Священнические одеяния — библейский комментарий

Исход 28 глава

Одеяние первосвященника1. Возьми к себе. Буквально, «вызови, чтобы приблизиться». Прежде только Моисей был посредником между Богом и людьми. Аарону, его брату, и его сыновьям теперь нужно было дать определенные полномочия, которые раньше принадлежали ему. Как кротчайший из людей (Числ.12:3), Моисей охотно отдал свои полномочия, проявив благородный и богоподобный характер (Лев. 8:1–30; cf. Ин.3:30). Он понял, что с предоставлением закона возникла необходимость в священстве; создание скинии побуждало к этому.

В связи с устным провозглашением закона Бога появилось увеличенное сознание греха (Рим.3:20; 7:9). Священству было нужно стать посредником между грешниками и святым Богом (см. Евр.2:17; 5:1–3), чтобы служить в качестве связующего звена между святым и нечестивым. Кроме того, завет сделал Израиль «царством священников» (Исх.19:5-6), и это священническое призвание народа было быть выражено в официальном избрании дома Аарона в качестве представителей народа (Числ.3:12; 8:17-18). Цель Бога в создании скинии состояла в том, чтобы Он мог «жить среди» Своего народа (Исх.25:8), все же только те, кто были посвящены как священники, чтобы представлять людей, могли бы приблизиться к священному присутствию в святилище. Таким образом, когда первосвященник ходатайствовал перед Богом за людей, он делал это от их имени.
Надав и Авиуд соединены вместе, как также Елеазар и Ифамар. Это разделение двух пар братьев происходит, вероятно, из-за греха и ранней смерти Надава и Авиуда (Лев.10:1-2). Ничто не известно об Ифамаре после смерти его старших братьев (Лев.10:6, 12). Елеазар стал первосвященником (Числ.34:17; И.Нав.14:1). Священническая семья Ифамара включала Илия (1Цар.1:9; cf. 3Цар.2:27 и 1Пар.24:3, 6) и продолжалась после плена (Ездр.8:2).

2. Священные одежды. Оставляя описание неодушевленных вещей скинии, мы теперь переходим к людям, которые должны были там исполнить свои обязанности. Выбрав тех, кто должен был быть Его священниками, Бог продолжает одевать их в специальные одежды, которые должны были показывать отличие их служения.
Для славы. Предметы одежды должны были быть «для славы», чтобы поднять священническое служение в глазах людей, так, чтобы они расценивали священнический труд с большим уважением. Эта священническая одежда также была необходима, чтобы отличить священников, как класс, в некотором смысле выше остальной части народа. Кроме того, предметы одежды сами были постоянным напоминанием священникам своего святого назначения, и его требования святой жизни. Предметы одежды помогали понять им, что они были «хранителями тайн Божьих» (1Кор.4:1).
Для благолепия (красоты). Святые предметы одежды были также «для красоты», чтобы соответствовать богатству и величию скинии, которой священники были служителями, и подчеркнуть «благолепие святыни» (1Пар.16:29; Пс.28:2; 95:9). Красота природы показывает, что Создатель — любит красоту, и что Он смотрит с удовольствием на красоту в служении Ему. Предметы одежды первосвященников не только отличались от таковых у обычных священников, но были намного более привлекательными. Золото было вплетено в их ткань, драгоценные камни заставляли их блестеть. Все было использовано, чтобы сделать их прекрасными и впечатляющими. Священники должны были носить свои священные одежды, когда они служили в святилище, но никогда в других случаях (см. Исх.35:19; Лев.16:4, 23-24; Иез.42:14; 44:19). Эти предметы одежды представляли характер Бога, который Он стремился воспроизвести в сердцах и жизнях Его народа (см. Ис.64:6; 61:10; Зах.3:3-4; Мф.22:11; Откр.19:8). Тот факт, что цвета и материалы предметов одежды первосвященника совпадали с используемыми для завесы и входного занавеса шатра, предполагает урок, что характер поклоняющихся Богу, представляемый первосвященником, должен соответствовать характеру святилища (см. Мф.5:48; 22:11–13; Еф.1:3-4; 2:6; Кол.3:1-2; Иак.1:27; 1Ин.2:15—17).

