Стоит отметить, что, очевидно, задержка Моисея стала поводом к отступлению среди народа Божия (см. Иез.12:21—28; Авв.2:2—4; Мф.25:1—13). Аналогично, некоторые не будут готовы ко встрече Господа, когда Он явится во «второй раз» (см. Евр.9:28). Многие скажут в тот день, «Не скоро прийдет господин мой», и предадутся злу (Мф.24:45—51; Лк.12:37—48; 2Петра 3:3–18).
Израильтяне боялись, что их лидер, от которого они зависели, оставил их. Пока Моисей был с ними, чтобы поощрять их, увещевать и поддерживать их своим примером, им удавалось поддерживать на более высоком уровне духовную жизнь, «идти верой, а не видением» (2Кор.5:7). Когда его присутствие было удалено от них, началась обратная реакция, и «плоть» одержала победу над «духом». Хотя облако густого мрака, в которое вошел Моисей, когда поднимался на гору с Иисусом Навином, было видно с равнины, вершина горы время от времени освещалась молниями от Божественного присутствия, и многим в лагере казалось, что Моисей покинул их или был поглощен пожирающим огнем. Почва для печального проявления идолопоклонства.
Этот опыт представляет другие, поразительно противоположные примеры, столь характерные для Библии, как, например, Христос во славе на горе Преображения и Его ученики в долине ниже, находящиеся в огорчении и поражении (Мф.17:1—18). Здесь, в то время как Моисей был на горе, получая скрижали закона и инструкции относительно истинного поклонения и высокого и святого служения первосвященника, народ внизу вопиющим образом отвернулся от Господа. Как это ни парадоксально, их вел к идолопоклонству тот самый человек, который был призван служить Господу.
К Аарону. Если бы брат Моисея был тверд в вере и характере, этого несчастного случая в истории Израиля можно было бы избежать. Слабость характера Аарона и дух компромисса не только сделали его духовное руководство неэффективным, но и поместили его в положение лидера восставших.
Сделай нам бога. Поскольку их пребывание в Египте приучило евреев к материальным формам божества, для них было трудно доверять невидимому Богу. Несмотря на то, что здесь слово «бог» по еврейски — ХElohim, множественная форма слова, некоторые исследователи Библии утверждают, что «боги» здесь и в ст. 4, 8, и 31 должны быть переведены «бог», полагая, что множественное число используется, чтобы подчеркнуть факт, что золотой телец был ложным богом в отличие от Господа, истинного Бога.
Шел бы перед нами. Утомившись так долго ждать на Синае и стремясь продолжить их путешествие в Землю Обетованную, люди требовали видимого бога впереди себя, чтобы он внушал им уверенность и храбрость (см. 1Цар.4:3—8). Как хорошо было бы, если бы они провели это время ожидания в размышлениях о законе Божием, и тем самым подготовили бы свои сердца, чтобы получить дальнейшие откровения от Него. Если бы они это сделали, то были бы в состоянии противостоять этому искушению.
В значительной степени дух отступления был порожден «множеством иноплеменников», которые присоединились к израильтянам, чтобы избежать язв Египетских. Они были постоянной помехой и ловушкой для Израиля (Исх.12:38; Числ.11:4). Они сравнимы с «негодными людьми» из ДА.17:5.
2. Встревоженный безрассудной глупостью и угрожающим отношением людей, опасаясь за свою безопасность, Аарон сдался требованиям толпы вместо того, чтобы благородно и смело отстаивать честь Бога (см. Исх.23:2). Надеясь, что они не откажутся от своего имущества, он потребовал коллекцию «золотых сережек». Но он ошибся в своей надежде. Сделав первый шаг на пути компромисса, он уже не мог отступить.
4. Вот бог твой. «Телец» кажется естественным израильтянам, потому что они были свидетелями поклонения быку Апису в Египте. Но золотой телец был, по-видимому, материальным представлением истинного Бога, а не какого-то языческого божества (см. ст. 5).
