Нью-Йорк после 11 сентября
Нью-Йорк находится в центре внимания миссионеров, особенно после событий 11 сентября. Можно выделить, по крайней мере, два последствия этих событий для миллионов горожан: массовые разрушения и духовный голод, открытость утешению из Слова Божьего перед лицом опасности и жестокой реальности.
Учитывая это, Дон Шнайдер, президент Северо-Американско-го дивизиона, призвал евангелистов усилить активность миссии в крупнейшем городе Америки. Манхэттен разделили на 48 секторов и привлекли в каждый из них для работы на долгий срок служителей, миссионеров и спонсоров из других конференций Северной Америки и отделений всемирной Церкви АСД. Ещё ни разу за 150 лет своего существования адвентизм не бросал столько сил и средств для евангельской работы в одном городе. Это время настало, и Церковь, по мнению Шнайдера, не может позволить себе упустить такую возможность.
И сама эта возможность ставит перед нами вопрос: как наилучшим образом донести Трёх-ангельскую весть до крупнейших мировых метрополий? Это не новый вопрос. Наша церковь пыталась ответить на него на протяжении всего XX века. И в основном дискуссия разгорается вокруг рекомендаций Елены Уайт по данной теме.
Она даже не ставила так вопрос: нужно ли нести весть в городах? Её занимало другое: как это делать?
Жить в деревне, проповедовать в городе
С одной стороны, нет никаких сомнений, что Е. Уайт считала идеальной для проживания христианских семей сельскую местность, где они могли избежать коррупции, злобы и проблем со здоровьем, характерных для жизни в городах, и возрастать духовно в окружении природы. С другой стороны, она была озабочена тем, что церковь игнорирует работу по распространению Евангелия в больших городах. Всё её служение в период с 1901 по 1910г. будет направлено на исправление этой ошибки.
К концу этого периода Е. Уайт была настолько разочарована тем, как развивается адвентизм в городах, что подвергла сомнению посвящённость президента Генеральной Конференции Артура Дэниэльса. Она полагала, что руководитель, проявляющий невнимание к евангелизации городов, не может продолжать возглавлять церковь, и даже отказалась разговаривать с ним до тех пор, пока он не предложит стратегию по активному благовестию для миллионов городских жителей во всём мире.
Немного было вопросов, которые так же сильно волновали бы её, как развитие миссии в городах. Она была готова лично сделать всё возможное, чтобы сдвинуть с мёртвой точки это служение. Она так много и активно выступала по этому поводу, что и сегодня её советы актуальны и находятся в центре дискуссий среди адвентистов, озабоченных поиском эффективных способов распространения Евангелия в городах.
По поводу того, как совершать служение в городах, в работах Е. Уайт просматривается, например, концепция, которую можно обозначить как «евангелизм из отдалённых поселений». «Это Божий замысел, — писала она в 1903 г., — чтобы наши люди поселялись за пределами городов, из этих отдалённых поселений оповещая города и побуждая их вспомнить Бога». «В городах, — писала она годом раньше, — нужно совершать служение миссионерам из отдалённых поселений». Божья вестница пишет: «Разве не будут города оповещены? Будут. Но не живущим в них Божьим народом, а посещающим их, чтобы предупредить о том, что ждёт землю».
Подобных высказываний множество в трудах Е. Уайт, так что некоторые полагают: поселять евангелистов в городах — отступить от её рекомендаций.
Именно эту точку зрения следует пересмотреть. Легко выдёргивать цитаты и носиться с ними без тщательного изучения всего, что г-жа Уайт написала по данной теме, не потрудившись вникнуть в контекст.
Жить в городе, проповедовать в городе
Рекомендации Е. Уайт по поводу образования — пример того, как она подходила к вопросу служения в городах. Самые первые адвентистские школы строились в маленьких городах. По поводу открытия школы в Авондэйле (Австралия) она писала, что «молодёжь в этой или любой другой стране никогда не сможет получить соответствующего образования, если она не будет удалена от городов на почтительное расстояние. Традиции и обычаи городов делают ум молодёжи непригодным для восприятия истины».
Следуя этой рекомендации и принимая во внимание тот факт, что Е. Уайт считала школу в Авондэйле образцом для других адвентистских школ, в последующие 15 лет во всём мире адвентистские школы строились только в сельской местности. Некоторые из них, такие как колледж в Баттл Крике и Хелдс-берг-колледж, даже продали свои земли и здания в городе и купили большие участки земли в сельской местности. Нет ни малейшего повода сомневаться в том, что думала Е. Уайт по данному вопросу.
Но в начале XX столетия г-жа Уайт несколько изменила свои рекомендации. К тому времени Церковь начала вести работу среди беднейших слоев населения в больших городах. И вот что она советует. «Насколько возможно, подобные школы должны строиться за пределами городов, — писала она в 1909 г. — Однако в городах есть много детей, которые не смогут уезжать из дома, поэтому ради их блага школы нужно открывать и в городах».