3. Мудрые сердцем. «Способные умом» (RSV). В отличие от современного понимания сердца, как источника страстей и эмоций, евреи думали о нем, как о источнике мудрости (Исх.31:6; 35:10, 25; Иов 9:4; Пр.11:29; и т.д.).
Посвящение. Аарона нужно было облечь в эти «предметы одежды», как часть церемонии его посвящения (Исх.29:5—9; Лев.8:7—13). Предметы одежды были предусмотрены также для «сыновей» Аарона, как его преемников в служении первосвященника.

5. Возьмите золото. За исключением золота, эти материалы совпадают с используемыми для завесы, которая отделяла святое от святого святых (Исх.26:31), десяти внутренних покрывал (Исх.26:1), и «завесы» у входа в скинию (Исх.26:36).

6. Ефод из золота. Ефод считали самой священной частью священнических одеяний и эмблемой священнического служения (1Цар.2:18, 28; 14:3; 22:18). На нем должен был укреплен «нагрудник», два камня оникс, и Урим и Туммим (Исх.28:9, 30). Это был своего рода жилет из двух частей, один, покрывающий грудь, а другой спину, соединявшийся двумя «нарамниками» (наплечниками)(ст.7) и на поясе полосой, названной «пояс ефода» (ст.8), который был частью ефода. Он окружал все тело, соединяя две части ефода вместе. «Золото» было в виде очень тонкой нити, вшитой в ткань после того, как она была соткана, как обычно делалось в Египте (см. Исх.39:3). «Искусная работа» (ст.6) относится к труду изобретательных и талантливых мастеров. Израильтяне, возможно, принесли маленькие ручные ткацкие станки с собой из Египта. Синий, фиолетовый, алый виссон, золото и драгоценные камни ефода придавали ему разнообразие и красоту, которая сделала его самым великолепной частью из всех священнических одеяний. Разнообразие имеет собственное очарование, и является особенностью церкви, в которой «Дары различны, но Дух один и тот же» (1Кор.12:4).

9. Два камня оникс. Были некоторые расхождения во мнениях относительно того, какие камни имеются в виду, переведенные здесь словом «оникс» . Переводчиуи Септуагинты назвали их «изумрудами». Иосиф Флавий называет их «сардониксом», лучшей разновидностью оникса (Древности iii. 7. 5). Вполне вероятно, что использовался «оникс», превосходный камень для гравировки. В Египте у перстня фараона на камне было написано имя его владельца.

13. Гнезда. Филигранной работы, которая была довольно распространена в египетских украшениях. Они были, вероятно, пришиты к ефоду. «Две цепочки» (ст.14) из витой золотой проволоки, были прикреплены к ним. «Работа плетеная» — выполнялась скручиванием или плетением. Эти камни служили двойной цели — напомнить первосвященнику, что на его плечи возложена торжественная и священная ответственность быть ходатаем этих 12 колен перед Богом, и напоминать Богу, что первосвященник представлял племена и исполнил обязанности за них.

15. Наперсник судный. Значительное место отведено для подробного описания этой части официальной одежды первосвященника (ст.15-30), описав ее замысловатую форму и значение. Главная цель ефода состояла в том, чтобы поддерживать нагрудник, который был присоединен к нему после того, как он был надет. Слово переведенное как «нагрудник», означает еще «украшение». Это, должно быть, было самой поразительной и яркой частью одеяния первосвященника. Его называли «нагрудником судным», потому что он служил прежде всего для ношения «урима и туммима» (ст.30), посредством которых консультировались с Богом и посредством чего Он показывал Свою волю людям. Материалы нагрудника были такие же, как и для ефода (ст.6).

