Ковчег и предметы скинии — библейский комментарий

Ковчег заветаИсход 25 глава

Сделали Мне приношение. Божественная воля была показана Израилю в Декалоге, заповеди и «законы» «книги завета» были даны Моисею, и завет между Богом и Его народом было заключен. Но постоянная форма служения не была пока еще установлена. К этому времени только «жертвенник» был установлен и даны определенные наставления относительно него (Исх.20:24—26), но полная система не была устроена, посредством чего поклонение единому истинному Богу могло бы стать эффективным средством приобретения людей в братстве и повиновении, и предупреждения их от многобожия язычников. У людей должна была быть привилегия участвовать в строительстве того места, которое должно было стать местом обитания Бога.

У которого будет усердие. Буквально, «кого побуждает сердце его». Бог желал только тех даров, которые исходили от сердца, а не только от рук или кошелька. Он принял бы только то, что было добровольно и «охотно» дано (2Кор.9:6-7). Только того, кто дает от сердца, имя будет вписано у Бога, поскольку он один дает в духе церквей Македонии (2Кор.8:1—5). То, что люди ответили таким образом, видно из Исх.35:21—29 и 36:3–7. И скиния была построена в результате добровольных приношений. Подобный дух был засвидетельствован во время Давида, когда должен быть построен Храм (1Пар.29:1—9), и еще когда пленники, возвращавшиеся из Вавилона с Зоровавелем, восстанавливали Храм (Ездр.2:68, 69; Агг.1:12—14).

Золото. Три металла должны были использоваться в самой скинии и в его предметах. «Медь» была сплавом меди и олова и это бронза, а не медь. Когда евреи покинули Египет, они «заимствовали» сокровища у египтян (см. на Исх.3:22; 12:35, 36). Люди дали Господу лучшее из того, что они имели. Бог не примет «жертву», которая является «слепой», «хромой», или «больной» (Мал.1:8). Это не означает, что Бог ожидает, что мы дадим сверх наших возможностей, а скорее, в меру нашей возможности (2Кор.8:12).

«Лепта» вдовы (Мк.12:41—44) так же приятна Ему, как «алавастровый сосуд с драгоценным миром» (Мф.26:6—13), или «цена» имения, положенного у ног апостолов (Да.5:1-2). Это жертвование Богу лучшего из того, что имеем, относится не только к имуществу, но также и к нашим возможностям, времени и силе. Лучшие из наших способностей должны быть Его, наши самые теплые привязанности, наши самые глубокие мысли, наши самые высокие стремления. Много различных даров нужно в служении Христа, и нет ни одного столь бедного или нуждающегося в способностях человека, чтобы он не мог внести свой вклад. Мы не должны забывать урок из притчи, показанный в наказании человека с одним талантом (Мф.25:14-15, 24–30). Израильтяне собирали свои сокровища на небесах, посвятив их работе и служении Богу (Мф.6:19—21). Они не были обмануты «наживой» мира, поскольку они не намеревались «душе своей повредить» (см. Мф.16:25-26).

Шкуры барсуков. Еврейское слово, здесь переведенное как «барсук», кажется, заимствованно от египтян, слово, описывает кожу неуказанных животных; это, как также считается, связано с арабским словом «тюлень», или дюгонь или морская корова (ПП 347). У этого водного травоядного животного, которое достигает 10 — 12 футов длиной, круглая голова, грудь для кормления детенышей и разделенный хвост. Он часто встречается среди коралловых рифов Красного моря. Предполагается, что дюгонь дал начало легендарной русалке. Из этих шкур было сделано внешнее покрытие шатра.

Дерево ситтим. Древесина акации. Она твердая, прочная и лучше других подходит для этого.

