Моисей поднимается на гору — библейский комментарий

Моисей восходит на горуИсход 24 глава

1. Надав и Авиуд. Как старшие сыновья Аарона (Исх.6:23), Надав и Авиуд были прямыми наследниками их отца, первосвященника. Однако, позже совершенный ими грех «чуждого огня» (Лев.10:1-2), сделал это невозможным.
Семьдесят старейшин. Они обычно были, хотя и не обязательно, пожилыми людьми. В этой связи термин определяет людей определенного официального звания и положения среди братьев, начальников поколений (Исх.6:14, 25; 12:21). Они представляли всех людей, в то время как Надав и Авиуд представляли будущее духовенство (Исх.28:1). Эти лидеры также представляли 12 колен Израиля. Все должны были подняться на гору до определенного момента, но только один Моисей должен был подняться на вершину. Таким образом старейшины должны были «поклоняться … издалека».
3. Пересказал людям. По его возвращению в стан, Моисей объявил о законе, записанном в Исх.20:22 до 23:33. Декалог был произнесен Самим Богом, но «законы» были рассказаны людям Моисеем.
4. И написал Моисей. Дух истины, который вдохновлял всех пророков (см. Ин.14:26; Евр.1:1; 2Петр.1:20-21), напомнил ему все Божественные повеления, данные ему. Моисей установил алтарь, поскольку без жертвы никакое соглашение не может быть заключено.
5. Он послал юношей. Возможно, как «первенцы» (см. Исх.22:29), эти молодые люди были посвящены Богу, пока не было назначено левитское служение (Исх.28:1; ПП 350). Эти молодые люди были, вероятно, отобраны из-за их умения в обращении с животными. «Жертвоприношение» символизировало личное посвящение и самоотдачу (Пс.50:16-19; см. также на Лев.1:2—4). «Мирные жертвы» означали возобновленное общения с Богом и благодарность Ему (см. на Лев.3:1).
6. Половина крови. Поскольку кровь символизировала жизнь жертвы (Лев.17:14), это было неотъемлемой частью каждого жертвоприношения и кропление ее на алтарь было центром обычного жертвенного ритуала (Лев. 1:5; 3:8). Теперь, половина крови была определена людям и половина Богу, кровь, окропила жертвенник, символизирующий Бога, и окропила людей, связывая их условиями соглашения (Евр.9:18—22; см. также на Быт.15:9-13, 17).

7. Книга Завета. В тексте Священного писания это — первая «книга», упомянутая, как написанная. Остальная часть «закона» была основана на нем, и для его дальнейшего разъяснения Моисей позже написал Второзаконие. После чтения книги «в слух народу», буквально «в уши» людей, они снова ответили как в ст. 3, добавив слова «и будем послушными». Волнение. вызванное происходящими событиями, вызвало у людей, несомненно, согласие исполнять законы Бога. Их дух желал этого действительно, но их плоть была слаба (см. Мф.26:41). Дела обычно отстают от обещаний. Люди очевидно мало знали свои собственные сердца; они не научились доверять себе. Они мало воспринимали духовные требования закона.
Нужно помнить, что закон не имел сам по себе силы спасать, наоборот, он мог только осудить. Он не мог ни оправдать, ни освятить. Это сделало всех людей грешниками и оставляло их под осуждением (Рим.3:9-10). Это сделали заповеди, написанные на камне и «законы», написанные в книге, но у закона не было власти написать это на плотяных скрижалях сердца (Рим.8:1—4; 2Кор.3). Новый Завет успешен, потому что он исполнен не нашей собственной человеческой силой, а силою живущего в нас Христа (Иер.31:31—34; Евр.8:6—12; 10:14–16).
8. Моисей взял крови. Маловероятно, что Моисей окропил кровью каждого человека из такого огромного множества; он, должно быть, сделал это с руководителями, как их представителями. «Старейшины» и знатнейшие люди каждого племени и рода были, вероятно, включены в эту часть церемонии.
Вот кровь. Среди древних стран это был распространенный обычай, чтобы запечатывать соглашение кровью (см. на Быт.15:9-13, 17). Обычно, кровь была кровью жертвы и эти две стороны, торжественно подтверждали, что, если они нарушат соглашение, их судьба повторит судьбу жертвы. Иногда, среди язычников, использовалась кровь заключающих договор, каждый из которых пил кровь другого и, таким образом, заключал кровный союз. Это, как предполагали, делало нарушение соглашения жизненно важным вопросом. Моисей принял решение просто окропить кровью алтарь и людей (см. на ст. 6), таким образом объединяя договаривающиеся стороны в торжественном союзе завета. Относительно людей, кровь также символизировала очищение от греха и посвящения на служение. После этого Бог утвердил их как Свою специальную собственность; они стали Его (Ис.43:1). Освободились от греха, мы тоже стали рабами Богу (Рим.6:22; 1Петр.2:9-10).
9. Потом взошел Моисей. После утверждения завета Моисей, Аарон, его сыновья, и старейшины выполнили требование Бога «подойти» (ст. 1). Группа прошла часть пути, конечно не к самой вершине, взойти к которой была привилегия только у одного Моисея (ст.2, 12). Другие должны были поклоняться «издалека».
10. И они видели. Здесь ясно видно, что Бог не безликая сила, а живая личность (см. также Исх.33:17—23; 34:5–7; Числ.12:6—8; Ис.6:1—6; Иез.1:26—28).
Можно было бы ожидать, что эта высокая честь и привилегия укрепят этих мужчин в твердой вере и повиновении Богу. Но трагическая история описывает как Аарон, импульсивно поддавшись требованию народа, сделал им золотого тельца (см. Исх.32:1—6), и что Надав и Авиуд были убиты из-за «чуждого огня» (Числ.3:1—4). Исключительный религиозный опыт одного дня не является защитой для другого (Мф.14:28—33; Лк.13:25—27; 1Кор.10:11-12).