16. Двойной. Двойная толщина дала бы дополнительную крепость нагруднику для ношения 12 тяжелых драгоценных камней. «Пядь» была половиной локтя, или приблизительно 101/3 дюйма.
21. Имена сынов Израиля. То есть, в соответствии с именами сынов Израилевых, или 12 племен. «С его именем» следует читать «в соответствии с его именем.» Каждый камень будет иметь на нем имя одного из 12 племен. Эти имена, выгравированные на 12 драгоценных камнях, иллюстрируют ценность мужчин и женщин в глазах нашего Небесного Отца. Бог относится к Своим людям, как к драгоценным камням в шкатулке Его любви (Мал.3:17). Он думает о Своей церкви, как о невеста, украшенной «ее убранством» (Ис.61:10). Она — Его «особенное сокровище» (Исх.19:5).
В Откровении «двенадцать ворот» и «двенадцать оснований» стен Нового Иерусалима являются драгоценными камнями, на которых «имена двенадцати колен детей Израиля» и «имена двенадцати апостолов Агнца» соответственно (Откр.21:12, 14). Тот факт, что каждое из этих 12 колен было представлено собственным драгоценным камнем, отличным от других, предполагает, что у каждого христианина есть своя собственная индивидуальность, своя собственная красота в глазах Неба. Бог не ожидает, что мы все будем похожи. Он ценит нас такими какими мы есть, и за то, что мы можем сделать для Него. Мы можем быть различными по опыту и способностям, обладать «разными дарами», но у всех обнаруживается «тот же самый Дух» (1Кор.12:4—7). Каждое имя, написанное на отдельном драгоценном камне, также говорит о том, что Бог думает о Своих детях как об самостоятельных личностях, известных, любимых и заботится о них (Пс.86:5-6; Ис.57:15; Мф.25:40, 45; Лк.15:3—10).

Внимание, которое уделено в этой главе мелким деталям, говорит в поддержку тех, кто думает, что не делает особой работы для Бога. Без тонкой красоты деталей не было бы никакого соответствующего фона для более заметных и, по-видимому, более важных вещей. Без первого последние не смогли бы функционировать. Давайте не пренебрегать «мелочами» (Зах.4:10), небольшими делами любви. Хотя это может быть всего лишь «чашка холодной воды» «одному из малых сих», мы «не потеряем» нашей «награды» (Мф.10:42).

22. Цепочки. Они должны были быть сделаны так же, как и «две цепочки» ст.14, то есть, скручены из золотой проволоки, как веревка.

23. Два кольца из золота. Они были для закрепления нагрудника к ефоду. Должно было быть четыре кольца, одни в обоих верхних углах (ст.23) и в углах с внутренней стороны (ст.26). Золотые цепочки были продеты через каждое из двух верхних колец и прикреплены к «двум гнездам» и к наплечникам ефода (ст.25; cf. ст.11-14). Через каждое из двух внутренних колец были продет синий шнур или лента, который был связан с двумя кольцами, помещенными с этой целью впереди ефода, выше «пояса» (ст.26-28). Таким образом закрепленный в четырех углах нагрудник не «спадал с ефода» (ст.28).

29. У сердца. Аарон, как и первосвященники, которые следовали за ним, должен был носить имена детей Израиля не только на его плечах (ст.12), но также и «у сердца». Таким образом, он представлял их все время перед Господом на плечах, чтобы показать, что он нес торжественную ответственность за них, и у сердца, чтобы указать на его любовь и привязанность к ним. Каждый раз, когда он входил в скинию за людей, его сердце преклонялось перед Господом в сознании их греха и нужды. Христос, наш Первосвященник в небесном святилище (Евр.3:1; 8:1-2), взял на себя ответственность за наше спасение, поскольку «владычество» царства благодати «на его плечах» (Ис.9:6). Он также несет нас у сердца (см. Гал.2:20), поскольку во всех наших «несчастьях» Он «сокрушен», и Он «сострадает нам в немощах наших» (Ис.63:8-9; Евр.2:14—18; 4:14–16).

