Законы о собственности — библейский комментарий

СобственностьИсход 22 глава

1. Украдет вола. Стихи 1–15 продолжают описывать законы, касающиеся права собственности. Первый раздел, стихи 1-5, имеет отношение к воровству. Общий принцип сформулирован — воровство должно быть наказано, если это возможно, штрафом. Во время жизни в пустыне основной собственностью, которой обладали израильтяне, был рогатый скот. Так как требовалось больше смелости для вора, чтобы увести вола, чем овцу, преступление имело более суровое наказание.
Заколет. Это считалось более тяжелым преступлением, чем обычная кража, которая влекла за собой штраф в двойном размере (см. ст. 4), поскольку это указывало на постоянство в грехе. Поэтому преступник должен был заплатить более, как указано здесь.
2. Подкапывающего. Скорее имеется в виду «взлом», то есть, насильственное проникновение в дом. Поскольку способ «вломиться» в дом, кажется, был только посредством пролома в стене, буквальное значение этого глагола «копать».
Кровь не вменится. Ограничение «кровной мести» означает, что мстителю крови не разрешали преследовать убийцу (Числ.35:27). Этот принцип, который позже был утвержден Солоном, законодателем Афин, Римского права и закона Англии, опирается на предположение, что у любого, кто насильственно вламывается в дом ночью есть цель совершить убийство, или, по крайней мере, план совершить убийство, если предоставится случай.
3. Солнце взошло. Если это вторжение произошло после рассвета милосердно предполагается, что вор не планировал убийство. Поэтому убийца вора считается виновным в «крови» и может быть убит преследователем из ближайших родственников. Все требования справедливости, как думали, заключались в том, что вор был обязан возместить убытки. Кровь не должна была быть пролита напрасно; таким образом, закон наказывал воровство, но защищал жизнь вора.
Полное возмещение. Вор, который входит в дом днем, должен быть наказан как другие воры, будучи вынужденным «заплатить вдвойне». Если у него «ничего» нет, или скорее «недостаточно» чтобы возместить ущерб, он должен тогда быть «продан» за свое воровство, то есть, заплатить за себя трудом. Это двойное возмещение ущерба служило своего рода возмездием, поскольку заставило вора самого терять такую сумму, которую он ожидал получать.

5. Потравит поле. Преднамеренное повреждение чужого, почти настолько же плохо, как кража. Поэтому, если человек «потравил поле» или недосмотрел за своим скотом, то он должен был заплатить потерпевшему равное количество от своих собственных лучших продуктов.
6. Если появится огонь. Это привычно на Востоке, как во многих других местах, чтобы сжигать траву или сорняки на ферме в определенные периоды года. По небрежность огонь мог распространиться и повредить или уничтожить зерновые культуры соседа. Конечно, убытки должны быть возмещены, но не дважды, поскольку ущерб произошел не из-за преднамеренного действия, такого как позволение рогатому скоту пастись на поле другого человека.
7. Вещи. То есть «товары» или любое движимое имущество. Стихи 7–13 описывают закон относительно имущества, оставленного на хранение. Доверить собственность на попечение другого было весьма обычным делом в древние времена, где вложение денег было непростым, а банкиров было немного. Те, кто собирался в путешествие, особенно купцы, сделали так. Эта было необходимой охраной товаров во время периода отсутствия владельца.
8. Перед судей. Буквально, «перед Богом». Септуагинта разъясняет значение текста следующим образом: «Но если вор не был найденным, владелец дома должен предстать перед Богом и должен поклясться, что, не имел злого умысла в отношении никакой части имущества его соседа».
9. О всякой вещи спорной. Более точно, «для каждого злоупотребления доверием» (RSV). Обо всякой вещи, о которой не мог объяснить человек, присматривавший за ней, он должен был прийти, буквально, «перед Богом» (см. на Исх.21:6) вместе с его обвинителем, и объясниться, если он мог (см. Исх.18:21-22).

10. Никто сего не увидит. Охраняемое животное могло бы «умереть» естественной смертью, быть растерзанным диким животным, сорваться с высоты или «быть украденным» ворами так, что никто не видел его в то время. Если присматривающий заявил под присягой о своей неосведомленности об этом, он не будет платить.

