Е. Уайт много пишет о том, что родители должны прикладывать все усилия для того, чтобы их дети обратились к Христу и были спасены:
«Родители ответственны за спасение своих детей. В первые десять лет жизни детям следует обучаться дома, чтобы отец и мать были их воспитателями и учителями» (Рукописи, т. 7, с. 13).
«Родителям надо удвоить усилия по спасению своих детей. Им следует добросовестно наставлять их, не пускать на самотек их учебу и воспитание. Молодых не следует бросать на произвол судьбы, чтобы они сами учились добру и злу…» (Свидетельства для Церкви, с. 399).
«Родители должны сотрудничать с Богом в том, чтобы прививать своим детям любовь и почтение к Нему. Они не могут расстраивать Бога больше, чем проявляя пренебрежение к воспитанию детей в истине. Бог доверил им этих детей как священное обязательство. В каком-то смысле они заменяют своим детям Бога. Они должны делать все для спасения тех, кто слишком мал, чтобы понимать разницу между добром и злом… С добротой и нежностью родители должны воспитывать детей, культивируя каждое благое качество и подавляя любое греховное начало, развивающееся в их характере» (Знамения времени, 09-25-01, пар. 6).
И в то же время она отмечает, что дети должны сами обратиться к Богу, а не надеяться на то, что будут спасены усилиями родителей:
«Бодрствуйте и молитесь, приобретайте личный опыт общения с Богом. Ваши родители могут учить вас, они могут стремиться направить ваши стопы на безопасный путь, но они не могут изменить ваше сердце. …Тот факт, что ваши родители соблюдают субботу и повинуются истине, еще не гарантирует спасения вам. Потому что даже если бы Ной, Даниил и Иов были на земле, то «живу Я, говорит Господь Бог, — не спасли бы они ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души» (Христианский дом, с. 298).
Однако есть в трудах Е. Уайт цитаты, которые дают основание думать, что пока ребенок сам не может различать добра и зла, его участь зависит от его родителей:
«Слово Божье было дано порабощенным израильтянам, чтобы они собрали своих детей дома и помазали дверные косяки кровью закланного агнца. Это был прообраз жертвы Сына Божьего и действенности Его крови, пролитой за спасение грешников. Это был знак, что находящиеся в доме принимают Христа как обетованного Искупителя. Он защищал от губительной силы. Родители свидетельствовали о своей вере безоговорочным исполнением полученных указаний, и их вера защищала их самих и их детей. Они проявили веру в Иисуса, великую Жертву, прообразом Которого был закланный агнец. Ангел-губитель миновал дома, отмеченные особым знаком. Этот символ показывает, что вера родителей простирается и на их детей, защищая их от ангела-губителя» (Избранные вести, т. 3, с. 314).
«Так была вознаграждена вера этой женщины. Христос — великий Податель жизни — вернул ей сына. Так будут вознаграждены все верные, когда в день Его пришествия смерть потеряет свое жало и победа могилы окажется недействительной. Тогда Он возвратит Своим слугам детей, которые были вырваны из их объятий беспощадной смертью. «Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой… и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Иер. 31:15-17; Пророки и цари, с. 239).
В письме к своей сестре, недавно похоронившей ребенка, Е. Уайт пишет:
«Ты спрашиваешь, будет ли спасен твой ребенок. Ответом тебе послужат слова Христа: „…пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие“ (Лк. 18:16).
Господь часто наставлял меня, что многие малыши будут похоронены до наступления времени скорби. Мы увидим своих детей снова. Мы встретим их в небесных обителях и узнаем их. Доверься Господу и не бойся» (Письмо 196, 1899 г.; Избранные вести, т. 2, с. 259).