5. Провозгласил. Ощущая одобрение народа, Аарон пошел далее, объявив о «банкете». Как ни странно, это должен был быть «праздник Господу». Этот дух компромисса, стремление согласовать поклонение Господу с идолослужением, проявлялось Израилем не только в этом случае; это также мотивировало большую часть идолопоклонства, которое мешало им в будущем
(3Цар.12:26—33; 4Цар.17:32-33; Соф.1:5).
6. Встали рано. Люди были настолько возбуждены и воодушевлены к их новооткрытой религии, что они не могли подняться достаточно рано, чтобы начать служение.
Сели, чтобы есть. Только определенные части жертвенных животных обычно сжигались, остальные съедались поклоняющимися.
Встал играть. Это было чувственным действием. Языческие жертвенные пиры превращались в расточительные оргии (Числ.25:1—9; 1Кор.10:7-8). Этот эпизод иллюстрирует войну между плотью и Духом, которая постоянно продолжается в человеческой природе (Рим.7:23; 8:1–13). С того времени, как израильтяне ушли из Египта, они вели духовную жизнь, полагаясь на невидимого Бога и покоясь под Его защитой. В конце концов, однако, когда сдерживающее влияние примера и руководство Моисея было удалено, зло восторжествовало. Они вернулись к идолопоклонству и к распущенности, которая была неразрывно связана с языческим поклонением. Чувственное наслаждение маскировалось религией (2Тим.3:4-5). Такая религия так же приятна множеству людей сегодня, как это было в эпоху Израиля. И есть все еще уступчивые руководители, которые уступают желаниям неосвященных и поощряют их ко греху (ПП 317).
7. Народ твой. Бог отверг Израиль; Он больше не говорил о них как «мой народ» (Исх.3:10; и т.д.; cf. Мф.21:13; 23:28). Они нарушили свой завет с Ним и «отделили» себя от Его заботы и руководства (Ис.59:2). Отвращение греха присуще Божественному характеру. Бог любит грешника, но ненавидит грех. Моисей, находясь далеко от лагеря, не знал, что происходит внизу.
8. Скоро отклонились. Несколько недель ранее люди вступили в торжественный завет с Богом и обещали повиноваться Ему (Исх.19:8; 24:3). Теперь этот завет был нарушен (ПП 320). Не имея «корня» в искушении люди быстро впали в грех (см. Мф.13:20-21). Многие, особенно из «множества иноплеменников», не могли сопротивляться своим старым идолопоклонническим привычкам (см. 2Петр.2:22). Слово «жестоковыйные» передает идею порочности, как с лошадью, которая отказывается идти нужным путем и упирается, когда возница тянет узды вправо или влево.
10. Оставь Меня. Бог проверял Моисея и готовил его к тому, что ждало его впереди (см. Быт.18:23—32; 32:26–28). Это было не последний случай, когда он переживал такой опыт (Числ.16:21, 45). Моисей чувствовал, что решение Бога не было окончательным, и продолжал ходатайствовать о его народе.
Произведу от тебя. Господь дал Моисею возможность выбрать между своей собственной славой, честью Бога и благополучием тех, кто находился под его ответственностью (см. Мф.4:8—10). Он поступил благородно и таким образом доказал свою преданность Богу и задачам возложенным на него.
11. Моисей стал умолять. Моисей возражает, что Израиль — все еще Божий народ — а не его (см. ст. 7). Бог сделал для них так много; конечно, Он и теперь не отвергнет их, тем самым призная неудачу своего собственного плана. Бог не мог позволить себе это сделать ради Его собственного имени — было первой просьбой Моисея. Моисей не мог извинить грех своих людей, но он мог ходатайствовать об их прощении (см. Иов 42:10; Иер.14:19—21; Иез.14:14, 20; Дан.9:4—11).
12. Окружающие страны узнали о чудесном избавлении евреев из Египта, и в результате они боялись того, что Господь еще мог сделать для Израиля. Поэтому, если бы Израиль был уничтожен, то язычники радовался бы, и Бог был бы опозорен. Обвинения египтян подтвердились бы, что вместо того, чтобы вывести народ в пустыню для жертвовоприношения (Исх.5:1—3), Он привел их туда, чтобы быть принести их в жертву (Исх.10:10). Не дать язычникам торжествовать над Израилем было второй просьбой Моисея.