И устроят они мне святилище. Хотя евреи знали, как и мы, что великий Бог не может «жить» ни в каком здании, сделанном людьми (3Цар.8:27; 2Пар.2:6; Ис.66:1; Иер.23:23-24), но казалось неуместным, что может быть поклонение без храма. Кроме того, святилище представляло видимый центр поклонения единому истинному Богу и было, таким образом, защитой против многобожия язычников. Это помещало Бога рядом с Его детьми и делало Его присутствие среди них реальным. Это также было защитой от идолопоклонства (Исх.29:43, 45; (Числ.35:34). Поскольку в то время израильтяне были кочевниками, странствующими людьми, святилище должно было быть палаткой, которая могла быть легко демонтирована и перемещена с места на место. Важно отметить, что еврейское слово «святилище» никогда не относилось к языческим храмам.

Буду обитать. В духовном смысле Бог всегда стремился быть с людьми и не мог «успокоиться», пока не получал этого (Пс.132:13-16), сначала в сердцах Его людей лично (1Кор.3:16-17; 6:19) а также находясь среди любого общества, собирающихся для поклонения Ему (Мф.18:20). Система, сосредоточенная в земной скинии, указывала на Христа, который позже «жил», буквально «обитал», среди людей (Ин.1:14).

Еврейское слово shakan, «жить», означало быть постоянным жителем общества. Это тесно связано со словом Shekinah (Шекина), используемого для описания Божественной славы, которая размещалась над Престолом Господним ПП 349). Шекина была символом Божественного присутствия, как Бог и обещал «жить посреди них» (см. Исх.25:22).

Образец. Это показывает, что, хотя мастерство было человеческое, план был Божий. Бог всегда рассчитывал на участие человека, на сотрудничество в создании Его дома. В этой работе была возможность принять участие каждому человеку.

На горе Моисей видел «миниатюрный образ» небесного святилища (ПП 343; Да.7:44; Евр.8:5), «истинной скинии» (Евр.8:2). Находящийся на земле, как сказано, он был «образом» «небесного» (Евр.9:23-24), потому что был сделан «согласно образцу», показанному Моисею (Евр.8:5). Это была «копия» «большого оригинала», находящегося на небесах (ВБ 414). В видении Иоанн был сопровожден в небесное святилище (Откр.15:5), где он видел ковчег (Откр.11:19), жертвенник курений (Откр.8:3-5), и возможно, светильник (Откр.1:12; 11:4). Есть, таким образом, «бесспорное доказательство существования святилища на небесах», где на троне восседает Правитель вселенной (ВБ 415), и где служит Христос, как наш великий Первосвященник (Евр.8:1-2).

Бесполезно, однако, размышлять относительно размеров, точного вида или точного расположения небесного святилища, поскольку «никакое земное строение не могло представлять его необъятность и славу» (ПП 357). Человек создан «по подобию Бога» (Быт.1:27), но все же только Христос — «образ ипостаси Его» (Евр.1:3). Все земное смутно представляет то, что бесконечно. Моисею показали не само небесное святилище, но образ его. После, земное святилище было скопировано с того, что на небесах настолько точно, чтобы это было яркой иллюстрацией различных аспектов служения Христа от имени падшего человека (ПП 357). Мы должны сосредоточить наше внимание на том, что Он делает для нас там, как Павел пишет в послании к Евреям (Евр.3:1; 10:12, 19–22; и т.д.).

Скиния на небе, как и эта на земле, была установлена, чтобы иметь дело с грехом. Христос «приступил к Своей работе посредника» после воскресения и до вознесения 40 дней спустя (ДА 819). Он был приготовлен принять Свое священническое служение на основании того, что искупил нас кровью Своею (Евр.9:12).

Соломон знал, что даже его Храм, хотя он превзошел скинию пустыни в размерах и красоте, не мог вместить Бога (3Цар.8:27). Все же Бог относился к нему как к Своему дому (Ис.56:7), как позже к Храму Ирода (Мф.21:31). И Он, который живет «на высоте небес и во святилище», построит Свою обитель «также с сокрушенными и смиренными духом» (Ис.57:15).