Для памяти. Первосвященник носил имена Израиля «постоянно», чтобы они были бы всегда памятны перед Богом. Он никогда не должен был забывать свое положение и ответственность в качестве их представителя. Таким же образом Христос, «будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7:25), нес нас «начертанных» на Его ладонях (Ис.49:16).

30. Урим и туммим. Эти слова означают, соответственно, «свет» и «совершенство». Хотя он не называет урим и туммим по имени, Иосиф Флавий действительно говорит о «сияющих» камнях на нагруднике первосвященника, которые как он говорил, прекратили «сиять» два века назад вследствие преобладающего беззакония (Древности iii. 8. 9). Через эти два камня Бог сообщал Свою волю. Сияние света, окружающего урим, было символом Божественного одобрения по вопросам, принесенным перед Ним, а затенение облаком туммима было доказательствами неодобрения (ПП 351). Примеры этого 1Цар.23:9—12; 28:6; 30:7-8. Нагрудник был предметом одежды первосвященника, чем и Престол благодати был в самом святилище. И там и там Бог открывал Свою славу и сообщал Его волю (cf .Исх.25:22; Пс.80:1; Ис.37:16).

31. Риза. Ее должен был одевать первосвященник под ефод. Ее ткали без швов (Исх.39:22; ПП 351; ДА 746). На фоне этой синей одежды разнообразные цвета нагрудника и ефода, должно быть, составляли разительный контраст. Эта одежда символизирует совершенство характера, «одежду праведности», которую будут носить те, у кого есть вера во Христа (Ис.61:10; Зах.3:4). Поскольку ее «ткали» из одного куска, без шва, она символизирует хитон «без шва», который носил Иисус (Ин.19:23), и желание Бога единства Его церкви (Ин.17:21—23; Еф.4:3-5, 11–13).

32. Отверстие для головы первосвященника. «Обшивка» вокруг этого отверстия усиливала край, чтобы предотвратить разрыв или изнашивание.

33. Яблоки. Они были, вероятно, кисточками в форме гранатов, приложенных к «кромке», или у нижнего края одежды.

34. Золотой колокольчик. «Колокольчики» были из чистого золота (Исх.39:25), и, колеблясь с «яблоками», могли издавать звук, слышимый людьми, в то время как первосвященник служил во святилище (Исх.28:35). Звон колокольчиков помогал людям понимать, что он совершал служение от их имени в присутствии Бога и побуждал их следовать за ним в своих мыслях и молитвах, когда он совершал различные части священнического ритуала. Звук колокольчиков соединял вместе священника и людей в поклонении. Попытка первосвященника совершить служение во святилище без этой одежды и ее колокольчиков разорвала бы эту связь общения и отделила бы людей от их ходатая. Его служение стало бы напрасным ритуалом, для которого не было никакого оправдания. Чтобы произвести впечатление важности этой связи между людьми и их представителем, наказанием за пренебрежение этого правила была смерть (ст.35). Колокола и яблоки напоминают нам, что верою мы можем теперь смело входить «во святилище посредством Крови Иисуса Христа» для прощения грехов (Евр 4:16; 10:19). По вере мы также можем услышать звуки из святилища, которые направляют наши сердца и умы вверх, где Христос сидит одесную Бога, чтобы ходатайствовать за нас (Рим 8:34; Кол.3:1-3; Евр.8:1-2; ВБ 427).

36. Дощечка. Это было самой заметной и значительной особенностью «кидара» (ст.37). Она была помещена непосредственно на лбу и, таким образом, привлекала всеобщее внимание, возможно, даже более, чем нагрудник. Ее положение сделало его «кульминацией всего священнического одеяния». Этому положению добавляла силу и надпись, которую она имела, «Святыня Господня». Эта гравировка показывала людям смысл религии и указывала на ее высшую цель (Лев.11:44-45; Евр.12:14; 1Петр.1:15-16). Это было постоянное напоминание, что без этой основы все действия богослужения будут в глазах Бога насмешкой (см. Ис.1:11—17). Как первосвященнику, это указывало ему, что его служение не должно было становиться простой формой, но что его целью было освящение его собственной жизни и жизни людей. Это — самый важный урок для служителей Бога сегодня (Ис.52:11; 1Петр.5:2-3). Те служители, которые так не живут и не ведут себя, находятся под самым серьезным осуждением Небес (1Цар.2:12—36; 3:11–14; 4:11; Мал.2:1—9). Важность этой надписи на кидаре объясняет, почему она помещалась поверх самого кидара.