Вспомни Авраама. Третья просьба состояла из напоминания Богу Его обещаний Аврааму (Быт.15:5; 17:2–8), Исааку (Быт.26:4), и Иакову (Быт.28:14; 35:11). Эти обещания к тому времени были выполнены лишь частично и конечно, Бог исполнит Свое слово.
Господь раскаивался. Господь был тронут искренней, самоотверженной молитвой Его верного слуги. Бог не мог отказаться от молитвы того, кто думал больше о его людях, чем о своем собственном возвеличивании и чести. Был открыт характер Моисея, было откровение Божественной любви (Ин.3:16; Фил.2:5—8).
Слова «Господь раскаивался» слабая попытка выразить Божественное желание на человеческом языке. Строго говоря, Бог не может изменить Свои планы, поскольку Он знает «конец от начала» (1Цар.15:29; Ис.46:9-10; 55:11). Однако, когда грешники оставляют свой грех и обращаются к Нему, когда Его дети умоляют Его о милосердии и прощении, тогда Он действительно «раскаивается». Он меняет гнев на милость, осуждение на милостивое прощение (Пс.105:44-45; Иер.18:5—10; 26:3; Иоиля 2:12–14; Иона 3:9-10; 4:2).
В его руке. То есть в руках (Втор.9:15).
Когда Иисус Навин услышал. Спускаясь, Моисей встретил Иисуса Навина, который оставался там, где Моисей оставил его шестью неделями ранее (см. Исх.24:12—18). Вместе они спустились к лагерю. Будучи воином, Иисус Навин подумал, что звук, доносящийся из лагеря, был военным, но Моисей, предупрежденный Господом, подозревал истинный характер шума. Последняя часть спуска с горы Синай не позволяет видеть равнину внизу, так что любой звук с равнины был слышен прежде, чем ее источник можно было увидеть. Возможно, холмы у подножия горы создавали препятствие для прямой видимости (см. на Исх.19:1).
Он приблизился. Религиозные обряды большинства древних народов включали танцы. У евреев это происходило иногда торжественно и достойно, как в случае с Давидом (2Цар.6:14), иногда празднично и радостно (см. на Исх.15:20). Среди язычников, однако, и особенно среди народов Востока, такие танцы имели свободный и похотливый характер. Египетские танцовщицы были профессионалами в плохом смысле, и их танец был чувственным и неприличным. В Сирии, Малой Азии и Вавилоне танцы были дикой оргией. Именно такой танец позволили себе израильтяне, что вызвало горячий гнев Моисея. Это было идолопоклонство в худшем виде. Не удивительно, что он в гневе бросил эти две скрижали на землю, и «разбил их». Этим он показал, что поскольку они нарушили завет с Богом, то и Бог разрушил Свой завет с ними (Втор.9:17; ПП 320).
Он взял тельца. Сравните это с действием Иосии (2Цар.23:1—27).
Рассыпал. Так как эта «вода» была «ручьем», который спускался с горы (Втор.9:21), и был единственной доступной водой, когда израильтяне пили ее, они глотали частицы золота. Таким образом стало так, что предмет их греха стал инструментом их наказания. (Пс.7:15-16; 9:16; Пр.1:31-32; 5:22). В полном уничтожении золотого тельца Моисей показал народу тщетность и ничтожность их кумира (1Кор.8:4). Если телец не мог спасти себя, он, конечно, не мог спасти и своих поклонников (Пс.115:3-9; Ис.46:5—7).
К Аарону. Уничтожив идола, Моисей естественно повернулся к тому, кого оставил ответственным за народ, кто должен был сопротивляться злу и остановить это отступление (Исх.24:14). Моисей не подразумевал, что люди сделали что-либо Аарону; вопрос был задан с упреком. Если бы Аарон занял твердую позицию, это отступление, возможно, не произошло бы (ПП 316, 317).