12. Если будет украдено. Компенсация должна была в этом случае заплачена на предположении, что при надлежащей осторожности воровства можно было избежать.
13. Растерзанное. В защиту нужно было привести доказательства, что это было фактически так, если он должен был быть освобожден от вины.
14. Если человек одалживает. Заимствование соответственно классифицировано с залогом, поскольку в обоих случаях собственность одного человека оказывается в руках другого. Но потому что в первом случае заемщик получает пользу, тогда как в последнем — вкладчик получает выгоду, обязательства отличаются.
15. Был при нем. Это подразумевает, что владелец не просто присутствовал, но отвечал за него, или таким образом, находясь рядом, он мог предотвратить повреждение. Заемщики должны помнить что, если они не отдают то, что они одолжили:

  1. Они ранят себя, свою репутацию и чувство собственного достоинства.
  2. Они терпят неудачу в их отношениях с кредитором, так как действуют в соответствии со специальным обязательством перед ним.
  3. Они совершают правонарушение против человечества в целом, так как их небрежность ограничивает людей от предоставления кредитов другим, когда это может быть срочно необходимо.
  4. Они не выполняют своих обязанностей по отношению к Богу, который расценивает как «нечестивых» тех, кто одалживает, но не отдает (Пс.36:21).

Нанятая вещь. Когда деньги были заплачены за привилегию использования животного или вещи, это был наем, а не одалживание. В этом случае владелец, как полагали, рассчитывал на риск потери или повреждения в определении суммы найма, и не имел права ни на какую компенсацию.

16. Если человек соблазнит. Последняя часть «книги завета» составлена из разных законов. Замечено, что некоторые из них очень серьезные, а другие мягкие, снова иллюстрирующие справедливость и милосердие Бога (см. Пс.84:10; 88:14). Бог так же милосерд к слабому и беспомощному святому, как Он суров к дерзкому и упрямому грешнику.

Стихи 16 и 17 касаются соблазнения. На Востоке человек обычно платит деньги, приданое, родителям девицы, на которой он намеревается жениться. Соблазнитель был обязан выполнять этот обычай. Цена приданого составляла 50 шекелей серебра (Втор.22:29), или приблизительно 14.57$.
18. Ворожея. Более точно, «волшебница» (KJV, край). Волшебник это тот, кто имел сверхъестественные знания или власть, которой он раньше влиял на богов или говорил магические заклинания. Факт, что здесь названы женщины, а не мужчины, предполагает, что они были более зависимы от этого преступления.
20. Приносящий жертвы. Поскольку принесение жертвы было тогда основой богослужения, делать так ложному богу означало отказаться от Господа. При светском правительстве этот поступок не был бы нарушением, но оставленным к окончательному решению Бога; при теократии Израиля это была измена, наказуемая смертью.
21. Пришельца не притесняй. Это предписание против притеснения иностранцев является самым значительным, так как маловероятно, чтобы такое указание когда-либо давалось в законах других древних стран. В то время, как в других странах иностранцев можно было преследовать, Моисеев закон запретил евреям относиться к пришельцам таким образом (Исх.23:9; Лев.19:33). Вместо этого они должны были «любить» пришельцев (Лев.19:34). Их собственный опыт жизни как «пришельцев в земле Египта» состоял в том, чтобы быть постоянным напоминанием, что они должны были относиться любезно с иностранцами (Втор.10:19). Эта доброта к странникам должна была также быть дана в надежде, что они могли бы стать прозелитами (см. Деян.13:43). Хотя евреи должны были оставаться обособленными от других в вопросах религии, они не должны были изолировать себя до такой степени, чтобы не проявить добро незнакомцу.
22. Не притеснять вдову. Как и незнакомца, естественно защитить вдову и сироту. Как и он, они слабы и беззащитны, и, таким образом, являются предметом особой Божьей заботы. Слово «притеснять», включает все виды плохого обращения. Последующие постановления сделали много, чтобы улучшить печальную судьбу вдов (Исх.23:11; Лев.19:9-10; Втор.14:29; 16:11, 14; 24:19–21; 26:12-13). Хотя в целом израильтяне повиновались этому судебному запрету, были времена, когда вдовы и сироты терпели серьезное притеснение (Пс.93:6; Ис.1:23; 10:2; Иер.7:5—7; 22:3; Зах.7:10; Мал.3:5; Мф.23:14). Нам напоминают о заботе Иисуса о Его овдовевшей матери (Ин.19:26-27), ухода, оказываемого вдовам в ранней церкви (Деян.6:1; 1Тим.5:3-9, 16), и то, что Иаков включал заботу о сиротах и вдовах в понятие «чистого благочестия» (Иак.1:27).

