Экуменизм и Церковь адвентистов седьмого дня

ЭкуменизмИстория экуменического движения насчитывает столько же лет, сколько и сама христианская церковь, страдающая от разделений. С самого начала сохранение единства Тела Христова было мечтой и молитвой верующих людей. Иисус молился о единстве, и апостолы делали все для того, чтобы поддерживать единство Церкви. В истории любой церкви имеют место трудности с сохранением единства. И потому вся история христианской церкви представляет собой долгий и изнурительный поиск единства. И все же, достичь единства христианская церковь до сих пор не смогла. Те, кто оставляли одну церковь, создавали новые, пытаясь сохранить единство уже своих церквей.

На сегодняшний день христианство делится на три основные ветви: католицизм, протестантизм и православие. Римская католическая церковь представляет собой основную группу с 1,2 миллиардами членов; протестанты и православные, взятые вместе, насчитывают до одного миллиарда членов. Православие представлено несколькими церквами, такими как Греческая православная церковь или Восточная православная церковь. Однако подобное деление не учитывает несколько важных направлений меньшего масштаба — Русская православная церковь, Коптская церковь, Эфиопская и другие. В протестантизме также множество церквей и направлений. Среди них доминируют пять: лютеране, англикане, реформаты, методисты, евангеликалы и пятидесятники.

Однако существуют определенные проблемы со статистикой. Евангеликалы утверждают, что их насчитывается до пятисот миллионов; пятидесятники — до семисот миллионов. Основная протестантская ветвь насчитывает до 320 миллионов членов. Среди них — как евангеликалы, так и пятидесятники, как, например, у пресвитериан в Южной Корее. Если посмотреть внутрицерковные публикации этих церквей, то в каждой из них можно обнаружить призыв к единству. Адвентисты седьмого дня не являются исключением. Мы также призываем церковь к единству.

Иисус молился за единство верующих, а потому разделение Тела Христова является настоящей трагедией. Христианство разделено на множество организаций и подразделений внутри каждого течения. Нужно быть большим оптимистом, чтобы поверить в то, что христиане могут вновь стать едиными, как это было в первом столетии. Несколько лет назад, когда в стране экуменическое сообщество праздновало объединение двух церквей, я спросил их руководителя, имеет ли подобная тенденция шанс на продолжение. Его ответ был следующим: «Мы должны убедиться в том, что объединение этих двух церквей не закончится формированием трех церквей вместо одной».

После Реформации было предпринято несколько неуверенных шагов к восстановлению единства. Но они провалились. Как сказал мне один лютеранский пастор, в настоящее время разделение между лютеранами и католиками даже еще глубже, чем во времена Лютера. В девятнадцатом веке многие экуменические движения начинали свою деятельность как межрелигиозные или межденоменационные организации, такие как Библейские общества и Миссионерские общества.1

После первой мировой войны, протестанты и православные провели несколько крупных совещаний, чтобы изучить необходимость работы над единством церкви. Убийство христианами друг друга казалось недопустимым, что и положило начало к созданию экуменического движения. Была создана Богословская комиссия, состоящая из теологов, принадлежащих к разным деноминациям. Их целью стало изучение общих верований, а также путей, каким образом можно преодолеть различия. Данная комиссия получила название «Вера и порядок«.2

Вторая мировая война остановила развитие экуменического движения. И вновь, христианские страны вовлекли мир в беспрецедентную бойню. После войны христианские лидеры усмотрели свою ответственность в данной трагедии и посчитали, что разделение христианского мира благоприятствовало развитию таких идеологий, как нацизм и коммунизм. Необходимо было быстро принимать какие-то решения. Лига Наций, которой не удалось остановить войну, была преобразована в Объединенные Нации. В 1948 году участники стран ООН проголосовали за Всеобщую декларацию прав человека, которая стала образцом конституций многих стран. Ее цель заключалась в защите человеческих прав, как универсальной ценности, дабы избежать войн. Протестанты и православные последовали этому примеру и организовали Всемирный совет церквей.3 В Совете преобладало влияние европейских национальных церквей. Цель заключалась в том, чтобы создать видимое единство Тела Христова. Как это сделать? Поддержанием идеи наступления эпохи одной христианской церкви.

Но католики не являлись членами ВСЦ. В Риме идеи единства и экуменизм понимались иначе. Римская католическая церковь понимала единство как возвращение к «материнской» и «истинной церкви». Для лидеров же экуменического движения единство должно было строиться шаг за шагом как процесс, как путешествие со Христом, который ведет Своих детей. Достижение видимого единства — больше, нежели возвращение в Рим. Каждый, кто решил присоединиться к этому путешествию с Богом, должен быть готов меняться в силу необходимости единства. Таковым было бы условие.4 После Второго Ватиканского собора католическая церковь решила все же стать частью экуменического движения. Но она не вошла во Всемирный совет церквей. Вместо этого католики организовали свое собственное экуменическое ведомство — Папский совет по содействию христианскому единству.5

После представленного краткого исторического экскурса возникают некоторые вопросы: во-первых, следует ли Адвентистам участвовать в межцерковных отношениях? Во-вторых, является ли отказ Церкви адвентистов седьмого дня от членства во Всемирном совете церквей признаком противостояния молитве Иисуса о единстве Церкви?