10. Ковчег. Еврейское слово, таким образом переведенное, может происходить от корня, означающего, «чтобы собраться», «собраться». Если так, «ковчег» был сундуком, в котором могли бы быть собраны вещи для хранения. Связанное ассирийское слово, araЖnu, «коробка», получено из корня aramu, «покрыть».
Локоть. Евреи, как египтяне, использовали и длинный и короткий локоть. Хотя длина еврейского локття — загадка, известно, что обычный египетский локоть составлял 17.7 дюймов, а королевский локоть 20.6 дюйма. Обе меры, должно быть, были известны евреям, которые строили египетские города. Так, во время Езекии, локоть у евреев составлял приблизительно 17.5 дюймов, примерно соответствуя обычному египетскому локтю, и можно предположить, что эта мера использовалась при постройке ковчега. Соответственно, ковчег составлял приблизительно 1,11 м. в длину и 0,67 м. в ширину и высоту.
12. На четырех углах. Буквально, «его четыре угла». Кольца не были приложены к верхним «углам», но к этим четырем «ногам» или «основаниям» (ст. 22). «Брусья» или «шесты», продетые через эти кольца (ст. 13), должны были опираться на плечи мужчин, которые несли ковчег во время странствия Израиля. Эти «шесты» должны были оставаться на местах (ст. 15), чтобы избегать прикосновения к любой части ковчега, когда его поднимали или опускали. Так как эти шесты не были частью самого ковчега, прикосновение к ним не оскверняло ковчег (см. 2Цар.6:6-7).
16. Откровение. Две каменные скрижали, содержащие Десять Заповедей (Исх.30:6; 31:18; 32:15-16). Главное назначение ковчега состояло в том, чтобы служить хранилищем святого закона Бога. Поскольку каменные скрижали были отражением характера и воли Бога, и были, кроме того, написаны рукой Бога, они почитались как самый священный предмет во святилище. Святилище, поэтому, называли «скинией свидетельства» (Исх.38:21; Числ.9:15; и т.д.). Закон был также известен как «завет» (Втор.4:12, 13; 9:9–15), и ковчег, поэтому, обычно назывался «ковчегом завета» (Втор.31:26; Евр.9:4; и т.д.).

17. Престол благодати. Слово, таким образом переведенное, происходит от корня, означающего, «чтобы покрыть», то есть, «чтобы простить» грех. Это символизировало Божественное милосердие. Примечательно, что он было из «чистого золота», подразумевая, что милосердие является самым драгоценным из признаков Бога. Крышка находилась над законом, поскольку милосердие выше справедливости (Пс.84:10; 88:14). Ковчег с его справедливостью и Престол Господень с его милосердием были необходимы, чтобы показать полный характер отношений Бога с людьми. Милосердие без справедливости — слабая сентиментальность, противоречащая всем моральным принципам. С другой стороны, справедливость без милосердия — моральная жестокость, теоретически без недостатка, но отвратительная и Богу и людям.
Ковчег и Престол Господень составляли самое сердце святилища. Выше Престола Господня находилась Шекина (Shekinah), символ Божественного присутствия. Скрижали завета, находящиеся в ковчеге, свидетельствовали о том факте, что царство Бога основано на неизменном стандарте праведности (Пс.96:2), которое даже Божественная благодать, должна уважать. Благодать не может «уничтожать закон» (Рим.3:31). Когда грех прощен, требование закона к грешнику должно также быть удовлетворено. Самая цель евангелия состоит в том, чтобы обеспечить для грешника прощение его грехов верой в средство, которое «не уничтожает закон», но «утверждает» его. В то время как скрижали в ковчеге свидетельствовали против людей, Престол благодати указывал на путь, которым можно было удовлетворить требованиям закона, и грешник мог быть спасен от смерти, наказания закона. На основе одного только закона не может быть никакого воссоединения между Богом и человеком, так как грех отделяет нас от Него (Ис.59:1-2). Окропленный кровью Престол Благодати вмешивается, поскольку только благодаря посредничеству Христа от нашего имени мы можем приблизиться к Богу (Евр.7:25).
18. Херувимы. Еврейское множественное число слова «херувим». Происхождение слова сомнительно. Херувимы были укреплены на Престоле благодати с обоих концов (см. Быт.3:24). Одно крыло каждого ангела было простерто вверх, и другое покрывало тело (см. Иез.1:11) в знак почтения и смирения. Положение херувимов с их лицами, повернутыми друг к другу и направленное вниз к ковчегу, представляет почтение, с которым небесное воинство относится к закону Бога и их показывает их интерес к плану спасения.