37. Синим шнуром. Согласно Исх.39:31, «дощечка» была связана с кидаром этим «синим шнуром».
Кидар. В описании предметов одежды первосвященника Иосиф Флавий пишет: «Он носит головной убор, не конической формы … и сделанный так, что выглядит как корона, пышно обмотанная, сделанная из льняной ткани; она обмотана вокруг много раз и сшита вместе» (Древности iii. 7. 3). В соответствии с этим описанием, «кидар» был белым тюрбаном.

38. На лоб Аарона. Эта надпись, которая должна была «всегда» быть на лбу первосвященника во время служения, напоминала ему о его торжественной ответственности быть представителем людей. Также, он был одет с официальной «святыней», выгравированной на дощечке. Он был типом и представителем Того, кто был «сделан для нас [жертвою за] грех» (2Кор.5:21), и через кого только реальное искупление может быть совершено перед Отцом.

39. Сотки. «Хитон» был длинным, белым льняным платьем или туникой, которое одевают на «нижнее льняное платье» (см. ст.42). Об этой детали одежды Иосиф Флавий написал: «Это одеяние достигает до ног и одето на тело; имеет рукава» (Древности iii. 7. 2).
Пояс. Он был сделан из «из крученого виссона узорчатой работы» разнообразных цветов и был мастерски вышит (Исх.39:29).

Узорчатой работы. Так как пояс носили непосредственно на хитоне под ефодом, он не был виден. Хотя невидимый, он был дорогостоящим и красивым. Таким образом преподавался урок, что вещи, посвященные на служению Богу, даже если они не видимы, должны быть наилучшими. Наш мотив в служении Богу должен быть почтить Бога, а не просто делать то, что будет приятно в глазах людей (Гал.1:10; 1Фес.2:4). Истинное благочестие не будет делать разницы между видимым и невидимым, между сокрытым и открытым, но будет стремиться, скорее, к искренности, честности и пригодности во всем, что принадлежит Богу (Еф.6:5—7).
40. Сынам Аароновым. Стихи 40–43 описывают одежду рядового священника. «Пояса» были сделаны, вероятно, из того же самого материала и качества, как и те, что были сделаны для первосвященника. «Головные повязки» были льняными тюрбанами.
Для славы. Показательно, что простое одеяние обычного священника, одежда из белого полотна, должна была быть «для славы и благолепия», так же как и у первосвященника (см. ст.2). Белый цвет используется в Священных писаниях в качестве символа чистоты (Откр.4:4; 7:9, 14; 19:8).

42. Нижнее платье льняное. Своего рода льняные кальсоны начинались от талии и заканчивались немного выше колена.

43. Скиния собрания. Посмотрите на Исх.27:21. Священнические одежды должны были всегда быть «на Аароне и на его сыновьях», когда они участвовали в священных обрядах святилища, чтобы они не стали виновными в осквернении священного, и не были наказаны смертью.
Аароново священство было представительным и посредническим. Первосвященник представлял людей перед Богом и ходатайствовал от их имени (Зах.3:3—5; Евр.2:17; 5:1; 8:3). Он был жизненно важным звеном между святым Богом и греховными людьми. В обоих аспектах Аароново священство символизировало священство Христа. Это было верно для самого служения (Евр.3:1), Его личной и официальной святости (Евр.4:15; 7:26), Его представления людей (Евр.6:19-20), Его работы посредничества и заступничества (Евр.9:11-12, 24), и Его небесной славы (Евр.2:9).

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version