Эти вопросы очень важны и нуждаются в незамедлительных ответах. Отвечая на первый вопрос, следует напомнить о том, что Церковь адвентистов седьмого дня рассматривает себя в качестве движения, имеющего особую весть к миру. Хотя адвентисты и признательны другим направлениям христианства за распространение благой вести Евангелия, они верят, что обладают отличительной вестью, которая подготовит мир к скорому пришествию Иисуса. Поэтому участие АСД в экуменическом движении и определенных видах межцерковных отношений является своего рода отказом от отличительной вести и миссии церкви. Однако же я не считаю, что адвентисты должны отгораживаться от мира и жить в своем деноменационном коконе, как пропагандируют то некоторые маргинальные группы. Позвольте мне вкратце выразить некоторые мысли по данному вопросу.

Адвентистам не следует уклоняться от возможностей поделиться красотой своей отличительной вести с другими деноменационными группами. Некоторые встречи, ошибочно обозначенные как «экуменические» (в уничижительном смысле), могут послужить благоприятной возможностью для адвентистских пасторов и руководителей, чтобы поделиться верой, надеждой и своим взглядом на Священное Писание. Более того, подобные встречи могут стать самой безопасной площадкой, на которой можно объяснить основы нашего вероучения, особенно отличительные доктрины, тем людям, которые бы нигде больше слушать нас не стали. Пасторы и члены церкви не должны упускать возможности делиться адвентистской вестью с людьми другой веры.6 Пока мы остаемся верными Священному Писанию, на котором строятся основы нашего вероучения, мы поступаем правильно, взаимодействуя с другими деноминациями, ибо в этом случае они получают более ясное представление о том, кем мы являемся. Эллен Уайт, в контексте издательского служения, написала наставление, которое очень уместно в связи с обсуждаемым вопросом:

«Вы должны иметь возможность говорить в других церквях. Развивая эти возможности, не забывайте слов Спасителя: „будьте мудры как змеи, и просты, как голуби“. Не произносите никаких обличительных речей. Говорите о вести четко и по существу, и избегайте всяческих грубых выражений. В мире много душ, нуждающихся в спасении. Говоря о спасении, будьте мудры в словах и делах, представляя Христа всем, с кем вам придется сталкиваться. Позвольте всем увидеть, что ваши ноги обуты в готовность благовествовать мир и благую волю всем людям» (Ревью энд Геральд, 7 октября 1902 г.).7

Что касается второго вопроса, будто своим неучастием в экуменическом движении, Церковь адвентистов седьмого дня расходится с молитвой Иисуса о единстве, я подумал вот о чем. Адвентисты седьмого дня не выступают против единства и остаются полностью верными молитве Иисуса — «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:21). В русле этих слов Адвентисты седьмого дня считают, что в стремлении к единству, если такового возможно достичь, важно основываться на Священном Писании, то есть, единство должно согласовываться с истиной, открытой в Библии. Следует отметить, что в том же контексте, в каком Иисус учил о единстве, Он говорил и об истине: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17:19). Упоминание об истине согласуется с выражениями Иисуса в других местах Евангелия от Иоанна: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

Итак, Адвентисты седьмого дня не должны упускать возможности взаимодействовать с другими деноминациями, чтобы свидетельствовать им о том, кем мы являемся и на чем мы, как сообщество, почитающее Библию, стоим. Мы обладаем драгоценной и уникальной вестью, которой нужно делиться с миром, и даже с другими деноминациями и экуменистическими группами. Хотя мы, как Адвентисты седьмого дня, не являемся членами Всемирного совета церквей, и не намереваемся ими стать, мы не выступаем против единства, как такового. Мы выступаем за истину. Единство, построенное на основании библейской истины, стало бы удивительным достижением. Но на сегодняшний день давайте будем помнить слова Иисуса: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14-16).

Джон Граз, директор по связям с общественностью и отдела по вопросам религиозной свободы Генеральной конференции Адвентистов седьмого дня (переизбран на съезде ГК в июле 2015 г. в связи с выходом на пенсию. Прим. ред.)

1 William M. King, «Ecumenism». In The Encyclopedia of Protestantism, ed. Hans J. Hillerband (New York: Rout-edge, 2004), 182.

2 См. William G. Rusch, «Ecumenism, Ecumenical Movement», In The Encyclopedia of Christianity (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1999-2003), 2:46-60.

3 Wilbert R. Shenk, «World Council of Churches.» In The Encyclopedia of Protestantism, ed. Hans J. Hillerbrand (New York: Routledge, 2004), 821-826.

4 См. W. J. Whalen, «Ecumenical Movement». In The New Catholic Encyclopedia, eds. Berard L. Marthaler, Gregory F. LaNave, Jonathan Y. Tan, and Richard E. McCarron (Detroit, MI: Thomson and Gale, 2002), 5:88.

5 Pontifical Council for Promoting Christian Unity, accessed June 7, 2015, http://www.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/christuni/index.htm

6 См. John Graz, Issues of Faith and Freedom (Silver Spring, MD: Public Affairs and Religious Liberty Department), 141-148.

7 Ellen G. White, The Publishing Ministry (Review and Herald, 1983), 306.

По материалам Информационного бюллетня Института библейских исследований Генеральной конференции Церкви АСД.

Exit mobile version