Что Эллен Уайт писала относительно принесения и использования десятин?

Эллен УайтНа протяжении веков христиане основывали учение о принесении «десятин» на библейском повествовании об Аврааме, который впервые принес «десятину» Мелхиседеку, царю Салимскому, священнику Бога всевышнего (Быт. 14:18). И на протяжении многих веков дети Божьи обоснованно задаются вопросом: «Каким образом приносить Богу свои десятины, и как они должны использоваться?».

На страницах Ветхого Завета находятся ясные указания относительно принесения десятин. В свою очередь Новый Завет не вносит изменений, а утверждает ветхозаветное постановление о десятинах. Позиция Церкви АСД относительно принесения десятин основана на библейских принципах Ветхого Завета и на истории их применения в христианской Церкви. Кроме того, библейские принципы принесения десятин всесторонне освещены в трудах Елены Уайт. Следуя этим принципам, адвентисты седьмого дня обретают благословение.

Труды Духа Пророчества отвечают на различные вопросы, связанные с принесением и использованием десятин. Возникающие вопросы можно объединить в два основных:

  1. Что Елена Уайт говорит о потребностях, на которые могут быть направлены десятины, и на какие нужды непозволительно их использовать?
  2. Что Елена Уайт говорит о самостоятельном распределении десятин, и прибегала ли она сама к подобной практике?

Отвечая на эти вопросы, мы коснемся двух аспектов данной проблемы:

(1) возвращение и удержание десятин,

(2) распределение десятин и пожертвований, а также рассмотрим письмо доктору Ватсону.

  1. Удержанные или присвоенные десятины

Рассмотрим, насколько обоснованной может быть причина, по которой члены Церкви могут не приносить десятины. Пожалуй, одной из наиболее распространенных причин, по которой некоторые члены Церкви не возвращают десятины, является мнение, что церковные средства неверно распределяются и используются. С этими же проблемами мы сталкиваемся и в наши дни.

Так, во дни Елены Уайт церковь сталкивалась с тремя проблемами относительно десятин и приношений:

  1. Некоторые лидеры церковного руководства единолично решали, куда лучше направить доверенные им средства. Вместо того, чтобы направить средства на нужды, указанные жертвующими, деньги были использованы на другие проекты Церкви.
  2. Иногда некоторые члены Церкви удерживали десятины, полностью или частично, используя их для покрытия своих домашних расходов, связанных с непредвиденными обстоятельствами.
  3. Иногда члены церкви считали, что они, а не работники конференции могут выбирать проекты, на которые должны быть направлены десятины.

Елена Уайт не одобряла ни одно из этих трех неправильных пониманий и нарушений в принесении десятин. И то, что она говорила в ее дни, должно быть сказано сегодня снова. Исследуя различные высказывания Елены Уайт по этой теме, мы видим, что она отмечает три особых вопроса, в свойственной ей прямолинейной манере.

  1. Бог благословляет дарителя.

В 1870 г. Елена Уайт сделала следующее замечание руководителям Церкви относительно средств, которые были неверно использованы: «Однако пожертвованные таким образом средства не всегда используются в соответствии с пожеланиями самоотверженных дарителей. Алчные, корыстные люди, сами не имеющие духа самоотречения и пожертвования, недобросовестно обращаются со средствами, которые таким образом пожертвованы в сокровищницу» (Свидетельства для Церкви: В 9 т. Т. 2, с.518).

Несмотря на это нарушение, Елена Уайт поддерживала жертвующих следующими словами: «Самоотверженные и преданные Богу люди, возвращающие Ему то, что принадлежит Ему по праву, получат награду по делам своим. Даже если пожертвованные средства были использованы неправильно и не выполнили цели, которую преследовал даритель — прославление Бога и спасение душ, — те, кто пожертвовал в искренности души, устремив взор на славу Божью, все равно не потеряют своей награды» (Там же, с. 519).