Ты знаешь. Вместо того, чтобы кротко взять на себя ответственность за идолопоклонство, Аарон оправдывал себя, возлагая вину на людей. При этом он показал себя истинным потомком Адама и Евы (Быт.3:12-13). Какой контраст с духом Моисея (см. на Исх.32:10-14, 32).
Вышел. Чтобы далее оправдать свое поведение, Аарон подразумевал, что произошло чудо, что сверхъестественная сила преобразовала золотые слитки «в огне» в «этого тельца». Завораживающая власть греха заставляет здравомыслящих людей придавать рациональный смысл их действиям. Аарон был бы уничтожен за свой грех, если бы не серьезное заступничество Моисея (Втор.9:20). Из-за его пложения как лидера, в отсутствие Моисея, грех Аарона был еще более предосудительным. Кому много вверено, с того больше взыщут (Лк.12:48).
Необузданный. Или возможно, «вырвавшийся на свободу». Таким образом, люди давали волю своим диким страстям. Моральная сдержанность была полностью оставлена. Люди были практически в состоянии бунта, доводя себя до безумия. Они стали дикой толпой, и Аарон был ответственен за эту оргию, поскольку он сделал тельца и объявил праздник.
Их посрамление. Возможно, некоторые Амаликитяне (см. Исх.17:8—16), были все еще поблизости, чтобы видеть это буйство и его распутные непристойности.
Тогда Моисей стал. Будучи не в состоянии остановить эти ужасные действия и понимая, что что-то должно быть сделано, Моисей стал у «ворот лагеря» и призвал присоединиться к нему в подавлении восстания. В войне между добром и злом нет нейтральной стороны. Мы или на стороне Бога, или на стороне сатаны. Нет середины (И.Нав.24:14-15; 1Цар.18:21; Мф.6:24). Окончательной проверкой того, что мы находимся на стороне Господа будет наша верность, когда все вокруг отступают. (Мф.7:13-14). Решительное благочестие проявляет себя в способности сопротивляться влиянию множества. Требуется мужество, чтобы сохранить индивидуальность (см. Дан.3:14—18). Только одни среди всех братьев «сыновья Левия» сплотились на «стороне Господа». Они не участвовали в этом идолопоклонническом служении.
Каждый свой меч. Везде, где Левиты встречали все еще участвующих в распущенных обрядах, они должны были «убить» их мечом, игнорируя отношения семьи и дружбы (Втор.33:8-9; Иез.9:6). Решительные действия были необходимы, чтобы подавить восстание. Иисус однозначно дал понять, что никаким земным связям нельзя позволить стоять между нами и нашим долгом по отношению к Нему (Мф.8:21-22; 10:37). Произошло так, что место празднества стало местом смерти. Эта быстрая казнь тех, кто ввел в идолопоклонство людей, была необходима, чтобы показать окружающим народам определенное неудовольствие Бога против языческого поклонения. Что касается его собственного народа, Господь должен был убедить их в том, что беззаконие, такое как это, не будет допускаться. Если бы Бог разрешил этому нарушению остаться без сурового наказания, в будущем евреи могли бы более охотно уступить соблазнам идолопоклонства. Как любящий защитник Израиля, Бог удалил от них тех, кто был полон решимости идти своим собственным путем непослушания, чтобы они не вели других к гибели. В это время Бог в Своем милосердии позволил некоторым погибнуть, чтобы спасти многих. Кроме того, если бы грех сохранялся, Бог больше не мог бы защитить их, и они пали бы беззащитными перед своими врагами.
Посвятите себя. Моисей объявляет милость Небес Левитам, которые так усердно присоединились к нему в наказании идолопоклонников. Еврейское слово «освящение» несет в себе мысль быть назначенным на святое служение. Здесь это подразумевает, также, специальное Божье «благословение» данное Левитам, чтобы быть избранными на служение во святилище (Числ.3:5—9; 18:1–7; Втор.10:8).
