнено, если люди пострят надлежащие жертвенники и принесут надлежащие жертвы на «всяком месте», где Бог положил память имени Своего.
25. Жертвенник из камня. В случае, если бы, несмотря на Божественное предпочтение, записанное в предыдущем стихе, люди установили бы постоянный и более благородный жертвенник из камня, Бог потребовал, чтобы камни оставили в их грубом, естественном состоянии.
Наложишь на них тесло твое. Здесь снова в Своем, продиктованном любовью, горячем желании, чтобы Его люди не были развращены идолопоклонством, Бог запрещает тщательно продуманное украшение алтарей объектами, которые могли бы привести их к идолопоклонству. Там предложена мысль о том, что если мы предполагаем принести что-то собственное в жертву, как основание для принятия — мы делаем это напрасно. Самонавязывание, даже с лучшими целями, является осквернением. Алтарь — выражение Божьей воли. Попытка улучшить его приводит к тому, что это становится вместо Божьей воли выражением желания потенциального улучшателя. Алтарь мой личный не является алтарем Бога. Жертвы, приносимые на нем, могут удовлетворить молящегося; но они не могут быть приятными Богу. Давайте не забывать урок, произошедший в жизни Каина (Быт.4:3-4). Столб Симеона Столпника не поднимал ценность его молитв. У наших молитв было бы больше шансов на достижение небес, если бы они исходили из кающегося сердца и направлялись к подножию «ног Его» (см. Ис.66:1-2).
26. Не всходи по ступеням. Недостаточно, чтобы жертвоприношение было сделано с чистым сердцем; оно должно быть принесено чистым и почтительным способом. Хотя этот судебный запрет был особенно направлен против восторженных и необузданных непристойностей, связанных с идолопоклонством, он иллюстрирует вечную истину. Бог требует благопристойности и порядка в поклонении Ему (1Кор.14:40). Бог смотрит на характер, но Он требует также, чтобы характер был дополнен поведением. Правила приличия, одежда и отношения обязательны для поклонения Богу (Еккл.5:1-2).
То, что Бог дал Израилю подробные инструкции относительно формы, как они должны были поклоняться Ему, указывает на тот важный факт, что нет ничего маловажного в Его глазах. Часто верность в том, что может казаться «малым», определяет, может ли «многое» быть поручено нам (Лк.16:10).
По материалам библейского комментария АСД