Наставления Божьему народу — библейский комментарий

Наставления Божьему народуИсход 23 глава

1. Пустой слух. Это — расширение девятой заповеди, которая запрещает клевету. Последняя половина стиха запрещает общение с другими в распространении этого зла. Хотя слово “свидетель” подразумевает, что закон касается прежде всего поведения в суде, но это не ограничено этим.
2. Не следуй за большинством. Исключение слова “делать” в этом предложении, которого нет в оригинальном тексте, этот запрет относится не только к злым делам, но также и к словам и мыслям. Помня слова Иисуса, мы не должны подражать образу жизни других (Мф.7:13-14). Одной из основных опасностей, стоящих перед явными христианами, является готовность последовать за толпой, несмотря на Библейское предупреждение против такой тенденции.
Отступая. Чтобы отклониться. Лучший перевод последней половины этого стиха был бы: “И при этом Вы не должны быть свидетелем отступая в сторону ради большинства, чтобы извращать справедливость”. В связи со следующим стихом это может относится к одному из судей, который не должен следовать за другими судьями в том, чтобы выносить решение по делу, но иметь свое собственное мнение и придерживаться его.
3. Бедному не потворствуй. Это кажется удивительным, учитывая многие предписания, которые поддерживают бедных. Однако это повеление просто поддерживает беспристрастную справедливость, которая не должна уклоняться ни к богатым, ни к бедным. Делать это было бы судебной ошибкой (Лев.19:15).
4. Вол твоего врага. Это относится к личному врагу, не к общественному как в Втор.23:3–6. Это предполагает истинный дух христианства, установленого Христом в Его осуждении раввинских искажений Моисеевого закона (Мф.23:4).
5. Не восхотел слушать. Перегруженного осла врага нельзя бросить, не оказав помощи врагу поставить животное на ноги, чтобы оно могло продолжать двигаться дальше. Это совместное милосердное участие дало бы этим двум мужчинам дружественный контакт и сделало бы возможным дальнейшее примирение.

6. Не суди превратно. В то время как ст. 3 предупреждает относительно поддержки бедных, из сострадания к ним, это повеление запрещает предвзятое отношение к бедным из-за их бедности. Предубеждения нужно избежать, чтобы абсолютная справедливость могла быть исполнена. Суд, действующий строго по нормам права не имеет места для чувств.
7. Не умерщвляй невинного. Одобрение ложного обвинения против “невинного и справедливого” человека могло бы вызвать его смерть, и тем самым повлечь месть Того, кто “не оправдывает грешника”.
8. Даров не принимай. Принятие взятки от одной из сторон в суде и формирование приговора в соответствии с этим, были одним из наиболее распространенных и предосудительных грехов судей на Востоке. Взяточничество побеждает высокую цель, для которой отправление правосудия и существует. Поэтому это обычно влекло за собой смертную казнь. В то время как Моисеевы законы не фиксируют никакого наказания за это зло (Втор.16:18–20), Иосиф Флавий утверждает, что евреи казнят преступника (Против Apion ii. 28). Тем не менее, несмотря на то, что наказание существовало, оно игнорировалось (1Цар.8:3; Пс.25:10; Пр.17:23; Ис.1:23; Мих.3:9–11).
9. Пришельца не обижай. Это повторяет судебный запрет Исх.22:21, и вероятно относится к судам. Слово “душу” обозначает ум, чувства. Другими словами, сочувствие должно быть расширено и на “пришельца”.
11. Седьмой год. Хотя у других стран были свои дни отдыха через регулярные или нерегулярные интервалы, целые годы отдыха наблюдались израильтянами. Это, возможно, подвергало их упрекам в безделии со стороны других стран. Хотя сельское хозяйство было примитивным, севооборот неизвестен и искусственные удобрения не использовались, вероятно, следование этим указанием не приводило ни к каким денежным убыткам. Однако желание выгоды сделало осуществление этим правилам трудным. “Семьдесят лет” плена были предназначены, чтобы восполнить отказ соблюдать субботние годы (2Пар.36:17–21).
Основная цель этого закона, как здесь заявлено, состояла в том, чтобы позаботиться о бедных (см. Лев.25:1–7). Что земля, произвела сама по себе без обработки, принадлежало всем, как общее владение, даже “зверям полевым”. Это было, несомненно, также предназначено, чтобы это время стало временем особого религиозного служения, в котором особую роль играло торжественное чтение закона на празднике Кущей в “году отпущения” (Втор.31:10-11), . Этому чтению предшествовал период религиозной подготовки (Неем.8). Этот субботний год, должно быть, был торжественным временем, самоисследования, формирования святых привычек, и приносил духовный подъем людям. Так как зерно, вино и елей были важными продуктами Палестины, очевидно, что вся земля должна была покоиться.