На следующий день. Это предполагает, что люди наконец осознали свою большую вину и были напуганы тем, что каждый отступник будет убит. Любовь Моисея и жалость к его народу принудили его снова ходатайствовать перед Господом за них. Здесь есть глубокий урок в том, что служители евангелия должны хорошо обдумывать свои действия. Так же, как и пастухи стада, они должны любить своих членов церкви и делать их ближе к Богу, они должны указывать людям на их грехи (Ис.58:1). В то же время они должны искренне умолять Бога о прощении греха через милосердие Христа.
Народ сей. Моисей говорил с Богом об израильтянах, как о «Твоем народе» (ст. 11). Здесь, думая о тяжести греха, который сделал их недостойными называться народом Божьим, он обращается к ним как «этот народ».
Прости, а если нет. Так Моисей перешел в своем обращении к Богу, не закончив первую часть его. Это, могло бы быть «Тогда я буду довольствоваться», или «У меня больше не будет, чтобы сказать». Подобные обороты найдены в Лк.13:9; 19:42.
Изгладь меня. Столь большой была любовь Моисея к его согрешающим братьям, что, если бы он не мог предотвратить их гибель, он не хотел видеть это (см. Числ.11:15). Он был готов быть «изглаженным из книги Твоей» (см. Ис.4:3). Он был готов отдать свою собственную жизнь, если это поможет искупить их грех. Он был готов нести их вину, здесь и в будущей жизни, чтобы обеспечить им прощение. Павел проявил подобную бескорыстность к евреям в его дни (Рим.9:1—3). Моисей совершил много благородных поступков, но этот был самым благородным из всех. Нелегко оценить меру любви таких людей, как Моисей и Павел, нашим ограниченным возможностям не постичь этого, как маленький ребенок не в состоянии постичь храбрость героев. Моисей — прообраз Доброго Пастыря, который отдал жизнь Свою за овец (Ин.10:11, 15), кто был «отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего» (Ис.53:8; Дан.9:26; Ин.15:13).
Из книги Твоей. Это обращение к «книге жизни», в которой зарегистрированы имена всех тех, кто утверждал, что является детьми Бога (Пс.68:28; Дан.12:1; Фил.4:3; Откр.3:5; 13:8; 17:8; 20:12, 15; 21:27). Те, кто отпал от Бога, кто из-за своего нежелания оставить грех становится нечувствительным влиянию Святого Духа (Быт.6:3; Еф.4:30; Евр.10:29; 1Фес.5:19), будут вычеркнуты из книги жизни и уничтожены.
Кто согрешил. В целом Библия учит, что все должны понести свое наказание (Втор.24:16; 4Цар.14:6; Пс.48:7-8; Иер.31:29-30; Иез.18:20). Существует только одно заместительное искупление, которое Слово Божие принимает, это Искупление Иисуса Христа, Который, будучи без греха, может быть наказан за грехи других людей (Ис.53:5-6; Ин.1:29; 1Кор.15:3; Евр.9:28; 1Петр.2:24). В ходатайстве, которое он делал за Израиля, Моисей символизировал заступничество Христа за грешников. Но он не мог также, как и наш Господь, нести вину отступников.
В день посещения. Было высказано предположение, что это относится к заявлению, что ни один из тех, кто покинул Египет не войдет в Ханаан (Числ.14:26—35).
Поразил Господь. После поражения 3 000 (ст. 28) язва вспыхнула в лагере. Даже это было доказательствами Божественного милосердия, чтобы подчеркнуть опасность уступок греху. Хотя Бог был готов простить Его народ, но если бы прощение было получено очень легко, то они были бы ободрены совершить преступление вновь. Они должны быть увидеть злые последствия беззакония. Мягкость была отложена, чтобы убеждение могло произвести более глубокое впечатление.
Во всех отношениях Бога с нами сегодня мы должны учиться, чтобы понять Его божественную волю и извлечь уроки, Он показывает это для нашего наставления. Таким образом Он развивал бы и укреплял бы наш характер.
По материалам Библейского комментария АСД