В книге «Избранные вести», в 2-ом томе, на страницах 259 и 260 содержится отрывок из написанного Е. Уайт в периодическом издании «Youth’s Instructor» по поводу смерти ребенка ее родной сестры-двойняшки. Необходимо отметить, что ее сестра Элизабет не приняла истину о субботе:
«Наши самые дорогие надежды часто терпят здесь крах. Смерть отнимает у нас самых любимых. Мы закрываем их глаза и опускаем в могилу… Но надежда поддерживает наш дух. Мы разлучены не навечно и еще встретим наших любимых, покоящихся во Христе. Они возвратятся с вражеской земли. Грядет пришествие Жизнедателя в сопровождении мириад святых ангелов. Он разорвет узы смерти, разрушит оковы могилы, и наши дорогие пленники выйдут оттуда здоровыми, в бессмертной красоте.
Как только младенцы выходят бессмертными из своих пыльных кроватей, они тотчас же устремляются к своим матерям. Они встречаются для того, чтобы больше никогда не разлучаться. Но многие малыши не находят здесь своих мам. Напрасно мы прислушиваемся к восторженной песне победы, раздающейся из уст матери. Ангелы принимают таких детей, которые оказались без мам, и направляют их к дереву жизни. Христос одевает на их головы венцы — золотые кольца света…» (Избранные вести, т. 2, с. 259-260).
Это утверждение Е. Уайт ясно говорит о том, что на небе будут дети, чьи родители туда не попали. И это единственное известное нам утверждение такого рода. Необходимо отметить, что сама Е. Уайт писала об этом вопросе, что нам не стоит занимать какую-либо определенную догматическую позицию по этому вопросу:
«Мы должны рассматривать этот вопрос как таковой, по которому нам не следует высказывать свое мнение или занимать определенную позицию по той простой причине, что Бог ничего определенного не сказал об этом в Своем Слове. Если бы Он полагал, что это необходимо для нас, Он бы ясно нам изложил этот вопрос» (Рукопись 26, 1885 г.).
В этой же рукописи она пишет:
«Я знаю, что многие задаются вопросом, будут ли спасены дети верующих родителей, так как их характер не был испытан, а все должны быть испытаны и их характер должен быть определен испытаниями. Спрашивают: „Как можно испытать маленьких детей?“. Я отвечаю, что вера родителей покрывает детей, как это было в Египте с перворожденными…
Некоторые родители позволяют сатане управлять своими детьми, они не сдерживают их, а наоборот позволяют развиваться их греховному нраву, страстям, эгоизму и непослушанию… Поведение родителей определяет будущее их детей…
Я сказала брату Маттесону, что мы не можем сказать, будут ли спасены все дети неверующих родителей, потому что Бог не открыл нам Своих намерений относительно этого. Нам лучше оставить этот вопрос в том состоянии, в каком его оставил Бог, и размышлять на те темы, которые ясно представлены в Его Слове.
Это самый затруднительный вопрос. Многие неверующие родители воспитывают своих детей с большей мудростью, чем те, кто называет себя детьми Божьими. Они прикладывают много стараний, чтобы воспитать своих детей добрыми, вежливыми, не эгоистичными, научить их повиноваться. И в этом они проявляют больше мудрости, чем те родители, которые обрели великий свет истины, но чьи дела не соотносятся с их верой» (Рукопись 26, 1885 г.).
Итак, подводя итог нашему исследованию, мы можем сказать, что Е. Уайт пишет:
- о том, что спасение детей зависит от родителей, в частности от того, как они воспитывают своих детей;
- дети не должны рассчитывать, что будут спасены усилиями родителей;
- вера родителей распространяется на их детей;
- на небе будут младенцы, чьи родители не будут спасены;
- зачастую неверующие родители воспитывают своих детей с большим усердием и мудростью, чем верующие;
- по этому вопросу нам не стоит занимать какую-либо определенную позицию, так как Бог не дал нам по этому поводу ясного откровения.
Центр исследования трудов Эллен Уайт Евро-Азиатского Дивизиона Церкви Адвентистов Седьмого Дня, 2005 год