11. На избранных. Бог не поразил этих людей смертью, мором или слепотой, хотя отсутствие у них святости не давало им причины думать, что они могли бы видеть Бога и остаться в живых (см. Быт.32:30; Исх.33:20; Суд.6:22-23; и т.д.). Это был Сын Божий, вторая личность Божества, славу которого они видели в этом случае (ПП 312, 366). Жертвенная пища обычно следовала за жертвоприношением, и старейшины, возможно, теперь приняли в этом участие, так близко к Божественному присутствию, как они могли бы приблизиться. После этого все возвратились в лагерь.
12. Взойди ко мне. Последняя часть этой главы начинает рассказ о 40 днях общения Моисея с Богом. Дав Десять Заповедей, законы и «заповеди» «книги завета», Бог теперь продолжил давать инструкции относительно возведения святилища, которое должно было быть Его местом жительства среди детей Израиля (Исх.25:8). Если человека оставляют самого определить реальные, материальные особенности богопоклонения, он может легко допустить ошибку. Как «образец» Моисею было показано все, что должно было включать это служение (Исх.25:9; Евр.8:5), включая точные детали относительно материала, размера, формы и строительства каждого объекта. Эти указания записаны в Исх.25 — 31. Чтобы у Моисея могло быть достаточное количество времени понять и запомнить подробные инструкции, которые ему дали, он должен был «быть там», то есть, на «горе», в течение 40 дней.
14. Оставайтесь здесь. Моисея сопровождал Иисус Навин, который способствовал поражению Амаликитян (Исх.17:8—13). Зная, что он будет отсутствовать в течение некоторого времени, Моисей, чувствовал необходимым дать определенные наставления старейшинам относительно ведения дел во время его отсутствия. Они должны были остаться у подножия Синая до его возвращения и обращаться к Аарону и Ору, как представителям Моисея, за советом.
15. И Моисей взошел. Приготовления, данные на время его отсутствия, были сделаны и Моисей поднялся с Иисусом Навиным к вершине горы, чтобы ждать дальнейших указаний. «Облако» относится к упомянутому в Исх.19:16. Хотя он был приглашен Богом, Моисей не входил в Его присутствие, пока не был позван шесть дней спустя. Сегодня, как и тогда, подготовка сердца и размышление над характером и волей Бога должны предшествовать близким отношениям с Ним (. Деян.1:14; 2:1). Моисей и Иисус Навин, несомненно, провели это время в размышлении и молитве.
17. Огонь поядающий. Контраст между облаком, которое покрыло Моисея (ст. 18), находившегося в счастливом общении с Его Творцом и «поядающим огнем», значительный. Те, кто как Моисей, идет путями Бога, могут быть уверены в защите и безопасности «под кровом … под сенью Всевышнего» (Пс.90:1-2). Те, кто отворачивается от путей праведности, найдут не покой и мир, но карающее правосудие, поскольку Бог явится им как «огонь поядающий» (Евр.12:25, 29).

18. В середину облака. Оставив Иисуса Навина, Моисей вошел в облако и оставался там «сорок дней и сорок ночей» (ПП 313). В течение всего этого времени он был без пищи (Втор.9:9; cf. 3Цар.19:8; Мф.4:2).
Опыт Моисея был необычен. Производит впечатление тот урок, что общение с Богом придает душе истинную силу и самый приятный покой. Без него ослабевает дух (см. Лк.18:1), мир поглощает нас, наши мысли и слова становятся «земными» (1Кор.15:47), мы не имеем духовной жизни в себе и не можем дать ее другим. Именно в общении с Богом люди получают дары. Так это было с Моисеем; так это и с нами. Тот факт, что Моисей был наедине с Богом, предполагает ценность тайной молитвы (Мф.6:6). Даже в водовороте дел и суматохе большого города, уединение с Богом и тихая молитва приносит помощь для разрешения всех проблем дня.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version