23. Стол из дерева ситтим. Оставив святое святых, Моисей теперь описывает предметы святого места. Первый упомянутый пункт — «хлебы предложения», или «хлебы Присутствия» (RSV). Марк называет их «хлебами предложения» (Мк.2:26), буквально, «хлеб представления», то есть, хлеб представленный Богу. Павел использует то же самое греческое слово в Евр.9:2.
Этот стол составлял приблизительно 88.9 см в длину, 44.5 см в ширину и 66.7 см в высоту (см. Исх.25:10). Он должен был располагаться справа от входа, то есть к северу (Исх.40:22).
24. Золотой венец. Это было границей или лепным украшением вокруг вершины, чтобы препятствовать падению. Иосиф Флавий упоминает, что «четыре кольца» (ст.26) были вставлены в ножки стола, и через них проходили «шесты» для переноски его (Древности iii. 6. 6).
29. Блюдо. Вероятно, тарелка, в которую были помещены хлебы. «Ковши» были чашками в которых сжигался ладан, как можно видеть на барельефе стола в Арке Тита, установленной в Риме, чтобы ознаменовать захват Иерусалима в 70 году нашей эры. «Кувшины» и «чаши» использовались для возлияний, которые сопровождали мясные жертвоприношения (Лев.23:13, 18, 37; и т.д.).
30. Полагай на стол. «Хлебы предложения», или «хлебы Присутствия», состояли из 12 хлебов или пирогов, которые заменялись каждую субботу. Хлебы, которые были удалены, считались святыми, их съедали священники на «святом месте» (Лев.24:5—9). Эти 12 хлебов представляли вечную благодарность, Богу от 12 колен за благословения жизни, которые они ежедневно получали от Него. В высшем смысле этот хлеб указывал на духовный хлеб, Иисуса Христа.

31. Светильник. Предпочтительно, «подсвечник». Показанный на Арке Тита и, как подтверждал это Иосиф Флавий (Древности iii. 6. 7), «подсвечник» состоял из вертикального ствола, с каждой стороны которого вверх простирались три ветви, по парам (ст.35), на том же самом уровне. Его размеры не даны, он был сделан из чистого золота. Его ветви были украшены миндалевидными «чашечками» или «цветками«(ст.33), которые напоминали гранаты, согласно некоторым исследователям Библии, или «цветы». Один за другим лампы «подсвечника» подрезались каждый вечер на закате, и утром (Исх.27:20-21; 30:7-8; Лев.24:3-4). Они никогда не гасились, но горели все время (ПП 348). Когда священник входил в первое отделение скинии, подсвечник был с левой стороны от него, на юг (Исх.40:24).
38. Щипцы. Это были щипцы для снятия нагара, используемые, чтобы подрезать фитили ламп.
39. Талант чистого золота. Эквивалентный по весу 34.19 кг. В каком-то смысле «светильник» представлял Божий народ как моральный и духовный свет мира индивидуально (Мф.5:14—16; Фил.2:15) и как церковь (Откр.1:12, 20). Это представляло также силу Святого Духа осветить церковь (Зах.4:2—6; Откр.4:5). В высшем смысле, как ранее было сказано, это указывает на нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа (Ин.9:5), являющегося светом мира (Ин.1:4; 8:12; 12:46), который передает душе «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный», нисходящий свыше от «Отца светов» (Иак.1:17).

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version