Итак, идеалом для Е. Уайт всегда являлись школы в сельской местности, но реальные нужды людей диктовала миссии необходимость открывать адвентистские школы и в городах. Говоря о необходимости вести евангельскую работу в городах, она заметила (по поводу строительства санатория в Нью-Йорке), что «было бы большим преимуществом располагать наши учреждения в районах для пенсионеров», то есть как можно дальше от нездоровой городской среды. Но, замечала она, это будет не всегда возможно, как и в отношении школ. И если приходилось выбирать, что важнее для церкви: исполнить свою миссию или обосноваться в сельской местности, — она, не колеблясь, выбирала успешное выполнение миссии.
Приведённые цитаты взяты из произведений, написанных по поводу строительства адвентистских учреждений — медицинских, образовательных, издательских. Это «Медицинское служение», «Избранные вести», «Жизнь в деревне», «Евангелизм». К созданию и деятельности адвентистских учреждений относятся не только цитаты из основных сборников Е. Уайт по вопросам ведения евангельской работы миссионерами из отдалённых поселений, но и другие выдержки, использованные двумя самыми передовыми исследователями данной проблемы. Однако следует заметить, что в сборниках её видение проблемы часто истолковывается неверно, так как заявления по поводу ведения евангельской работы из отдалённых поселений не всегда приведены вместе с полным контекстом.
Г-жа Уайт была категорически против строительства учреждений в городах, если этого можно было избежать. Она не хотела, чтобы семьи служителей, работающих в этих учреждениях, вынуждены были поселяться в городах. Но она не настаивала на том, чтобы выселялись за черту города местные общины. Напротив, в 1907 г. она писала: «Неоднократно Господь давал нам указания, чтобы мы осуществляли служение в городах из отдалённых поселений. В этих городах у нас должны быть молитвенные дома для поклонения Богу; но учреждения для издания нашей литературы, исцеления больных и подготовки работников должны находиться за пределами городов».
Города бросают вызов миссионерам
Г-жа Уайт не только поддерживала существование церкви в городах, но и призывала местные общины к активному евангельскому служению. Так, например, в книге «Деяния Апостолов» она пишет: «Бог предусмотрел, чтобы избранные одарённые рукоположенные служители поселялись в густонаселённых городах и руководили общественным служением. Господь также хочет, чтобы члены Церкви, живущие в этих городах, использовали свои таланты, данные Богом, в работе по спасению душ».
В этом же духе заявление от 1909 г.: «Господь указал мне на работу, которую необходимо выполнять в наших городах. Верующим жителям этих городов следует трудиться для Бога по месту своего жительства». И годом позже: «Членам Церкви, живущим в городах, особенно следует проявлять в полном смирении данные им Богом таланты в работе с теми, кто хотел бы услышать весть, которая должна стать известна миру в это время».
Ещё раньше Е. Уайт достаточно ясно высказалась по поводу того, что некоторые адвентисты должны переехать в города, чтобы основать там церкви. «Мы видим, — писала она, — огромную необходимость в миссионерской работе по распространению истины не только за рубежом, но и среди тех, кто находится рядом с нами. В непосредственной близости вокруг нас находятся города, в которых не принимается никаких попыток по спасению душ. Почему бы семьям, которые познали истину, не селиться в этих городах и сёлах, для того, чтобы своей жизнью свидетельствовать о Христе, работая в смирении, творя не свою, но Божью волю, чтобы принести свет тем, кто находится в духовной темноте?.. Найдутся миряне, которые переедут в города и населённые пункты и в отдалённые места, чтобы излить свет, полученный ими от Бога, на других».
Таким образом, в работах Е. Уайт мы находим две различные рекомендации — одна относительно учреждений, поддерживающих служение из отдалённых поселений, другая касается работы местных церквей и поддерживает служение в городах. Принимая это во внимание, зададимся вопросом, почему пристальное внимание уделяется лишь одной из них? Ответ очевиден: в то время как утверждения в пользу одной точки зрения были собраны и неоднократно использовались в компиляциях, утверждения, поддерживающие иной подход, игнорировались, хотя являются не менее актуальными. Так и получилось, что взгляды Е. Уайт на данную проблему освещены однобоко.
Об актуальности «иной линии» Е. Уайт по поводу служения в городах говорит опыт Стивена Н. Хаскелла, который начал служение в Нью-Йорке летом 1901 г. в возрасте 69 лет. Вместе с женой они сняли квартиру на Западной 57-й улице, 400. Вскоре после переезда г-жа Хаскелл сообщила в миссию, что все комнаты в их квартире, расположенной на 6-м этаже, светлые и просторные. И что они с мужем уже начали работу по распространению Евангелия в своём доме, в котором 56 квартир, и ещё в соседних домах: продают литературу, проводят Библейские уроки и оказывают медицинскую помощь — советами и уходом за больными. Когда другие адвентисты, миссионеры со стажем, видя успехи четы Хаскеллов и их помощников, приглашали их посетить тех, с кем работали они, супруги советовали им самим быть активнее. К тому же Хаскеллам было просто некогда — им хватало работы «с изголодавшимися душами в их собственном доме».