12. Седьмой день. Чтобы подчеркнуть далее ее милосердный характер, четвертая заповедь здесь повторена. Большая часть иностранцев на Святой земле была занята каторжными работами (см. 2Пар.2:17-18), факт, который объясняет, почему “пришелец” особенно упомянут здесь.
13. Имя других богов. Как защита от идолопоклонства, Божьи люди даже не должны были упоминать имена языческих божеств. Этот запрет был основан на принципе, что знакомство со злом часто приводит к участию в нем. Если бы этот судебный запрет был полностью исполнен, опасность идолопоклонства была бы полностью удалена. Показательно, что сам Моисей редко называл имена языческих богов. Более поздние авторы Библии и пророки были вынуждены сделать это как отчет фактической истории Израиля или для осуждения идолопоклонства. Современные рекламодатели знают ценность повторения торговых марок, и сознательно планируют повторять название их продукта перед общественностью. Это было бы хорошо для всех, кто желает сохранять себя в чистоте и святости, чтобы помнить, что произнесение усиливает впечатление.
14. Три раза. Стихи 14–17 содержат постановления о священных праздниках. У всех древних языческих религий были ежегодные периоды праздников, призванных воображаемое благодеяние их богов. Собираясь вместе на больших собраниях, люди вдохновляли и побуждали друг друга к большей преданности и более искренней благодарности, чем в других случаях. Такие праздования были распространенными в Египте и занимали важное место в религиозной жизни.
Семья Авраама, вероятно, отмечала подобное в Месопотамии, и Господь теперь установил эти три праздника как стимул для благочестия. Эти праздники были: (1), были сразу сельскохозяйственными и историческими событиями, связанным со сменой сезонов, а также с крупными событиями в жизни страны; (2), отмечались только в одном месте, где была расположена скиния; (3), были обязательны для посещения всем жителям мужского пола (ст. 17; см. Лев.23:2).

15. Праздник опресноков. Этот ранний весенний праздник начинался в начале урожая ячменя в месяце Авив (Nisan), начинался с Пасхи и священного собрания, продолжался семь дней и завершался другим священным собранием (Лев.23:5–8). Пресный хлеб ели в течение этих семи дней в ознаменовании поспешного массового бегства из Египта (Исх.12:33-34, 39). Дрожжи были символом греха и ошибок (Мф.16:6, 11-12; 1Кор.5:6–8). Пресный хлеб символизировал безгрешность Того, кто есть хлеб жизни (Ин.6:35, 48, 51). Сноп собранного ячменя, первые плоды урожая, предлагались как приношение, приносимое перед Господом (Лев.23:9–14). “Назначенное время”, было 15-м днем первого месяца, Нисана (Лев.23:6). Этот праздник, который начинался с Пасхи, был прообразом избавления грешников от греха через смерть Христа. Когда Спаситель принес Себя на Голгофе, смысл Пасхи был утрачен, поскольку она исполнилась в Нем (1Кор.5:7). Постановление Тайной вечери было установлено как память того же самого события (Лк.22:14–20).
Ни один не должен являться передо мной пустым. Те, кто участвовали в празднике, должны были представить добровольное приношение Господу. На Востоке не принято являться к господину без подарка. Не меньше ожидалось лт израильтянина, когда он являлся к Иегове.
16. Праздник жатвы. Пятьдесят дней должны были были пройти со дня приношения снопа потрясания, (Лев.23:15–21). 50-й день назвали “праздником седьмиц”, потому что семь полных недель отделяли его от Пасхи. Во времена Нового Завета его назвали Пятидесятницей от греческого слова, означающего “пятидесятый”. Этот праздник отмечался в конце нашего месяца мая или в начале июня, времени весеннего урожая. Чтобы выразить благодарность за зерно, два хлеба, испеченные с дрожжами, приносились перед Богом (Лев.23:17). Это было радостное событие (Втор.16:9–11). Еврейская традиция связала праздник с получением закона, которое состоялось спустя приблизительно 50 дней после исхода из Египта (см. Исх.19:1–16), и соответственно одна из целей Пятидесятницы состояла в том, чтобы ознаменовать получение закона. Для христиан апостольских времен это ознаменовало также излитие Святого Духа в день Пятидесятницы, когда молодая церковь собралась как первые плоды евангелия (Деян.2:1-12, 41).