24. Я убью Вас. Пренебрежение бедными и вдовами способствовало захвату Иерусалима Навуходоносором и уничтожению его жителей (Иер.22:3—5).
25. Ростовщичество. Это слово теперь обычно подразумевает непомерный процент. В эпоху Моисея слово, таким образом переведенное, означало любую сумму процентов, большую или маленькую. Сумма процентов, которую мог бы взимать кредитор, не была тогда регламентирована законом, и нужно было поэтому ожидать, что бессовестные кредиторы будут относиться бессердечно с людьми, которые оказались в трудных обстоятельствах. Моисеев закон, запрещающий ростовщичество, касался исключительно вопроса отношения к брату, который был «обеднел», то есть, находился в отчаянном финансовом положении (см. Лев.25:25, 35, 39, 47; ПП 533). При таких обстоятельствах «бедный» человек мог бы заложить свою собственность (Лев.25:35—38), получить кредит, если возможно (Лев.25:35—37), или продать себя кредитору на ограниченный промежуток времени (Лев.25:39—41). Кроме того, если человек был способен сделать это, он был обязан дать необходимую ссуду и без скорби (Втор.15:7—11). Он ни при каких обстоятельствах не мог бы обмануть своего бедного «брата», ссужая ему под любую сумму процентов. Моисеев закон тщательно защищал права бедных и обеспечивал их благосостояние.
Во время Моисея бизнес не совершался как сегодня. Вообще говоря, человек полагался на свои собственные силы в ведении дел, и редко занимал и предоставлял кредиты, как мы делаем это сегодня. Далекий от осуждения обычных деловых сделок, включающих предоставление и заимствование денег, закон Моисея не касается их. Кажется, Христос одобрил принцип получения прибыли, включая процент по кредитам, в нормальных деловых сделках (Мф.25:27; Лк.19:23).
Принцип, неотделимый от закона Моисея о «ростовщичестве», не воспользоваться в своих интересах бедой того, кто попал в неблагоприятные обстоятельства, остается действенным и в наше время. Это — дух жадности, вымогательства, мошенничества и страсти к выгоде при неблагоприятных обстоятельствах у других, осужден (см. ПЦ 648-652). Мы должны быть сочувствующими к потребностям других, и никогда не пропускать мимо ушей их вопль и не использовать их в своих интересах, когда они сталкиваются с трудностями.

26. Если возьмешь одежду ближнего твоего. Отдавать под залог, также, как и современные ломбарды, не было запрещено еврейскими законами. Были, однако, определенные предметы особой важности, которой не могли быть взяты в залог, такие как ручной жернов для помола муки (Втор.24:6). Во время Неемии мы читаем о взятии под залог, осуществленного с печальным результатом (см. Неем.5).
До захождения солнца. «Прежде чем солнце садится» (RSV). Причина объяснена в следующем стихе. Если бы предмет одежды был немедленно и навсегда отдан, не было бы нужды отдавать его в залог вообще. Возможно, предмет одежды был в залоге в течение дня и возвратился к владельцу ночью.
28. Судей. Слово Хelohim иногда переводится «судьи» (Исх.21:6; 22:8-9), часто как «боги» (Их.20:3, 23; и т.д.), но более обычно как «Бог» (Исх.20:1-2, 5, 7; и т.д.). Спорно, должен ли Хelohim быть переведен как «судьями» — представителями Бога для того, чтобы вершить правосудие — как в переводе KJV, или как «Бог». Факт, что евреи относились к языческим богам, Хelohim, с презрением, кажется исключает возможность, что здесь имеются в виду «боги». Перевод «Вы не должны оскорблять Бога» (RSV), поэтому предпочтителен (см. Лев.24:15-16).
Начальника не поноси. Более точно, «ни проклинай правителя среди людей». «Правители» обычно были главами родов (Числ.3:24, 30, 35) и племен (Числ.7:10, 18, 24). Позже слово использовалось по отношению царей (3Цар.11:34; Иез.12:10; 45:7). Именно по Божественной воле мы должны уважать власть и авторитет тех, кто поставлен над нами в церкви и государстве (Рим.13:1—7; Евр.13:17; 1Петр.2:13—18).

29. Первенец человека и животного, и, в первую очередь, плоды земли, вино, елей, зерно или фрукты, люди. Родившийся первым сын должен был быть выкуплен деньгами (Исх.13:13; Числ.3:46—48), но остальное должно было принесено в жертву. Если бы кто-то не желал подчиниться этому закону, сказано «не медли».
30. Семь дней. Этот промежуток времени дал бы матери облегчение, возможность кормить грудью ее детеныша. Есть некоторая аналогия между этим условием и законом об обрезании (Быт.17:9—12). Рождение считалось церемониальной нечистотой, и поэтому только после определенных дней, жертва будет приемлемой для Бога.
31. Святые люди. Для обеспечения этого освящения (Исх.19:6; Лев.11:44-45) были разработаны различные законы, чтобы сохранить израильтян духовными людьми. Они не должны были есть плоть «растерзанного» животного, потому что кровь, которая является «жизнью» (Лев.17:14), не могла быть должным образом слита из животного, которое было поэтому нечисто. Кроме того, плотоядное животное, которое растерзало его, было также нечисто, и будет через контакт передавать свою нечистоту другому.
Псам. Вероятно, это постановление не исключало продажу или предоставление непригодного животного иностранцу (см. Втор.14:21), но указывало на другие пути, посредством которых можно было избавиться от плоти. Собаки были нечисты и могли питаться чем угодно. Они были, фактически, мусорщиками (4Цар.9:35-36).

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version