Г-жа Хаскелл видела немало преимуществ в работе рядом с местом жительства. Например, библейские работники могли проводить по два занятия в день, для чего им всего лишь нужно было перейти улицу. «Они едва смогли бы провести хотя бы один урок, если бы для этого им пришлось ехать через весь город», — писала она. Супруги Хаскелл проводили собрания со всеми интересующимися в своей гостиной.
Желая делать всё самым лучшим образом и сообразуясь с Божьей волей, С. Хаскелл переписывался с Е. Уайт, спрашивая её совета: «Я надеюсь получить от Вас ответ, и, если Вы получите откровения от Господа относительно нашей работы здесь, сообщите нам о них». Е. Уайт послала ему и его жене несколько писем. В начале января 1902 г., когда их миссия действовала уже около пяти месяцев, она написала им: «Мы должны совершать работу так, как этого требует Бог. Работа, выполняемая в больших городах для Бога, не должна совершаться по человеческой воле… Брат Хаскелл, Господь предоставил вам благоприятную возможность (послал вас в Нью-Йорк), и ваша миссионерская работа здесь является примером того, какой она должна быть в других городах… Вы выбрали верное направление. Вы должны сделать Нью-Йорк центром миссионерского служения. Бог хочет, чтобы этот центр стал школой для подготовки работников, и ничто не должно препятствовать этой работе».
Заметим, что Е. Уайт рекомендует Хаскеллу продолжать работать в городе, хотя в июне 1899 г. писала по поводу размещения санаториев следующее: «Как богопослушный народ мы должны оставить города. Подобно Еноху, мы должны работать в городах, но не жить в них». Через год с небольшим служения в Нью-Йорке супругам Хаскеллам удалось обратить в адвентистскую веру около 60 человек и организовать церковь.
Г-жу Уайт беспокоили нужды Нью-Йорка и других больших городов. Эти нужды не изменились и в наше время. Служение в городах до сих пор является непростым испытанием для адвентизма. К сожалению, крупнейшие города мира остаются, возможно, наименее разработанными адвентистами миссионерскими полями. Наша Церковь добилась больших успехов в Африке, Азии и Южной Америке — на старых миссионерских полях. Но такие мегаполисы, как Нью-Йорк, всё ещё нуждаются в помощи. Почти век назад Е. Уайт сказала: «Правильно и хорошо посылать средства в Китай… Но в то время как осуществляется оповещение разных народов в дальних странах, что делается в интересах представителей этих разных народов, прибывших в нашу родную страну? Неужели души в Китае ценнее душ, живущих рядом с нами? Те, от кого это зависит, должны мудро подойти к распространению Трёхангельской вести среди сотен тысяч выходцев из других стран в Америке. Господь желает, чтобы Его слуги выполнили свой долг по отношению к жителям городов, которые ещё не познали истины».
Крупнейшие города Америки бросают нам вызов, они всё ещё не оповещены. Хотя за последние 90 лет некоторые перемены к лучшему всё же произошли. Не зря Е. Уайт призывала церкви вести работу с выходцами из других стран. Она была бы удивлена, узнав результат своего призыва: прихожане самых крупных адвентистских общин в американских городах — иностранцы и эмигранты из Азии, Африки, Южной Америки. И хотя много ещё предстоит сделать для эмигрантов, всё же куда большую работу предстоит провести для коренных американцев (независимо от цвета их кожи). Коренные американцы в Нью-Йорке и других крупнейших городах США являются на сегодняшний день одной из самых многочисленных групп в мире, которых не достигла Благая весть.
Столетие назад г-жа Уайт писала: «На работу в Нью-Йорк должны быть направлены наши лучшие работники». А вот цитата из статьи за 1908 г.: «Людей не следует поощрять к бездействию. Они и так уже на много лет отстают с той работой, которую поручил им Господь. Вновь и вновь нашему народу говорят о нуждах больших городов. Но сделано всё ещё мало. Сейчас звучит призыв: приготовьте Богу путь. Господь призывает миссионеров без промедления идти в города».
Этот призыв звучит актуально и в наше время. Духовные нужды Нью-Йорка всё ещё не удовлетворены, двери для благовестия открыты. Какой будет реакция церкви? У неё есть выбор: приготовить путь Господу или продолжать дискутировать о лучших способах ничегонеделанья.
Джордж Найт
По материалам видання спадщини Е. Уайт Церкви АСД Українського Уніону «Наша спадщина» № 2, 2008 г.