18. Кровь Моей жертвы. Это был агнец Пасхи, так как запрещение “квасного хлеба” и любой части ягненка, остающегося “до утра”, имеет отношение только к этой жертве (Исх.12:1–11; Втор.16:1–5). Пасхальный Агнец был самым важным из всех жертв, в которых он символизировал жертву Христа, истинного Пасхального Агнца(1Кор.5:7). Бог соответственно назвал Его “Моей жертвой”.
19. Начатки плодов земли. Это означает либо “лучшее” из первых плодов (Числ.18:12) или “первые зрелые” фрукты (Числ.18:13). Поскольку эти первые плоды урожая “земли” были принесены Богу, таким образом, Христос представлял Себя Отцу как первые плоды урожая воскресения (Ин.20:17; 1Кор.15:20–23).
Дом Господа. Эта фраза синонимична с выражением, “то иесто, которое Господь Бог твой изберет, чтобы пребывало там имя Его” (Втор.26:2; 12:5, 11, 14; 16:16), и относится к святилищу, а позже к Храму.
Не вари. Тексты, найденные при раскопках в Ras Shamra, древнем Угарит, сирийском прибрежном городе, расположенном напротив острова Кипр, подтверждают тот факт, что отваривание детей в молоке их матери было ритуальной практикой хананеев. Это, вероятно, было сказано, чтобы избежать этого языческого обряда, который Бог запретил Его людям делать.
20. Я посылаю Ангела. В этих заключительных стихах “книги завета” (ст.10-31) мы находим, что обещания Бог выполнил бы, если бы люди выполняли его требования. Бог когда-то дарует нам “воздаяние” (Евр.11:26). Эти обещания были условными, поскольку Бог может благословить Своих людей, только если они повинуются Ему. “Ангел” явно относится к “посланнику [Ангелу] завета” (Мал.3:1), то есть, Христу (ПП 252, 311). Слово malХak, “ангел”, означает “посланник” и переводится как одним способом, так и другим. Христос был всегда Вестником Бога Израилю (ПП 366), и как таковой показал им характер, волю и милосердие Бога (Быт.22:1, 10–12; Исх.32:34; Ис.63:7–9; Мал.3:1; Ин.8:56–58; 1Тим.2:5).
На пути. Не только, чтобы вести их географически (Исх.23:23; 32:34), но также духовно, по пути справедливости (Исх.33:9; Втор.31:15).
В то место. Намек на Палестину, и косвенно на дом спасения, которого та земля была прототипом (см. Ин.14:1–3).