Какими воодушевляющими, должно быть, были эти слова для тех членов Церкви, средства которых не всегда были направляемы туда, куда они их направляли! К счастью, сегодня у нас меньше опасности встретиться с подобной ситуацией, потому что ясные, четкие правила требуют направлять средства точно по назначению (по желанию жертвующего) и церковная служба контроля (аудиторы) — на всех уровнях — постоянно внимательно контролирует эти действия.

Означает ли это, что если мои средства использованы неверно, я не должен жаловаться, потому что я в любом случае получу мое благословение? Нет, согласно словам Е. Уайт, это вовсе не так.

  1. Предъявление претензий по нужному адресу.

Елена Уайт указала на долг членов Церкви, когда они чувствуют, что их десятины и приношения используются неверно. «Некоторые высказывали свое неудовлетворение и говорили: „Я не собираюсь больше возвращать десятины, так как не уверен, что дело совершается должным образом“. Но станете ли вы обкрадывать Бога из-за того, что работа, по вашему мнению, ведется неверно? Ясно, открыто, в праведном духе и по нужному адресу выскажите свои претензии. Изложите свои предложения относительно того, как бы вы хотели все упорядочить, но не отстраняйтесь от дела Божьего на том основании, что другие поступают неверно» (Уайт Е. Указ. соч. Т. 9, с. 249).

Елена Уайт не советовала хранить молчание, но после того как она сказала членам Церкви «выскажите свои претензии», она говорит конкретно о том, как это надо делать:

— «Ясно и открыто». Не косвенными высказываниями, не темными намеками на таинственные ошибки, слишком ужасные, чтобы о них говорить открыто. Не говорить: «Если бы ты знал, что мне известно» и т.д.

— «В праведном духе». Критицизм может быть конструктивным и деструктивным. Елена Уайт всегда ратовала за первый. Часто основным моментом является не что сделано, а как сделано.

— «По нужному адресу». В Евангелии от Матфея 18 гл. Иисус отметил, что когда у нас есть жалоба на нашего брата в Церкви, мы должны пойти к нему и поговорить с ним наедине с желанием улучшить ситуацию. Если эта попытка не удалась, мы должны пойти снова, с еще одним или двумя христианами — свидетелями. Если и это не помогло, тогда — и только тогда — скажи об этом Церкви.

Называя этот Христов «рецепт», Елена Уайт говорит, что мы должны использовать его «во всех случаях и при всех обстоятельствах». И в процессе его использования, мы «не должны делать грех предметом осуждений или критики. Даже и тогда, когда грех станет известен всей Церкви, мы не должны распространяться о нем» (Желание веков, с. 441).

  1. Десятины не должны быть присвоены или удержаны.

Вероятно, может возникнуть вопрос: «Разве не могут условия сложиться так, что члены церкви могут возвращать десятины по своему усмотрению?». Ответ на этот вопрос довольно ясен — Елена Уайт никогда не говорила о такой возможности.

Во дни Елены Уайт некоторые члены Церкви либо не возвращали своих десятин, либо направляли их на осуществление некоторых проектов по своему усмотрению. Они это делали по причине того, что, по их мнению, конференция неверно использовала средства или содержала недостойных служителей. Елена Уайт никоим образом не одобряла подобного отношения к десятине. По этому поводу в 1909 году она писала: «Пусть никто не считает себя свободным удерживать десятины, и использовать их по своему рассуждению. Люди не вправе использовать десятины для себя в каких-то критических ситуациях или же направлять эти средства туда, куда они сами считают нужным, даже если они считают это делом Божьим…

Мне была дана очень ясная и определенная весть для нашего народа. Я обязана сказать, что ошибку совершают направляющие десятины на разные проекты, которые, будучи хороши сами по себе, не являются тем, на что, как сказал Господь, должны идти десятины» (Свидетельства для Церкви: В 9 т. Т. 9, с. 248).

Центр исследования трудов Эллен Уайт Евро-Азиатского Дивизиона Церкви Адвентистов Седьмого Дня, 2005 год

Exit mobile version