21. Он не простит. Это не означает, что Бог на самом деле не простит, поскольку любовь Бога гарантирует, что Он сделает это (Пс.31:5; 102:10–12; Ис.63:7–9; 1Ин.1:9), но это действительно выражает, с типичным Восточным акцентом, верховную справедливость и святость Бога (см. Напр. 34:7).
Имя Мое в Нем. Здесь первая личность Божества, Отец, говорит о второй личности Божества, Его Сыне. Это заявление подразумевает, что “Ангел”, носящий имя Бога, равен Самому Богу (см. Ин.1:1-3, 14; Кол.1:13-19; Евр.1:8).
23. Аморреи. Все, кроме одного из “семи народов” Ханаана, Гергесеев, здесь упомянуты (Втор.7:1; И.Нав.3:10; 24:11). “Истреблю их” означает разрушать их как страну, но не как отдельных людей, поскольку такие могли бы все же быть завоеваны как прозелиты к вере Израиля (2Цар.23:39; 24:18–25; 2Пар.8:7–9).
24. Не поклоняйся. Нужно помнить, что идолопоклонническое вероисповедание этих языческих народов было распущенным и крайне испорченным. Церемонии некоторых языческих божеств были осквернены человеческими жертвоприношениями и проституцией. Нечестие этих народов теперь наполнилось (см. Быт.15:16). Не удивительно, что они должны были испытать на себе полную меру Божественного гнева (см. на Быт.15:16).
Их изображения. Буквально, “их столбы” (см. на Быт.28:18).
25. Отвращу от вас болезни. Здоровый образ жизни сам по себе способствует защите от болезней ума и души, а также тела. С другой стороны благочестие способствует физическому благополучию (см. ДА 827).

26. Там не будет бесплодных. Это могло быть результатом специального вмешательства Божественной милости и чудесной помощи, а также здорового образа жизни. Мало того, что не было бы никаких преждевременных родов, но и, как последний пункт подразумевает, преждевременная смерть также была бы неизвестна.
27. Ужас Мой пошлю. Исполнение этого обещания видно в Числ.22:3; И.Нав.2:9, 11; 9:24. Враги израильтян действительно поворачивались спиной в сражениях (Числ.21:3, 24, 35; И.Нав.8:20–24; 10:10-11). Если бы Израиль продолжил полностью повиноваться Богу, власть ханаанских народов была бы полностью сломлена.
28. Шершни. Некоторые восприняли это в качестве указания на буквальных шершней, другие — как фигуральную ссылку на египтян, которые неоднократно вторгались в Палестину во время Иисуса Навина и Судей, или указании на страх, который испытывали хананеи (И.Нав.2:9).
29. В один год. В то время как люди нетерпеливы, Бог многомилостив долготерпелив (2Петр.3:9). Ханаанские страны не были бы вытеснены внезапно, чтобы
(1) земля не стада пустынной, если там не будет достаточного количества людей, чтобы заботиться о ней;
(2) звери полевые могли умножиться и, таким образом, стать опасностью. Когда северное еврейское царство — Израиль, было истреблено и десять племен уведены в плен, был заметен рост количества львов, которые охотились на малочисленный остаток народа (3Цар.17:24-25). Во многих районах Франции, увеличилось количество волков после франко-прусской войны. Другая причина, почему страны не были вытеснены немедленно, состояла в том, что Бог желал “испытать” Израиль, чтобы видеть, повинуются ли они Ему (Суд.2:21–23).

31. Проведу пределы твои. Эти границы были достигнуты только 400 лет спустя при Давиде и Соломоне (14Цар.4:21, 24; 2Пар.9:26). Моисей здесь подтверждает обещание Бога Аврааму (Быт.15:18). Поскольку Соломон был “человек мирный” (1Пар.22:9), работа созидания империи, должно быть, была выполнена Давидом (2Цар.8:3–15; 10:6–19; 3Цар.5:3; 1Пар.22:8).
Река. Евфрат, исключительно “река” времен Ветхого Завета (см. Быт.15:18; Втор.1:7).
Прогонишь их. Многие хананеи были несомненно вынуждены отступить к северу и, возможно, объединялись с хеттским царством, которое в течение многих веков выступало против египетских и ассирийских империй.
32. Не заключай союза. “Книга завета” заканчивается, как и начиналась с торжественного обвинения против идолопоклонства (Исх.20:23). Последующая история Израиля показывает, насколько необходимо было это повторное предупреждение, и как искреннее беспокойство Бога за них могло помочь им избежать этой ошибки. К сожалению, предупреждение не принесло им пользы (4Цар.17:7–18). Поскольку обычные мирные договоры в то время содержали признание богов любой страны и слова почитания этих богов, соглашения с языческими народами будут включать признание их богов.
33. Не должны они жить. Прозелиты к религии Израиля не были, конечно, включены в этот судебный запрет, но были порабощенными язычниками (см. И.Нав.9:27).

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version